Девиантное поведение
статья по психологии на тему

Гулак Екатерина Анатольевна

Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ОВЗ остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deviantnoe_povedenie_statya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Гулак Екатерина Анатольевна

педагог – психолог ГБ СКОУ АО «СКОШИ № 4 VIII вида»

«Работа коррекционного  образовательного учреждения с семьями детей с девиантным поведением»

Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием, прежде всего родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ОВЗ остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт в будущем к формированию потребностей, предрасполагающих к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.

Подростковый возраст – время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения, оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением пубертатного периода, совершенствованием органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы.

Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть  этих осложнений является лишь отклонением от нормы, а не симптомом психологического заболевания.

Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой – то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).

Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения:

- делинквентное (от латин. «delinquens» — правонарушитель, преступник)  поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона;

-  аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость);

- скрытые формы неблагополучия, например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе.

Одной из основных причин отрицательного поведения подростков является неправильное воспитание детей и подростков в семье.

Асоциальное поведение детей и подростков, которое понимается, как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время большой общественный резонанс, что и послужило привлечению внимания педагогов, социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Одним из поводов асоциального поведения подростков является:

 -повсеместная доступность алкогольной продукции и табачных изделий;

-отсутствие системы мер по борьбе с  вредными привычками как факторами риска, а также

-низкий уровень цензуры в СМИ и набравшая огромную популярность во всемирной паутине «интернет» пропаганда различных способов расслабиться и уйти от реальности. Как нам известно, из истории, отклонения от общепринятых правил поведения начали появляться вместе с зарождением человечества, в ту пору их предотвращали различными запретами или табу. Позже моралью стала управлять религия, и уже подходя к современности, появились различные правовые аспекты, которые стали более устойчивыми и акцентировали морально-нравственные позиции людей по отношению к девиантному поведению.

В происхождении девиантного поведения большую роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, безнадзорность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свободное время, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения и их ценностных ориентаций, конфликтная обстановка в семье.

Основная задача, стоящая перед школой и обществом в целом в отношении детей с девиантным поведением заключается в создании надлежащих условий и оказании помощи в их социализации и нравственной реабилитации, реализации творческих возможностей, подготовка к полноценной жизни в обществе, интеграции личности в социокультурное пространство.

Основное внимание уделяется учащимся группы «риска» и из семей, находящихся в социально опасном положении (СОП) общеобразовательных учреждений района. Организация психокоррекционной и воспитательно-профилактической работы педагога - психолога с несовершеннолетними начинается с анализа источников, лежащих в основе развития отклоняющегося поведения.

Профилактическую работу педагог – психолог начинает с ознакомления медицинской карты учащегося, личного дела, где указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями. Полное взаимодействие с семьёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи, поэтому следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, психолог и социальный педагог. Изучение семьи позволяет понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, социальная окружающая среда, воспитательные возможности. После анализа проведённого посещения семьи, специалисты определяют цели и задачи в работе с семьёй на год. На основании выше перечисленного, определяется стадия асоциального поведения ребёнка.

Этапы работы педагога-психолога с детьми с девиантным поведением

 

Этап 1 - выявление воспитанников с девиантным поведением.  Данный этап включает: диагностику подростков, собеседование с педагогами, составление группы и утверждение списка на совете профилактики и  постановка на педагогический учет.

Этап 2  – психологическое обследование воспитанников: уровень адаптации, учебная мотивация, самооценка, тип личности, агрессия, тревожность, социальный статус.

Этап 3 -  коррекционной работы с воспитанниками  с девиантным поведением.

 

4. Заключительный этап:

       итоговая диагностика подростков;

       выработка рекомендаций педагогам школы по каждому воспитаннику (дневники наблюдения);

       индивидуальное консультирование подростков по их запросу;

       индивидуальная работа с воспитателями;

       выступление психолога на МС, педагогическом совете: «Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. Психические факторы»;  

 ∙      анализ работы с воспитанниками с девиантным поведением.

Бесспорно, такие угрозы как подростковая наркомания, табакокурение, сквернословие негативно влияют на становление личности. После окончания учебных заведений, и после преступления порога взрослой  жизни, мы не всегда прослеживаем удачно сложившуюся судьбу.

Я работаю в  коррекционном образовательном  учреждении педагогом – психологом 10 лет, и могу с полной ответственностью утверждать, что детей с девиантным поведением значительно больше, чем в общеобразовательных школах. Поведение детей обуславливается в первую очередь психофизическими особенностями. Они зачастую не могут контролировать свое поведение и отдавать отчет совершаемым поступкам. Кроме того это обуславливается тем негативным социальным опытом, который ребенок приобретает в семье. В большинстве случаев семьи наших воспитанников неблагополучные, а первый вклад в формирование характера и становление личности делается именно в семье. Семья, которая изначально не готова к формированию правильного мировоззрения ребенка, своим образом жизни (пьянство, беспорядочные связи, ненадлежащее отношение к воспитанию детей) во многом усложняет задачу педагогов и воспитателей, которые стремятся в полном объёме сохранить нравственность и мораль в сознании учащихся.

«Трудный » подросток, как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Ноне всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко.

Администрация и социально-психологическая служба  нашего учреждения тесно сотрудничает с отделом по делам несовершеннолетних ОП№3. Совместно проводятся профилактические беседы с учащимися, а по мере возникновения проблем и наших обращений, она оперативно реагирует и старается помочь во всех трудных ситуациях.  Разработан совместный план работы учреждения и инспекции по делам несовершеннолетних Трусовского РОВД, согласно которому проводятся профилактические беседы, встречи, экскурсии, спортивно-массовые мероприятия с неблагополучными детьми, с семьями из «группы риска». В школе работает совет профилактики «Забота», членом которого является майор. Кроме плана мероприятий по мере необходимости мы обращаемся в инспекцию, проводим совместную профилактическую работу с воспитанниками с приглашением родителей.

По окончанию учебных четвертей проводятся родительские собрания, родителям не только сообщаются результаты учебы, но выступают специалисты, например педагог – психолог по теме: «Любовь к ребенку как фактор его психологического здоровья», «Телемания. Опасно ли это?», «Комфортные семейные отношения»; врач по теме: «Здоровье вашего ребенка зависит от вас»; инспектора ПДН по теме: «Подросток и психоактивные вещества», «Родителям о наркомании». Проводя родительские собрания, преследуем цель: поближе познакомиться с родителями обучающихся, семейными увлечениями, уточнить некоторые факты из жизни семьи, представляющими интерес для организации внеклассной работы с детьми класса, привлечь их к участию в ней. На родительские собрания оформляем пригласительные билеты, организуем выставки семейных альбомов, рисунков детей о профессиях родителей, работ из мастерских, выступление детей с концертами. Беседуем с родителями о профилактике табакокурение, алкоголизма, наркозависимости на тему: «Табак и верзилу сведет в могилу». Оформляются книжные выставки для родителей, направленные на пропаганду здорового образа жизни. Двое учащихся нашего учреждения в сентябре 2013 года приняли участие в составе сборной команды по плаванию Астраханской области на Всероссийской Спартакиаде Специальной Олимпиады России в Йошкар-Оле и выиграли золотую, серебряную и бронзовую медаль соревнований.

Проводим родительские  собрания с чаепитием, чтобы расположить мам и пап к разговору. Это сближает, учимся общаться друг с другом, естественно обращаем внимание на слова и поступки, которые эмоционально выражены. Также на собраниях психолог вручает «Памятки родителям», «Семь советов о том, что надо и чего не надо делать в каникулы», вручаем грамоты за успешное воспитание в семье, за активное участие в жизни класса и школы.

Особенно обращаем внимание на родителей из неблагополучных семей, стараясь привлечь их к активному участию в жизни класса и школы. Выступая перед родителями, я стараюсь использовать практический материал, как: анкеты, сочинения, рисунки обучающихся. Иногда такие встречи помогают раскрыть глаза родителям на такие проблемы, о которых они даже и не подозревали. Тактично, мудро мы приходим на помощь своими советами, рекомендациями.

В школе помимо реализации основной адаптивной общеобразовательной программы, действуют студии, секции, кружки-всего 10, воспитанники после уроков играют в мини-футбол, занимаются танцами, поют в хоре, играют на балалайках, вышивают, рисуют, многие ребята увлекаются резьбой по дереву, девочки занимаются черлидингом. Педагоги дополнительного образования совместно с учениками участвуют во всевозможных городских, областных и всероссийских конкурсах и соревнованиях, где занимают призовые места, о чем говорят многочисленные награды и грамоты воспитанников. В рамках  внеклассной работы мы часто проводим экскурсии по городу, для того, чтобы ученики хорошо знали историю родного края, что во многом облегчит им последующую социальную адаптацию к взрослой самостоятельной жизни.

В школе каждую пятницу проводятся культурно-массовые мероприятия, которые приурочены к различным праздникам, спортивным событиям, проходящим во всем мире.

В нашем учреждении стало традицией ежегодно проводить школьные праздники: «День Матери», «День Семьи». Эти праздники не только дают положительный эмоциональный заряд, но и формируют нравственные качества, стиль поведения не только детей, но и родителей, которые принимают активное участие в организации и проведении этих праздников.

Всю работу с неблагополучными семьями и взаимодействие с общественными организациями перечислить очень трудно, т.к. эта работа ведется ежедневно, в системе, проблем много и приходится их решать.

 Обращаем внимание родителей: «Помните об этом, когда уходите от общения с детьми, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии.  Вы обязаны знать:

1.     C кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.

2.     Кто его лучший друг или подруга.

3.     Чем увлекается, какие у него интересы.

Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:

1.     Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.

2.     Вам лжёт.

3.     Требует у вас деньги.

4.     Становится зависимым от алкоголя.

5.     Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.

  Знайте:  Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти».

Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому  родителю, работающему с  ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной педагогике, физиологии социальной педагогике, юриспруденции.

 В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? Тревожит педагогическая безграмотность  родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей  ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Список литературы

  1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.
  1. Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им. С. С. Корсакова .-1985.-№10
  2. Елизаров А.Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае девиантного поведения подростка // Тезисы Международной научно-практической конференции "Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования" 21 - 22 мая 2001 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2001. - С. 88 - 89.
  3. Ковалев С. В.  «Психология современной семьи», - М.: Просвещение, 1992.
  4. Моколова Н. Д., Л. В. Калашникова «Дети с ограниченными возможностями здоровья: хрестоматия» - М.: ГНОМИД, 2000.
  5. Ткачева В. В. «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии» - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика девиантного поведения

Работа с учащимися девиантного поведения....

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

Роль социального интеллекта в нарушении поведения умственно отсталых подростков с девиантным поведением

Данная статья принадлежит педагогу психологу Егоровой О.Н. и является ее индивидуальной собственностью....

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...