Классный час "Жизнь, зачем ы нам дана?"
классный час по психологии на тему

Классный час нацелен на побуждение детей к размышлениям об истинных нравственных ценностях, формирование у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни;  развитие желания и умения размышлять на философские темы, навыкам полемической беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_zachem_ty_nam_dana.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Жизнь, зачем ты нам дана?»

Цель: побудить детей к размышлениям об истинных нравственных ценностях

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о жизни; расширить представления о стрессе и его преодолении;
  • научить ценить жизнь в любых ее проявлениях;
  • развивать желание и умение размышлять на философские темы, навыки полемической беседы.

Форма проведения: групповое обсуждение

Ход классного часа

  1. Приветствие. Установление контакта.

Упражнение «Построиться по…» (росту, цвету глаз, полу, цвету волос)

Упражнение «Мечта» (позиции «Богатство», «Любовь», «Дружба», «Здоровье», «Семья»  разделены по кабинету).

Ребята, представьте, что самый обычный школьный день, стал необычным. Сегодня сбываются ваши заветные желания и мечты, которых у вас конечно много. Каждый из вас должен выбрать из возможных, только одну мечту и занять позицию:

Богатство

Любовь

Дружба

Здоровье

Семья

Выбрав позицию, подумайте, какие возможности дает вам исполнение вашей мечты ( учащиеся занимают позицию и объясняют её).

  1. Основная часть.

Проблемный блок.

Сегодня на классном часе мы поговорим о смысле жизни. Тема сегодняшнего классного часа, как вы видите, заявлена в названии « Жизнь, зачем ты нам дана?». По пушкинской строчке ясно, что будем говорить о …(продолжают дети) …жизни, о смысле, о целях жизни, о предназначении и о том, как жить и т.д.

Сформулируйте, пожалуйста, в чем вы видите смысл и цели своей жизни в данный отрезок жизни, и запишите на групповых листах.

Групповая работа (Ребята записывают и зачитывают классу.)

Да, много умных интересных высказываний, но всё как –то свалено в одну кучу. Попробуем сегодня разобраться во всём сказанном и, если получится, прийти к единому мнению.

Вопрос, вынесенный в тему классного часа, волновал людей во все времена. Скажем, тот, кому не важен этот вопрос, тот или очень счастливый человек, или человек умственно и нравственно неполноценный. Какие бы книги мы не читали, в каждом обязательно будет затронута эта проблема.

Для чего жить? Для чего изо дня в день трудиться, а тем более, когда этот труд тяжел и подчас непосилен? Для чего терпеть лишения, страдать, приносить жертвы, если жизнь всё равно конечна? Каков смысл моей личной жизни? Для чего я живу?

Чтение притчи о смысле жизни

А сейчас предлагаю послушать современную притчу о смысле жизни.

Обсуждение

Какова мораль этой притчи? (У каждого свой смысл жизни. Каждый по –своему понимает смысл жизни. Каждый по – своему стремиться постичь смысл жизни)

Все ли согласны с таким решением проблемы?( Думается, в притче речь идёт о предназначении всего сущего. Дерево есть, чтобы расти; речка есть, чтобы течь; человек есть… чтобы жить и быть счастливым! В этом смысл жизни человека).

C:\Users\7636~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.gifC:\Users\7636~1\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image002.gifЧеловек  Жизнь  Счастье

У каждого свой смысл жизни и если есть мысли, что Вы его потеряли, то это всего лишь самообман..Надо жить и дарить всем тепло и добро(так можно быстро вновь обрести этот самый смысл жизни). При этих действиях будет видно, что Вы кому-то очень нужны или кто-то нуждается в Вашей помощи и даже простой человеческой улыбке...Согласитесь, это же очень важно...

- Представьте себе на минуту, что вы не на классном часе, а на свежем воздухе. Прекрасное летнее утро, может быть, день. Вы сидите в лодке и управляете ею. У вас своя река и своя лодка.

  1. Как должен управлять лодкой человек?
  2. А если река с сильным течением?
  3. Что собой представляет река?
  4. Каковы ее глубинные воды?
  5. Что может происходить на поверхности реки?
  6. Можно ли справиться с волнами, не будучи умным лодочником?
  7. Можно ли сравнить человеческую жизнь с рекой? Почему?
  8. Как вы думаете, бороться с трудностями легко?

Под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь,  что жизнь без забот и тревог – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость и счастье. Что есть наша повседневная жизнь? Радости и огорчения, удачи и неудачи, достижения и провалы, взлеты и падения, то есть сплошные конфликты, заботы, проблемы. Большие и маленькие. И всякий раз мы должны решать их. Вся наша  жизнь состоит из стрессовых ситуаций, без которых она невозможна. Стрессовые ситуации – это испытания, которые нас закаляют, адаптируют к жизни в обществе, дают возможность получить опыт.  

Рефлексия

Упражнение « Пожелание»

ученики пишут на листах бумаги какое-либо пожелание и кладут их в центр комнаты. Когда все участники напишут свои пожелания, они встают в круг любуются множеством пожеланий. Затем каждый вынимает по одному пожеланию, и таким образом получается, что все участники группы обменялись пожеланиями.

Мы с вами интересно провели наш час общения, о многом сегодня задумались во время разговора и выполнения упражнений, возможно лучше будите понимать себя, ваши желания станут четкими. В добрый путь!

Притча о смысле жизни

Я запутался, блин... — сказал Человек. — Понимаешь, не знаю, куда идти, не знаю зачем. Время проходит, а я даже не знаю толком, кто я... Я устал от неопределенности, устал бояться, что сделаю что-нибудь не то, устал блуждать впотьмах, устал совершать ошибки...

— Понимаю, — сказало Дерево. — Но чем могу помочь тебе я?

— Одолжи мне свой смысл жизни, — повторил Человек. — Может, поможет...

— Хорошо, — согласилось Дерево. — Вот мой смысл жизни: расти.

— Расти? — переспросил Человек. — Просто расти? И все??

— Да, — сказало Дерево, — просто расти — и все, — и оно замолчало.

— Дерево! Погоди, не засыпай! — крикнул Человек. — Объясни, что значит «просто расти»? Ведь я и так — просто расту! Вернее, — поправился он, — раньше рос, сейчас-то уже вырос...

Но Дерево не отвечало, и Человек пошел к реке.

— Река! — крикнул Человек.

— Что? — отозвалась Река.

— Одолжи мне свой смысл жизни! — попросил Человек.

— Зачем? — спросила Река. — Своего, что ли, нету?

— Нету... — опустив голову, сказал Человек.

— Вот как... — сказала Река. — Тогда ладно, слушай. Мой смысл жизни — течь.

— Течь... — повторил Человек.

— Да-да, течь, — и Река ужурчала куда-то по камням.

Решив подождать для верности, не разъяснит ли Река свою позицию, Человек лег на берегу и стал греться на солнце.

— Как дела, Человек? — спросило Солнце.

— Вообще-то не очень, — пожаловался Человек. — Смысл жизни не могу отыскать. Дерево говорит: «Расти», Река говорит: «Течь», но мне что-то расти и течь не особо хочется... Может, ты чего присоветуешь? Какой у тебя смысл жизни?

— С удовольствием, — сказало Солнце. — Мой смысл жизни — дарить свет.

— «Дарить свет», зашибись! — всплеснул руками Человек. — И это все?

— Все, — подмигнуло Солнце. — А! Нет, есть еще.

— Ну-ка? — оживился Человек.

— Тепло. Дарить тепло. И свет! — напомнило Солнце и укатилось за горизонт. Стало темно.

— Краткие все, куда деваться! — возмутился Человек. — А мне-то как быть? Расти? Течь? Или, может, дарить свет? Дарить свет... Лампочку, что ли, на нос повесить и болтать? Луна! Эй, Луна-а! — воззвал Человек.

— Да? — Луна показалась из-за гребня горы и посветила поярче, чтобы разглядеть, кто тут воет.

— Какой у тебя смысл жизни? — упадническим голосом спросил Человек.

Луна помолчала и торжественно ответила:

— Ощущать пустоту.

Аж эхо по горам прокатилось. Человек уже устал удивляться ответам, но тут не мог не удивиться:

— Как можно ощущать пустоту? Это же когда ничего нет! — воскликнул он.

— А как можно не ощущать пустоту? Ведь это то, откуда берется все, — мягко возразила Луна и уплыла в небо.

Человек закрыл глаза и попытался осмыслить все, что ему было сказано. Не получилось. В голове все перемешалось. «Расти, течь, дарить свет, ощущать пустоту... Бред какой-то...» — Человек тряхнул головой и открыл глаза. Перед ним стоял ребёнок.

— Здластвуй! — сказал Ребёнок.

— Ты-то как тут? — испугался за Ребёнка Человек, — Мамка где? И почему без штанов?

— Мамка там! — Ребёнок сделал жест, каким обычно отмахиваются от комаров. — А станы я... это... потелял! Ты чего сидис? — не по годам ловко переменил он тему разговора.

Человек отнесся к ораторскому маневру младенца неодобрительно, но решил ответить (все равно ничего не поймет):

— Смысл жизни ищу...

— И сто, насол? — поинтересовался Ребёнок.

— Не-а... не насол... — передразнил Человек.

— А я насол! — радостно сообщил Ребёнок.

— И давно? — съязвил Человек.

— Не знаю. — сказал Ребёнок.

Человек начал выходить из себя:

— Ну, и какой у тебя, о мудрейший из карапузов, бегающих ночью по лесу без порток, смысл жизни?

Но Ребёнка уже и след простыл. И только из темноты донесся его переливчатый смех:

— Иг-ла-а-ать!!!

— Ах, играть! — всплеснул руками Человек. — Вот совет так совет! — раздосадованный, он бросил вслед насмешливому Ребенку пучок травы. Не попал.

Тем временем рассвело. Человеку больше не хотелось ни у кого спрашивать про смысл жизни. Он встал, отряхнул руки о штаны и пошел куда глаза глядят. Вскоре в голове возникла какая-то мелодия, и он запел. Вначале тихонько, себе под нос, а затем — громко, во весь голос. И вдруг почувствовал, как вокруг все замерло. Тогда Человек запел еще громче, еще увереннее. В своем неожиданном пении он позабыл обо всем, и так ему стало на душе хорошо, светло и радостно, что он даже не удивился, когда увидел, что само Время остановилось, позволяя звукам прекрасной мелодии течь, игриво переливаться и разрастаться, заполняя собою все вокруг...

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Зачем убивают поэтов?"

Презентация к классному часу, посвященному творчеству Игоря Талькова, в старших классах...

Классный час: «Зачем нужно заниматься физической культурой?»

Цель: -формирование представления о спорте как одном из главных условий здорового образа жизни;Задачи:-содействовать сохранению здоровья каждого школьника;-вовлекать детей в систематическое занят...

Классный час "Зачем человеку правила"

Классный час "Зачем человеку правила"....

Классный час "Зачем человеку родители"

Классный час "Зачем человеку родители"...

Классный час "Зачем нужно учиться"?

Методическая разработка для проведения классного часа для обучающихся 5-7 классов....

Классный час "Зачем человек спит?".

Классный час "Зачем человек спит?", для учащихся коррекционной школы....