Развитие самостоятельности у подростка
материал

Останина Наталья Александровна

        В любом возрасте, на любом этапе своего развития человек стремится к самостоятельности. А уж о подростках и говорить не приходится. Ознакомившись с содержанием таблицы, можно лучше понять подростка, объяснить причины его не всегда разумного поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_razvitii_samostoyatelnosti_podrostka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте

В любом возрасте, на любом этапе своего развития человек стремится к самостоятельности. А уж о подростках и говорить не приходится. Ознакомившись с содержанием таблицы, можно лучше понять подростка, объяснить причины его не всегда разумного поведения.

 

Типичные проявления

Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно:

1-й этап -  5-й класс

«Нужна ли мне самостоятельность?

  •  Становится непослушным и негативным
  •  Сопротивляется проявлению заботы и контроля
  • Детские желания и поступки

терпеливо проявлять внимание, участие

• акцентировать внимание на положительных качествах

• осуществлять поддержку

• повышать уверенность в себе

 • обсуждать начало взросления.

2-й этап  -   6-7-й классы

«Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое»

• Борется за свою независимость

 •Закрывается в комнате, развешивает постеры

 • Настаивает на правах, игнорирует обязанности

 • Часто не следит за своей речью, может обидеть

• обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей)

• сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка

• прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку

3-й этап  -  8—9-й классы

«Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею»

• Есть свое мнение, не всегда верное

• Считает именно свое мнение истинно верным

• Не считается с мнением родителей

 • Поступает так, как хочет

• Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)

• Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)

• аргументировать запреты

• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое)

• считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим)

 • не считать свою позицию на 100% правильной

 • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)

 • не ругать ею друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился

• в спорах пытаться договориться

4-й этап  -  9-11-й классы

«Проявляю самостоятельность»

• Прислушиваются к мнению родителей

• Сами просят советов

• Понимают свои реальные возможности

• Пытаются сами договориться

• Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания

• Действуют самостоятельно

• Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа)

• поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам)

 • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь

 • минимизировать контроль

 • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самостоятельности у подростков

Так уж сложилось, что у молодого человека нет иного выбора, как систематически трудиться над волевыми качествами личности. Они, их развитие и определяют качественный  уровень  самостоятельно...

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Особенности формирования самостоятельности у подростков

Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он ...

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.

Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Развитие творческой самостоятельности личности подростка

Технология – это интегрированный предмет, который показывает практическое применение всех остальных наук, создаёт условия для формирования трудовой и технологической культуры школьника....

Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"

В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...