Тренинг для подростков "Ситуация тревоги и способы её преодоления"
классный час по психологии (7 класс) на тему

Цель тренинга, дать представление о тревожности. Обратить внимание учеников на здоровые способы преодоления тревожности. Способствовать осознанию детьми способов расслабления, которыми они пользуются. Обсудить способы расслабления. Познакомить с упражнениями на расслабление.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг для подростков

Тема: «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».

Цель:

1. Дать представление о тревожности.

2. Обсудить способы расслабления.

Задачи:

1.  Описать признаки тревожности.

2. Обратить внимание учеников на здоровые способы преодоления тревожности.

3. Способствовать осознанию детьми способов расслабления, которыми они пользуются.

4. Познакомить с упражнениями на расслабление.

Методическое оснащение:

Бумага, маркеры, фломастеры, скотч, памятки-рекомендации, карточки, визитки. Подборка музыки. Слайдовая презентация.

Ход занятия.

Вводная часть.

Группа садиться в круг.

Процедура приветствия, цели, задачи, визитки (как вы хотели бы, что бы вас сегодня здесь называли).

Группа разрабатывает и излагает правила работы в круге.

5 мин.

Например:

  1. внимание к чувствам окружающих,
  2. соблюдение принципа «здесь и сейчас»,
  3. принятие на себя ответственности за своё поведение.

Разминочные упражнения. Музыкальное сопровождение.

3 мин.

  1. Закройте глаза и одну-две минуты глубоко дышите, прислушайтесь к своему сердцебиению, сконцентрируйтесь на дыхании и ощущении разливающейся по телу энергии и спокойному ритму сердца. Расслабьте мышцы гортани, чтобы не подавлять издаваемые звуки. Поднимайтесь со своих стульев и одновременно,  постарайтесь сказать звук «Ка- аа-аа-аааар». Попробуйте ещё раз это сделать беззвучно и с закрытым ртом.

2. Упражнение – коммуникатор.

«В этом зале все друзья –

3 мин.

Я, ты, он, она –

Обними соседа слева,

Обними соседа справа,

В этом зале все друзья!».

Улыбнитесь соседу слева и соседу справа!

3. «Встреча»: (работа в паре) Встреча продолжается около трех минут. Правила: будь открытым, честным, говори о своих чувствах (а не соображениях), живи настоящим. Затем встаньте за спину своего собеседника и расскажите о нем от его лица.

Вопрос участникам: Что было приятнее слушать о себе или рассказать, о соседе?

15 мин.

Основная часть.

  1. Информационный блок. Тревожность, ее признаки.

В современном обществе к детям предъявляются большие требования, которым очень сложно соответствовать. Большинство школьников переживают эмоциональное состояние тревоги, которое возникает в процессе обучения. Это связано с частыми зачетами, контрольными работами, экзаменами, а сегодня – это еще и ЕГЭ. В течение учебного года, испытывая эмоциональное напряжение, у детей формируется стойкая тревожность.

Тревожность – это беспокойство, напряжение в ожидании опасности или чего-нибудь неизвестного.

Тревожность характерна для больных людей и некоторых здоровых, перенесших психические травмы и является отражением неблагополучия личности. Тревожный подросток, находясь в постоянном напряжении, более предрасположен к употреблению ПАВ.

Нашей задачей с вами является формирование навыков преодоления тревожности и правильного поведения в ситуации тревоги. Тема нашего занятия «Ситуации тревоги и способы её преодоления». Давайте с вами вместе назовем признаки, по которым можно определить, что подросток в данный момент находится в состоянии тревожности.

1. Мозговой штурм «Признаки состояния тревожности»

  • Красное или бледное лицо;
  • Дрожащий голос;
  • Холодные руки;
  • Потные руки;
  • Дрожащие руки;
  • Перебирание предметов;
  • Откусывание ногтей;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Сухость во рту;
  • Неприятные ощущения в животе и т.д.

Тревожность – характерный признак подростков с отклоняющимся поведением, в том числе злоупотребляющих табак, алкоголь, наркотики.

Наша с вами задача быть внимательными к ребенку, увидеть эти признаки и во время и тактично помочь ребенку выйти из этой ситуации тревоги.

10 мин.  

  1. Работа по группам (4 – 5 чел.)

Встали в круг. Разделились на 4 группы – апельсин, груша, яблоко, киви. Сели по группам.

Упражнение №1. «Ситуации тревоги и способы ее преодоления».

Приложение №1.

С позиции подростка. Как подросток реагирует на тревожные ситуации, и как справляется с ними?

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать, написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Примечание: Заранее заготовить карточки с ситуациями, вызывающими тревогу, а группе нарисовать ее или разыграть.

Ситуации тревоги:

  • Контрольная работа;
  • Директор вызывает к себе в кабинет;
  • Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2»;
  • Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).

30 мин.

Выводы защиты выносим на доску.

Вопросы к защите от аудитории.

Дискуссия 

Подростки постоянно находятся в ситуации оценивания как со стороны педагогов и родителей, так и со стороны сверстников. Отсюда их постоянное пребывание в тревожной ситуации и постоянное желание справиться с теми негативными чувствами, которые сопровождают их. А вот какие пути подростки выбирают для того, чтобы справиться с негативными чувствами и преодолеть тревожное состояние и почему, мы сейчас с вами и обсудим.

К чему в большей степени прибегают подростки, чтобы снять тревожность?

  • Друзья, подруги
  • Общение с родителями
  • Психолог, которому доверяет
  • Классный руководитель
  • Сигареты
  • Алкогольные напитки
  • Физическая нагрузка

  5 мин.

Почему они прибегают к таким методам снятия тревожности?

Вывод.

Потому что все эти способы приводят к снятию напряжения и покою.

Участники возвращаются в круг на свои места.

Упражнение 3. Энергезатор «Поменяйтесь местами, те кто …»

Упражнение 4. «Самопрограммирование»

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Вспомните ситуацию, когда Вы справились с тревожными состояниями, каким способом Вы это сделали. Кто хотел бы поделиться?

5. «Мозговой штурм».

Существуют  естественные приемы регуляции организма. Давайте попробуем их проговорить. Это – (проговаривают участники семинара):

  • Смех, улыбка, юмор;
  • Размышления о хорошем и приятном;
  • Различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
  • Наблюдение за пейзажем за окном;
  • Рассматривание цветов в помещении, фотографий, других или дорогих для человека вещей;
  • Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
  • «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
  • Вдыхание свежего воздуха;
  • Чтение стихов;
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Мы с вами рассмотрели естественные приемы, которые помогают эффективно справиться с трудностями в жизни, напряженностью и усталостью.

Но в силу, каких – то причин иногда мы не можем применить данные приемы, и мы хотели бы вооружить Вас искусственными приемами регуляции тревожного состояния. Для усиления эффекта здесь использованы слова «именно сегодня». (раздать)

Искусственные приемы регуляции тревожного состояния. Приложение №2.

 «Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

15 мин.

  • Мысленно повторите это несколько раз.

6.  Рефлексия: попробуйте задать себе вопросы:

  • Что помогает Вам поднять настроение, переключиться?
  • Что я могу использовать из выше перечисленного в ситуации тревоги?

Высказываются участники по желанию.

Используемая литература:

  1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников.

      М.: Магистр, 1997.-250 с.

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Редакц.-изд. Центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. – 221 с.
  2. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. -384 с.
  3. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /под ред. Битяновой М.Р.- СПб: Питер, 2008. – 304 с.

Приложение №1

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать,  написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Ситуация тревоги:

  • Контрольная работа.

(с позиции ребенка)

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать,  написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Ситуация тревоги:

  • Директор вызывает к себе в кабинет.

               (с позиции ребенка)

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать,  написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Ситуация тревоги:

  • Предстоит неприятный разговор с родителями по поводу «2».

                      (с позиции ребенка)

Задание 1. Обсудить в группах ситуацию, вызывающую тревогу, описать ее.

Задание 2. Найти рецепты снятия тревоги, либо ее преодоления; зарисовать,  написать ее.

Задание 3. Защитить свою работу.

Ситуация тревоги:

  • Разговор с подругой по поводу клеветы (обиды).

                    (с позиции ребенка)

Приложение №2

Искусственные приемы регуляции тревожного состояния

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

  • Мысленно повторите это несколько раз.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Детская агрессивность и способы её преодоления

 Детство— период активной социа­лизации личности, когда происхо­дит овладение нормами поведения, не все из которых, к сожалению, можно признать социально одобряемыми. Среди них — детская агрессия. ...

Родительское собрание "ТИПЫ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЕ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ".

Рассматривается проблема взаимодействия родителей и подростка в семье...

Трудности при обучении чтению на английском языке и способы их преодоления

В данной работе рассматриваются возможные трудности при обучении чтению на английском языке на начальном этапе и приводится ряд приемов по их устранению. Рассмотрение данной проблеиы происходит на баз...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...

Барьеры в общении и способы их преодоления. Служба школьной медиации как один из способов урегулирования конфликтных ситуаций.

Общение давным-давно стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно занимает львиную долю нашего времени. И все было бы ничего, если бы не барьеры общения. Именно они, эти досадные помехи, мешают нам полу...