Нравственное развитие подростка
статья по психологии на тему

Трофимова Тамара Владимировна

Работа включает в себя анализ состояния изученности нравственного развития подростков и описание эмпирического исследования личностных особенностей современных подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_razvitie_podrostka.docx79.49 КБ

Предварительный просмотр:

Трофимова Т.В. Елнатская средняя школа

Нравственное развитие подростка

Оглавление

Введение ................................................................................................................ 3

Глава I. Анализ состояния изученности  нравственного  развития подростков  ................................................................................................. ……7

1.1.  Особенности нравственного развития подростков……………………….7

1.2.  Проблема нравственного развития подростка в зарубежной и отечественной литературе…………………………………………... ............. 13

1.3. Психологические особенности современных подростков……… .......... 16

Выводы по главе I ........................................................................................... 19

Глава II. Эмпирическое исследование личностных особенностей современных подростков……… .................................................................... 21

2.1. Характеристика выборки и методов исследования. ................................. 21

2.2. Результаты исследования и их анализ   .................................................... 22

Выводы по главе II   ........................................................................................ 29

Заключение   ..................................................................................................... 30

Список  используемых источников   ........................................................... 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Духовно-нравственный кризис- так  определяется состояние нашего общества и практически каждой личности. Такое  положение является отражением политических перемен, и как следствие- перемен в    общественном сознании, слепое копирование западных образцов.  С отменой официальной  идеологии,   общество лишилось  духовных и нравственных идеалов. Воспитательные  функции   системы образования  оказались минимизированы. Традиционные ценности (семья, любовь и т.д.) оказались обесценены в свете экономических изменений в обществе.

В настоящее время «Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации[1] ». Нравственное  развитие в данное время является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Содержание нравственного воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определѐнный характер и направленность в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.В 2007 году в выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием Российской Федерации было отмечено, что «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность: и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений[2]».

Пересмотрена и воспитательная функция образования.  «Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

- создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России[3]».

Актуальность изучения нравственного развития именно подростка определяется тем, что наиболее ответственным периодом становления личности является   подростковый возраст, поскольку здесь закладываются основы нравственности. А значит именно в этом периоде  нужно  усиление нравственного воспитания человека. Для успешности этой деятельности необходим комплексный и  всесторонний  анализ  нравственного  становления и развития  подростка.

Цель исследования изучить особенности нравственного развития современных подростков.

Задачи исследования 

  • проанализировать  теоретические исследования по проблеме нравственного развития подростков;
  • определить психологические особенности современных подростков;
  • анализировать  уровень нравственного развития современных   подростков

Объект исследования

процесс нравственного развития подростка.

Предмет исследования-

оценить уровень развития морального сознания подростков.  

Методы исследования

анализ и обобщение научно-педагогических и психологических исследований; наблюдение, метод опроса, анкетирование, тестирование: методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, методика «Закончи предложение».

 В исследовании использовались статистические методы обработки данных.

 Гипотеза     процесс развития нравственной сферы личности подростков   будет эффективен, если:

1)   выделены возрастные особенности развития нравственной сферы личности подростков;

2)   учитывается, что  нравственная сфера личности подростков имеет гендерную специфику.

 Научная  новизна  работы заключается в следующих позициях:

обобщение отечественных и зарубежных работ последнего десятилетия по вопросам  нравственного развития подростков;

социально-психологическая информация об  особенности нравственного развития современных подростков ;

  в зависимости от индивидуальных психологических особенностей и предпочтений.

Структура работы:

работа включает в себя введение, две главы: теоретический анализ проблемы и описание эмпирического исследования; заключение.

Практическая значимость использования  результатов данной работы:

а) в процессе обучения с целью духовно-нравственного развития учащихся;

б) для личностной диагностики учащихся с целью выявления
факторов, неблагоприятно влияющих на духовно-нравственное развитие;

в) при разработке специальных программ, позволяющих развивать духовно-нравственные качества подростков и корректировать
некоторые особенности их духовно-нравственного развития.

 

ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИЗУЧЕННОСТИ  НРАВСТВЕННОГО  РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

  1. Особенности нравственного развития подростков

Прежде, чем рассматривать особенности нравственного развития подростков, вспомним значение понятия «нравственное развитие». «В наиболее общем смысле термин обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «моральному релятивизму» (понятия о правильном и неправильном зависят от изучаемой культуры, универсальных стандартов не существует), либо к «моральному универсализму» (определенные ценности, такие как сохранение человеческой жизни любой ценой, имеют универсальное значение для любой культуры и каждого человека)[4]».  

Но существуют и другие интерпретации   понятия: «1. Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма).

2. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания.

3. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма[5]».

        Каждый период жизни человека имеет свою физиологическую и психологическую характеристику. Подростковый период- не исключение. Подростковым  или отроческим в психологии принято называть средний школьный возраст. Ориентировочно,   от 9-11 до 14-15 лет. Это  период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это  в этом  определение содержится проблема: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. Подростковый возраст  кончается, когда личность достигает социальной и эмоциональной зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого.

Возраст отрочества во многом определяет дальнейшее развитие человека.

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная   социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений со взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя. Ведущие специалисты в области психологии работали над данным вопросом. «Ш. Бюлер определяет подростковый возраст как период созревания, когда человек становится половозрелым.  Основная его характеристика — то, что Ш. Бюлер называет психической пубертатностъю, Допубертатный период она считает детством, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Психическая пубертатность связана с вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола.
Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной (физической), которая приходится в среднем у мальчиков на период между 14—16 годами, у девочек — между 13-15 годами. С ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы.
Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества.
Основные черты 
негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения — "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки.
Окончание фазы связано с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов 
формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь.
Им описано 
6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

1) теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";

3) экономический тип — жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с "наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";

4) социальный тип — "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";

5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

6) религиозный тип — такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".

Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях.
Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал 
чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими.
Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов.
Наиболее яркими интересами 
(доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму).
Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте.
Воображение подростка "уходит в сферу фантазии", которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну.
Л. С. Выготский указал еще на 
два новообразования подросткового возраста развитие рефлексии и на ее основе развитие самосознания [6]».

По мнению Л.С. Выготского «Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка[7]».

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Поскольку  никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, и он находит свое место в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым. Общение со своими сверстниками - ведущий тип деятельности в это время, складывается новая социальная ситуация развития. Идеальная форма - то, что ребенок осваивает в этом возрасте, с чем он реально взаимодействует, - это область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения: осваиваются нормы социального поведения, нормы морали,   устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу.  

Учебная деятельность отступает в подростковом возрасте на второй план, а центр жизни перемещается в деятельность общения. Главная жизнь в школе протекает на переменах. Изменяются и отношения с учителем, как с представителем взрослого сообщества: то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку, и именно за счет этого осваиваются социальные нормы взаимоотношений, формируется самосознание, самоконтроль.

В переходный возраст происходят значительные изменения в самых различных сферах психики. На первый план выходят мотивы, связанные с мировоззрением, с планами будущей жизни. В этом возрасте усваивается большинство моральных образцов, начинается процесс самоопределения.

  1. Проблема нравственного развития подростка

в зарубежной и отечественной литературе

        Проблемы нравственности подросткового возраста рассматривались  ведущими учеными с давних времен. В результате анализа имеющейся литературы,  нами выяснены следующие обстоятельства:

психологические исследования морального развития прошлого столетия были во власти трёх теоретических подходов: психоаналитического, первоначально сформированного Фрейдом , теорий социального научения (Хартсхорн и Мэй,   и когнитивного, предложенного Пиаже   и Кольбергом  .  Психоанализ концентрировался на моральных чувствах, типа чувства вины, бихевиористский подход – на изучении поведения, когнитивный подчеркивал структуру морального размышления.

Особенности нравственного развития подростков рассмотрены в работах И.С. Кона, Л.И Запорожец, Е.Б. Редькиной, В.А. Мартынова, Д.И. Фельдштейна , В.И. Чудновского , Л.И. Божович  и др. Подростковый возраст связан с формированием самосознания, устойчивой Я-концепции, с развертыванием процесса психологического самоопределения, возникновением рефлексии собственного поведения. Также в подростковом возрасте оформляются нравственные и гражданские качества личности, основы нравственного мировоззрения. По мнению Д.И. Фельдштейна , именно в подростковом возрасте интенсивно формируются нравственные убеждения и идеалы. Д.И. Фельдштейн выделил «три условия процесса развития подростка и становления нравственной сферы личности. На первом уровне «локально-капризном» преобладают ситуативно обусловленные эмоции и мотивы (10-11 лет), появляется потребность участвовать в деятельности наравне со взрослыми, мотив деятельности на пользу другим людям. На втором «правозначном» уровне появляется потребность в общественном признании с опорой на собственные возможности и способности (12-13 лет). На третьем уровне «утверждающе-действенном» подросток способен применит свои способности во взрослом мире (14-15 лет)[8]». Л.И. Божович   выделяет в подростковом возрасте проявление нового уровня развития нравственного самосознания, а также потребности осознать себя как личность и индивидуальность. И. С. Кон   считает, что в подростковом возрасте происходит переход от «внешнего» регулирования поведения к саморегуляции, самоконтролю и самоуправлению. Он поддерживает вывод Колберга, основанный на исследовании логического развития по Пиаже.

Отношение между стадиями логического развития по Пиаже и стадиями морального развития, по Колбергу[9] 

Логическая стадия

Моральная стадия

Символическая, интуитивная мысль

Стадия 0—хорошо то, чего я хочу и что мне нравится

Конкретные операции:

этап 1

этап 2

Стадия 1 — послушание из страха наказания

Стадия 2 — инструментальный релятивизм, гедонизм, обмен услугами

формальные операции:

этап 1

этап 2

этап 3

этап 4

Стадия 3—ориентация на мнение значимых других, конформность

Стадия 4 — ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка

Стадия 5А — утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора

Стадия 5В — ориентация на высший закон и собственную совесть

Стадия 6 — ориентация на универсальный этический принцип

Эти исследования подтверждают наличие «устойчивой закономерной связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны,  и его возрастом и интеллектом- с другой[10]».

Как было уже сказано выше, подростковый возраст полон противоречий.

«В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции[11]».

1.3. Психологические особенности современных подростков

Как было сказано выше, подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Они полны противоречий, их разрывает внутренний мир, они ищут себя во внешнем мире. Каждое поколение отличается от предыдущего, современные подростки не исключение. «Они живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить[12]».

Мир, в котором формировалась нравственность предыдущего поколения,  кардинально отличался от сегодняшнего, так же, как и образ жизни социума.  Важным фактором для формирования нравственности (вернее, что мешает ее развитию), «является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе» [13].

Основы  развития человека идут из семьи.  Ребенок невольно проецирует поведение , образ жизни родителей на себя, свое поведение и жизнь в целом. «Исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20 % подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания подвижности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями.   В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.

Отличие подростков очень видно сегодня и в насыщенной сексуальной атмосфере. Наши подростки живут в мире, где нет никаких правил, связанных с сексом. Из-за того, что кино, пресса, музыка отождествляют секс с любовью и изображают его как обязательную часть полноценных отношений между людьми, значительное число современных подростков ведет сексуально активный образ жизни. Секс в наши дни стал неким божеством, причем способов поклонения ему столько, что трудно даже представить. И поэтому в этом мире современный подросток должен справляться с проблемами своей развивающейся сексуальности»[14].

Подростковому возрасту присуща черта: все подвергать сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, формированию системы нематериальных ценностей уделяли очень большое значение, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Современная система воспитания направлена на обучение ребенка правам, а не привитию обязанностей и ответственности.     Современное поколение не представляет себе четко, «что такое хорошо, а что такое плохо».

Хорошо ориентируясь в современных технологиях, подростки , и современная молодежь в целом, в большинстве своем абсолютно беспомощна в быту, обычной жизни, жизни в социуме. Общаясь и «проживая» в виртуальном мире, не умеют и не учатся строить поведенческую программу, просчитывать последствия поступков.

В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. «Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа»[15].  

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Проблема подросткового возраста не нова, но очень важна, т.к. именно в этом возрасте развиваются  моральные и нравственные  ценности, качества и взгляды человека. Не случайно   психологии, физиологи, педагоги  уделяют большое значение изучению подросткового периода.

На формирование человека как личности влияет социальное окружение, в котором он провел годы отрочества, его собственная социальная активность. На развитие современного  подростка, кроме всего прочего,  оказывают большое  воздействие  информационные технологии: социальные сети и т.п., что отрывает его от реальной жизни.

Нарушение, или скорее разрушение, семейных ценностей так же нужно учитывать, рассматривая внутренний мир современного подростка. «Значимость семьи в формировании исследуемого нами феномена заключается, прежде всего, в том, что в семье происходит развитие речи ребенка. Подражая речевым образцам взрослых, индивид одновременно заимствует образцы нравственных представлений, чувств, оценок, ценностей. Подобные образцы, как онтогенетически наиболее ранние, становятся значительным внутренним фактором, определяющим поведение ребенка. Это особенно ярко проявляется в ситуациях нравственного выбора: в данных условиях индивид идентифицирует себя с усвоенными образцами и в соответствии с их характером осуществляет свой выбор. Данные различных психологических исследований подтверждают предположение о доминирующем влиянии семьи на формирование нравственного сознания детей. Так, например, Ю. М. Ковальчуком (Ковальчук, 1986) установлен высокий коэффициент (0,98) корреляционной связи между уровнем нравственного сознания учащихся и уровнем педагогичности семейных условий»[16]

Падает авторитет родителей, ценность семьи и семейных отношений. На первый план выходят материальные ценности, как заменитель моральных, по принципу «природа не терпит пустоты».

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

2.1. Характеристика выборки и методов исследования

В исследовании принимали участие 30 учащихся в возрасте 10- 15 лет. Возрастной  и гендерный состав отражен в таблице 1:  

Таблица 1

Возрастной и гендерный состав участников исследования

10-11 лет

12-13 лет

14-15 лет

Мальчики

5

5

5

Девочки

5

5

5

В качестве основного диагностического материала для определения уровня нравственного развития были выбраны следующие методики:   методика "Ценностные ориентации" М. Рокича, методика «Закончи предложение».

Методика "Ценностные ориентации" М. Рокича   направлена  на изучение ценностно-мотивационной сферы. Использовалась  только группа инструментальных ценностей.

Респондентам  предъявлен   список  ценностей (  18)  на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Перед началом тестирования с ребятами был проведен инструктаж: «Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, отметьте цифрой 1. Затем выберите вторую по значимости ценность и т.д. Наименее важная  останется последней и займет 18 место. ".

Методика  «Закончи предложение»[17] предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам. В начале тестирования была зачитана инструкция: «Закончи  предложение одним или несколькими словами»

Тестовый материал

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
  6. Если бы я был на месте учителя, я…

2.2. Результаты исследования и их анализ

Обработка полученных результатов по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича   проводилась по каждой ценности отдельно для всех участников; по каждой ценности отдельно для девочек и для мальчиков и по возростам. Для определения содержания типов ценностных ориентаций обычно прибегают к факторному или таксономическому анализу. Здесь использовали последний – группировка данных по сходным признакам и провели следующую процедуру обработки полученных материалов.   Вычислили средний балл по каждой из восемнадцати ценностей. Средний балл определяется путем деления суммы всех оценок по этой ценности на число школьников данной группы.

Таблица 2

Средние показатели значимости типов ценностей

по методике М. Рокича (инструментальные ценности)

в группе  10-11 лет  

 

Список  ценностей

По группе

в целом

девушки

юноши

  аккуратность    

6.3

2.6

10

воспитанность (хорошие манеры)  

6.3

6.6

6

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

14.1

14.8

13.4

жизнерадостность (чувство юмора)  

6.3

4.6

8

исполнительность (дисциплинированность)  

9.1

8.8

9.4

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  

9.1

7.8

10.4

непримиримость к недостаткам в себе и других

12.1

14.8

9.4

  образованность (широта знаний, высокая общая культура)    

8.9

7.8

10

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)    

5.4

6

4.8

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)    

8.5

9.6

7.4

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)    

8.3

7.6

9

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов    

10

10

10

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  

11.1

10

12.2

  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  

11.6

13.4

9.8

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  

11.8

13.2

10.4

честность (правдивость, искренность)    

9.5

10.4

8.6

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)    

11.8

13

10.6

чуткость (заботливость)

11.5

10.4

11.6

Таблица 3

Средние показатели значимости типов ценностей

по методике М. Рокича (инструментальные ценности)

 в группе  12-13 лет  

Список  ценностей

По группе

в целом

девушки

юноши

  аккуратность    

8.3

4

12.6

воспитанность (хорошие манеры)

12.4

7.4

17.4

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)  

10.4

15.2

5.6

жизнерадостность (чувство юмора)
 

7.2

5

9.4

исполнительность (дисциплинированность)  

14.4

14

14.8

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  

8

5.4

10.6

непримиримость к недостаткам в себе и других

9.9

7.8

12

  образованность (широта знаний, высокая общая культура)    

9.7

8.4

11

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)  

9

9

9

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  

10.3

11.6

9

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)    

8.8

9.6

8

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов    

10.7

9.4

12

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  

8.2

11.4

5

  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  

9.9

9

10.8

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)  

7.3

11

3.6

честность (правдивость, искренность)    

10.4

10.8

10

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)    

9

12.6

5.4

чуткость (заботливость)

13.7

12.4

15

Таблица 4

Средние показатели значимости типов ценностей

по методике М. Рокича (инструментальные ценности)

 в группе  14-15 лет  

Список  ценностей

По группе

в целом

девушки

юноши

  аккуратность    

11.5

12.6

10.4

воспитанность (хорошие манеры)  

5.5

8.4

2.6

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

11

6.8

15.2

жизнерадостность (чувство юмора)
 

10.4

4.6

16.2

исполнительность (дисциплинированность)
 

10.4

8

12.8

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)  

13.6

15

12.2

непримиримость к недостаткам в себе и других

15.6

14.8

16.4

  образованность (широта знаний, высокая общая культура)  
 

11.1

12

10.2

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)  
 

5.9

8

3.8

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)  
 

3.3

2.6

4

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)  
 

7

7.4

6.6

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов  
 

5.7

6

5.4

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)  

12.3

11.4

13.2

  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)  
 

8.5

9.2

7.8

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
 

7.6

6.4

8.8

честность (правдивость, искренность)  
 

7.3

12

2.6

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)  
 

8.7

8

9.4

чуткость (заботливость)

13.2

14.2

12.2

Иерархия ценностей была проанализирована в каждой группе отдельно, затем проведен сравнительный анализ.

В первой группе (10-11 лет) на первое место вышла такая ценность, как ответственность (этическая ценность).  Затем следуют воспитанность и жизнерадостность (ценности общения),  аккуратность (ценность дела). Причем,  разрыв со следующими показателями- 2 балла- самоконтроль (этическая ценность) и рационализм (ценность дела), образованность (ценность дела), исполнительность (ценность дела) и независимость (этическая ценность).

В конце списка оказались:

 высокие запросы (этическая ценность), непримиримость к недостаткам, терпимость и чуткость (ценности общения), широта взглядов (этическая ценность) и эффективность в делах (ценность дела).

Если анализировать по гендерному признаку-  девочки более высоко оценивают аккуратность, жизнерадостность, независимость и образованность. У представителей мужского пола в приоритете ответственность.

Такой «разброс» в приоритетах говорит о несформированности  системы ценностей в данном коллективе, вероятно, на это влияет и переход из начального звена в среднее (пятый класс- адаптационный период).

Однако, при наблюдении за подростками данного возраста эти данные подтверждаются. Действительно, в процессе общения в своей возрастной группе,    такие личностные качества (или ценности общения), как воспитанность и жизнерадостность оцениваются  высоко.  

Во второй группе (12-13 лет) приоритет отдали жизнерадостности (ценности общения) и широте взглядов, независимости (этические ценности), аккуратности и твердой воле  (ценность дела). Затем следуют самоконтроль и ответственность. Из полученных результатов  мы видим, что данные ценности в обеих группах имеют большое значение для развития личности.

Однако, одной из  наименее значимых в данном возрасте ценностей оказалась исполнительность, что противоречит полученным результатам. Чуткость, как и в первой группе,    оказалась   в конце списка. Для девочек более ценным оказались: аккуратность и жизнерадостность, причем с большим отрывом от оценки мальчиками. Они в свою очередь отдают первенство широте взглядов, твердой воле и эффективности в делах  (так же с большим отрывом).

Старшая группа, как и предполагалось, оказалась более зрелой. На первом месте  ценность дела- рационализм, а затем- с отрывом 2 балла- воспитанность, смелость в отстаивании своего мнения и ответственность. Действительно, наблюдение показывает, что  подростки в этом возрасте более практичны, менее импульсивны. На последние места встали чуткость, независимость, непримиримость.

Неожиданны результаты в данной группе  анализа по гендерному признаку: у мальчиков на первое место вышла воспитанность, а у девочек- рационализм.

Для обработки результатов методики  «Закончи предложение» мы  воспользовались  следующей ориентировочной шкалой:

  • 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Большинство ответов  подростков первых двух возрастных групп (14 из 20) оцениваются в 2 балла. Причем мальчиков среди них- большинство (9 из 14).

В старшей возрастной группе 9 из 10 ответов оценены в 3 балла.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ  II

При сравнительном анализе показателей методики Рокича мы выявили следующие общие показатели: чуткость и эффективность в делах у всех групп находятся в конце списка; образованность находится в середине; самоконтроль - одна из приоритетных ценностей.

Полученные в данном исследовании  результаты средние по группе показывают, что у подростков  в 14-15 лет на первое место выходит практичность, в группах  10-11- и 12- 13 –летних в фаворитах личностное качество- жизнерадостность.

Анализ методики  «Закончи предложение» показывает сформированность нравственных качеств в старшей группе, а в двух младших группах выявлено  недостаточное развитие нравственности у мальчиков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Целью нашего исследования  являлось  изучение  особенности нравственного развития современных подростков.

Для ее достижения  были определены следующие задачи   

  • проанализировать  теоретические исследования по проблеме нравственного развития подростков;
  • определить психологические особенности современных подростков;
  • анализировать  уровень нравственного развития современных   подростков

В ходе  анализа  теоретических исследований,  мы узнали,  что именно в подростковом  возрасте развиваются  моральные и нравственные  ценности, качества и взгляды человека.   Изучению подросткового периода уделяют большое значение психологии, физиологи, педагоги.

Современные подростки отличаются в своем развитии  развитие, т.к.  на них, кроме всего прочего,  оказывают большое  воздействие  информационные технологии: социальные сети и т.п., что отрывает  от реальной жизни.

Разрушаются традиционные нравственные ценности. Особенно действенно на внутренний мир подростка разрушение  семейных ценностей.

Мы провели исследование для определения нравственного развития подростков. В нем принимали участие 30 учащихся в возрасте 10- 15 лет.

Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу, что    процесс развития нравственной сферы личности подростков   будет эффективен, если:

1)   выделены возрастные особенности развития нравственной сферы личности подростков;

2)   учитывается, что  нравственная сфера личности подростков имеет гендерную специфику.

Не смотря на то, что при ранжировании нравственных ценностей нашлись общие данные для всех 3 групп, все же основные приоритеты в каждом возрасте- различны.

В начале подросткового возраста (10-11 лет) нравственное развитие личности только начинается, возможно формирование,  привитие некоторых качеств. В 14-15 лет  – возможна только корректировка.

В младшем подростковом возрасте главным является общение и личные качества. С интеллектуальным ростом человека меняется и система ценностей, в старшем возрасте на все смотрят с практической точки зрения. Это связанно также с процессом самоопределения, профессиональной ориентацией личности.

Так же анализ данных методики Рокича показал различие ранжирования от гендерной принадлежности подростков.  

Таким образом наша гипотеза подтверждается.

 Данные исследования будут использованы при составлении программы духовно-нравственного развития учащихся Елнатской средней школы. А так же в процессе обучения и при организации внеурочной деятельности учащихся.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. А. Я. Данилюк: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения)
  2. Кон И.С. психология ранней юности: Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.- стр. 206
  3. http://www.vashpsixolog.ru/teenager/3/69-adolescence: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"
  4. http://vsetesti.ru/331/: Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114
  5. http://vocabulary.ru/dictionary/479/word/nravstvenoe-razvitie: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.
  6. http://lenta.ru/articles/2007/04/26/text «Выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием»
  7.  http://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast: Дарвиш О.Б., Возрастная психология
  8. http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm «Национальная доктрина образования»
  9. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node17.html:   Карелина И.О. Возрастная психология и психология развития: тексты лекций 
  10. http://uchebnikfree.com/psihologii-osnovyi/psihologiya-cheloveka-sovremennom-mire-tom538.html: Л.Н. Антилогова «Психологические факторы развития нравственного сознания личности»  
  11. http://www.orenipk.ru/rmo_2012/psih.htm : Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева: «Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях»
  12. http://www.pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-147.shtml: Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное

. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.


[1] Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).

[2] http://lenta.ru/articles/2007/04/26/text «Выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием»

[3] http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm «Национальная доктрина образования»

[6] http://www.vashpsixolog.ru/teenager/3/69-adolescence: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

[7] http://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast: Дарвиш О.Б., Возрастная психология

[8] http://www.pedlib.ru/Books/1/0374/1_0374-147.shtml: Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное

. – М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

[9] Кон И.С. психология ранней юности: Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.- стр. 206

[10]  Кон И.С. психология ранней юности: Кн.для учителя.- М.: Просвещение, 1989.- 255 с.- стр. 206

[11] http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node17.html:   Карелина И.О. Возрастная психология и психология развития: тексты лекций 

[12] http://www.orenipk.ru/rmo_2012/psih.htm : Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева: «Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях» 

[13] Там же

[14] http://www.orenipk.ru/rmo_2012/psih.htm : Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева: «Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях»

[15] http://www.orenipk.ru/rmo_2012/psih.htm : Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева: «Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях»

[16] http://uchebnikfree.com/psihologii-osnovyi/psihologiya-cheloveka-sovremennom-mire-tom538.html: Л.Н. Антилогова «Психологические факторы развития нравственного сознания личности»  

[17] http://vsetesti.ru/331/: Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков в условиях семейного воспитания

Предоставление методических и практических рекомендации для родителей по сопровождению процесса нравственного развития и воспитания подростков....

Обобщение опыта работы педагога-психолога А.П.Загорулько по теме "Формирование ценностных ориентаций и развитие нравственных представлений подростков в условиях школы"

             В последние годы произошли многие изменения в структуре нашего общества: политико-экономические и социальные изменения, изменение критериев оценк...

Родительское собрание на тему "Семейное воспитание и его роль в нравственном развитии подростков".

Порядок семейной жизни, семейные традиции, режим в семье. Влияние уклада жизни семьи на привычки детей. Истоки проявления грубости, эгоизма, недоверчивости и других отрицательных черт в характере и по...

Презентация: Конструктивное общение как фактор духовно-нравственного развития подростков.

   Конструктивное общение в подростковом возрасте является важным фактором духовно-      нравственного воспитания. Навыки конструктивного общения формируются на уроках....

Методическое сообщение "Расширение нравственного опыта подростков как одно из условий развития их устойчивого нравственного поведения в условиях интерната-искусств"

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами является сохранение нравственного здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование высоко-нравственной личности - э...