Особенности проявления темперамента ребенка на занятиях
презентация к уроку по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определяем темперамент ребёнка Каждый вопрос этого текста имеет 4 варианта ответов. Вы из четырех ответов выбираете один - тот ответ, что более всего характеризует Вашего малыша Вопросы: 1.Какие игры любит ребенок а) тихие, спокойные. Может долго играть в одиночестве; б) предпочитает тихие игры, но все время отвлекается и быстро устает; в) очень любознателен и любит подвижные игры; г) Выбирает подвижные, шумные игры, нуждается в новых впечатлениях и зрителях. 2) Реакция ребенка на критику взрослых а) Молча, спокойно соглашается с тем, что виноват; б) Обеспокоен, обижается, плачет; в) Обещает, что больше не будет поступать подобным образом, но тут же забывает свое обещание и делает тоже самое; г) Кричит в ответ, злится, возмущается, может топать ногами, бросить что-то и все равно поступит по-своему.
3. Общение со сверстниками а) Говорит спокойно без лишних эмоций, неспешно, но отчетливо; б) Очень нерешительный - предпочитает оставаться в тени; в) Четко, внятно, быстро. Но при этом слушает, что говорят другие и прислушивается к их мнению; г) Громко, быстро, возбужденно, иногда с раздражением. При этом не учитывает мнение окружающих. 4. Принятие решений а) спокойно, сосредоточенно, даже хладнокровно; б) очень робко, нерешительно; в) Действует быстро, любые задачи старается решить мгновенно; г) Начинает с азартом, энергично, инициативно. Но потом так же быстро может «угаснуть». 5. Место в обществе а) Спокойно присматривается к непривычной обстановке , интерес проявляет очень сдержанно; б) нерешителен скован, смущен; в) Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему; г) активно, быстро возбуждается, нервничает.
Результат Теперь, подсчитав варианты ответов, можно определить, тип темперамента ребенка! Если преобладают ответы "а", ваш ребенок относится к флегматическому типу. Если "б" - к меланхолическому типу . Если "в", к сангвиническому типу. Если "г" – ваш малыш – холерик. С помощью таких простых вопросов и наблюдения за своим чадом, мы определяем темперамент ребенка. Какой бы ни был тип темперамента ребёнка, не пытайтесь его ломать, такова уж психология детского развития. Будьте внимательны и тактичны, сохраняйте спокойствие. И ваши старания обязательно будут вознаграждены.
Характеристика темперамента холерик меланхолик сангвиник флегматик НЕЙРОТИЗМ Эмоциональная стабильность общительность замкнутость
Какие занятия подходят? Малышу нужно учиться самостоятельности и смелости. Для этого лучше подойдут игры «с секретом», Например – матрешки, игрушки, издающие разные звуки, трансформеры, когда вдруг заиграет музыка, или загорится лампочка, появится что-то новое, интересное для ребенка. Поощряйте интерес ребенка, пусть он разберет игрушку, посмотрит, что внутри, сделает из двух, или трех игрушек – одну. Вдвойне полезны занятия спортом: они помогают развивать двигательную активность и учат упорству, умению преодолевать трудности. Только приказывать ему при этом нельзя, иначе малыш станет замкнутым и перестанет играть. Чаще хвалите ребенка, помогайте, никогда не запугивайте и не повышайте голос . Помните, что такова психология детского развития. Не устанавливайте правил, пусть играет так, как хочет, а что-то новое вводите постепенно. Мальчикам подойдут такие игрушки как – пистолеты, танки, которые могут дать положительный результат, если они издают звуки, мигают, двигаются.
Говорят быстро, речь эмоционально ярко окрашена , они не любят тихих занятий , спокойных игр, предпочитая подвижные, шумные виды деятельности. В общении со сверстниками стараются быть лидерами . Таких детей иногда называют «электровеником». В семьях, где есть дети - холерики, весь колюще-режущий инструмент прячется подальше, коты живут на шкафу, а пол в доме усыпан слоем игрушек – мозаики, машинок, солдатиков, частей конструктора... Хозяин этого богатства играет с ним ровно пять минут и тут же бросает и берет что-то другое.. Холерик Сильный, неуравновешенный, безудержный . Холерик поражает большой, неистощимой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания .. Он возбудим, вспыльчив, не сдержан и нетерпелив . Дети-холерики беспокойны, раздражительны . Они трудно приспосабливаются к требованиям в детском садике и школе .
Такого малыша ненужно ругать (хотя сдержаться очень трудно), а осторожно осаживать. «Видишь, ты бросил машинку, и теперь она сломана. Видишь, ты ударил мальчика, теперь он боится с тобой играть, и мне придется забрать тебя домой». Если будете повторять это 50 – 100 раз, малыш поймет, что так делать нельзя. Минусы темперамента Очень часто у холериков проблемы с речью из-за того, что им не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. Ребенок холерик часто дерется, часто нарушает правила игры . Но не со зла, просто ему хочется быстрей – быстрей – быстрей. Именно в этом и заключается психология детского развития. Предпочитает оживленные игры , сопровождающиеся шумовым оформлением, которое сам и создает. Очень быстро схватывает новую информацию, но так же быстро ее и забывает , не любит играть в одиночестве, ему нужна публика, чтобы все видели его успех . Даже складывая мозаику, может громко комментировать все свои действия. Слышно его издалека, он разговаривает быстро и громко . Не любит проигрывать и склонен к истерикам .
Какие занятия подходят? Такому малышу нужны прыгунки, ребенку постарше мяч, тогда родители смогут 15 – 20 минут отдохнуть. Чтобы научить ребенка холерика играть самостоятельно можно в качестве зрителей посадить игрушки – куклы , зайчики, любые мягкие игрушки. А снизить возбудимость на 5 – 10минут помогут игрушки – вкладыши. Ребенку не интересно просто катать машинку, ему важен не процесс игры, а ее результат . Он проявляет интерес к игре, только тогда когда видит ясную цель . Настольный футбол, хоккей, бильярд могут надолго увлечь ребенка, а кубики или конструктор он вскоре разбросает по комнате. Интеллектуальным развитием родителям придется заниматься на бегу : например, квадрат, можно изучить, бегая вокруг квадратной песочницы, круг – вокруг круглой клумбы. А прыгая и по написанным на земле цифрам и буквам можно научиться читать и считать.
Минусы темперамента Флегматик не любит новизны и чтобы, научиться чему-то новому, ему потребуется немало времени. Но будьте уверенны – выучит хорошо на совесть. Такой малыш может раздать другим детям свои игрушки, но не попросит чужую. И если вы не холерик, то жить с флегматиком очень удобно, ведь о его желании можно догадаться только по выражению глаз и мимики. А скажите, мы много внимания обращаем на глаза, на мимику, если человек молчит? Если сангвиник или холерик, захочет, например, новую игрушку, то об этом будете знать не только Вы, но и все окружающие, а флегматик будет молчать. Ребенка флегматика сложно чем-то увлечь , он практически не увлекается игрой, что предложили родители или сверстники в то и играет . Складывается впечатление, что флегматик течет по течению и живет так, как того хотят окружающие. Да - так да, а нет - так нет! Хотя в душе он может протестовать против этого, но никогда не пойдет наперекор, не высказывает своего мнения.
Такие дети, как правило, радуют взрослых. Родители, имея такого ребенка, чувствуют себя образцовыми . Это любознательный непоседа , но в тоже время его можно остановить и без труда переключить на другое занятие . Дети сангвиники – желанные гости в на детской площадке - это самый «игровой» темперамент . Сангвиник Жизнерадостный, уравновешенный, подвижный, уверенный в себе . Сангвиник быстрый, легко приспосабливается к переменам , происходящим в жизни, преодолевает «препятствия», умеет разрядить любую конфликтную ситуацию . Ребенок сангвиник воспринимается окружающими как приветливый, открытый . Определить его легко – речь громкая, быстрая, выразительная с правильными интонациями и ударениями.
Они сами играют и привлекают других, любят контакты им нравиться поговорить как с ровесниками так и со взрослыми. Легко адаптируются в новом месте, очень любопытны, постоянно нуждаются в новых впечатлениях, быстро усваивают новую информацию. В ответственные моменты умеют собраться и сконцентрировать свое внимание. Такие дети не злопамятны, быстро прощают и забывают обиды. Минусы темперамента. Когда ребенок увлекается каким-то занятием, он не может рассчитать свои силы, поэтому быстро устает от однообразия, и меняет надоевшее занятие. А если еще что-то не получается, он не будет расстраиваться и огорчаться, добиваться поставленной цели, а просто бросит это занятие и найдет себе другое. Зачем мучиться, можно же поступить проще – сменит цель! Сангвинику не хватает упорства, берется только за то, что дается ему легко.
Какие занятия подходят? Сангвиника нужно учить упорно добиваться своей поставленной цели. Ему нужны игрушки, пирамидки, втулки, , конструкторы, игрушки – трансформеры, предметы которые представляют собой уменьшенные копии взрослых вещей (инструменты, модели разной техники). Такие игрушки, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенность проявления познавательной мотивации на уроках музыки
Статья посвящена проблеме формирования мотивации к познавательной деятельности на уроках музыки. Активизация творческой деятельности, формирование понавательной мотивации, проблемность в об...
Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент.
Уже давно замечено, что люди отличаются друг от друга своим поведением.Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Мы остановимся на традици...
"Психологические особенности проявления агрессивности подростков"
Статья посвящена работе с подростками, а статистические данные предоставлены отделом полиции...
Построение занятий с учетом особенностей восприятия мира ребенком (презентация)
В этой презентации педставлен наглядный материал для педагогов по данной теме....
Темперамент ребенка
Как воспитывать детей с разными типами темперамента...
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях у ребенка
Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях у ребенка...
"Особенности проявления РАС на ранних этапах развития ребенка"
quot;Особенности проявления РАС на ранних этапах развития ребенка"...