Психология для педагогов
материал по теме

Москаленко Юлия Наильевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия для педагогов по теме «Общение педагога с родителями»

Москаленко Ю.Н. педагог-психолог Октябрьский район, г.п. Приобье,

МБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»

  1. Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодняшняя наша тема: Общение педагога с родителями. Давайте поздороваемся и расскажем о своих опасениях и ожиданиях на это занятие.
  2. Давайте для начала разберем, что же такое вообще общение? Это процесс обмена информацией. В процесс включен: передающий – канал (то каким способом инф-ция передается) - сам сигнал (информация, которую надо передать) - получатель. В педобщении кто может быть передающим? И педагог и родитель (и воспитанник тоже опосредованно).
  3. Давайте подумаем, для чего вообще в принципе нужно общение с родителями? Поработаем в минигруппах, запишите свое мнение на листочках, потом обсудим. Работаем 2-3 мин. (педагог получает информацию о семье, можно прогнозировать поведение воспитанника, возможные проблемы, формы работы с родителями, создается доверительная обстановка-родители видят, что ребенок педагогу не безразличен, родитель знакомится с педагогом, видит, что есть помощь, или, что есть контроль, иногда такое тоже нужно родителям, получает педагогические знания о воспитании, особенностях возраста, достижениях или неудачах ребенка. То есть обобщим: информационная функция общения, просветительская, коррекционная, воспитательная.
  4. Какие формы общения педагога с родителями существуют, давайте классифицируем.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями.

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся 

  • педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
  • Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению навыкам, здоровью, общению в детском коллективе и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы общения с родителями

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Задачи

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», тесты родителей.

Сбор информации достоверной о семьях, родителях, детях, отношение к воспитанию, семье, наличие педнавыков у родителей, стили воспитания родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, походы, пикники, спортивные вылазки, слеты.

Создание теплой, дружественной, доверительной обстановки в общении родителей между собой, с детьми и педагогами.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, КВН, викторины, тренинги.

Ознакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, телевидение Выпуск газет, организация мини-библиотек

Формирование у родителей знаний об условиях воспитании и развитии детей в данном учреждении, сплочение детско-родительского коллектива, популяризация педагогических приемов, повышение статуса педагога в детско-родительском коллективе.

  1. Теперь коснемся такой важной темы как конфликт. Что же такое конфликт? Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личность, группа или организация в целом) вступает в противоречие с интересами другой стороны. В современной науке конфликт рассматривается чаще как нормальной конструктивное явление, он неизбежен всегда, если рассматривать его таким образом, то нужно переводить его в новое положительное русло.

Деструктивная роль конфликта связана с его способностью вызывать такие последствия, как уменьшение доверия, нарушение процессов коммуникации и равновесия во взаимодействии сторон, распад слабо сплоченных групп, что вызывает понижение эффективности делового общения.

Конструктивная роль конфликта определяется тем, что он сигнализирует о тех или иных проблемах, стимулирует поиск путей необходимых преобразований, чем способствует адаптации социальной системы к изменившимся условиям. Конфликты разного уровня повышают энергию социальных групп, ускоряют процессы формирования их самосознания. Конфликт это сигнал- информация искажается! существуют скрытые процессы! ситуация требует активных действий!

Давайте проведем небольшую игру. Ваша задача, как можно полнее и достовернее передать информацию. Для этого, 1 остается, остальные выходят за двери и по зову заходят по одному.

Задание: Сергей Иванович, к сожалению, не может лично встретиться с вами, так как в 10 утра у него самолет и ему срочно нужно ехать в аэропорт. Он извиняется и просит  передать Светлане Антоновне, что совещание о внедрении новых отечественных компьютеров, которые, кстати, лучше зарубежных аналогов, состоится в 3 часа в кабинете заместителя директора, а воспитанникам из творческого объединения «Самоцветы» необходимо срочно пройти тестирование по профориентации у психолога завтра до 11 утра в кабинете 412.

Обсуждение упражнения. Выводы.

Это одна из ситуаций, когда может возникнуть конфликт из-за искажения информации. Поговорка: тот, кто владеет информацией - тот владеет миром!

Еще возможные причины возникновения конфликта между педагогами и родителями, давайте их перечислим и запишем на листке.

Важную роль играет и стиль поведения в конфликте и педагога и родителя. Сейчас мы проведем небольшой тест (проводится ТЕСТ К. ТОМАСА)

Разберем результаты теста:

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей (реализуется либо мотив кооперации, либо конкуренция). Это наиболее конструктивный стиль поведения руководителя. Прообразом данного стиля поведения является «мудрая сова».

2. Соперничество. Противодействие предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм). Характеризуется невниманием к реакциям, интересам партнера. Доминирующий партнер часто имеет выраженные черты эгоцентризма, склонность к авторитарному взаимодействию. Установка на достижение цели любыми средствами может приводить к резкости, грубости, негибкости.

3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Компромисс (стиль «лисы») отвечает правилу: «ты мне — я тебе». Нередко этот вариант поведения используется для манипулирования партнером в собственных целях.

4. Приспособление характерно для людей, ценящих выше достижения собственных целей расположение других. Этот стиль поведения называется стилем «плюшевого медвежонка». Уступчивость предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм).

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого. Состоит в том, что человек оттягивает момент решения проблемы, стремится не замечать назревшие противоречия. Такое поведение нельзя назвать бесконфликтным, т. к. затягивание решения конфликта приводит к нарастанию напряженности в коллективе, к внутренней неудовлетворенности. Этот стиль поведения не совместим с должностью руководителя.

 

Предотвращение межличностных конфликтов. 

Для того чтобы деловой конфликт не перерос в межличностный, необходимо выполнение ряда этических условий.

1. Соблюдение этики субординации. Лица с более высоким статусом не подчеркивают своего преимущества, стремятся выслушать мнение другой стороны, признают ее право на собственную точку зрения. Лица с менее высоким статусом должны осознать не только право на собственное мнение, но и быть ответственными за его аргументацию.

2. Необходимо взаимно стремиться слушать, слышать, правильно интерпретировать получаемую информацию; забыть о личных предубеждениях к собеседнику; анализировать его мысли, а не личность.

3. В ходе дискуссии необходимо заботиться не только о логической обоснованности мнений, но и об уважительном отношении к противоположной точке зрения.

4. Собеседник имеет право отвергнуть высказанное другой стороной мнение и в корректной форме предложить свою точку зрения.

5. Критика должна быть деловой, т. е. направленной не против личности критикуемого, а на то, чтобы помочь делу. Тот, кто ее высказывает, должен четко отдавать отчет в своих мотивах. «Критикуя – предлагай»

  1. Тот, кого критикуют, стремится принять во внимание не форму, а смысл деловой критики.
  2. Обязательно наличие заключительной стадии — формулирование итогов обмена мнениями, признание наиболее правильных точек зрения. Определяется: а) объем того, что выяснено; б) объем того, что еще необходимо обсудить, о чем еще можно поспорить. Стороны убеждаются, не осталось ли неприятного психологического осадка в ходе делового обсуждения, и при необходимости приносят извинения.

Условия эффективного общения педагога с родителями.

П е р в о е  п р а в и л о. В основе работы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

В т о р о е  п р а в и л о. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Т р е т ь е  п р а в и л о. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. По роду своей деятельности педагог не должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Ч е т в е р т о е  п р а в и л о. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Организация процесса общения.

При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

1) цель;

2) содержание беседы;

3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

1. Постановка психологической цели.

– Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.

Вызывать родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

2. Организация начала диалога.

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3. Установление согласия на контакт. Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4. Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в кабинете никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

5. Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут»), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

«Я-высказывание» Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта) или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.

Педагог должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.

Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству к родителю как можно чаще.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.

Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

6.Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

Теперь просмотрите педагогические ситуации и предложите вариант решения.

После генеральной репетиции перед очередным концертом педагог по хореографии сидела в зале и отдыхала. Вдруг, в зал буквально «влетела» одна из мам, и тыча в педагога пальцем закричала: « А, сидите, довольны собой, ну сидите, сидите. Я это так не оставлю! Да что же это такое? Сколько еще вы будете издеваться над моей девочкой? Значит моя Катя все и будет на задворках танцевать, где ее не видно, сколько можно? Выставили одних и тех же, а мы любуйся?! Где справедливость, вы, знаете ли, не за этим сюда пришли, ну, а если вы работать и учить не умеете, то и не беритесь!!!

Предложите вариант ответа педагога.

На улице к вам подошла мама воспитанника и заговорила взволнованно: Как хорошо, что я вас встретила, а ведь у нас такая проблема…..прямо не знаю что делать, ведь мой сын……и т.д. Действия педагога.

До вас дошли слухи, что среди родителей бытует мнение о вашей необъективности, якобы вы посылаете на конкурсы работы одних и тех же детей, и только им помогаете. Ваши действия.

На собрании многие родители высказали мнение: В объединении много конфликтов, дети не дружат, соперничают, после занятий приходят домой расстроенные. Действия педагога.

Мама одной воспитанницы в беседе с вами высказала упрек, что её дочь «ничему не научилась» за полгода посещения кружка. Мы ожидали от неё больших успехов, что её работы будут занимать 1 места на конкурсах, а она ходит в середнячках. Как педагог должен построить беседу.

Воспитанник последнее время стал рассеянным, забывает материалы, принадлежности, сменную обувь, опаздывает, на занятиях невнимателен. Каким образом Вы построите беседу с родителями?

Мы разобрали только малую часть педагогических ситуаций, с которыми вы можете столкнуться в работе, но если вы постараетесь соблюдать правила общения, то сможете избежать негативных последствий конфликтов.

На сегодня все, Я благодарю Вас за сотрудничество. До новых встреч.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами

презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"

Выступление на Окружном семинаре "Преемственность в работе педагога-психолога и педагога школы в сопровождении детей с СДВГ"...

Выступление педагога-психолога перед педагогами по теме «Девиантное поведение подростков: причины, сущность, профилактика»

Кто-то, когда-то, должен ответить,Высветив правду, истину вскрыв,Что же такое – трудные дети?Вечный вопрос и больной как нарыв.Вот он сидит перед нами, глядите,Сжался пружиной, отчаялся он,Словн...