Психоэмоциональное состояние современного родителя и его влияние на становление подростковой личности
рабочая программа по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhoemotsionalnoe_sostoyanie_roditeley.docx | 29.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская СОШ №3»
Тема доклада
«Психоэмоциональное состояние современного родителя и его влияние на становление подростковой личности»
Материал подготовила:
Педагог-психолог
Петрова Нюргуяна Владимировна
Контакты:
8-914-1082224
yakovlevajana@yandex.ru
г. Покровск 2014г.
Пояснительная записка
В современном постоянно меняющемся мире все больше родителей уделяют внимание материальной стабильности, самореализации, достижению финансовой независимости, тем самым пренебрегая основными нуждами ребенка. Современный ребенок получает все необходимые материальные и биологические ресурсы, но порой ему не хватает простого эмоционального контакта с родителями, который играет большую роль в становлении личности в пубертатном периоде. Свободное время дети проводят в компании друзей, сверстников, находят кумиров стараясь подражать ему, тем самым восполняя недостающую ласку, общение и любовь.
Пренебрежение нуждами ребенка, неудовлетворение родителями основных его потребностей, приводит к тому, что для ребенка мнение друга становится важнее, чем родителей, у ребенка может быть ослабленное здоровье, приобщение к молодежным движениям. Данная проблема может возникнуть как в благополучной, там и в неблагополучной семье, ребенок из семьи СОП имеет повышенный иммунитет к различным проблемным ситуациям, но легче приобщается к подростковым группировкам, что может повлечь девиантное поведение.
В погоне за счастьем родитель не всегда уделяет должное внимание своим детям. Психологический портрет современного родителя имеет весьма стрессовый оттенок, человек каждый день переживает стрессовые ситуации различается только масштаб этих ситуаций. По данным «Левада – центра», современный житель больших городов имеет по несколько стрессовых ситуаций в день, например, поездка в общественном транспорте, погодные условия, экологические условия района, обстановка на работе, которая может являться основным источником стресса и депрессивной симптоматики. Наш родитель – как правило, работающий человек. Социальное окружение и психологическая обстановка микроклимата в котором живет и развивается современный взрослый человек может негативно сказываться на его здоровье. Учеными доказано, что все заболевания происходят под воздействием психоэмоционального состояния человека, разрушается психическое здоровье, формируя синдром эмоционального выгорания.
Синдром развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» от них.
Можно выделить три основные стадии синдрома. Первая стадия проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком — провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение трех–пяти лет.
На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, школьников, больных, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо»; нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.
Третья стадия — собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.
Опыт работы показывает, что эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома эмоционального выгорания является использование способов саморегуляции и восстановления себя.
Программа «Место, где мне хорошо» направлена на оказание помощи в адаптации к напряженным факторам деятельности, обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний (приемы релаксации, специальные физические и дыхательные упражнения, методы самоконтроля внешних проявлений эмоциональных состояний, технологи БОС), развитие коммуникативных навыков, толерантности и сплоченности.
Исходя из данной проблемы, перед педагогом стоит задача о проведении психологического всеобуча для родителей, с целью снятия психоэмоционального напряжения и развитие навыков саморегуляции. Только у личности, у которой психоэмоциональное состояние находится в гармонии с собой и окружающим миром, будут такие же гармонично развивающиеся дети, с адекватными жизненными принципами и стремлениями.
Цели программы:
- Гармонизация взаимоотношений.
- Профилактика эмоционального выгорания.
Задачи:
- Обучение способам саморегуляции и восстановления себя с помощью личностных ресурсов.
- Обучение навыкам уверенного поведения.
- Углубление процесса самопознания.
- Создание условий для осмысления своих личных интересов и ценностей.
- Формирование адекватной самооценки.
- Формирование позитивного восприятия окружающего мира.
- Развитие эмпатии.
- Совершенствование коммуникативных навыков.
Занятия противопоказаны лицам, имеющим выраженные физические дефекты и нарушения психического здоровья, а также тем, кто сам чувствует свою непригодность к работе в группе.
Оптимальное количество участников: 10-12 человек.
Принципы комплектования группы:
- Добровольность. Члены группы должны быть заинтересованы в собственном изменении. Принудительно можно заставить посещать группу, но не обучаться в ней, добиваясь личностных изменений.
- Информированность участников. С участниками проводится предварительная беседа о том, что такое групповые занятия, каковы их цели, какие могут быть получены результаты.
Программа включает в себя 6 занятий, которые могут проводиться 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 50–60 минут.
Необходимые материалы: альбомы, карандаши, фломастеры, ватман, зеркала по числу участников, мяч, пластиковые ведерки емкостью 0,5 л или 1 л; большой кусок полиэтилена; лист толстого картона (который используют для изготовления коробок под бытовую технику; можно взять использованную коробку); ведро с водой и кружка; полотенца; 2 кг муки, 1 кг соли, 100 г подсолнечного масла, 1 кг клея ПВА, коробка гуаши; музыка для релаксации, газеты, скотч, воздушные шарики, наборы листочков по числу участников (три цвета на каждого: зеленый, синий, розовый), бумажные полоски, доска или ватман, маркер, мешочек с грецкими орехами, аудиозаписи со звуками леса, моря, звездочки из самоклеющейся бумаги разной формы или цвета, веревка.
Требования к помещению: просторная комната, ковер, столы и стулья по числу участников, желательно, чтобы она запиралась.
Предполагаемый результат. У родителей, прошедших курс практических занятий, предполагается снижение эмоциональной нестабильности, уровня тревожности и нервно-психического напряжения, уменьшается общая неудовлетворенность жизнью. Также отмечаются позитивные изменения межличностных отношений, что сказывается на развитии ребенка.
В качестве входящей и исходящей диагностики эффективности занятий можно использовать экспресс-методику шкалу оценки уровня реактивной и личностной тревожности Спилбергера—Ханина.
Родительский всеобуч состоит из 2 основных частей:
1 часть – теоретическая часть. Лекция о «психологических особенностях подросткового периода», начиная с 5 по 9 класс, 9-11 класс – лекция о «психологической поддержке при подготовке к ЕГЭ и ГИА».
2 часть - практическая часть. Проведение тренингов для родителей «проблемные ситуации», «круги заботы», «курс тренингов на снятие эмоционального напряжения и скованности».
Главным параметром успешной реализации всеобуча является установка доверительных отношений между классным руководителем и родителями. Начинать тренинги для родителей необходимо с командообразования.
№ | Тематика | Родители классов | Примечание |
1.1 часть | Психологические особенности подросткового возраста | 5-9 класс | Приложение №1 |
1.2 часть | Психологическая поддержка при подготовке к ЕГЭ и к ГИА | 9-11 класс | Приложение №2 |
2 часть | Тренинги | 5 – 11 класс | Приложение №3 |
Тренинги для родителей
№ | Название занятия | Цель занятия | Используемые игры и упражнения |
1 | Горы | Выработка и принятие правил работы группы, создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе, формирование коммуникативных навыков, обучение техникам и приемам саморегуляции и снятия напряжения | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Упражнение «Мое имя». Принятие правил. Упражнение «Снятие напряжения и усталости». Упражнение «Отдых глазам». Дыхательное упражнение «Осознание своего дыхания». Упражнение «Веревочный мост». Упражнение «Доверительное падение». Релаксация «Горы». Рисование «Горы». Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке» |
2 | Лес | Создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе, формирование коммуникативных навыков, определение предпочтительных форм общения с окружающими, помощь участникам в осознании уникальности и неповторимости всего существующего на земле, обучение техникам и приемам саморегуляции | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Упражнение «Грецкий орех». Упражнение «Маленький росток» Упражнение «Снятие напряжения в 12 точках». Дыхательное упражнение «Ха — дыхание». Упражнение «Знакомство с животными». Упражнение «Тяни-толкай». Упражнение «Доброе животное». Релаксация «Лес». Рисование «Лес». Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке» |
3 | Луг | Создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе, формирование коммуникативных навыков, обучение техникам и приемам саморегуляции и снятия напряжения, формирование адекватной самооценки | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Упражнение «Гусеничка». Упражнение «Пчелы» Упражнение «Снятие напряжения лицевых мускулов». Дыхательное упражнение «Путешествие дыхания». Упражнение «Улыбка телу». Упражнение «Три цвета личности». Упражнение «Бумажный хоровод». Релаксация «Луг». Рисование «Луг». Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке» |
4 | Море | Создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе, формирование коммуникативных навыков, доверительных отношений между участниками, обучение техникам и приемам саморегуляции и снятия напряжения, формирование адекватной самооценки, развитие интуиции | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Упражнение «Раскрасить любовью». Упражнение «Корабль среди скал». Игра «Акулы и матросы». Упражнение «Разгладим море». Упражнение «Поплавок в океане». Дыхательное упражнение «Очищающее дыхание». Игра «Щепки на море» Релаксация «Море». Рисование «Звезды и море». Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке» |
5 | Звездное небо | Создание условий для сплочения и самовыражения в коллективе, формирование коммуникативных навыков, доверительных отношений между участниками, обучение техникам и приемам саморегуляции и снятия напряжения, формирование адекватной самооценки. Поиск и обсуждение форм достижения взаимопонимания | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Упражнение «Высокая энергия». Упражнение «Звездочки». Упражнение «Ракета». Упражнение «Луноход». Упражнение «Проблема». Упражнение «Я в лучах солнца». Релаксация «Звезды» (О. Березкина). Рисование «Фрактальные узоры». Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке» |
6 | Мой мир | Формирование коммуникативных навыков, сплоченности, развитие невербальных навыков общения, развитие творческих способностей | Ритуал приветствия. Упражнение «Друг к дружке». Психологическая игра «Таверна «Находка». Рисование волшебными красками. Рефлексия. Ритуал прощания. Упражнение «Похвали себя». Упражнение «Погладь себя по макушке». Позитивное напутствие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "«Влияние арт-терапии на психоэмоциональное состояние учащихся».
Увлечение рисованием помогает справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие. Работа представляет собой исследование эффективности использования приемов артт...
Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования личности ребёнка
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...
Влияние психоэмоционального состояния на процесс формирования лич¬ности ребёнка
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы, нагрузки на работе сказываются на родителях, а это в свою очередь на детях. Родители искренне любят детей, но многие не умеют свою любовь про...
Презентация : " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов 12 - 13 лет на спортивную успешность ".
Данная работа может быть использована при изучении темы " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов на спортивную успешность"Цель презентации : изучить влияние психоэмоциональног...
Презентация : " Влияние психоэмоционального состояния юных хоккеистов 12 - 13 лет на спортивную успешность ".
Презентация...