ФГОС: роль родителей в формировании и развитии УУД
статья по психологии по теме

Голиченко Елена Вячеславовна

В статье представлены размышления о роли родителей в формировании и развитии УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС: роль родителей в формировании и развитии УУД

Уже несколько лет (с сентября 2011 года) действует ФГОС и  все образовательные учреждения России руководствуются им в своей деятельности. Но, тем не менее, эта аббревиатура (ФГОС) до сих пор производит магическое действие на тех, кто его слышит.

Неоднократно выступая на  родительских собраниях в школе и касаясь темы новых образовательных стандартов, не устаю удивляться, как на это слово из четырех букв(ФГОС) реагируют родители: на лицах одних появляется скука, другие стараются вникнуть, понять, третьи – замирают с выражением страха и ужаса перед чем-то неизведанным, но неминуемо надвигающимся, на лицах четвертых – недоумение: а мы то, мол, тут при чем?

Приходится признать, что в большинстве своем родители занимают защитно-оборонительную позицию по отношению к ФГОС. Не по тому, что не готовы принять новые требования, отрицают их нужность и важность на современном этапе развития, а потому что не понимают, как им действовать в сложивщихся условиях, не видят в чем отличие новых требований от старых, новых приемов обучения от тех, к которым привыкли, не знают чем и как помочь своим детям, чтобы достичь целей и результатов, заложенных в новых стандартах. Непонимание приводит к бездействию или действию по-старинке. При этом многие продолжают считать, что ФГОС это только прерогатива школы и только школа, учителя должны заниматься реализацией тех требований, которые в них заложены.

Давайте разберемся так ли это и в чем заключается роль родителей в новых условиях обучения.

ФГОСы, как известно,  возникли не на пустом месте, не упали с неба, это ни чья-то прихоть. Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов - лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения  должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения  жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Для того, чтобы достичь этих целей необходимо вооружить наших детей определенными умениями: умениями учиться, умениями действовать, умениями решать самостоятельно возникающие задачи. Именно в этом заключается отличие прежних стандартов от нынешних.

Раньше главной целью образования было формирование так называемых ЗУНов, т.е. знаний, умений  навыков, а точнее простая передача этих знаний, умений и навыков от учителя к ученику. Многие воскликнут, ну вот и хорошо было, больше знали. Вопрос только в том, что немногие умели по окончании школы  этими знаниями пользоваться, не осознавали до конца, где эти знания могут пригодиться. И зачастую золотые медалисты оставались невостребованными, не достигали вершин карьерного роста, не становились успешными людьми.

Теперь все обучение направлено на то, чтобы показать ребенку, зачем ему нужны знания в реальной жизни, на то, чтобы вооружить его определенными умениями обращаться с этими знаниями, умениями добывать эти знания самостоятельно. Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть умением учиться, умением эти знания добывать. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Таким образом, теперь на первое место выходит формирование у  детей умения ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование у учащихся умения учиться.

В основе умения учиться лежит овладение учащимися так называемыми универсальными учебными действиями(УУД). УУД – это надпредметные, метапредметные, межпредметные действия, обобщенные действия, которые могут применяться для решения любых учебных задач в рамках любого предмета, подходящих для различных учебных, а главное жизненных ситуаций, применимых в любых сферах жизни и деятельности.

К универсальным учебным действиям относят

  1. Личностные – позволяют сделать учение осмысленным,
  2. Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью
  3. Познавательные – включают действия исследования? поиска, отбора и структурирования информации.
  4. Коммуникативные – обеспечивают возможность сотрудничества: умение слушать, слышать, понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

УУД – это те навыки, которые формируются, развиваются в начальной школе. А закладываются по большому счету задолго до школы. На самом деле при ближайшем рассмотрении основы, зачатки УУД закладываются в глубоком детстве в семье, в игре, в общении с родителями, близкими, сверстниками. Таким образом, без помощи родителей, без их поддержки и понимания происходящего учителям просто не обойтись. Чем больше внимания уделят родители формированию этих действий в предшкольный период, тем легче и успешнее будет проходить их усвоение в начальной школе и тем успешнее обучение в среднем звене.

Теперь более конкретно рассмотрим, чем же родители могут помочь собственному ребенку в развитии УУД, т.е. как могут помочь родители детям в изменившихся условиях обучения.

См.слайды

На самом деле помочь учиться родители могут своему ребенку пересмотрев свою систему воспитания, свои взаимоотношения с собственным ребенком. Главная задача родителей – не столько Помочь, сколько Не помешать его естественным внутренним процессам, обеспечивающим новые умения. Попытаемся сформулировать некоторые важные принципы, позволяющие это сделать.

Ребенку всегда должен предоставляться выбор.

И снова мы предвидим привычное родительское возражение: «Что же, получается, что ребенок сам может решать, когда ему спать, что ему есть, ходить ли ему в школу?!» Самое смешное, что ответ снова очень прост. Он может Выбирать, ложиться ему спать сейчас или через 15 минут (чем не выбор?), съесть только сладкое, но тогда уже не есть совсем ничего до ужина – даже если он очень проголодается, и т. д. Разве сложно в каждом конкретном случае предлагать ребенку хотя бы два альтернативных варианта?

Для подготовки ребенка к жизни счастливого взрослого родителям необходимо предоставлять ему возможность нести ответственность за свой выбор.

 Например, с ребенком можно договориться о том, что он съедает в день три (количество можете проставить по своему усмотрению) конфеты. Его воля – съесть их все сразу и прямо сейчас, есть по одной утром, днем и вечером или как то иначе. Задача родителей – обеспечить Неизбежность платы ребенка за его выбор. Какие бы у него ни были несчастные глаза и убедительные доводы – уговор есть уговор. Ты же сам решал, как для тебя лучше? Ты сделал неправильный выбор? Значит, в следующий раз у тебя будет возможность лучше разбираться в своих желаниях. Кстати, это означает также, что совершенно необязательно делать за ребенка то, чего он не успел сделать сам по причине собственной несобранности.

Свои цели ребенок имеет право ставить только сам.

Родители могут обсуждать с ним свои пожелания или его собственные желания, могут – только, конечно же, опять посредством выбора! – налагать на него определенные обязанности, но все это не должно носить характер определения целей за ребенка. Ведь любые обязанности на самом деле никогда не являются целями – они всего лишь условия, в которых человек этих целей добивается. Это означает еще и то, что именно ребенок имеет право решающего голоса в принятии решения о поступлении в ту или иную школу, секцию или кружок, о том, кем он собирается стать в своей взрослой жизни (даже если эти решения будут каждый год изменяться), о том, обязательно ли ему быть отличником, и т. д. Понятно, что выполнение этого обязательного условия скорее всего окажется для родителей наиболее трудным. Еще бы – ведь каждый порядочный родитель убежден, будто хорошо представляет себе, что необходимо ребенку для его же блага! Но нам кажется, мы сумели здраво и логично обосновать свою точку зрения по этому поводу. А решение принимать, конечно же, все равно вам.

При этом родителям необходимо оказывать ребенку нужную ему помощь в процессе постановки его собственных целей.

 Возникает эта необходимость тогда, когда ребенок озвучивает некое свое долгосрочное «стратегическое» желание, не очень хорошо представляя себе возможную плату за его реализацию. Задача родителей – не слишком проявляя свое собственное отношение к самому желанию и возможности его осуществления, разобрать вместе с ребенком, что именно ему придется сделать для того, чтобы его выполнить.

Задача родителей – позволить ребенку как можно более самостоятельно определять стратегию собственных действий по достижению собственных детских – но от того никак не менее важных и серьезных – целей.

На всякий случай повторим еще раз: не нужно в режиме реального времени описывать ребенку каждое действие, которое ему необходимо совершить! И напомнить ему о том, что он что то собирался сделать, вполне достаточно только один раз. И не стоит стоять у него «над душой», когда он что-то пытается сделать. Разумеется, все это имеет смысл в одном единственном случае: когда для ребенка Определена цена, которую ему придется заплатить в случае невыполнения (или невыполнения в срок) того или иного действия.

 Оказывать помощь ребенку имеет смысл в таком объеме, чтобы в конечном итоге исполнение его желания зависело именно от его усилий и самоконтроля.

Здесь продолжает действовать принцип организации родительских усилий, который мы сформулировали еще для первого этапа развития: помощь должна быть дозированной и оказываться только по запросу самого ребенка. Всегда лучше сделать Вместе с ребенком, чем Вместо ребенка. Просто в отличие от столь же дозированной помощи малышу на первом этапе его жизни, которая должна была быть конкретной и выраженной в действии, помощь на третьем этапе лучше всего предлагать в форме наводящих вопросов. Представьте себе: ребенок несколько раз попробовал сам завязать шнурок на ботинках, но у него пока ничего не получилось. Он просит кого то из родителей помочь. Если вы уже разбирались с ним в технологии завязывании шнурков, вполне можно, например, перед каждым действием спрашивать его: «В какую дырочку теперь нужно продеть шнурок?», «Что нужно сделать перед тем, как завязать бантик?» и т. д.

Всегда лучше не оценивать действия ребенка или их результаты, а разбирать их вместе с ребенком.

Слова «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо» никогда ничего конкретного ребенку не сообщают. Качественное описание результата всегда лучше количественного: «Посмотри, вот у этой буквы «р» палочка прямая, а у этой – кривая», «Здесь кружочек получился замкнутым, а здесь ты не соединил линию» и пр. Такой совместный анализ обязательно нужно начинать не с того, что не получилось, а с того, что удалось. Тогда ребенку будет интересно показывать папе с мамой результаты любых своих действий – он ведь будет знать, что они обязательно найдут, за что его похвалить.

И вообще – хвалить ребенка просто необходимо!

Не бывает такого, чтобы в каком то его действии невозможно было бы отыскать хоть что то, достойное похвалы. Ему чрезвычайно важна родительская радость и по поводу того, что он вообще совершил какое то действие, и по поводу того, как он его совершил. Очень важно отметить любое, самое малейшее достижение ребенка. Конечно, вовсе необязательно по каждому поводу восхвалять его гениальность, иначе рано или поздно у него возникнет подозрение: если меня так восторженно хвалят за то, что я всего навсего надел пальто, может быть, родители считают меня идиотом, для которого и это – великое достижение?! И вообще очень важно: Каждая похвала должна относиться не к ребенку, а к его действию. Не стоит заранее готовить почву для тревоги: ведь когда- нибудь наверняка ему не удастся сделать что то как полагается, так что ж тогда – он перестанет быть для родителей хорошим? Ребенок по определению хорош и любим всегда, лучшими или худшими могут быть только его действия. И уж совершенно точно нельзя жаловаться на ребенка или критиковать его в присутствии кого -то другого!

Обязанности, которые возложены на ребенка, должны точно соотноситься с его возрастом.

Они не должны быть не слишком простыми, ни слишком сложными для его лет. И тем более дозированной должна быть возложенная на него ответственность. В психологии есть закон оптимума мотивации: ни слишком простая, ни слишком сложная задача не решаются при слишком высоком уровне значимости результата. Представьте себе, легко ли вам будет ответить даже на вопрос, сколько будет семью восемь, если от правильности ответа будет зависеть ваша жизнь? Скорее всего, вы заподозрите, что в вопросе есть какой- то подвох – ведь невозможно же, в самом деле, под дулом автомата задавать такой элементарный вопрос?! И уж тем более вам будет сложно при такой мотивации решить сложную творческую задачу. Можете не сомневаться, для ребенка все обстоит точно так же

Вывод:

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт. Роль родителей в формировании УУД

Слайд 2

Что такое ФГОС?

Слайд 3

Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов – ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 4

Образование для жизни, образование через всю жизнь Готовность к реальной жизни Способность к успешной социализации Готовности занять активную позицию Способность к непрерывному самообразованию Умение использовать приобретенные знания

Слайд 5

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Стандарты первого поколения: Знания Умения Навыки передача учащимся готовых знаний Стандарты второго поколения: Универсальные учебные действия развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности умение пользоваться знаниями

Слайд 6

Универсальные учебные действия УУД - умение учиться : сознательное и активное присвоение нового социального опыта УУД - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений УУД- над предметный , мета предметный , обще предметный характер действий

Слайд 7

Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД

Слайд 8

Универсальные учебные действия Личностные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Познавательные УУД Коммуникативные УУД Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Умения ОРГАНИЗОВЫ-ВАТЬ свою деятельность Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми

Слайд 9

Так учили Так учат Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1. Учитель проверяет Д/з. Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме. Роль родителей

Слайд 10

Так учили Так учат Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Нужно учиться выбирать главное и интересное! «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике. Роль родителей

Слайд 11

Так учили Так учат Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов. Роль родителей

Слайд 12

Не надо делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Так учили Так учат Роль родителей

Слайд 13

1. Коммуникативные УУД формируются, когда: ‐ ребенок учится отвечать на вопросы; ‐ ребенок учится задавать вопросы; ‐ ребенок учится вести диалог; ‐ ребенок учится пересказывать сюжет; ‐ ребенок учится слушать 2. Личностные УУД формируются, когда: ‐ взрослый задает вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирование интереса, любознательности. Например: «Как бы ты поступил…»; «Что бы ты сделал…»; ‐ взрослый способствует возникновению личного, эмоционального отношения к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как ты относишься…»; «Как тебе нравится…». 3. Познавательные УУД формируются, когда: ‐ взрослый говорит: «Подумай»; «Проанализируй»; «Сделай вывод…». 4. Регулятивные УУД формируются, когда: ‐ ребенок учится конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой‐либо задачи, оценивать и пр.

Слайд 14

Принципы формирования умений Всегда предоставлять ребенку выбор. Предоставить ребенку нести ответственность за свой выбор. Ребенок имеет право ставить свои собственные цели. Помогать ребенку в процессе постановки целей. Позволить ребенку самостоятельно определять стратегию собственных действий Исполнение желания ребенка должно зависеть от его усилий и самоконтроля. Вместе с ребенком, а не вместо ребенка. Не оценивать действия и ли их результаты, а разбирать их вместе с ребенком. Хвалить ребенка: но похвала должна относиться не к ребенку, а его действию.

Слайд 15

Спасибо за внимание! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль родителей в формировании положительной мотивации к школе, к учебному труду".

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.  Но подчас и от родителей пр...

Роль родителей в формировании личности ребенка

 Что же такое осознанное и ответственное родительство? Кто, где и когда должен приложить свою голову, сердце и руку к тому, чтобы каждый зародившийся человек имел право на жизнь, чтобы не ...

Выступление на родительском собрании по теме: "Роль родителей в формировании учебной мотивации учащихся"

Материалы для выступления на родительском собрании собержат информацию о причинах спада учебной мотивации, видах мотивов учебной деятельности и рекомендации родителям о способах формирования и развити...

Роль ТРКМЧП в формировании и развитии у обучающихся коммуникативных УУД (В рамках Всероссийского семинара «Технология развития критического мышления школьников в аспекте требований ФГОС»)

Современное информационное общество характеризуется тем, что каждый день появляется какя-то новая информация, а какя-то информация устаревает. Большинство выпускников оказываются не готовы к успешной ...

Консультация для родителей " Роль игры в формировании и развитии коммуникативных навыков у младших школьников"

   Счастье – это когда тебя понимают!Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с ...

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников»

В настоящее время установлена прямая зависимость качества речи от условий семейной речевой среды и характера общения с родителями. Если контакты с родителями были постоянными на всех этапах детского р...