Классный час Тема: «Психологическая подготовка учеников к итоговой аттестации»
классный час по психологии на тему
Оказать психологическую помощь обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально - устойчивой личности в период подготовке к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_psihologicheskaya_gotovnost_uchenikov_k_itogovoy_atistatsii.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Психологическая подготовка учеников к итоговой аттестации»
Цель: оказать психологическую помощь обучающимся в снижении эмоционального напряжения, уровня тревожности и формирование эмоционально - устойчивой личности в период подготовке к итоговой аттестации.
Задача: оказать психологическую помощь детям, задуматься об эмоционально-психологическом состоянии, дать знания о стрессе и о способах защиты от него, помочь развитию уверенности в себе, навыков самоконтроля.
Подготовка к проведению классного часа:
- бумага, мел, ручки, текст анкеты «Готовность к ЕГЭ».
Ход классного часа
1. Введение.
Экзамены - это ответственный период в жизни любого человека, так как именно от их результатов зависит будущее. И сегодня мы с вами поговорим о проблемах и трудностях экзаменационного периода, попытаемся найти возможные пути их преодоления, «проговорим» своё будущее поведение и состояние перед экзаменом.
Экзамены вызывают у вас разные ощущения и состояния. Я предлагаю озвучить эти ощущения и состояния.
Психолог просит каждого ученика написать на листочке от 5 до 10 эмоций, состояний, которые человек может испытывать и ощущать при сдаче экзамена. Затем выписываются на доске эмоции и состояния названные чаще всего. Их фиксируют и подводят итог: «Что же чаще проявляется?».
Итак, довольно часто мы испытываем отрицательные эмоции - гнев, страх, растерянность и др.
Почему так происходит?
Обучающиеся могут высказать свое мнение.
2. «Поговорим о стрессе».
Я хочу немного рассказать вам о стрессе! Почему о стрессе, да потому, что большинство отрицательных эмоций, которые мы испытываем, относятся к стрессу.
Прежде всего, обратимся к биографии слова «стресс». Впервые понятие «стресс» ввел канадский врач и биолог с мировым именем, директор института экспериментальной медицины и хирургии Ганс Селье, он же обосновал свое учение о стрессе. Неверно понимать под стрессом только нервное напряжение, которое приводит к болезням, говорил Селье: «Стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Любое непривычное для организма воздействие - чувство гнева, страха, ненависти, радости, любви, сильный холод или жара, инфекция, реакция на прием лекарства, укол все это может вызвать стресс. Стало быть, стресс это приспособление человека к любому воздействию на него, реакция организма. Избежать стрессовых ситуаций невозможно, да и не нужно, ибо стресс, как писал Селье,- «это сама жизнь, а отсутствие стресса означает смерть».
Разные люди по-разному реагируют на одни и те же раздражители. Это вы знаете из своего личного опыта. Кто-то в сложной ситуации остается невозмутимым, а кто-то теряется. Кто-то даже по незначительному поводу может «взорваться», наговорить обидных, грубых слов, а кто-то объяснится совершенно спокойно. Отчего же зависит эта разница в реагировании и поведении на одни и те же стрессоры? Безусловно это зависит от склада характера человека, от его индивидуальности. Но не только от этого. Немаловажную роль здесь играют приобретенные средства защиты - воспитание, самовоспитание. Это, пожалуй, главное оружие в борьбе со стрессом.
Чтобы быть уверенным в собственных силах, хорошо бы проверить себя и определить насколько вы спокойны и готовы к экзаменам или вам в сложной ситуации угрожает нервный срыв.
3. Анкета «Готовность к ЕГЭ».
Психолог предлагает ребятам ответить на вопросы анкеты «Готовность к ЕГЭ» Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах.
Фамилия, имя___________________________________
Друзья!
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только классным руководителем.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества | Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
| Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
11. Думаю, что смог справиться с тревогой на экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ | Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
Спасибо!
Фамилия, имя___________________________________
Друзья!
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только классным руководителем.
Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.
1. Я хорошо представляю, как проходит ГИА | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
4. Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
7. Думаю, что у ГИА есть свои преимущества | Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
| Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
11. Думаю, что смог справиться с тревогой на экзамене | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно |
12. Я достаточно много знаю про ГИА | Полностью не | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам | Полностью не согласен | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Абсолютно согласен |
Спасибо!
Анализ данных
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.
Знакомство с процедурой:низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги:высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации:низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Психолог. Советую каждому подумать над результатами анкетирования и сегодня я вам помогу некоторыми советами преодолеть тревогу и овладеть навыками самоконтроля и самоорганизации при подготовке к ЕГЭ.
4. Признаки стресса.
Экзамены - это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие. Все мы разные и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физическую, эмоциональную и поведенческую.
Физические признаки:
Бессонница
Головные боли
Запоры
Понос
Частое мочеиспускание
Усиление сердцебиения
Боли в животе
Тошнота или рвота
Потеря аппетита или постоянное чувство голода
Сыпь на теле
Кожный зуд
Эмоциональные признаки:
Импульсивное поведение
Пониженное настроение
Гнев
Нарушение памяти и концентрации внимания
Беспокойный сон (кошмары)
Необоснованная агрессивность
Раздражительность, частые слезы
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей
Импульсивное, непредсказуемое поведение
Поведенческие признаки:
Кручение волос
Кусание ногтей
Потеря интереса к внешнему облику
Морщение лба
Скрежетание зубами
Пронзительный нервный смех
Усиленное курение
Чрезмерное потребление лекарств
Притоптывание ногой или постукивание пальцем
5. Рекомендации при подготовке к итоговой аттестации.
Психолог: Каждому, кто хоть раз сдавал экзамены, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил проверка личности.
Экзамен - наиболее сложная стрессовая ситуация, предъявляющая особые требования к человеку, к его личностным качествам, к его психической устойчивости. А умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повторяются, само собой не приходит.
Конечно, главным условием успешной сдачи экзамена была и остаётся хорошая предметная подготовка. Но кроме этого важным критерием успеха на экзамене является эмоциональная устойчивость, умение не впадать в панику, несмотря ни на что.
Итак, как подготовиться психологически?
* Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадачи для достижения сверхцели.
* Необходимо начинать готовиться к экзаменам заранее, по частям, сохраняя спокойствие.
* Постараться сначала запомнить то, что даётся легко, а потом переходить к изучению трудного материала.
* В перерывах между занятиями слушайте расслабляющую музыку, танцуйте, делайте спортивные упражнения, общайтесь с интересными людьми, помогите тем, кто особенно нуждается в вашей любви, заботе, ласке.
Режим дня:
* Раздели день на три части: учебный труд - 8 часов, отдых - 8 часов, сон - не менее 8 часов.
* Организуй своё рабочее место так, чтобы никто и ничто не отвлекало тебя во время работы.
Питание:
* Трёх-четырёхразовое, калорийное, богатое витаминами.
* Отдавать предпочтение молочным продуктам, рыбе, мясу, овощам, фруктам.
* Улучшат память: морковь с растительным маслом (стимулирует обмен веществ в мозгу), стакан ананасового сока.
* Сконцентрировать внимание поможет половинка репчатого лука в день (помогает при умственном переутомлении, психической усталости, способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом).
* Достичь творческого озарения, спровоцировать рождение гениальных идей, стимулировать нервную систему можно при помощи чая из тмина (2 чайные ложки измельчённых семян на чашку).
* Успешно грызть гранит науки позволяют капуста (она снижает активность щитовидной железы, снимает нервозность) и лимон (освежает мысли, облегчает восприятие информации за счёт ударной дозы витамина С).
* Хорошее настроение поддержат «фрукты счастья» - бананы, содержащие
необходимое мозгу вещество - серотонин.
Условия поддержки работоспособности:
* Чередовать умственный и физический труд;
* Беречь от переутомления глаза, давать им отдых, переключать внимание;
* Минимум телевизионных передач и работы за компьютером;
* Стимулировать познавательные способности можно при помощи следующего упражнения: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливать фалангу каждого пальца другой руки, начиная от ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем в межпальцевой плоскости. Затем руки меняем.
* Поднять настроение и наполнить себя свежей силой помогут вдохи и выдохи со звуками «Аааа», «Ииии», «Оооо», «Уууу». Важно чтобы при вдохе звук пелся поступательно вверх (представьте, что вместе с воздухом вы вдыхаете светлые и радостные мысли), а при выдохе поступательно вниз (при этом из вас вытекает ощущение усталости, утомления, скуки).
6. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
Психолог. Важное условие успеха в момент экзаменационного марафона - своевременный совет и поддержка товарищей. Можете ли вы на них рассчитывать, мы узнаем после выполнения следующего блока заданий.
Перед вами листы с вопросами (на каждом - по одному вопросу). Как только я хлопну в ладоши, вы отвечаете письменно на поставленный вопрос. По моему следующему хлопку вы передаёте лист соседу слева. Так лист передаётся до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.
Затем, в течение трёх минут вы обсуждаете в группах полученные ответы и вырабатываете собственные правила поведения на экзамене, которые затем один из вас озвучивает всем.
Вопросы для «мозгового штурма»:
1. Плюсы в поведении во время экзамена.
2. Минусы в поведении во время экзамена.
3. Как сосредоточиться во время экзамена.
4. Как избежать неудачи во время экзамена.
5. Как настроить себя на положительный результат.
7. Пути предотвращения и преодоления стресса.
Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно и от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.
Пути преодоления:
1.Обращайтесь к себе позитивно. Если вы что-то не успели выучить, то не стоит усугублять положение недостойными высказываниями в свой адрес.
2.Представляйте себе положительные результаты. Представляйте себе успех, то, как будете рады вы и ваши близкие успешной сдаче.
3.Определите оптимальное время работы и наилучшую обстановку. Большинство из нас либо "совы", либо "жаворонки". Установите свое лучшее время и запланируйте как можно больше дел вокруг, в его пределах, чтобы работать на пике ваших энергетических возможностей.
4.Во время подготовки к экзаменам, чередуйте умственную нагрузку с физическими упражнениями, которые избавят вас от напряжения и беспокойства.
5.Поощряйте себя чем-либо после каждого выученного билета.
6.На время экзаменов отрегулируйте свой режим дня.
7.Разбивайте изучение большого объема материала на части, в таком случае он не будет казаться таким сложным и невыполнимым.
8.Во время подготовки к экзаменам очень важно овладеть техникой расслабления, ибо это даст вам возможность более спокойно воспринимать непредвиденные ситуации во время подготовки и сдачи экзаменов.
9. И последнее - это чувство юмора, ведь юмор – великий облегчитель стрессов и один из лучших способов избавиться от беспокойства.
8 . ИТОГИ классного часа.
Хочется надеяться, что этот классный час настроил вас на «позитивную волну» и поможет благополучно преодолеть рифы экзаменационного периода.
Психолог.
А жизнь - это вечный экзамен. Но некому подсказать нам:
Да жаль, расписания нет. Мы с жизнью - один на один.
И в жизни мы часто тянем И здесь не спасут заклинания
Невыученный билет. И чей-то добрый совет...
И вспоминаем старательно, В жизни мы часто тянем
Задумчиво в пол глядим Невыученный билет...
9. Литература
Бойко В.В. Психологическое содержание экзаменационной ситуации. М., 1997. Вольф Д. и др. Как преодолеть страх перед экзаменом. Новосибирск, 2000. Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2000. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж, 2000.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации учащихся и родителей
Советы родителям...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Существует много различных методик по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, помогающих педагогу в работе. Но очень важны не просто теоретические основы, а опыт самих учителей, накопленный на практике!...
Рекомендации родителям по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации.
Целью родительского собрания является оказание помощи ребятам в преодолении трудностей экзаменационного периода. Помощь взрослых очень важна , поскольку человеку, кроме всего прочего, ...
Советы по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации
В материале представлены советы по психологической подготовке к государственной итоговой аттестации...
Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации
Презентация по теме - Психологическая подготовка к государственной (итоговой) аттестации. Личность и экзамен (трудности при прохождении ГИА)....
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».
Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....