Выставка инноваций.
презентация к уроку по психологии на тему
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми «группы риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_pri_rabote_s_detmi.doc | 41.5 КБ |
blanki.rar | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми «группы риска»
Подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ № 473Мычкова Н.А..
В психологии и педагогике к категории детей «группы риска» относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Работая в младшей школе, могу сказать, что с такими детьми мы сталкиваемся постоянно, каждый год в первый класс приходят 5-6, а то и больше детей, которым сложно адаптироваться к новым условиям жизни, сложно найти контакт с учителем и одноклассниками, сложно соблюдать правила школьной жизни, тяжело усваивать учебную программу. Таких детей мы относим к «группе риска».
Слово «риск» здесь означает возможность, большую вероятность чего-то негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. Поэтому, говоря о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью сглаживания неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития таких детей.
Наша задача, задача школы – обеспечить детям наиболее благоприятные условия для социализации, и это включает психологические, социальные, медицинские факторы; нам необходимо создать им такую среду, которая будет для них комфортной, где они будут развиваться нормально, усваивая базовые человеческие ценности, формируя смысложизненные ориентации.
В период адаптации, уже в первые две недели - месяц обучения дети «группы риска» выделяются своим поведением, имеют проблемы с коллективом и жалобы со стороны учителя. Включая сюда результаты психологической и социально-психологической диагностики, а также данные медицинских карт учеников, в первые 2 месяца обучения у нас в школе проводится заседание психолого-медико-педагогического консилиума, в процессе которого обсуждаются возможные варианты обучения и воспитания таких детей, вырабатываются рекомендации и направления по оказанию им помощи, заполняются бланки на каждого ученика. (Бланк психолога представлен на слайде). Часто мы рекомендуем родителям таких детей обратиться к психоневрологу для того, чтобы ребенку была оказана медикаментозная помощь.
Далее педагоги и специалисты ведут работу по своим направлениям индивидуально с каждым учеником или в микрогруппе, что также фиксируется. (Бланк работы психолога на слайде).
Для того чтобы работа была систематичной, организованной, у психологической службы разработан отдельный план по работе с детьми «группы риска». (План представлен на слайде).
Конкретными направлениями здоровьесберегающей деятельности при работе с детьми «группы риска» в нашей школе являются:
1. Взаимодействие всех участников жизнедеятельности ребенка, постоянная работа в сотрудничестве родитель-педагог-медик-логопед-дефектолог-социальный работник-воспитатель ГПД-психолог, то есть мы стараемся охватить жизнь ребенка полностью, со всех сторон, отслеживать динамику его развития, осуществлять обмен опытом, совместную выработку рекомендаций. В рамках просветительской работы проводятся совместные с учителем классные часы на темы «Дружба», «Правила школьной жизни», «Я в будущем», «Мир здоровья» и др.; на родительских собраниях и педсоветах участникам не только сообщается об особенностях таких детей, но и даются практические рекомендации по взаимодействию с ними и оказанию им помощи; разрабатываются буклеты, памятки для классных руководителей и родителей; проводятся консультации.
2. Проведение развивающих, психокоррекционных и психопрофилактических занятий с такими детьми (по программам Языкановой Е.В., Локаловой Н.П., Хухлаевой О.В., Фопеля К.).
Одним из направлений этой работы являются занятия с детьми в сенсорной комнате, где сочетание разных стимулов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Таким образом, сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует сенсорные процессы, что является основой для развития высших психических функций; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику.
Использование в работе с детьми «группы риска» методов арттерапии (в нашей школе это рисование, коллаж, лепка, сказкотерапия, оригами, игротерапия и др.), которая предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом, на наш взгляд, особенно эффективно при работе именно с этой категорией детей, поскольку арттерапия позволяет ребенку ощутить чувство безопасности, развить коммуникативные способности, получить опыт принятия и поддержки, что так ему необходимо для успешной социализации. Особенно значение здесь мы придаем песочной терапии (Фрагмент такой работы будет представлен в конце выступления), которая дает детям, прежде всего, возможность самовыражения. Песок и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь ребенку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь справиться с комплексами, наладить взаимоотношения. При этом такие сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.
3. В этом году нашей психологической службой осуществляется сотрудничество с учителем хореографии, проводятся занятия ритмики с элементами психокоррекции, в будущем планируется разработка программы по данному направлению работы.
При этом регулярно отслеживается состояние ребнка, ведутся наблюдения, диагностическая работа (мониторинг здоровья, интеллектуальных и личностных особенностей).
Предварительный просмотр:
№ | Проводимое мероприятие | Сроки проведения |
1 | Изучение документации и заключений ПМПК | Октябрь |
2 | Обсуждение со специалистами списков детей, нуждающихся в поддержке | Октябрь |
3 | Обсуждение планов взаимодействия со специалистами по работе со школьной дезадаптацией | Октябрь |
4 | Составление плана мероприятий по психологическому сопровождению данных учащихся и их родителей | Октябрь |
5 | Коррекционно-развивающие занятия с учащимися | В течение года |
6 | Консультации классных руководителей, администрации, воспитателей ГПД и родителей учащихся | В течение года |
7 | Снятие тревожности при работе в сенсорной комнате (песочная терапия) | В течение года |
8 | Проведение совместных классных часов психолог + классный руководитель на темы дружбы, вежливости и т.д. | 1 раз в три месяца |
9 | Тренинг для родителей первоклассников «Помогая себе – помогаю своему ребенку» | Ноябрь |
10 | Выступления на родительских собраниях с целью углубления психологических знаний родителей по вопросам воспитания и развития их детей | В соответствии с планом школы |
11 | Разработка буклетов, памяток для классных руководителей и родителей с рекомендациями по темам: «Как общаться с ребенком», «Пять способов проявления любви к ребенку» | Декабрь, февраль, май |
12 | Обзор проводимых мероприятий на сайте школы | В течение года |
13 | Планирование разработки совместной программы занятий ритмикой с элементами психокоррекции | В течение года |
14 | Приобретение методических материалов, пособий для проведения коррекционно-развивающих занятий | Ноябрь |
Педагог-психолог _____________________ /Шведова Т.В./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновации в образовании. Инновационный процесс в сельской школе.
Инновация в образовании: инновация в обучении, инновация в воспитании, инновация в управлении, инновация в переподготовке кадров....
Статья на тему: "Понятие инноваций в образовании"
В статье раскрыто понятие инноваций в образовании. Указаны специфичность и важнейшие составляющие образовательных инноваций. Рассмотрено отличие инноваций от псевдоновизны....
Инновации в образовании
Будущее не импровизируется, его можно построитьлишь из материалов, унаследованных нами из прошлого.Наши самые плодотворные инновации состоят чаще всего в том,что мы отливаем новые идеи в старых форма...
Методический продукт "Формирование экологической культуры средствами экономического моделирования "в рамках выставки "Инновации в образовании"
Игра для 10-х классов на тему "Глобальная экономическая взаимосвязь и мировая торговля"...
Инновации в образовании. Поиски и решения. Типы инноваций
В данной презентации рассматривается вопрос о том, что такое инновации в образовании и какие типы инноваций бывают....
• Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» В.В.Пиджакова,
Диплом участника «Курс GOOGLE МАРАФОН» и сертификаты форума «Педагоги России: инновации в образовании», 15.02 ---19.02.2021г., директор Всероссийского форума «Педагоги Ро...
Форума «Педагоги России: инновации в образовании». Виртуальная выставка. https://school-detsad.pro
Форума «Педагоги России: инновации в образовании». Виртуальная выставка.https://school-detsad.pro...