« Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства»
методическая разработка по психологии (11 класс) на тему

Маклакова Марина Борисовна

Занятие-тренинг  для кадет выпускников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kk-tolerantnost.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Маклакова Марина Борисовна

педагог – психолог

ГБОУ РО кадетская школа-интернат

«Матвея Платова казачий кадетский корпус»

Г.Белая Калитва, 2012г.

« Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства»

(Занятие-тренинг  для кадет выпускников)

Цель:

  • укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества, способствующей развитию культуры мира в Российской Федерации и на Земле.

Задачи:

  • актуализация идей толерантности, добра и мирного сосуществования;
  •  воспитание  чувства гордости за историю своей страны, национальных традиций и культур.
  • развитие навыков межличностного взаимодействия в соответствии с формулой: понимание + принятие + сотрудничество + партнёрство.

Психолог:

- Господа кадеты, подходит к концу ваше кадетство.  Тема нашей встречи сегодня  «Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства».

 Давайте поразмышляем, так ли это.

Кадетам предлагается прослушать фрагмент песни «Родина Моя»

(видеоролик песни «Я, ты, он, она...) 

Я, ты, он, она

Вместе – целая страна,

Вместе – дружная семья,

В слове «МЫ» - сто тысяч «Я»

Большеглазых, озорных

Чёрных, рыжих и льняных

Грустных и весёлых

В городах и сёлах…

Психолог:

 - эти слова песни и о нашем  кадетском корпусе. Только у нас 300 «Я». И вы часть этих «Я», приехавших из разных уголков России. Это здание нашего корпуса (на ватмане рисунок) и пусть его окнами сегодня будет Малая Родина каждого из вас. Обширна «география» взводов 11/1 и 11/3. Пути столь разных «я» сошлись здесь. Разные и непохожие,… а может чуть-чуть похожие?

Упражнение «Домино»

Задачи:

  • создать в группе атмосферу открытости;
  • позволить кадетам открыто говорить о себе;
  • показать, что в группе между участниками существует как различия, так и объединяющие их вещи.

Процедура проведения. Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики- «С одной стороны, я ношу очки, с  другой люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берёт его за руку, говоря, например: « С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Продолжать так, пока все кадеты не станут частью домино.

 Обсуждение:

  • что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
  • что чувствовали, когда узнавали, что кто-то не похож на них;
  • хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?

    Кадеты:

 -разнообразие кадет во взводе делает жизнь  интересней(11/1);

 -кадеты своими отличительными чертами дополняют друг друга(11/3).

Кадеты рассаживаются по взводам.

Психолог:

Ни одно поколение мальчишек и девчонок стали  выпускниками кадетского корпуса. Совсем скоро и вы скажете «Прощай кадетство – здравствуй взрослая жизнь!» А теперь

внимание на экран (видеоролики взводов 11/1 и 11/3).

Психолог(продолжает):

 17 мальчишек(11/1), 20 девчонок(11/3)  вместе учатся,  идут в столовую, бегают и маршируют, смеются и грустят, поют и танцуют,

участвуют в спортивных соревнованиях и интеллектуальных конкурсах, болтают о пустяках, занимаются рукопашным боем. От подъёма до отбоя плечом к плечу день за днём, 24 часа в сутки, 6 лет взвод 11/1 и 4 года взвод 11/3.  

А что в вашем понятии «ВЗВОД»? Найдите самое ёмкое определение и напишите его на листе бумаги.

Надписи на листах «Дружная семья»(11/3), «Семья - кадетское братство»(11/1)

Психолог:

Слово «семья» состоит из двух слов: «СЕМЬ и Я»

Послушайте китайскую притчу «Лад в семье»(Фиронов Д.)

(слайд 2)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. 

(я сейчас не назову их вам)
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

(произносится: сто раз отдельно написаны эти слова)
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.


А что помогало вам все эти годы жить одной семьёй?  Посмотрим, какие слова напишите вы и прозвучат ли те три слова в ваших ответах?

Кадеты записывают свои ответы на заранее приготовленных шаблонах-рисунках.

 Взвод 11/3:

 дружба, взаимопонимание, любознательность, юмор, уважение и  внимательность друг к другу, доброта, принятие друг друга такими,  каками мы  есть, сотрудничество, любовь, понимание, что от твоего «Я» зависит ещё 19 «Я»…

Взвод 11/1:
дружба, взаимоподдержка, уважение друг к другу и окружающим, «один за всех и все за одного», вежливость,
терпение, юмор, считаемся с мнением и интересами каждого, кадет кадету - брат, радости и горести на всех одни.

Психолог:

Давайте вернёмся к притче и посмотрим, есть ли совпадение? (любовь, терпение…)

(слайд 2)

А какая из перечисленных ценностей для вас самая главная?

       Создайте её скульптуру, а противоположный взвод попробует дать название этой ценности.

 (Ответ: ДРУЖБА)

Психолог:

 «ДРУЖБА, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ДРУЖЕСКИЕОТНОШЕНИЯ ВО ВЗВОДАХ».  У этих определений есть свое понятие - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю

(слайд 3)

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать при решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.

А какие определения ТОЛЕРАНТНОСТИ вы знаете ещё?

  Кадеты:

Сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть.

Психолог:

 -Совершенно верно.

        Толерантность – это…(слайд 4)

- сотрудничество, дух партнёрства

- готовность мирится с чужим мнением

- уважение человеческого достоинства

- уважение прав другого человека

- принятие другого таким, какой он есть

- способность поставить себя на место другого

- уважение права быть иным

- признание факта многообразия

- отказ от принципов национальной исключительности и превосходства

- терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению

- отказ от принципов доминирования, причинения вреда и насилия.

-Сравнивая эти определения и ваши главные ценности, какой вывод можно сделать о пространствах ваших взводов?

 Кадеты:

- Они толерантны!!!

Психолог:

-А теперь давайте поговорим о пространстве корпуса.

Прежде всего, что для вас кадетский корпус?

Ответы детей:

- второй дом, родной дом…

Какие ассоциации возникают у вас при слове «ДОМ»?

Кадеты:

 -Тепло, уют, близкие люди, поддержка, хорошее настроение, дружеские отношения…

Психолог:

    -И опять звучит слово ДРУЖБА! Многогранно и  ёмко понятие этого слова! Я думаю, что именно кадетская дружба одна из главных  составляющих в признании  нашего корпуса лучшим в России!

(кадеты рассаживаются по кругу)

Психолог (продолжает):

             

Что поддерживает дружеские отношения 15-ти взводов или трехсот «Я»?

Передавая клубок (ниток) вы обменяетесь мнениями по данному вопросу. Каждый новый аргумент поддержит логическую «нить» высказываний.

Кадеты делятся своими мыслями:

-Дружба – это ещё и общие цели, дела,  схожесть принципов, интересов, чем и славен наш кадетский корпус.

-  Я заметила, как созвучны слова «дом» и «Дон». Все мы живем на Донской земле, которая издавна была заселена казаками, мужественными, сильными, неудержимыми, вольными.

Психолог (добовляет):

 -изучая историю казачества, мы знаем, что  Дон заселяли не только люди из разных уголков России, но шли сюда представители других народов – греки,  немцы, татары, турки, поляки, мадьяры. Донское казачество многонационально и многолико.

Кадеты продолжают:

- Наш корпус казачий и всё  в нём пронизано духом казачества.

-Мы все воспитываемся здесь на казачьих традициях, принципах и заповедях. Нам всем близка вот эта заповедь: «Люби Россию, ибо она, как твоя мать, и ничто в мире не заменит её».

- Где бы мы не находились, что бы мы ни делали, каждый из нас помнит: «По тебе судят обо всём казачестве и твоём народе»!

- Все мы знаем, что «честь и доброе имя казака дороже жизни» и мы стремимся своими делами подтвердить это. Переходящее президентское знамя – высшая награда этих дел!

- Путеводителем в  нашей кадетской жизни стали и такие заповеди:

-  «Казаки все равны в правах».

- «Погибай, а товарища выручай».

-« Будь трудолюбив, не бездействуй».

-«Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».

- Я думаю, что все эти заповеди стали для каждого из нас образом мышления и нормой

жизни.

- Мы не только следуем традициям казачества, но несём это богатство всем людям, участвуя в конкурсах, фестивалях, слётах, спортивных соревнованиях, которые проходят в разных уголках России и за её пределами.

Психолог:

-Я предлагаю на  «Карте» обозначить «маршруты дружбы», которые кадеты нашего корпуса проложили за десять лет (кадеты называют города).

(слайд 5)

Кадеты:

-И везде мы оставили  частичку культуры, души донского казачества и наших сердец,

взамен получая адреса, телефоны новых друзей. Также мы знакомились с их традициями и культурой, обогащая свой жизненный опыт (слайд 6)

- И каждый в мире человек, независимо от знаний и своей веры, имя КАЗАК прочтет как справа налево, так и слева направо одинаково правильно понимая, что такое казачество.

Психолог:

- Обобщая все ваши высказывания можно сделать вывод: каждый  поступающий в наш казачий кадетский корпус, должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем: 
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых! Сказано “Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!”. Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем — как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово—слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его! 

Из всего того, что вы мне сказали,  услышали от меня, можно ли сказать, что пространство корпуса толерантно.

 Кадеты:

Безусловно, без сомнения, конечно.

Психолог:

 

- На протяжении всей нашей встречи  часто звучало слово «Я». Одна буква, но какая значимая для каждого из нас и удивительно загадочная.

Как вы думаете, почему рядом с «МЫ» говорилось и о «Я»? (слайд 7)

Кадеты:

-«Я» - это составляющая «МЫ». Как в песне: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много».

- Всё в жизни начинается с нашего «Я». Только от  себя самого зависит твоё отношение  с окружающими.

-Одна из библейских заповедей – «…относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», говорит о том, что, прежде всего, нужно хорошо относиться к своему «Я», а  значит  доброжелательно относиться и к миру.

- Есть поступки толерантные и  интолерантые. Но я понимаю, что от моего «Я» зависит выбор того, как поступить!

 (Кадеты получают свои «я»).

Психолог:

 -Подумайте и напишите на этих листочках, что вы возьмёте с собой во взрослую жизнь из кадетства и нашей встречи с вами.

Индивидуальная работа кадет. Кто закончил работу – располагает своё «Я» по периметру доски.

Психолог:

Все цвета радуги присутствуют в ваших «Я». Значит впереди радужное будущее, которое вот -  вот постучится в ваши двери. Радужное благодаря той настоящей благодатной почве, на которой вы растете и воспитываетесь здесь, в Белокалитвинском Матвея Платова казачьем кадетском корпусе.

А теперь давайте встанем тесным кругом (он очень символичен толерантности) и протянем лучи-нити толерантности друг другу ( звучит песня «Дружба- это не работа»).

Психолог:

Кадетскому братству, дружбе, корпусу - ЛЮБО!!!

 Кадеты – ЛЮБО!ЛЮБО! ЛЮБО!!!

Используемая литература:
1.  Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.
Ц 55 Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 67).

2. В.В. Шумов. История казачества. Ростов-на- Дону. 2004

3. Б.А.Алмазов. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой Век». 1999

4.К.Н. Хохульников. Казаки России.Ростов-на-Дону 2012

5.Универсальная школьная энциклопедия. Биографии / ред. группа Е. Журавлёва, Д. Володихин, О. Елисеева – М.: Мир енциклопедий Аванта+, 2007

6. Журнал Воспитание школьников №6 2008 Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде, стр.55

7. Журнал Воспитание школьников №3 2008 Вислова А, Нетерпимость в молодёжной среде и способы её преодоления, стр. 15.

8. http://ataman-ovko.ru/historical/cossack_commandments

9. Притча «Лад в семье» Интернет




 

 

 

 

 

 



 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадетское братство. Визитка.

Визтка детского школьного объединения "Кадетское братство"...

Классный час "Кадетское братство"

Классный час направлен на формирование чувства патриотизма, дружбы у старшеклассников....

Классный час "Дружба дороже богатства"

Классный час  "Дружба дороже богатства" для 5 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....

Проект "Кадетская дружба"

Проект состоит из четырёх частей:Экскурс в историю кадетского движения в РоссииТрудности в адаптации вновь поступившеим в Кадетский КорпусПрезентация иллюстрированного кадетскими фотографиями шуточног...

Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"

Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, спосо...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 7 классе «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».

Презентация к уроку внеклассного чтения в кадетском корпусе  «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» (7 класс)...