Школа хороших манер
статья по психологии на тему
Культурный человек располагает к себе людей, с ним приятно иметь дело. Но воспитанными не рождаются – такими становятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satya_na_sayt_08.09_shkola_horoshih_maner_.docx | 15.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа хороших манер.
Культурный человек располагает к себе людей, с ним приятно иметь дело. Но такими не рождаются – ими становятся.
Как прививать ребенку хорошие манеры? Прежде всего собственным примером. Если папа каждый раз во всеуслышание благодарит маму за вкусный ужин, а мама свои просьбы сопровождает вежливым «пожалуйста», это гораздо эффективнее, чем строгое «Что надо сказать после еды?» или «Ты что, забыла, как ведут себя воспитанные люди?» иными словами, посыл должен быть «Делай, как я», а не «Делай, как я говорю». Однако иногда этого бывает мало.
Начало начал.
Малыши копируют поведение взрослых и узнают «волшебные» слова и правила. Они учатся здороваться и прощаться , благодарить, извиняться, желать доброго утра, спокойной ночи, культурно вести себя за столом. С первыми достижениями появляются первые проблемы – так называемый кризис трех лет. Ребенок активно познает мир, обозначает для себя границы дозволенного и испытывает на прочность. Да, он знает, что такое хорошо и что такое плохо, но почему – то вдруг начинает драться, отказывается сказать «спасибо», отбирает у других детей игрушки. Это раздражает, а иногда и ставит в неловкое положение. Тем не менее правильная реакция – спокойствие и последовательность. Строго, но ровным голосом объясните, что так воспитанные люди не поступают, это обидно, невежливо, нехорошо.
И разумеется, нельзя один раз отругать за поступок, а другой спустить все рук или посмеяться как над ем – то забавным. Хорошее поведение стоит обязательно отметить: «Мне нравится, как ты поступил. Ты вежливый мальчик, правильно сделал, что поздоровался».
На ошибках учимся.
Начиная с 3-4 лет ребенок активно общается со сверстниками, становиться свидетелем не очень – то красивых житейских сцен. Один сказал «пожалуйста», другой толкнул, третий отнял игрушку. С жалобами на несправедливость малыш обращается к взрослым. Это не вредное ябедничество более старшего возраста, когда жалобщик жаждет кары для нарушителя. Это попытка разобраться в происходящем: почему так поступает его товарищ? Не ругайте ябеду и не отмахивайтесь от него. Разрешите сомнения крохи: «Да, Сережа толкнул тебя, так делать нехорошо. Он, наверное, забыл, как нужно себя вести». Другая характерная черта детсадовцев – нежелание делиться своими вещами. Во времена нашего детства нам внушали: «Жадничать – плохо!» сейчас психологи не столь категоричны. Ведь любимая игрушка для малыша – это частичка его маленького «я». Как отдать ее какому –то ребенку? Конечно, нужно приучать ребенка делиться, но делать это мягко и деликатно. Предложить ему поиграть вместе с ребятами в его игрушки, поменяться на время. А самые любимые пусть попросту не берет на детскую площадку или в группу, чтобы и приятелей не обижать, и самому не расстраиваться. Кстати, особую привязанность к вещам чувствуют дети, ощущающие себя одинокими. Так что, если малыш не расстается с медвежонком и никому не дает с ним играть, имеет смысл посмотреть на ситуацию более серьезно.
Как быть если вашего ребенка учит хорошим манера прохожий, кто-то из взрослых в транспорте или бабушка на площадке?
- Спокойствие и достоинство. Это будет блестящим наглядным уроком вежливости ребенку. Поэтому слова «Вас спросить забыла» и «Своих воспитывайте» не должны срываться с языка, не опускаться же до публичных склок. Лучше быть сдержанной, но твердой: «Спасибо за замечание! Я с этим разберусь». Если собеседник не унимается, придется повторить фразу и просто игнорировать его дальнейшие выпады.
- Будьте на стороне ребенка. Даже если он не прав, не следует отчитывать его прилюдно. Для него это – предательство, отказ от него.
- Проиграйте ситуацию дома, в спокойной обстановке. А заодно объясните, что взрослые бывают разные: одни делают замечания справедливо, другие – не очень. Ввязываться в ссору с последними не стоит – себе дороже, лучше просто отойти в сторону.
Текст подготовлен по
материалам психолога
А. Светловой
педагогом –психологом
Шеремет Т. МБОУ ЦДК
«Детство» г. Краснодара
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мероприятие "Хорошие манеры в картинках и примерах"
Данное мероприятие поможет вспомнить правила хорошего поведения и вежливые слова в игровой форме....
Обучающая игра "Школа хороших манер"
Обучающая игра "Школа хороших манер"...
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" (социальная направленность).
Презентация программы внеурочной деятельности для 5-7 классов "Этикет: Школа хороших манер" подготовлена автором данного курса Бацаевой Ириной Николаевной для ознакомления родителей и обучающихся с да...
Школа этикета "Уроки хороших манер"
Программу можно использовать как на кружке, так и для внеурочной деятельности. В рамках данного курса работа над усвоением норм и правил этикета напоминает спираль, на каждом новом витке обучения расс...
Дистанционный урок русского родного языка. Урок хороших манер. Манера речи-этика и этикет.
Отдыхаем и учимся! Предложен к просмотру веселый видеоурок хороших манер....
Дистанционный урок русского родного языка. 5, 7 класс. Урок хороших манер. Правила поведения в школе и во дворе.
Предложен видеоурок, в котором ученикам напоминиются этические нормы....
Школа хороших манер «Этикет-класс» (игры на сплочение)
Школа хороших манер «Этикет-класс» (игры на сплочение)...