Программа
рабочая программа по психологии на тему
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №26»
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
Составила: Бояркина Н.П. – психолог
г. Борзя
Пояснительная записка.
- Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчета Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих.В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, Своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
- Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счет решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семьей.
3. Основные направления деятельности:
- работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации. Но имеющими ближайшие перспективы ее преодоления;
- работа с детьми. Нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке;
- работа с неблагополучными семьями.
4. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответсвующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка. Принцип уникальности личности , состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей. Снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
План программных мероприятий
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | сентябрь | Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Оказание посильной юридической помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. | По запросу | Соц. педагог |
Информационная и организационно-посредническая помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении: содействие в получении статуса многодетной, малоимущей семьи, помощь в оформлении опеки над несовершеннолетним. | В течение года (по запросу) | Соц. педагог |
Проведение рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска. | ежемесячно | Соц. педагог |
Проведения рейда «Каникулы» | Каникулярное время | Соц. педагог |
Заседание Совета профилактики | Один раз в четверть | Психолог Соц. педагог |
Участие в организации оздоровления и отдыха во внеурочное время детей из неблагополучных и малообеспеченных семей. | Каникулярное время | Соц. педагог |
Организация работы с педагогами по профилактике профессионального выгорания. | В течение года | Психолог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Учащиеся | ||
Психологические классные часы: - «Как научиться жить без драки» - «Я – уникальная и неповторимая личность» (5 – 6 кл, цель: формирование позитивного отношения к другим людям (толерантности)) - «Мир глазами агрессивного человека» (8 класс, Подростки XXl века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-9 классы.) - «Подросток и конфликты» (8 – 9 класс, Подростки XXl века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 9 классы.) - «Проблема отцов и детей в современном обществе» (8 – 9 класс, Подростки XXl века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 9 классы.) - «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» (8 – 9 класс) - «Способы саморегуляции эмоционального состояния» | В течение года (по запросу) | Психолог |
Правовые классные часы: - «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних (7 – 9 классы); - «Права и обязанности учащихся школы» (5 – 7 классы); - «Пивной фронт. За кем победа?» (7 -9 классы); - «Умей сказать «нет»» (5 – 9 классы); - «Вредные и полезные привычки2 (5 – 9 классы) | В течение года (по запросу) | Соц. педагог |
Формирование учащихся позитивного образа Я (через уроки психологии) | В течение года | Психолог |
Коммуникативный мини-тренинг «Сердце» (1 класс; цель: снятие тревоги первых дней и месяцев школьной жизни, смягчение процесса адаптации. | сентябрь | Психолог |
Занятие «У нас новенький!» (2 – 4 класс), цель: организация взаимодействия между детьми для знакомства и принятия нового ученика коллективом класса. | сентябрь | Психолог |
Игра «Две планеты» для учащихся 5-х классов (цель: обучение позитивному восприятию себя и другого человека.) | октябрь | Психолог |
Игра «Друзья» для учащихся 2-3 классов (цель: развитие эмпатии, понимания другого, обучение сотрудничеству). | октябрь | Психолог |
Акция «Письмо матери» (цель: гармонизация детско-родительских отношений). | ноябрь | Психолог Соц. педагог |
Игра «В чем смысл жизни?» (8 – 9 классы) | В течение года | Психолог |
Тренинг «Быть уверенным в себе – это здорово!»(цель: формирование навыков уверенного поведения и умения противостоять давлению, 9 класс, Подростки XXl века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-9 классы.) | В течение года | Психолог |
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ | Март-апрель | Психолог |
Открытка от одиночества (цель: формирование чувства уверенности в собственных силах, способности справиться с жизненными проблемами самостоятельно, развитие эмпатии; 9 класс. | Апрель | Психолог |
Комплексная программа первичной профилактики наркозависимости, алкоголизма и табакокурения «Сталкер» | По запросу | Психолог |
Педагоги | ||
Цикл занятий из Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога | Один раз в месяц в течение года | Психолог |
Информирование педагогов по теме «Возрастные психолого-педагогические особенности подростков» | Сентябрь | Психолог |
Информирование педагогов по теме «причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников» | В течение года | Психолог |
Семинар классных руководителей «Психологический климат в классе» | В течение года | Психолог |
Родители | ||
Родительские собрания, лектории: - «Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток)»; - «Наши ошибки в воспитании детей»; - «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»; - «Капля никотина убивает верблюда»; - «Про это…» (подростковая сексуальность); - «Доброе начало, или Как помочь первокласснику адаптироваться к школе»; - «Понять. Простить. Принять.»; - «Я бы в дворники пошел…или Как не отбить у детей желание учиться»; - «Ваш ребенок – пятиклассник»; - «Родители и дети – поиски взаимопонимания»; - «Правовые основы семейного воспитания: права и обязанности родителей и детей»; - «Курение и статистика»; - «Давай будем учиться вместе со своими детьми» | По плану, по запросу | Психолог Соц. педагог |
Диагностика | ||
Учащиеся | ||
Исследование социального статуса | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы) | ежегодно | Психолог |
Исследование уровня тревожности | ежегодно | Психолог |
Определение склонности к девиантному поведению | По запросу | Психолог |
Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал» | По запросу | Психолог |
Литература:
- Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5
- Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
- Ожегов С.И. словарь русского языка.// Под ред. Н.Ю. Шведовой. 1984 – 797 с.
- Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г. Абрумова и В.А. Тихоненко. М.,1980
- Стишенок И. Две планеты //Школьный психолог, 2010, №20
- Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, № 19
- Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба с ними // Школьный психолог 2004, № 41, 42, 43
- Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог, 2008, № 14
- Фоминова А. Как улучшить настроение. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
- Фалькович Т.А., Высотская Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки XXl века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО,2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11 – 12 лет // Школьный психолог, 2002, № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...