Тренинг для подростков "Ситуация тревоги и способы её преодоления"
классный час по психологии (7 класс) на тему
Цель тренинга, дать представление о тревожности. Обратить внимание учеников на здоровые способы преодоления тревожности. Способствовать осознанию детьми способов расслабления, которыми они пользуются. Обсудить способы расслабления. Познакомить с упражнениями на расслабление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_situatsii_trevogi111.doc | 76 КБ |
trening_dlya_podrostkov_situatsii_trevogi.ppt | 204 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для подростков
Тема: «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».
Цель:
1. Дать представление о тревожности.
2. Обсудить способы расслабления.
Задачи:
1. Описать признаки тревожности.
2. Обратить внимание учеников на здоровые способы преодоления тревожности.
3. Способствовать осознанию детьми способов расслабления, которыми они пользуются.
4. Познакомить с упражнениями на расслабление.
Методическое оснащение:
Бумага, маркеры, фломастеры, скотч, памятки-рекомендации, карточки, визитки. Подборка музыки. Слайдовая презентация.
Ход занятия.
Вводная часть.
Группа садиться в круг.
Процедура приветствия, цели, задачи, визитки (как вы хотели бы, что бы вас сегодня здесь называли).
Группа разрабатывает и излагает правила работы в круге.
5 мин. |
Например:
- внимание к чувствам окружающих,
- соблюдение принципа «здесь и сейчас»,
- принятие на себя ответственности за своё поведение.
Разминочные упражнения. Музыкальное сопровождение.
3 мин. |
- Закройте глаза и одну-две минуты глубоко дышите, прислушайтесь к своему сердцебиению, сконцентрируйтесь на дыхании и ощущении разливающейся по телу энергии и спокойному ритму сердца. Расслабьте мышцы гортани, чтобы не подавлять издаваемые звуки. Поднимайтесь со своих стульев и одновременно, постарайтесь сказать звук «Ка- аа-аа-аааар». Попробуйте ещё раз это сделать беззвучно и с закрытым ртом.
2. Упражнение – коммуникатор.
«В этом зале все друзья –
3 мин. |
Я, ты, он, она –
Обними соседа слева,
Обними соседа справа,
В этом зале все друзья!».
Улыбнитесь соседу слева и соседу справа!
3. «Встреча»: (работа в паре) Встреча продолжается около трех минут. Правила: будь открытым, честным, говори о своих чувствах (а не соображениях), живи настоящим. Затем встаньте за спину своего собеседника и расскажите о нем от его лица.
Вопрос участникам: Что было приятнее слушать о себе или рассказать, о соседе?
15 мин. |
Основная часть.
- Информационный блок. Тревожность, ее признаки.
В современном обществе к детям предъявляются большие требования, которым очень сложно соответствовать. Большинство школьников переживают эмоциональное состояние тревоги, которое возникает в процессе обучения. Это связано с частыми зачетами, контрольными работами, экзаменами, а сегодня – это еще и ЕГЭ. В течение учебного года, испытывая эмоциональное напряжение, у детей формируется стойкая тревожность.
Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.
Тревожность характерна для больных людей и некоторых здоровых, перенесших психические травмы и является отражением неблагополучия личности. Тревожный подросток, находясь в постоянном напряжении, более предрасположен к употреблению ПАВ.
Нашей задачей с вами является формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуации тревоги. Тема нашего занятия «Ситуации тревоги и способы её преодоления». Давайте с вами вместе назовем признаки, по которым можно определить, что подросток в данный момент находится в состоянии тревожности.
1. Мозговой штурм «Признаки состояния тревожности»
- Красное или бледное лицо;
- Дрожащий голос;
- Холодные руки;
- Потные руки;
- Дрожащие руки;
- Перебирание предметов;
- Откусывание ногтей;
- Учащенное сердцебиение;
- Сухость во рту;
- Неприятные ощущения в животе и т.д.
Тревожность – характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табак, алкоголь, наркотики.
Наша с вами задача быть внимательными к ребенку, увидеть эти признаки и во время и тактично помочь ребенку выйти из этой ситуации тревоги.
10 мин. |
- Работа по группам (4 – 5 чел.)
Встали в круг. Разделились на 4 группы – апельсин, груша, яблоко, киви. Сели по группам.
Упражнение №1. «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».
Приложение №1.
С позиции подростка. Как подросток реагирует на тревожные ситуации, и как справляется с ними?
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.
Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.
Задание 3. Защитить свою работу.
Примечание: Заранее заготовить карточки с ситуациями, вызывающими тревогу, а группе нарисовать ее или разыграть.
Ситуации тревоги:
- Контрольная работа;
- Директор вызывает к себе в кабинет;
- Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2»;
- Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).
30 мин. |
Выводы защиты выносим на доску.
Вопросы к защите от аудитории.
Дискуссия
Подростки постоянно находятся в ситуации оценивания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны сверстников. Отсюда их постоянное пребывание в тревожной ситуации и постоянное желание справиться с теми негативными чувствами, которые сопровождают их. А вот какие пути подростки выбирают для того, чтобы справиться с негативными чувствами и преодолеть тревожное состояние и почему, мы сейчас с вами и обсудим.
К чему в большей степени прибегают подростки, чтобы снять тревожность?
- Друзья, подруги
- Общение с родителями
- Психолог, которому доверяет
- Классный руководитель
- Сигареты
- Алкогольные напитки
- Физическая нагрузка
5 мин. |
Почему они прибегают к таким методам снятия тревожности?
Вывод.
Потому что все эти способы приводят к снятию напряжения и покою.
Участники возвращаются в круг на свои места.
Упражнение 3. Энергезатор «Поменяйтесь местами, те кто …»
Упражнение 4. «Самопрограммирование»
Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
Вспомните ситуацию, когда Вы справились с тревожными состояниями, каким способом Вы это сделали. Кто хотел бы поделиться?
5. «Мозговой штурм».
Существуют естественные приемы регуляции организма. Давайте попробуем их проговорить. Это – (проговаривают участники семинара):
- Смех, улыбка, юмор;
- Размышления о хорошем и приятном;
- Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
- Наблюдение за пейзажем за окном;
- Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других или дорогих для человека вещей;
- Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
- «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
- Вдыхание свежего воздуха;
- Чтение стихов;
- Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Мы с вами рассмотрели естественные приемы, которые помогают эффективно справиться с трудностями в жизни, напряженностью и усталостью.
Но в силу, каких – то причин иногда мы не можем применить данные приемы, и мы хотели бы вооружить Вас искусственными приемами регуляции тревожного состояния. Для усиления эффекта здесь использованы слова «именно сегодня». (раздать)
Искусственные приемы регуляции тревожного состояния. Приложение №2.
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
15 мин. |
- Мысленно повторите это несколько раз.
6. Рефлексия: попробуйте задать себе вопросы:
- Что помогает Вам поднять настроение, переключиться?
- Что я могу использовать из выше перечисленного в ситуации тревоги?
Высказываются участники по желанию.
Используемая литература:
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников.
М.: Магистр, 1997.-250 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.
- Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. -384 с.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под ред. Битяновой М.Р.- СПб: Питер, 2008. – 304 с.
Приложение №1
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее. Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее. Задание 3. Защитить свою работу. Ситуация тревоги:
(с позиции ребенка) |
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее. Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее. Задание 3. Защитить свою работу. Ситуация тревоги:
(с позиции ребенка) |
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее. Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее. Задание 3. Защитить свою работу. Ситуация тревоги:
(с позиции ребенка) |
Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее. Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее. Задание 3. Защитить свою работу. Ситуация тревоги:
(с позиции ребенка) |
Приложение №2
Искусственные приемы регуляции тревожного состояния «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»; «Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Презентация к уроку «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Дополнение к методической разработке урока...
Детская агрессивность и способы её преодоления
Детство— период активной социализации личности, когда происходит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...
Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".
Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...
Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления
В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...
Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.
Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...
Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.
Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...