Рекомендации по подготовки ЕГЭ и ГИА родителям выпускников
материал по психологии на тему

Рекомендации по подготовки ЕГЭ и ГИА родителям выпускников, в которых представлены основные моменты, способствующие удачному прохождению процедуры ЕГЭ и ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovety_roditelyam_po_ege.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен стал реальностью.

 Новая форма итоговой аттестации успешно решает такие проблемы как:

- объективная оценка качества образовательной подготовки выпускников,

- обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием,

- государственный контроль и управление качеством общего образования на основе независимой оценки уровня подготовки выпускников,

- разгрузка выпускников - абитуриентов за счёт сокращения числа экзаменов, в том числе вступительных при поступлении в вузы, ссузы. Поэтому сейчас очень важно помочь педагогическим коллективам достойно подготовиться к новой форме аттестации в школе, селе, городе, регионе.

В тактическом плане в подготовке школы к ЕГЭ важная роль принадлежит психологу – практику, поскольку новая форма аттестации выпускников является своеобразным существенным изменением условий в период завершения обучения в школе.

ЕГЭ представляет особую трудность для учеников   с «правополушарными» учебными стилями.  Именно они  обычно получают за такие тесты заниженные оценки, тогда как у их  более искушенных в выполнении стандартных тестов товарищей с противоположными стилями обучения оценки, как правило, завышены.

В условиях массового применения стандартизованной диагностики  нет способа уйти от жесткой реальности.  Педагог-психолог способен  определить когнитивные трудности  учащихся, помочь им преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени при проведении тестовых заданий и овладеть навыками сдачи тестов исходя из их учебных стилей.

ЕГЭ представляет особую трудность для учеников еще и потому, что результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.

Высокий уровень тревожности, во время подготовки к экзамену  и стресс на экзамене могут быть снижены специальной подготовкой на тренингах и занятиях по психической саморегуляции и управлению стрессом.

Психологические консультации родителей  выпускников, призваны обеспечить благоприятные условия для занятий,  отдыха   во время подготовке детей к единому государственному экзамену. 

Единый государственный экзамен: психологическое сопровождение.

Новая форма оценки образовательной подготовки выпускников, требует изучения  и анализа состояния образовательного процесса мониторинга когнитивного развития и оценки качества знаний учащихся, разработки внутришкольной системы подготовки к сдаче ЕГЭ на базовом и повышенном уровнях.

Психологически  результаты выпускных экзаменов имеют и для детей и для учителей особую значимость. Теперь не учитель, а компьютер выставляет оценки всем.

Для того чтобы лучше понять, что представляет собой ЕГЭ с психологической точки зрения, сравним его с традиционным экзаменом.

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

Единый государственный экзамен

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы

Можно заметить и исправить ошибки при проверке

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение нескольких дней

В течение нескольких дней

Критерии оценки

Известны заранее

Известны заранее, но в очень общем виде

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала

Как происходит фиксация результатов?

На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальные бланки ответов

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная

Процедура прохождения Единого государственного экзамена — деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций.

Можно выделить некоторые наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи Единого государственного экзамена:

  • высокая мобильность, переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • высокая и устойчивая работоспособность;
  • высокий уровень концентрации внимания, произвольности;
  • четкость и структурированность мышления, комбинаторность;
  • сформированность внутреннего плана действий.

Советы по психологической подготовке к единому государственному экзамену выпускников и их родителей[1]

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

- Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

- Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

- Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

 - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаем ЕГЭ: рекомендации родителям выпускников по подготовке к ЕГЭ.

Единый государственный экзамен - новая реальность в нашем образовательном пространстве. Проблема подготовки к нему - это поле деятельности не только для школьников и педагогов, но и для Вас родителей....

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ

Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена.Как же поддержать выпускника?...

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Материалы для родителей обучающихся выпускных 9-х, 11-х классов....

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ

Психологические рекомендации родителям выпускников при подготовке к ЕГЭ....

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Советы родителям выпускников.

Психологическая подготовка к ЕГЭ. Советы родителям выпускников....

Рекомендации по подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы (из опыта работы

При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников, я, прежде всего, знакомлюсь с методическими  рекомендациями  для учителей, подготовленными на основе анализа типичных ошибок...

Методические рекомендации по подготовке к итоговой государственной аттестации выпускников 9-х классов

Издание содержит задания, сгруппированные по видампроверяемых умений и способов действий. В сборник включенаинформация о заданиях с атласами и без атласов, разбор заданийс графиками, таблицами, климат...