Воспитание толерантности - профилактика употребления ПАВ
статья по психологии (6 класс) на тему

В данной статье речь идет об авторской программе "Шаг навстречу", которая занята 2 место на обласном конкурсе профилактических программ и стала лауреатом всероссийского конкурса. Рассказывается о логике простроения занятий, об условиях реализации данной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности – профилактика употребления  ПАВ »

Человек – существо социальное. Большинство проблем личности возникают тогда, когда не сформированы либо разрушены социальные связи. И проблема зависимости очень часто имеет социальные корни. Если человека признают, понимают и принимают, то можно говорить о его социальном благополучии. И это невозможно без наличия такого качества, как толерантность.

Актуальность темы толерантности в настоящее время трудно переоценить. Если попросить разных людей охарактеризовать современный сегодняшний мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно, в нашем мире страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете, страшно  всю свою жизнь испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

В работе с детьми мы рассматриваем понятие толерантность как нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением.

Именно поэтому появилась необходимость разработать программу "Шаг на встречу" для учащихся, тем более что отношения между современными школьниками, к сожалению, нельзя назвать идеальными.

Программа позволит сформировать представление у школьников о толерантности, ее значении для личностного развития человека, а также успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Цель  программы:

Формирование и развитие у школьников черт толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других  людей,  способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.

Данная программа имеет следующую логику построения, которое помогает целенаправленно организовать деятельность по формированию толерантности:

I блок - познание и принятие себя (толерантность к себе); 

II блок – познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, обучение основам толерантного общения в семье;  

III блок – развитие навыков межличностного взаимодействия, совершенствование навыков социальных контактов, ориентация на согласованность мнений, позиций с другими людьми;

IV блок - определение и принятие культуры своей Родины, осмысление себя полноправным участником этой культуры, определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.

Благодаря занятиям учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности;

- демонстрировать навыки толерантного поведения;

- диагностировать личностные особенности, связанные с толерантностью;

- выявлять проблемные зоны в личностной толерантности.

Кроме того, в ходе занятий ребята должны научиться общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, решать конфликты, слушать и понимать других, следуя при этом собственным внутренним знаниям и желаниям. Учащимся необходимо научиться работать в коллективе, плодотворно сотрудничая с самыми разными  людьми для того, чтобы добиться успехов в самых различных жизненных ситуациях.  

Благодаря еженедельным занятиям, слова «сочувствие», «сострадание», «сопереживание», «гуманизм», «сотрудничество» должны прочно войти в сознание детей, стать неотъемлемой частью их  души, неотъемлемой составляющей их жизни.

Объективно проверить эффективность проведенной с учащимися работы достаточно сложно. Успешность реализации программы сможет подтвердить только дальнейшая жизнь учащегося.

Поэтому для оценки эффективности данной программы предполагается использовать формы текущего контроля: умение применить полученные навыки, рефлексия, структурированное наблюдение в процессе занятий.

Формами  итогового контроля могут быть экспертные опросы родителей и учителей и экспресс – опросы  для учащихся.

Работая в текущем учебном году с ребятами мы провели диагностическую работу до реализации программы. Одним из вопросов был: «Каким я хочу быть в общении с другими?». Большинство ответов ребят были такими: сильным, смелым, умным, красивым, были и такие ответы (хотя их было не очень много): терпеливым, добрым. То есть многие употребили прилагательные внешне привлекательные, которые показывали собственное превосходство над другими.  На вопрос же: «Какими я хочу видеть окружающих?» наблюдалась более разнообразная палитра толерантных слов: заботливым,  терпимым, уважительным, добрым, понимающим.  

Проведя подобную анкету в конце учебного года, мы увидели некоторые изменения: расширился спектр прилагательных в ответе на первый вопрос, практически исчезли слова, имеющие внешнюю привлекательность. И исчезли различия между требованиями, предъявляемыми к себе и к другим.

Кроме того, у ребят значительно расширились знания о толерантности. Они  что толерантный человек – это не просто терпимый человек, но и заботливый, понимающий, добрый, верный, внимательный,  надежный.

   Таким образом, мы можем говорить о положительных результатах нашей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к единому дню профилактики по теме "Профилактика употребления ПАВ"

Наглядный материал для подростков по теме ""Профилактика употребления ПАВ"...

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...

Толерантность. Основы воспитания толерантности обучающихся.

Если ребёнка принимают и обращаются                                              ...

Аналитический отчет о результатах работы по профилактике экстремизма и терроризма, воспитанию толерантности, гармонизации межэтнических отношений в МБОУ СОШ № 7 г. Охи им. Д. М. Карбышева

         Одним из  основных направлений воспитательной работы школы,  целью которого является формирование у обучающихся гражданско-патриотического созна...

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения.

Темы классных часов по профилактике употребления ПАВ, профилактика суицида, профилактика  Буллинга и Кибербезопасность, противоправные нарушения....