Бумеранг
методическая разработка по психологии (9 класс) на тему

Тарабрина Вера Викторовна

В жизни каждого подростка могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывающие глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние. Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не происходит безболезненно. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. Все это вызывает большие сложности адаптации в обществе.

Исходя из выше изложенного, предполагаю, что риски аддикции и дезадаптированной личности могут быть снижены через комплексную психокоррекционную работу с подростками и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bumerang.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

БУМЕРАНГ

Все отклонения в поведении

 несовершеннолетних – безнадзорность,

правонарушения, употребления ПАВ –

имеют в своей основе один источник –

социальную дезадаптацию, корни

которой – в семье

(Информационно-методический сборник.

                                                                        Волгоград, 2003)

                                                                                                                 Программу разработала

                                                                                                                                                   Педагог-психолог

                                                                                                                                                  МАОУ СОШ №26

                                                                                                                                                  Тарабрина В.В.

2014 год

«Бумеранг»

Пояснительная записка.

. Из-за избытка свободного времени, помноженного на недостаток родительского внимания, возникает благодатная почва для правонарушений и криминальных ситуаций. Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что родители имеют низкий уровень психолого-педагогической компетенции.  

  • 36,2% подростков первоначальное знакомство с алкоголем получили в семье;
  • 50% несовершеннолетних считают, что их в семье не понимают;
  • 34,4% подростков указывают на то, что испытывают словесное оскорбление со стороны родителей;
  • 26,7% - физическое наказание;
  • 15,8% - наказание трудом;
  • 2% родителей интересуются состоянием души ребенка;
  • 29,7% родителей проявляют интерес к учебе детей.

Эти данные еще раз подтверждают нерешенность на современном этапе развития общества проблемы отношений «отцов» и «детей», нежелание большей части родителей заниматься проблемами своих детей .В жизни каждого подростка могут возникнуть проблемы, которые кажутся неразрешимыми, вызывающие глубокие душевные переживания, тоску, тревогу и даже отчаяние. Ребенок, как правило, стремится к самоутверждению среди приятелей, но, будучи тревожным и неуверенным, находит неверные пути или отказывается от этой затеи. Однако для него это не происходит безболезненно. Появляется чувство собственной несостоятельности, враждебности к окружающим, отрицательной оценки не только себя, но и других. Если эти переживания застревают в сознании, а это при готовности к психогенным реакциям становится все более отчетливым, начинаются поиски разных путей разрешения внутреннего конфликта вплоть до тяжелой агрессии в рамках протестных реакций. Подавление сильных эмоций всегда вызывает кристаллизацию страхов, тревоги и злобы. Очень важное значение имеют ценностные ориентации. Подросток склонен к подражанию и поиску абсолютного кумира. Здесь очень важна психологическая поддержка взрослых, зачастую которой они не имеют. Отношения родителей с детьми, к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время. Все это вызывает большие сложности адаптации в обществе.

Исходя из выше изложенного, предполагаю, что риски аддикции и дезадаптированной личности могут быть снижены через комплексную психокоррекционную работу с подростками и их родителями по разработанной мною программе «Бумеранг»

Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, предполагает как первичную профилактику, так и коррекционную работу с детьми дезадаптированными в обществе и их родителями.


Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» №120 – ФЗ от 24.06.99, Международной Конвенции ООН о правах ребёнка.


Цель: профилактика  и коррекция асоциального поведения и дезадаптации подростков в обществе

Задачи программы:

       .   профилактика и коррекция критических жизненных ситуаций,     порождающих дезадаптацию и умение справляться с ними .

  • преодоление отчужденности детей от родителей, повышение самосознания и самовыражения учащихся  и родителей через разнообразные формы работы;
  • развитие способностей к саморегуляции и планированию жизненных целей, поступков учащихся;
  • приобретение и использование родителями конструктивного взаимодействия с подростками и повышение ответственности за жизнь и здоровье своих детей;
  • выявление ресурса семьи и способов его расширения;
  • содействие осознанию ценности и уникальности собственной личности; развитию положительного, целостного образа Я;
  • развитие коммуникативных и творческих способностей у подростков через вовлечение в активную  проектную предупредительно-профилактическую  деятельность по асоциальному поведению,сохранению здоровья, укреплению правопорядка.

Целевая группа: учащиеся 7 - 11 классов, родители

Организация занятий: программа рассчитана на 2014-2015 уч.год,   частота проведения – 2 раза в        месяц.

Формы и методы работы: поисковый, научно-исследовательский, общественно-полезная практика, конференции, лекции, семинары, беседы, дискуссии, тренинги, индивидуальная работа, использование ИКТ и проектной деятельности


Содержание программы.

 Программа содержит 5 блоков: организационная работа,

                                                        диагностическая работа,

                                                         профилактическая работа со школьниками,

                                                         профилактическая работа с родителями,

                                                         проектно-агитационная деятельность  уч-ся  
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу со всеми подростками школы, а также с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.

Профилактическая работа с родителями включает в себя психолого-правовое просвещение, групповую детско-родительскую деятельность и индивидуальную работу.

Проектно-агитационная деятельность включает в себя проектную  и предупредительно- профилактическую деятельность  учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня психолого-педагогической и правовой компетентности учащихся и родителей;
  • развитие самосознания, самовыражения, контроля поведения и коммуникабельности подростков и родителей
  • вовлечение родителей в учебную и внеурочную внутришкольную жизнь.
  • повышение ответственности за собственные поступки
  • раскрытие творческого потенциала и стремление к его реализации

Показатели эффективности работы по программе:

  • отзывы подростков, обучающихся по программе, их родителей, педагогов;
  • результаты тестирования (сравнение результатов в начале и в конце прохождения программы).

Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 6-9-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  • Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-9 кл.).
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  • Анкетирование «Несколько слов о ...».

Профилактическая и коррекционная  работа

Тематический план занятий

Занятие №1. Знакомство с группой.

Цель: знакомство с группой, формирование доверительной атмосферы, знакомство с                  

            Конвенцией о правах ребенка.

Ход занятия:

   1. Знакомство с целями данного блока.

  1.  Мозговой штурм «Составления портрета современного подростка.
  2.  Упражнение «Я хочу - я могу».
  3.  Групповая дискуссия «На что я имею право»
  4.  Информационно-правовая часть «Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ»
  5.  Рефлексия.

Занятие №2.  Беру ответственность на себя.

Цель: формирование навыков саморегуляции, знакомство с правовой ответственностью  несовершеннолетних.

Ход занятий:

  1.  Обсуждение в группе «Что хорошего и что плохого происходило в последние дни».
  2.  Упражнение « Наши эмоции - наши поступки».
  3.  Упражнение «Замороженный».
  4.  Групповая дискуссия «Может ли несовершеннолетний привлекаться к правовой ответственности».
  5.  Информационно-правовая часть «Правовая ответственность несовершеннолетнего»
  6.  Рефлексия.

Занятие №3.  Сущность и способы разрешения конфликтов.

Цель: формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, знакомство с правовыми нормами в отношении  ответственности за причинение морального и физического ущерба.

Ход занятия:

  1.  Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
  2.  Упражнение «Автобус».
  3.  Знакомство с понятием «конфликт» и способами разрешения конфликтных ситуаций.
  4.  Ролевая игра «Конфликт»
  5.  Групповая дискуссия «Ответственность за ход конфликта»
  6.  Информационно-правовая часть «Статьи законодательства, определяющие ответственность за причинение вреда здоровью».

Занятие №4. Взаимоотношения взрослых и детей.

Цель: выработка доверительного отношения к взрослым, осознание возможности избегать конфликтов, знакомство с правами и ответственностью родителей.

Ход занятия:

         1. Приветствие.

                     2. Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни»

                     3. Упражнение «Самые добрые руки».

         4.Упражнение «Список претензий».

         5. Ролевая игра «Конфликт с родителями».

         6. Групповая дискуссия «За что несет ответственность родитель».

         7. Информационно- правовая часть «Ответственность родителей за   правонарушение детей».

          8. Рефлексия.

 

 Занятие №5. Родителей не выбирают.

Цель: осознание персональных коммуникативных стратегий; развитие способностей к  децентризации;

Ход занятия

                    1.Разминка.

                   2.Проективный рисунок «Я такой как есть», «Я такой, каким бы хотел быть».

                   3.Игра «Обвинители- защитники».

                   4.Коллективный аутотренинг.

                   5.Игра «Диалог между сторонами: сердитая мама и добрая мама».

                   6.Упр. «Комплемент».

Занятие №6 . Последствия пробы наркотиков и токсических веществ.

Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение и распространение наркотических и психотропных средств.

Ход занятия:

1.0бсуждение в группе «Настроение».

  1.  Обсуждение в группе «Что происходило в последние дни».
  2.  Мозговой штурм «Почему люди применяют наркотики».
  3.  Мозговой штурм «К чему ведет проба наркотика и токсического вещества».
  4.  Групповая дискуссия «Что люди приобретают и что теряют от применения

наркотика».

  1.  Информационно-правовая часть «Ответственность несовершеннолетних за хранение и сбыт наркотиков и психотропных средств»
  2. Рефлексия.

Занятие №7.  Непокорность и непослушание.

Цель:  выработка представления об условиях, способствующих эффективному общению, личностному развитию, отработка умений к самоанализу, формирование адекватного  представления о себе.

Ход занятия:

                        1.Настроение. Ожидания.

                        2.Устный портрет «Им все довольны».

                        3.Упр. «Корзина непослушаний».

                        4.Рис. «Послушный и непослушный подросток».

                        5.Копилка « непокорных».

                        6.Ролевая игра.

                        7.Упр. «Докажи: непокорный - хорошо, непокорный - плохо».

Занятие №8. Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции.

Цель: Раскрыть понятие Любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству.

Ход занятия:

                      1.Настроение. Ожидания.

                      2.Упр. «Сосуды долга и права».

                       3.Дискуссия «Любовь и Свобода, Любовь и Торговля, Любовь и Порядочность».

                       4. « Доверие. Что это?»

                       5.Игра «Почтальон- подарок».

                       6. Упр. «Похвали своего ребенка».

Занятие №9. Я открыл себя, счастлив в семье, мире, который во мне и вокруг.

Цель: Помочь почувствовать достоинство и уважение к себе, своей жизненной позиции, нормам  социально приемлемого поведения, ответственности за свои действия завершение работы, подведение итогов, обратная связь.

Ход занятия:

                       1.Настроение. Ожидание.

                       2.Упр. «Я имею права на…» (от имени ребенка).

                       3. Работа над ситуацией.

                       4.Подведение итогов тренинга. Обратная связь. 

Заключение

        Поступки ребят – это стихия опыта их самостоятельного поведения. Каждый поступок кроме внешнего проявления имеет внутреннее содержание, мотивацию порой противоречивую по своей сущности.

        Также противоречия приводят к эмоциональной неуравновешенности, напряжению, порождают сомнения в возможности быть понятыми взрослыми.

        Разлад с самими собой, потеря надежды на понимание взрослыми приводят подростка к конфорнизму по отношению к требованиям взрослых, либо сверстников делают его поведение агрессивным, когда он сам не знает чего ждать от самого себя.

        Наша задача помочь ему разобраться в себе, выбрать верный вариант решения проблем.

Тренинг эффективности родителей- 14часов, 7 занятий.

 С первого занятия «Реальное воспитание» родители проведут самодиагностику внутрисемейных отношений, методов воспитания в семье.

В этом им поможет упр. «Фотография семьи», где они реально увидят, кто в семье испытывает дискомфорт и над чем необходимо работать. Работа над рис. «Хорошая дочка(сын)», «Плохая дочка (сын)» дает возможность родителям увидеть какие испытывают трудности и какое занимают положение  их дети  в семье.

На втором занятии «Различие социализации детей и взрослых» у родителей формируется понятие различия социализации детей и взрослых, чувство ответственности за семью и детей, так как они узнают, как влияют  семейные сценарии на будущее ребенка. Игра «Крокодилы» поможет прочувствовать, как сподросток, не имея психологической поддержки родителей может попасть в тупиковую ситуацию.

Работа на третьем занятии «Неосознанное и осознанное отчуждение от детей» поможет раскрыть в себе умение доброго общения и отношения к другим, причины отчуждения в семье, вызвать желание стать лучше. Этому способствуют работа на ассоциации ( сл. «отчуждение» ), упр. «Иерархия ценностей».

Занятие «Взрослый и подросток» ознакомит родителей с особенностями подросткового периода, способами разумного разрешения конфликтных ситуаций, углубит самосознание, поможет приобрести навыки психологической  поддержки ребенка путем ролевых игр и анализа конкретных ситуаций.

Пятое занятие «Мера щедрости и мудрости моей» поможет открыть чувство бескорыстной и щедрой любви; понять, что это особенное , достойное и замечательное чувство путем упр. «Глаза ребенка- глаза взрослого», дискуссии «  Любовь к детям. Как мы это понимаем, чего от этого ждем?».

На шестом занятии «Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции родители раскроют для себя понятие Любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству вместе с упр. Сосуды долга и права», дискуссией «Доверие. Что это?», мозговым штурмом «Любовь и вобода, Любовь и торговля, Любовь и долг», упр. «Похвали своего ребенка».

Седьмое занятие «Я открыл себя, счастлив в семье, мире, который во мне и вокруг» даст возможность почувствовать, какой он замечательный, особенный человек; позволяет любить себя и уважать. Это занятие можно провести как детско-родительское.

Тематический план занятий

Занятие 1.Реальное воспитание.

Цели: знакомство с группой; диагностика внутрисемейных отношений, методов воспитания ребенка в семье.

      1.Знакомство.

      2.Упр. «Фотография семьи».

      3.Рисунок « Плохая дочка, хорошая дочка»

      4.Упр. «Каруселька.»

     Занятие 2.Различие социализации детей и взрослых.

     Цели: достичь эффекта самораскрытия и уменьшить влияние прежних    стереотипов; сформировать понятие различия социализации детей и взрослых,

чувство ответственности за семью и детей.

  1. Приветствие. Ожидания.
  2. Лекция «Различие социализации детей и взрослых».
  3. Игра «Крокодилы».
  4. Упражнение «Ласковые  слова».

Занятие 3.Неосознанное и осознанное отчуждение от детей.

Цели: помочь раскрыть в себе умения доброго общения и отношения к другим, причины отчуждения в семье, вызвать желание стать лучше.

1.Приветствие. Ожидания.

2.Работа на ассоциации( сл «отчуждение»).

3.Упр. «Иерархия ценностей».

4.Упр. «Комплемент».

Занятие 4. Взрослый и подросток.

 Цели: ознакомить родителей с особенностями подросткового периода, способами разумного разрешения конфликтных ситуаций, углубить самосознание, помочь приобрести навыки психологической поддержки ребенка.

1.Приветствие. Ожидания.

2. Лекция «Физиологические и психологические особенности подросткового периода».

3. Анализ конкретных ситуаций.

4.Ролевая игра  в конфликтной ситуации.

5.Обратна связь.    

Занятие 5. Мера щедрости и мудрости моей любви.

Цели: открыть чувство бескорыстной и щедрой любви; понять, что это особенное, достойное и замечательное чувство.  

1.Приветствие. Ожидание.

2.О любви к детям. Как мы это понимаем.Что от этого ждем?

3.Упр. «Глаза ребенка – глаза взрослого».

4.Рис.»Образ ребенка»

5.Упр. «Каруселька».

Занятие 6. Психология Любви и Свободы или ступени человечности в жизненной позиции.

Цели: раскрыть понятие любви к детям, доверия и уважения к человеческому достоинству.

1.Настроение. Ожидание

.

2.Упр. «Сосуды долга и ответственности».

3.Дискуссия «Любовь и Свобода, Любовь и Торговля, Любовь и Порядочность».

4. «Доверие. Что это?»

5Игра «Почтальон- подарок».

6.Упр. «Похвали своего ребенка».

Занятие 7.Я открыл себя, счастлив в семье ,мире, который во мне и вокруг.

Цели: помочь почувствовать, какой он особенный, замечательный, достойный любви и уважения; завершение работы, подведение итогов.

1.Настроение. Ожидание.

2.Упр. «Я имею право на….» ( от имени ребенка).

3.Работа с ситуацией.

4.Подведение итогов тренинга. Обратная связь.

Наряду с групповыми занятиями проводить консультации по запросу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Плюс минус жизнь» Сост. Л.С.Сладков М.: Мол. гвардия, 1990
  2. «Познай себя» Н.Смирнов М.: Прогресс, 1991
  3. «Воспитание трудного ребенка» М.И. Рожков М, : Владос, 2003
  4. «Трудный подросток» Ю.П. Щекочихин М., 1979
  5. «Трудный подросток: причины и следствия» под ред. В.А. Татенко Киев, 1985.
  6. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» П.М.Якобсон М., 1966
  7. «Проблемы формирования личности» Л.И.Божович М., 1995
  8. «Ребенок из неблагополучной семьи» М.И.Буянов М., 1988
  9. «Психопатология и акцентуации характера у подростков» А.Е.Личко М., 1983
  10. «Аддиктивное поведение и его профилактика» А.В.Гоголева М., «МОДЭК».
  11. «Основы превентивной психологии» Г.М.Беличева М., 1990
  12. «Эмоциональные особенности формирования личности в детстве» Г.М. Беслав М.,1992
  13. « Развод и дети» И.Ф. Дементьева, М.,2000.
  14. «Как строить себя и свою семью» В.Сатир, М.,1992.
  15. «Психология эмоциональных отношений» Л.Я, Гозман, 1987.
  16. «Психодиагностика личности» Н.Н. Обозов С.-П., 1998.
  17. «Как управлять группой» Н.Н. Обозов, СПб, 1997.
  18. «Писхолог и семья» И.В. Клюева, Яр.,2002.
  19. «Семья в психологической консультации» Г.Навайтис, М.,1995.
  20. «Семейная психотерапия» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, Л., 1989.
  21. «Психология семейных отношений» Е.Г. Силяева,  М., 2002.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический бумеранг

Интеллектуальная командная игра для 5-7 классах...

Экологический бумеранг

Игра с вопросами по экологии, окружающему миру, географии для 5-7 классов...

Экологический бумеранг

Основные проблемы экологии...

«Дополнительное образование экологического объединения «Бумеранг», как средство развития творческого потенциала ребёнка»

Экологические знания - важнейшая часть экологического образования, без которого человечеству не решить проблемы сохранения жизни на Земле. С учетом того, что в учебных планах сокращены часы, отв...

Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"

Программа организации дополнительного образования "БУМЕРАНГ"....

Спецвыпуск газеты "Бумеранг" о Сельской капелле

В данном номере собрана информации о хоре гимназии...

Коллективное творческое дело в 5-6 классах "Экологический бумеранг"

Мероприятие направлено на экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему на Земле, изучение природы родного края....