Бумеранг
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему
В жизни каждого подростка могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывающие глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние. Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не происходит безболезненно. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. Все это вызывает большие сложности адаптации в обществе.
Исходя из выше изложенного, предполагаю, что риски аддикции и дезадаптированной личности могут быть снижены через комплексную психокоррекционную работу с подростками и их родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumerang.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
БУМЕРАНГ
Все отклонения в поведении
несовершеннолетних – безнадзорность,
правонарушения, употребления ПАВ –
имеют в своей основе один источник –
социальную дезадаптацию, корни
которой – в семье
(Информационно-методический сборник.
Волгоград, 2003)
Программу разработала
Педагог-психолог
МАОУ СОШ №26
Тарабрина В.В.
2014 год
«Бумеранг»
Пояснительная записка.
. Из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений и криминальных ситуаций. Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что родители имеют низкий уровень психолого-педагогической компетенции.
- 36,2% подростков первоначальное знакомство с алкоголем получили в семье;
- 50% несовершеннолетних считают, что их в семье не понимают;
- 34,4% подростков указывают на то, что испытывают словесное оскорбление со стороны родителей;
- 26,7% - физическое наказание;
- 15,8% - наказание трудом;
- 2% родителей интересуются состоянием души ребенка;
- 29,7% родителей проявляют интерес к учебе детей.
Эти данные еще раз подтверждают нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большей части родителей заниматься проблемами своих детей .В жизни каждого подростка могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывающие глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние. Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не происходит безболезненно. Появляется чувство собственной несостоятельности, враждебности к окружающим, отрицательной оценки не только себя, но и других. Если эти переживания застревают в сознании, а это при готовности к психогенным реакциям становится все более отчетливым, начинаются поиски разных путей разрешения внутреннего конфликта вплоть до тяжелой агрессии в рамках протестных реакций. Подавление сильных эмоций всегда вызывает кристаллизацию страхов, тревоги и злобы. Очень важное значение имеют ценностные ориентации. Подросток склонен к подражанию и поиску абсолютного кумира. Здесь очень важна психологическая поддержка взрослых, зачастую которой они не имеют. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. Все это вызывает большие сложности адаптации в обществе.
Исходя из выше изложенного, предполагаю, что риски аддикции и дезадаптированной личности могут быть снижены через комплексную психокоррекционную работу с подростками и их родителями по разработанной мною программе «Бумеранг»
Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и коррекционную работу с детьми дезадаптированными в обществе и их родителями.
Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка.
Цель: профилактика и коррекция асоциального поведения и дезадаптации подростков в обществе
Задачи программы:
. профилактика и коррекция критических жизненных ситуаций, порождающих дезадаптацию и умение справляться с ними .
- преодоление отчужденности детей от родителей, повышение самосознания и самовыражения учащихся и родителей через разнообразные формы работы;
- развитие способностей к саморегуляции и планированию жизненных целей, поступков учащихся;
- приобретение и использование родителями конструктивного взаимодействия с подростками и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей;
- выявление ресурса семьи и способов его расширения;
- содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности; развитию положительного, целостного образа Я;
- развитие коммуникативных и творческих способностей у подростков через вовлечение в активную проектную предупредительно-профилактическую деятельность по асоциальному поведению,сохранению здоровья, укреплению правопорядка.
Целевая группа: учащиеся 7 - 11 классов, родители
Организация занятий: программа рассчитана на 2014-2015 уч.год, частота проведения – 2 раза в месяц.
Формы и методы работы: поисковый, научно-исследовательский, общественно-полезная практика, конференции, лекции, семинары, беседы, дискуссии, тренинги, индивидуальная работа, использование ИКТ и проектной деятельности
Содержание программы.
Программа содержит 5 блоков: организационная работа,
диагностическая работа,
профилактическая работа со школьниками,
профилактическая работа с родителями,
проектно-агитационная деятельность уч-ся
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу со всеми подростками школы, а также с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Профилактическая работа с родителями включает в себя психолого-правовое просвещение, групповую детско-родительскую деятельность и индивидуальную работу.
Проектно-агитационная деятельность включает в себя проектную и предупредительно- профилактическую деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности учащихся и родителей;
- развитие самосознания, самовыражения, контроля поведения и коммуникабельности подростков и родителей
- вовлечение родителей в учебную и внеурочную внутришкольную жизнь.
- повышение ответственности за собственные поступки
- раскрытие творческого потенциала и стремление к его реализации
Показатели эффективности работы по программе:
- отзывы подростков, обучающихся по программе, их родителей, педагогов;
- результаты тестирования (сравнение результатов в начале и в конце прохождения программы).
Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 6-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
- Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.).
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
- Анкетирование «Несколько слов о ...».
Профилактическая и коррекционная работа
Тематический план занятий
Занятие №1. Знакомство с группой.
Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с
Конвенцией о правах ребенка.
Ход занятия:
1. Знакомство с целями данного блока.
- Мозговой штурм «Составления портрета современного подростка.
- Упражнение «Я хочу - я могу».
- Групповая дискуссия «На что я имею право»
- Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ»
- Рефлексия.
Занятие №2. Беру ответственность на себя.
Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних.
Ход занятий:
- Обсуждение в группе «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
- Упражнение « Наши эмоции - наши поступки».
- Упражнение «Замороженный».
- Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».
- Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»
- Рефлексия.
Занятие №3. Сущность и способы разрешения конфликтов.
Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении ответственности за причинение морального и физического ущерба.
Ход занятия:
- Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
- Упражнение «Автобус».
- Знакомство с понятием «конфликт» и способами разрешения конфликтных ситуаций.
- Ролевая игра «Конфликт»
- Групповая дискуссия «Ответственность за ход конфликта»
- Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью».
Занятие №4. Взаимоотношения взрослых и детей.
Цель: выработка доверительного отношения к взрослым, осознание возможности избегать конфликтов, знакомство с правами и ответственностью родителей.
Ход занятия:
1. Приветствие.
2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни»
3. Упражнение «Самые добрые руки».
4.Упражнение «Список претензий».
5. Ролевая игра «Конфликт с родителями».
6. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».
7. Информационно- правовая часть «Ответственность родителей за правонарушение детей».
8. Рефлексия.
Занятие №5. Родителей не выбирают.
Цель: осознание персональных коммуникативных стратегий; развитие способностей к децентризации;
Ход занятия
1.Разминка.
2.Проективный рисунок «Я такой как есть», «Я такой, каким бы хотел быть».
3.Игра «Обвинители- защитники».
4.Коллективный аутотренинг.
5.Игра «Диалог между сторонами: сердитая мама и добрая мама».
6.Упр. «Комплемент».
Занятие №6 . Последствия пробы наркотиков и токсических веществ.
Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств.
Ход занятия:
1.0бсуждение в группе «Настроение».
- Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
- Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».
- Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».
- Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения
наркотика».
- Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств»
- Рефлексия.
Занятие №7. Непокорность и непослушание.
Цель: выработка представления об условиях, способствующих эффективному общению, личностному развитию, отработка умений к самоанализу, формирование адекватного представления о себе.
Ход занятия:
1.Настроение. Ожидания.
2.Устный портрет «Им все довольны».
3.Упр. «Корзина непослушаний».
4.Рис. «Послушный и непослушный подросток».
5.Копилка « непокорных».
6.Ролевая игра.
7.Упр. «Докажи: непокорный - хорошо, непокорный - плохо».
Занятие №8. Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции.
Цель: Раскрыть понятие Любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству.
Ход занятия:
1.Настроение. Ожидания.
2.Упр. «Сосуды долга и права».
3.Дискуссия «Любовь и Свобода, Любовь и Торговля, Любовь и Порядочность».
4. « Доверие. Что это?»
5.Игра «Почтальон- подарок».
6. Упр. «Похвали своего ребенка».
Занятие №9. Я открыл себя, счастлив в семье, мире, который во мне и вокруг.
Цель: Помочь почувствовать достоинство и уважение к себе, своей жизненной позиции, нормам социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия завершение работы, подведение итогов, обратная связь.
Ход занятия:
1.Настроение. Ожидание.
2.Упр. «Я имею права на…» (от имени ребенка).
3. Работа над ситуацией.
4.Подведение итогов тренинга. Обратная связь.
Заключение
Поступки ребят – это стихия опыта их самостоятельного поведения. Каждый поступок кроме внешнего проявления имеет внутреннее содержание, мотивацию порой противоречивую по своей сущности.
Также противоречия приводят к эмоциональной неуравновешенности, напряжению, порождают сомнения в возможности быть понятыми взрослыми.
Разлад с самими собой, потеря надежды на понимание взрослыми приводят подростка к конфорнизму по отношению к требованиям взрослых, либо сверстников делают его поведение агрессивным, когда он сам не знает чего ждать от самого себя.
Наша задача помочь ему разобраться в себе, выбрать верный вариант решения проблем.
Тренинг эффективности родителей- 14часов, 7 занятий.
С первого занятия «Реальное воспитание» родители проведут самодиагностику внутрисемейных отношений, методов воспитания в семье.
В этом им поможет упр. «Фотография семьи», где они реально увидят, кто в семье испытывает дискомфорт и над чем необходимо работать. Работа над рис. «Хорошая дочка(сын)», «Плохая дочка (сын)» дает возможность родителям увидеть какие испытывают трудности и какое занимают положение их дети в семье.
На втором занятии «Различие социализации детей и взрослых» у родителей формируется понятие различия социализации детей и взрослых, чувство ответственности за семью и детей, так как они узнают, как влияют семейные сценарии на будущее ребенка. Игра «Крокодилы» поможет прочувствовать, как сподросток, не имея психологической поддержки родителей может попасть в тупиковую ситуацию.
Работа на третьем занятии «Неосознанное и осознанное отчуждение от детей» поможет раскрыть в себе умение доброго общения и отношения к другим, причины отчуждения в семье, вызвать желание стать лучше. Этому способствуют работа на ассоциации ( сл. «отчуждение» ), упр. «Иерархия ценностей».
Занятие «Взрослый и подросток» ознакомит родителей с особенностями подросткового периода, способами разумного разрешения конфликтных ситуаций, углубит самосознание, поможет приобрести навыки психологической поддержки ребенка путем ролевых игр и анализа конкретных ситуаций.
Пятое занятие «Мера щедрости и мудрости моей» поможет открыть чувство бескорыстной и щедрой любви; понять, что это особенное , достойное и замечательное чувство путем упр. «Глаза ребенка- глаза взрослого», дискуссии « Любовь к детям. Как мы это понимаем, чего от этого ждем?».
На шестом занятии «Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции родители раскроют для себя понятие Любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству вместе с упр. Сосуды долга и права», дискуссией «Доверие. Что это?», мозговым штурмом «Любовь и вобода, Любовь и торговля, Любовь и долг», упр. «Похвали своего ребенка».
Седьмое занятие «Я открыл себя, счастлив в семье, мире, который во мне и вокруг» даст возможность почувствовать, какой он замечательный, особенный человек; позволяет любить себя и уважать. Это занятие можно провести как детско-родительское.
Тематический план занятий
Занятие 1.Реальное воспитание.
Цели: знакомство с группой; диагностика внутрисемейных отношений, методов воспитания ребенка в семье.
1.Знакомство.
2.Упр. «Фотография семьи».
3.Рисунок « Плохая дочка, хорошая дочка»
4.Упр. «Каруселька.»
Занятие 2.Различие социализации детей и взрослых.
Цели: достичь эффекта самораскрытия и уменьшить влияние прежних стереотипов; сформировать понятие различия социализации детей и взрослых,
чувство ответственности за семью и детей.
- Приветствие. Ожидания.
- Лекция «Различие социализации детей и взрослых».
- Игра «Крокодилы».
- Упражнение «Ласковые слова».
Занятие 3.Неосознанное и осознанное отчуждение от детей.
Цели: помочь раскрыть в себе умения доброго общения и отношения к другим, причины отчуждения в семье, вызвать желание стать лучше.
1.Приветствие. Ожидания.
2.Работа на ассоциации( сл «отчуждение»).
3.Упр. «Иерархия ценностей».
4.Упр. «Комплемент».
Занятие 4. Взрослый и подросток.
Цели: ознакомить родителей с особенностями подросткового периода, способами разумного разрешения конфликтных ситуаций, углубить самосознание, помочь приобрести навыки психологической поддержки ребенка.
1.Приветствие. Ожидания.
2. Лекция «Физиологические и психологические особенности подросткового периода».
3. Анализ конкретных ситуаций.
4.Ролевая игра в конфликтной ситуации.
5.Обратна связь.
Занятие 5. Мера щедрости и мудрости моей любви.
Цели: открыть чувство бескорыстной и щедрой любви; понять, что это особенное, достойное и замечательное чувство.
1.Приветствие. Ожидание.
2.О любви к детям. Как мы это понимаем.Что от этого ждем?
3.Упр. «Глаза ребенка – глаза взрослого».
4.Рис.»Образ ребенка»
5.Упр. «Каруселька».
Занятие 6. Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции.
Цели: раскрыть понятие любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству.
1.Настроение. Ожидание
.
2.Упр. «Сосуды долга и ответственности».
3.Дискуссия «Любовь и Свобода, Любовь и Торговля, Любовь и Порядочность».
4. «Доверие. Что это?»
5Игра «Почтальон- подарок».
6.Упр. «Похвали своего ребенка».
Занятие 7.Я открыл себя, счастлив в семье ,мире, который во мне и вокруг.
Цели: помочь почувствовать, какой он особенный, замечательный, достойный любви и уважения; завершение работы, подведение итогов.
1.Настроение. Ожидание.
2.Упр. «Я имею право на….» ( от имени ребенка).
3.Работа с ситуацией.
4.Подведение итогов тренинга. Обратная связь.
Наряду с групповыми занятиями проводить консультации по запросу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- «Плюс минус жизнь» Сост. Л.С.Сладков М.: Мол. гвардия, 1990
- «Познай себя» Н.Смирнов М.: Прогресс, 1991
- «Воспитание трудного ребенка» М.И. Рожков М, : Владос, 2003
- «Трудный подросток» Ю.П. Щекочихин М., 1979
- «Трудный подросток: причины и следствия» под ред. В.А. Татенко Киев, 1985.
- «Психологические проблемы мотивации поведения человека» П.М.Якобсон М., 1966
- «Проблемы формирования личности» Л.И.Божович М., 1995
- «Ребенок из неблагополучной семьи» М.И.Буянов М., 1988
- «Психопатология и акцентуации характера у подростков» А.Е.Личко М., 1983
- «Аддиктивное поведение и его профилактика» А.В.Гоголева М., «МОДЭК».
- «Основы превентивной психологии» Г.М.Беличева М., 1990
- «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» Г.М. Беслав М.,1992
- « Развод и дети» И.Ф. Дементьева, М.,2000.
- «Как строить себя и свою семью» В.Сатир, М.,1992.
- «Психология эмоциональных отношений» Л.Я, Гозман, 1987.
- «Психодиагностика личности» Н.Н. Обозов С.-П., 1998.
- «Как управлять группой» Н.Н. Обозов, СПб, 1997.
- «Писхолог и семья» И.В. Клюева, Яр.,2002.
- «Семья в психологической консультации» Г.Навайтис, М.,1995.
- «Семейная психотерапия» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Л., 1989.
- «Психология семейных отношений» Е.Г. Силяева, М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический бумеранг
Интеллектуальная командная игра для 5-7 классах...
Экологический бумеранг
Игра с вопросами по экологии, окружающему миру, географии для 5-7 классов...
Экологический бумеранг
Основные проблемы экологии...
«Дополнительное образование экологического объединения «Бумеранг», как средство развития творческого потенциала ребёнка»
Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отв...
Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"
Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"....
Спецвыпуск газеты "Бумеранг" о Сельской капелле
В данном номере собрана информации о хоре гимназии...
Коллективное творческое дело в 5-6 классах "Экологический бумеранг"
Мероприятие направлено на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему на Земле, изучение природы родного края....