« Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства»
методическая разработка по психологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Маклакова Марина Борисовна
педагог – психолог
ГБОУ РО кадетская школа-интернат
«Матвея Платова казачий кадетский корпус»
Г.Белая Калитва, 2012г.
« Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства»
(Занятие-тренинг для кадет выпускников)
Цель:
- укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества, способствующей развитию культуры мира в Российской Федерации и на Земле.
Задачи:
- актуализация идей толерантности, добра и мирного сосуществования;
- воспитание чувства гордости за историю своей страны, национальных традиций и культур.
- развитие навыков межличностного взаимодействия в соответствии с формулой: понимание + принятие + сотрудничество + партнёрство.
Психолог:
- Господа кадеты, подходит к концу ваше кадетство. Тема нашей встречи сегодня «Кадетская дружба и братство дороже всякого богатства».
Давайте поразмышляем, так ли это.
Кадетам предлагается прослушать фрагмент песни «Родина Моя»
(видеоролик песни «Я, ты, он, она...)
Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья,
В слове «МЫ» - сто тысяч «Я»
Большеглазых, озорных
Чёрных, рыжих и льняных
Грустных и весёлых
В городах и сёлах…
Психолог:
- эти слова песни и о нашем кадетском корпусе. Только у нас 300 «Я». И вы часть этих «Я», приехавших из разных уголков России. Это здание нашего корпуса (на ватмане рисунок) и пусть его окнами сегодня будет Малая Родина каждого из вас. Обширна «география» взводов 11/1 и 11/3. Пути столь разных «я» сошлись здесь. Разные и непохожие,… а может чуть-чуть похожие?
Упражнение «Домино»
Задачи:
- создать в группе атмосферу открытости;
- позволить кадетам открыто говорить о себе;
- показать, что в группе между участниками существует как различия, так и объединяющие их вещи.
Процедура проведения. Первый участник становится в центр и называет две свои характеристики- «С одной стороны, я ношу очки, с другой люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берёт его за руку, говоря, например: « С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Продолжать так, пока все кадеты не станут частью домино.
Обсуждение:
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то не похож на них;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
Кадеты:
-разнообразие кадет во взводе делает жизнь интересней(11/1);
-кадеты своими отличительными чертами дополняют друг друга(11/3).
Кадеты рассаживаются по взводам.
Психолог:
Ни одно поколение мальчишек и девчонок стали выпускниками кадетского корпуса. Совсем скоро и вы скажете «Прощай кадетство – здравствуй взрослая жизнь!» А теперь
внимание на экран (видеоролики взводов 11/1 и 11/3).
Психолог(продолжает):
17 мальчишек(11/1), 20 девчонок(11/3) вместе учатся, идут в столовую, бегают и маршируют, смеются и грустят, поют и танцуют,
участвуют в спортивных соревнованиях и интеллектуальных конкурсах, болтают о пустяках, занимаются рукопашным боем. От подъёма до отбоя плечом к плечу день за днём, 24 часа в сутки, 6 лет взвод 11/1 и 4 года взвод 11/3.
А что в вашем понятии «ВЗВОД»? Найдите самое ёмкое определение и напишите его на листе бумаги.
Надписи на листах «Дружная семья»(11/3), «Семья - кадетское братство»(11/1)
Психолог:
Слово «семья» состоит из двух слов: «СЕМЬ и Я»
Послушайте китайскую притчу «Лад в семье»(Фиронов Д.)
(слайд 2)
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
(я сейчас не назову их вам)
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
(произносится: сто раз отдельно написаны эти слова)
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
А что помогало вам все эти годы жить одной семьёй? Посмотрим, какие слова напишите вы и прозвучат ли те три слова в ваших ответах?
Кадеты записывают свои ответы на заранее приготовленных шаблонах-рисунках.
Взвод 11/3:
дружба, взаимопонимание, любознательность, юмор, уважение и внимательность друг к другу, доброта, принятие друг друга такими, каками мы есть, сотрудничество, любовь, понимание, что от твоего «Я» зависит ещё 19 «Я»…
Взвод 11/1:
дружба, взаимоподдержка, уважение друг к другу и окружающим, «один за всех и все за одного», вежливость, терпение, юмор, считаемся с мнением и интересами каждого, кадет кадету - брат, радости и горести на всех одни.
Психолог:
Давайте вернёмся к притче и посмотрим, есть ли совпадение? (любовь, терпение…)
(слайд 2)
А какая из перечисленных ценностей для вас самая главная?
Создайте её скульптуру, а противоположный взвод попробует дать название этой ценности.
(Ответ: ДРУЖБА)
Психолог:
«ДРУЖБА, ДРУЖЕЛЮБИЕ, ДРУЖЕСКИЕОТНОШЕНИЯ ВО ВЗВОДАХ». У этих определений есть свое понятие - ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю
(слайд 3)
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать при решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы.
А какие определения ТОЛЕРАНТНОСТИ вы знаете ещё?
Кадеты:
Сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, уважение прав других, принятие другого таким, какой он есть.
Психолог:
-Совершенно верно.
Толерантность – это…(слайд 4)
- сотрудничество, дух партнёрства
- готовность мирится с чужим мнением
- уважение человеческого достоинства
- уважение прав другого человека
- принятие другого таким, какой он есть
- способность поставить себя на место другого
- уважение права быть иным
- признание факта многообразия
- отказ от принципов национальной исключительности и превосходства
- терпимость к иным мнениям, верованиям и поведению
- отказ от принципов доминирования, причинения вреда и насилия.
-Сравнивая эти определения и ваши главные ценности, какой вывод можно сделать о пространствах ваших взводов?
Кадеты:
- Они толерантны!!!
Психолог:
-А теперь давайте поговорим о пространстве корпуса.
Прежде всего, что для вас кадетский корпус?
Ответы детей:
- второй дом, родной дом…
Какие ассоциации возникают у вас при слове «ДОМ»?
Кадеты:
-Тепло, уют, близкие люди, поддержка, хорошее настроение, дружеские отношения…
Психолог:
-И опять звучит слово ДРУЖБА! Многогранно и ёмко понятие этого слова! Я думаю, что именно кадетская дружба одна из главных составляющих в признании нашего корпуса лучшим в России!
(кадеты рассаживаются по кругу)
Психолог (продолжает):
Что поддерживает дружеские отношения 15-ти взводов или трехсот «Я»?
Передавая клубок (ниток) вы обменяетесь мнениями по данному вопросу. Каждый новый аргумент поддержит логическую «нить» высказываний.
Кадеты делятся своими мыслями:
-Дружба – это ещё и общие цели, дела, схожесть принципов, интересов, чем и славен наш кадетский корпус.
- Я заметила, как созвучны слова «дом» и «Дон». Все мы живем на Донской земле, которая издавна была заселена казаками, мужественными, сильными, неудержимыми, вольными.
Психолог (добовляет):
-изучая историю казачества, мы знаем, что Дон заселяли не только люди из разных уголков России, но шли сюда представители других народов – греки, немцы, татары, турки, поляки, мадьяры. Донское казачество многонационально и многолико.
Кадеты продолжают:
- Наш корпус казачий и всё в нём пронизано духом казачества.
-Мы все воспитываемся здесь на казачьих традициях, принципах и заповедях. Нам всем близка вот эта заповедь: «Люби Россию, ибо она, как твоя мать, и ничто в мире не заменит её».
- Где бы мы не находились, что бы мы ни делали, каждый из нас помнит: «По тебе судят обо всём казачестве и твоём народе»!
- Все мы знаем, что «честь и доброе имя казака дороже жизни» и мы стремимся своими делами подтвердить это. Переходящее президентское знамя – высшая награда этих дел!
- Путеводителем в нашей кадетской жизни стали и такие заповеди:
- «Казаки все равны в правах».
- «Погибай, а товарища выручай».
-« Будь трудолюбив, не бездействуй».
-«Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
- Я думаю, что все эти заповеди стали для каждого из нас образом мышления и нормой
жизни.
- Мы не только следуем традициям казачества, но несём это богатство всем людям, участвуя в конкурсах, фестивалях, слётах, спортивных соревнованиях, которые проходят в разных уголках России и за её пределами.
Психолог:
-Я предлагаю на «Карте» обозначить «маршруты дружбы», которые кадеты нашего корпуса проложили за десять лет (кадеты называют города).
(слайд 5)
Кадеты:
-И везде мы оставили частичку культуры, души донского казачества и наших сердец,
взамен получая адреса, телефоны новых друзей. Также мы знакомились с их традициями и культурой, обогащая свой жизненный опыт (слайд 6)
- И каждый в мире человек, независимо от знаний и своей веры, имя КАЗАК прочтет как справа налево, так и слева направо одинаково правильно понимая, что такое казачество.
Психолог:
- Обобщая все ваши высказывания можно сделать вывод: каждый поступающий в наш казачий кадетский корпус, должен следовать главным принципам казачьей нравственности, которые в основе своей имеют нормы христианской морали и состоят в следующем:
Господь сотворил человека по образу и подобию Своему! Все люди равны и нет народов больших и малых! Сказано “Несть ни эллина ни иудея, но все сыны Божии!”. Потому никогда не гордись казачеством! Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя, но будь равно добр и открыт всем — как аукнется так и откликнется! Помни, по тебе судят о народе твоем! По поступкам твоим о племени твоем! Будь прост, но не подобострастен. Доброжелателен, но не льстив. Храни достоинство, но не гордись! Помни, что каждое твое слово—слово народа твоего, да не будет оно в осуждение его!
Из всего того, что вы мне сказали, услышали от меня, можно ли сказать, что пространство корпуса толерантно.
Кадеты:
Безусловно, без сомнения, конечно.
Психолог:
- На протяжении всей нашей встречи часто звучало слово «Я». Одна буква, но какая значимая для каждого из нас и удивительно загадочная.
Как вы думаете, почему рядом с «МЫ» говорилось и о «Я»? (слайд 7)
Кадеты:
-«Я» - это составляющая «МЫ». Как в песне: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много».
- Всё в жизни начинается с нашего «Я». Только от себя самого зависит твоё отношение с окружающими.
-Одна из библейских заповедей – «…относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе», говорит о том, что, прежде всего, нужно хорошо относиться к своему «Я», а значит доброжелательно относиться и к миру.
- Есть поступки толерантные и интолерантые. Но я понимаю, что от моего «Я» зависит выбор того, как поступить!
(Кадеты получают свои «я»).
Психолог:
-Подумайте и напишите на этих листочках, что вы возьмёте с собой во взрослую жизнь из кадетства и нашей встречи с вами.
Индивидуальная работа кадет. Кто закончил работу – располагает своё «Я» по периметру доски.
Психолог:
Все цвета радуги присутствуют в ваших «Я». Значит впереди радужное будущее, которое вот - вот постучится в ваши двери. Радужное благодаря той настоящей благодатной почве, на которой вы растете и воспитываетесь здесь, в Белокалитвинском Матвея Платова казачьем кадетском корпусе.
А теперь давайте встанем тесным кругом (он очень символичен толерантности) и протянем лучи-нити толерантности друг другу ( звучит песня «Дружба- это не работа»).
Психолог:
Кадетскому братству, дружбе, корпусу - ЛЮБО!!!
Кадеты – ЛЮБО!ЛЮБО! ЛЮБО!!!
Используемая литература:
1. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В.
Ц 55 Психотренинг: игры и упражнения — Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 67).
2. В.В. Шумов. История казачества. Ростов-на- Дону. 2004
3. Б.А.Алмазов. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой Век». 1999
4.К.Н. Хохульников. Казаки России.Ростов-на-Дону 2012
5.Универсальная школьная энциклопедия. Биографии / ред. группа Е. Журавлёва, Д. Володихин, О. Елисеева – М.: Мир енциклопедий Аванта+, 2007
6. Журнал Воспитание школьников №6 2008 Воробьёва К. Профилактика агрессивности в подростковой среде, стр.55
7. Журнал Воспитание школьников №3 2008 Вислова А, Нетерпимость в молодёжной среде и способы её преодоления, стр. 15.
8. http://ataman-ovko.ru/historical/cossack_commandments
9. Притча «Лад в семье» Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кадетское братство. Визитка.
Визтка детского школьного объединения "Кадетское братство"...
Классный час "Кадетское братство"
Классный час направлен на формирование чувства патриотизма, дружбы у старшеклассников....
Классный час "Дружба дороже богатства"
Классный час "Дружба дороже богатства" для 5 класса, посвящен нравственному воспитанию, воспитанию толерантности в классном коллективе....
Проект "Кадетская дружба"
Проект состоит из четырёх частей:Экскурс в историю кадетского движения в РоссииТрудности в адаптации вновь поступившеим в Кадетский КорпусПрезентация иллюстрированного кадетскими фотографиями шуточног...
Классный час "Дружба и товарищество - основа кадетского братства"
Классный час "Дру.ба и товарищество - основа кадетского братства" направлен на укоренение в кадетском корпусе духа толерантности, формирование отношения к ней, как к важнейшей ценности общества, спосо...
Урок внеклассного чтения в 7 классе «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».
Урок внеклассного чтения в кадетском корпусе...
Презентация к уроку внеклассного чтения в 7 классе «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь».
Презентация к уроку внеклассного чтения в кадетском корпусе «Кадетское братство» по повести Н.С. Лескова «Кадетский монастырь» (7 класс)...