Развитие самостоятельности у подростка
материал
В любом возрасте, на любом этапе своего развития человек стремится к самостоятельности. А уж о подростках и говорить не приходится. Ознакомившись с содержанием таблицы, можно лучше понять подростка, объяснить причины его не всегда разумного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_razvitii_samostoyatelnosti_podrostka.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы развития самостоятельности в подростковом возрасте
В любом возрасте, на любом этапе своего развития человек стремится к самостоятельности. А уж о подростках и говорить не приходится. Ознакомившись с содержанием таблицы, можно лучше понять подростка, объяснить причины его не всегда разумного поведения.
Типичные проявления | Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: |
1-й этап - 5-й класс «Нужна ли мне самостоятельность? | |
| • терпеливо проявлять внимание, участие • акцентировать внимание на положительных качествах • осуществлять поддержку • повышать уверенность в себе • обсуждать начало взросления. |
2-й этап - 6-7-й классы «Требую самостоятельности, хотя не знаю, что это такое» | |
• Борется за свою независимость •Закрывается в комнате, развешивает постеры • Настаивает на правах, игнорирует обязанности • Часто не следит за своей речью, может обидеть | • обсуждать необходимость равновесия прав и обязанностей (количество прав равно количеству обязанностей) • сохранять спокойствие при эмоциональных вспышках подростка • прощать и отделять реальные чувства от слов осуществлять поддержку |
3-й этап - 8—9-й классы «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею» | |
• Есть свое мнение, не всегда верное • Считает именно свое мнение истинно верным • Не считается с мнением родителей • Поступает так, как хочет • Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.) • Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности) | • аргументировать запреты • обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое) • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим) • не считать свою позицию на 100% правильной • поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе) • не ругать ею друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился • в спорах пытаться договориться |
4-й этап - 9-11-й классы «Проявляю самостоятельность» | |
• Прислушиваются к мнению родителей • Сами просят советов • Понимают свои реальные возможности • Пытаются сами договориться • Воспринимают какие-то черты, качества родителей как пример для подражания • Действуют самостоятельно • Переносят самостоятельность из семьи на профессиональную деятельность (учеба, работа) | • поддержать подростка в его начинаниях, завышать оценку его успехов (для мотивирования его к действию, еще большим успехам) • предоставить ему право брать на себя ответственность за свои поступки, за свою жизнь • минимизировать контроль • быть внимательным к просьбам, самостоятельным решениям |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание самостоятельности у подростков
Так уж сложилось, что у молодого человека нет иного выбора, как систематически трудиться над волевыми качествами личности. Они, их развитие и определяют качественный уровень самостоятельно...
Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.
Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...
Особенности формирования самостоятельности у подростков
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность – это активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он ...
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)
Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...
Развитие творческой самостоятельности личности подростка
Технология – это интегрированный предмет, который показывает практическое применение всех остальных наук, создаёт условия для формирования трудовой и технологической культуры школьника....
Выступление на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла "Проблема проведения самостоятельных работ и развития самостоятельности обучающихся"
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке обучающихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению обучающихся определённой...