Статья по психологии на тему «Здоровьесберегающие технологии психологического сопровождения школьников»
статья по психологии на тему

Чокова Лиана Игоревна

Предназначена для педагогов-психологов ОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tekhnologii.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное   общеобразовательное учреждение

«Ташантинская основная общеобразовательная школа»

Республики Алтай Кош-Агачского района

Статья по психологии на тему
«Здоровьесберегающие технологии

психологического сопровождения школьников»

Подготовила:

педагог –психолог

Чокова Лиана Игоревна

Предназначена для педагогов – психологов ОУ.

Возрастная группа: 6-15лет.

 Ташанта,2014

         Здоровьесберегающие технологии

психологического сопровождения школьников

«Дети святы и чисты.

Нельзя делать их игрушкою своего настроения».

А.П.Чехов

Педагог – психолог: Чокова Лиана Игоревна

Мы живем в эпоху экономических кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию – как бы вопреки экстренным ситуациям.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Проблема сохранения психологического здоровья является актуальной. И особенно хорошо, что о его поддержании и формировании рассуждают педагоги - психологи . Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир.

Главный путь, позволяющий сделать пребывание ученика в образовательном учреждении  интересным и желанным - это создание теплой, радушной атмосферы в школе , налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной учебной  среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности.

Эффективность педагогического процесса в значительной степени зависит и от правильной организации предметно-пространственной среды.

Действительно, если мы понаблюдаем за детьми, то поймём, что они страдают и теряют здоровье не от самих занятий, а от способа их организации. Ребёнок с рождения, как губка, впитывает всё, что его окружает.

Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости), педагоги  многих школ до конца еще не осознают значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в на уроках  большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки.

Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.

Следовательно, вся работа по изменению сложившегося положения легла на меня, как на педагога-психолога школы. Моя деятельность связана с преодолением повышенной невротичности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.

Поэтому учитывая основную цель МКОУ «Ташантинская основная общеобразовательная школа» : обеспечение благоприятных условий для полноценного развития ребенка как личностипередо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья в школе . Такая поддержка включает в себя следующие виды работы:

- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;

- комплектование «группы риска» для коррекционных занятий; проведение занятий;

- создание благоприятного психологического климата в школе  и семье;

- применение педагогами здоровье сберегающих технологий в режиме дня и на занятиях.

Выявление факторов, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей.

Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М.Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством предварительного тестирования детей, позволяющее выявить личностные нарушения, определить механизмы негативных воздействий на развитие школьников . Уровень развития эмоционально-волевой сферы детей оценивается по Диагностике социальной активности детей дошкольного возраста Маралова В.Г., Диагностике дифференциации Я-концепции ребенка Маралова В.Г., Тесту цветового выбора Люшера М., Опроснику на выявление страхов Захарова А.И., Кинетическому рисунку семьи, Методике исследования эмоционального состояния Дорофеевой Э.Т.

Комплектование «группы риска» для коррекционных занятий, и проведение занятий.

Проводимое исследование, целью которого является изучение особенностей психического здоровья развития детей школьного возраста, показывает, что у большинства детей имеются не адекватные проявления эмоционального развития, кроме того, у некоторых школьников отражается негативное отношение к учебной деятельности  и проблемы общения со сверстниками. Иногда эти дети склонны к агрессии, замкнутости, повышенной тревожности, робости.  В данном случае, такие реакции являются, своего рода, психологической защитой в  социальной среде.

С целью коррекции эмоциональных состояний в учебно-воспитательный процесс введены занятия с психологом. Использую коррекционно-развивающие программы Капской А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки Феи». Развивающая сказкотерапия для детей, Прудиус К. Сказкотерапия трудного детства. «Сказки с дельфиньего хвоста», Погосовой Н.М. «Погружение в сказку»(для начальных классов).

Главными задачами, которые решает цикл «сказочных» занятий являются обучение искусству расслабления и развитие произвольного внимания. Дети учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:

  • Ритуалы приветствия и прощания;
  • Дыхательные гимнастики;
  • Упражнения на развитие психофизической регуляции;
  • Упражнения на развитие двигательной координации;
  • Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
  • Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
  • Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
  • Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
  • Релаксация.

Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

Создание благоприятного психологического климата в школе  и семье.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребенок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь ребенка включаются такие социальные институты как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности.

Решающим фактором в возникновении невротических состояний у детей является неправильное воспитание.

Выбирая наиболее эффективные методы работы, способствующие сохранению психического и эмоционального здоровья детей, предпочтение отдала следующим формам работы с родителями:

  • Психолого-педагогическое просвещение: тематические выступления на родительских собраниях («Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи», «Адаптация детей», «Психофизические возрастные особенности развития» (по возрастам), «Кризис 7-ми лет» «Причины детской агрессивности и методы ее устранения» и т.п.), обеспечение специализированной психолого-педагогической литературой, статьи и памятки в родительских уголках по формированию психолого-педагогической культуры родителей;
  • Обучающие занятия с целью формирования представлений о методах и приемах взаимодействия родителей с детьми;
  • Индивидуальное консультирование по вопросам развития, воспитания и обучения.

Совместно с классными руководителями , проведена работа по созданию в каждой группе д/сада психологических уголков. Материалы для уголков подбирались с учетом их основного назначения:

  • Для психологической разгрузки учеников;
  • Обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • Обучения дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
  • Обучения детей бесконфликтному общению ;
  • Повышения самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей;
  • Обучения учеников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.

Формы работы, которые я применяю для работы с педагогическим коллективом, предоставили им возможность освоить и внедрить с учениками  методические приемы и психокоррекционные методы, способствующие сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:

  • Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня :  игровое общение; минутки задушевного общения, когда учитель  хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
  • Применение психолого-педагогических приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления); использование специальных игр для профилактика конфликтов, которые развивают у детей коммуникативность, навыки сотрудничества, эмоциональность, умение рефлексировать, повышают самооценку.

Таким образом, создание социально-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе , которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному обучению в школе, становится одной из главных задач в деятельности педагогов и  психологов. Другими словами, в школе  должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье школьника.

Анализ работы по сохранению и укреплению психического здоровья детей нашей школы  показали снижение заболеваемости в адаптационный период, снижение  уровня тревожности.

Список литературы:

  1. Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Ассоциация советских книгоиздателей, 1990.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для младших школьников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  3. Клаус Фопель. Подвижные игры для детей 6-10 лет. – М.: Генезис, 2005.
  4. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
  5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье школьников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса

Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распростран...

Технология психологического сопровождения первоклассников в условиях перехода на ФГОС

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Технологии формирования и измерения указанных компетенций должны ста...

План работы педагога-психолога МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды по психологическому сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 учебный год

laquo;УТВЕРЖДАЮ»И.о. директора МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды___________ И.В.Устинова ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому  сопровождению ФГОС НОО на 2018-2019 уче...

Педагогический совет "Технология психологического сопровождения учебной группы"

Педагогический совет "Технология психологического сопровождения учебной группы" ...

Психологическое сопровождение школьников во время подготовки к ГИА - советы родителям.

Уважаемые родители! Сделала для Вас подборку готовых презентаций на тему "Психологическая помощь школьнику во время подготовки к ГИА". Надеюсь, что они помогут Вам и Вашему ребенку. Желаю успехов!...

Доклад на тему: «Здоровьесберегающие общеобразовательные технологии в работе учителя»

Ещё в глубокой древности существовали медицинские рекомендации, направленные на создание условий, содействующих развитию детей. С середины XIX века многие врачи отметили значительное распространение с...