Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем"
план-конспект занятия по психологии (8 класс) по теме

Курьянова Людмила Владимировна

Психологическое занятие по половому воспитанию для девочек 14-17 лет "Заболевания, передающиеся половым путем" направлено на информирование учащихся о рисках, связанных с началом ранней половой жизни, а также на формирование  правильного представления о болезнях, передающихся половым путем; предупреждение об опасности случайных половых контактов, ознакомление с методами контрацепции и пропагандирование здорового образа жизни. Данное занятие поможет взглянуть на проблемы полового воспитания с разных сторон, научит подростков осознанно делать свой выбор и избежать проблем со здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zppp.docx63.34 КБ
Файл zppp.docx63.34 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Улыбка»

Психологическое занятие по половому воспитанию

с девочками 14-17 лет

«Заболевания, передающиеся половым путем»

Фото: http://mamaipapa.info/

Подготовила педагог-психолог: Курьянова Л.В.

март, 2014 год

Дата проведения:  20.03.14

Цель: информировать воспитанников о рисках, связанных с началом ранней половой жизни, сформировать правильное представление о болезнях, передающихся половым путем; предупредить об опасности случайных половых контактов, методами контрацепции, а пропагандирование здорового образа жизни.

Участники: девочки 14-17 лет

Материалы и оборудование: проетор, ноутбук, видеоролик о ЗППП, по одной ручке или карандашу и листу бумаги на каждого участника, бейджики, 1 пластмассовый стаканчик, теннисный мячик (или игрушка), фломастеры.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Домино» – 5 минут

Ведущий предлагает одному из участников выбрать два факта о себе (характеристики внешности, черты характера, интересы, склонности, предпочтения), а затем назвать группе свое имя и сообщить эти факты в такой последовательности: «Меня зовут Виктория. Левая рука: я – девушка. Правая рука: у меня есть брат».

Участники, которым подходят данные определения, берут за руку (правую или левую) первого участника и добавляют новую черту для своей свободной руки. Важно, чтобы участвовали все, и получился замкнутый круг.

Комментарии для ведущего

В данном упражнении участники устанавливают физический контакт, благодаря чему усиливается чувство принадлежности к группе.

2. «Белая ворона»

Участники тренинга сидят на стульях. Ведущий предлагает всем закрыть глаза. Он обходит сидящих сзади и касается спины одного  из участников. Это – «белая  ворона». Все участники молчат. Ведущий предлагает определить, кто из группы «белая ворона». Задавать вопросы нельзя. Как правило называется 4-6 вариантов. Вопрос ведущего: «Почему вы выбрали именно этого человека?»

Обсуждение.

- Каково быть белой вороной?

-В каких случаях можно стать белой вороной?

-Легко ли в группе увидеть белую ворону?

Ведущий: Так и с ЗППП. Не всегда можно увидеть эту болезнь, но если она есть, она не пройдет сама, а оставит страшные следы в твоей жизни.

(показ видеоролика  о венерических заболеваниях)

3. Мини-лекция  «Вред самолечения» 
Самолечение и лечение у неспециалистов заболеваний, передающихся половым путем, крайне опасно. Оно может закончиться трагически для больного. 
При лечении сифилиса требуется регулярный лабораторный контроль крови больного, который может осуществляться только в специальной серологической лаборатории. Поэтому лечение больных сифилисом и дальнейшее наблюдение за качеством проведенного лечения вне кожно-венерологических учреждений невозможно. 
Некоторые заболевания, например, гонорея, трихомоноз, хламидиоз очень схожи по своим клиническим признакам. Это часто вводит заболевшего в заблуждение относительно диагноза. Желая скрыть свое заболевание, обычно по совету некомпетентных лиц, он начинает неадекватное диагнозу лечение. При этом больной не соблюдает схем и методик лечения, пользуется сниженными либо завышенными дозами антибиотиков, что приводит к развитию нечувствительности к ним микробов либо аллергии, или же принимает не действующие на возбудителя данного заболевания лекарства. Нужно знать, что через 1,5–2 недели острые клинические проявления заболевания затухают сами по себе и без лечения, и оно переходит в хроническую малосимптомную или бессимптомную форму. Больному кажется, что самолечение принесло эффект, и он продолжает обычную половую жизнь. Это приводит к распространению заболевания. А через некоторое время под влиянием алкоголя, острой и соленой пищи, простудного заболевания, половой связи происходит осложнение венерической болезни, которое требует уже длительного лечения в условиях стационара. Это надолго отрывает мольного от работы, учебы, что обращает на себя внимание окружающих. 
Примерно в половине и больше случаев наблюдается одновременное заражение двумя и более венерическими заболеваниями. В связи с этим даже добившись излечения одного заболевания, трудно рассчитывать на успех излечения второго или третьего. В таких случаях требуется проведение серии дополнительных исследований, дополнительного срока наблюдения за Гюльным. А самолечение сифилиса практически никогда не приводит к излечению больного. Недолеченное заболевание ведет к формированию через 5–10 лет после заражения поздних сифилитических поражений нервной системы и внутренних органов. 
Даже опытный врач-венеролог не имеет права поставить диагноз на основании одного лишь визуального обследования. Во всех случаях проводится комплексное лабораторное обследование больного.


Мини-лекция «Предупреждение болезней, передающихся половым путем». 
В нашей стране имеется целый комплекс мероприятий по профилактике и активному выявлению болезней, передающихся половым путем. В связи с этим медицинскими учреждениями проводится полная регистрация, учет всех больных, их своевременное оздоровление, а также обследование и лечение всех, имевших половые и бытовые контакты с венерическими больными. Широко проводится санитарно-просветительская работа среди населения. Большое значение в профилактике придается нравственно-половому воспитанию и противовенерической пропаганде среди молодежи. 
Правоохранительными органами ведется борьба с притоно-содержательством, сводничеством, проституцией. Совершенствуется законодательство в области борьбы с распространением венерических инфекций. Среди населения проводятся профилактические обследования групп риска заражения венерическими заболеваниями: лиц, ведущих аморальный, антиобщественный образ жизни. 
С целью профилактики и раннего выявления больных обследованию на сифилис и другие болезни, передающиеся половым путем, в медицинских учреждениях подлежат работники детских учреждений, общественного питания, коммунального хозяйства и др., которые периодически проходят профилактические осмотры на венерические заболевания. 
Обследование на сифилис проходят также больные, получающие лечение в поликлиниках и стационарах любого профиля. Особенно тщательно обследуются на венерические болезни беременные женщины во время наблюдения в акушерско-гинекологических учреждениях. 
Личная профилактика венерических инфекций предполагает в первую очередь исключение добрачных и внебрачных, особенно случайных, половых связей. Отказ от частой смены половых партнеров и поддержание отношений с постоянным партнером значительно снижает риск заражения.

Мини-лекция «Некоторые рекомендации заболевшим болезнями, передающимися половым путем» 
Первое, что должен сделать человек, заметивший у себя выделения из мочеполовых органов или подозрительные высыпания на коже и слизистых оболочках, увеличение лимфатических узлов в паховой или подчелюстной областях, – прекратить активную половую жизнь и немедленно обратиться к врачу, лучше всего – к специалисту по кожным и венерическим болезням. До обращения к врачу категорически не рекомендуется принимать или применять самому, как внутрь, так и местно, антибиотики или другие противомикробные или противовоспалительные средства. Самолечение редко приводит к освобождению организма от инфекции, чаще всего лишь изменяются проявления болезни, упускается время для своевременной диагностики и начала лечения. А ведь чем раньше начато правильное лечение болезни, передающейся половым путем, тем выше вероятность ее успешного излечения и предупреждения грозных и тяжелых осложнений. 
Практически во всех кожно-венерологических диспансерах России  работают кабинеты анонимного обследования и лечения венерических больных. 

(видеоролик про презерватив)

Ведущий: Вы только что просмотрели видеоролик. Как вы думаете, в чем его смысл?

Наиболее надежным из средств, уменьшающих опасность инфицирования половым путем, является применение презерватива. 

В связи с высоким уровнем заболеваемости болезнями, передающимися половым путем, рискованным является любой половой акт, при котором не используется презерватив. Даже если партнеры абсолютно уверены в том, что здоровы сами, даже если они головой ручаются друг за друга, необходимо настаивать на использовании презерватива. Даже если девушка одинока и боится отпугнуть юношу, лучше побыть одной, пока не встретит более понимающего мужчину, чем допустить ошибку, может быть, роковую. 
Юноши не должны обольщаться и считать себя неотразимыми «донжуанами». Если девушка быстро соглашается на сексуальный контакт, значит она делает это далеко не в первый раз, следовательно, риск инфицирования венерической болезнью значительно возрастает. 
Необходимо преодолеть свою нелюбовь к презервативам, «перевоспитать» своего партнера. Нужно полагаться только на свою предусмотрительность и всегда иметь с собой небольшой запас презервативов (как юноше, так и девушке), которые выполняют одновременно две важные функции – предохранение от нежелательной беременности и защиту от болезней, передающихся половым путем. Если во время полового акта презерватив разорвался, следует немедленно обработать половые органы 
дезинфицирующим раствором (0,05%-ным раствора хлоргексидина биглюконата или 0,5%-ным раствора марганцовки – 1 чайная ложка на 1 литр кипяченой воды). 
Первое, что должен сделать человек после половой связи с сомнительным партнером – принять душ, тщательно вымыть с хозяйственным (щелочным) мылом или мылом «Сейфгард» половые органы, низ живота, внутреннюю поверхность бедер, руки, лицо. Необходимо произвести мочеиспускание. Затем промыть мочеиспускательный канал не менее 2–4 раз 0,05%-ным раствором хлоргексидина биглюконата (гибитана) или 0,01%-ным раствором мирамистина (эти растворы продаются в аптеке). Оба эти вещества обладают высокой активностью против возбудителей сифилиса, гонококков и трихомонад.

4. Упражнение «Стаканчик»

Участники тренинга встают, образуют круг. Ведущий ставит в центр круга на пол – пластмассовый стаканчик. Ведущий: «У вас есть возможность «положить» в этот стаканчик свои мысли, планы на будущее, мечты, все самое ценное.  Этот стаканчик, как некое виртуальное четырехмерное пространство, сможет все это  вместить. Я сделаю то же самое, вместе с вами. У нас одна минута».

Ведущий внезапно наступает на стаканчик (проходит по нему)…

Реплика ведущего: «Примерно такие чувства, переживания (отчаяние, страх, боль, злость и т.п.) испытывают те, кто, сдав анализ крови на венерические заболевания, получают положительный результат.  Рушатся мечты, планы, вся жизнь… Но вы сейчас живы и здоровы, полны сил, ваши планы обязательно сбудутся, ваши мечты станут реальностью, мир не рухнул. Но,  может быть, когда-нибудь, где-нибудь в ситуации, когда вам что-то предложат сомнительное, вы вспомните это чувство…, и скажете спасительное «Нет». Вы согласны…?» Обсуждение.

 Рефлексия. Творческая работа «Открытая ладонь»

Воспитанникам предлагается обвести свою ладонь и на ней написать свои впечатления и выводы о занятии.

Литература:

  1. Покровский В.В. «Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД» М.: «Медицина» 1996 г.
  2. Чайкина Н.А., Клевакин В.М. «СПИД: чума XX века» С-Пб.: 1989 г.
  3. Шевелев А.С. «СПИД – загадка века» М.: «Советская Россия» 1991 г.
  4. Методические рекомендации «Мониторинг и оценка эффективности мероприятий   по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции». Министерство здравоохранения и  

      социального развития РФ, 2007 г.

  1. Иванова М. А. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем       и демографическая ситуация, Вестник последипломного образования, 2006, N 3-4.
  2. Мороз Олег «Группа риска» М.: «Просвещение» 1990 г.
  3. Школа без наркотиков.Книга для педагогов и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  4. Как уберечь детей от наркотиков. – М.: издательство «Золотой теленок», 1999.
  5. Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  6. Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. Книга для врача, преподавателя, родителя. «Серия Панацея» Ростов я/Д: Феникс, 2000.
  7. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
  8. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое  пособие / Т. А. Шилова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, (Библиотека психолога образования).
  9. Комиссаров Б.Г. ПОДРОСТОК И НАРКОТИКИ. Выбери жизнь! — Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001.
  10. «Психологические основы профилактики наркомании в семье. - Под редакцией Березина С.В. , ЛисецкогоК.С., Самара, 2001.
  11. Березин С.В., Лисецкий К.С. «Подростковый наркотизм: семейные предпосылки». Самара, 2001.



Предварительный просмотр:

ГКОУ АО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Улыбка»

Психологическое занятие по половому воспитанию

с девочками 14-17 лет

«Заболевания, передающиеся половым путем»

Фото: http://mamaipapa.info/

Подготовила педагог-психолог: Курьянова Л.В.

март, 2014 год

Дата проведения:  20.03.14

Цель: информировать воспитанников о рисках, связанных с началом ранней половой жизни, сформировать правильное представление о болезнях, передающихся половым путем; предупредить об опасности случайных половых контактов, методами контрацепции, а пропагандирование здорового образа жизни.

Участники: девочки 14-17 лет

Материалы и оборудование: проетор, ноутбук, видеоролик о ЗППП, по одной ручке или карандашу и листу бумаги на каждого участника, бейджики, 1 пластмассовый стаканчик, теннисный мячик (или игрушка), фломастеры.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение «Домино» – 5 минут

Ведущий предлагает одному из участников выбрать два факта о себе (характеристики внешности, черты характера, интересы, склонности, предпочтения), а затем назвать группе свое имя и сообщить эти факты в такой последовательности: «Меня зовут Виктория. Левая рука: я – девушка. Правая рука: у меня есть брат».

Участники, которым подходят данные определения, берут за руку (правую или левую) первого участника и добавляют новую черту для своей свободной руки. Важно, чтобы участвовали все, и получился замкнутый круг.

Комментарии для ведущего

В данном упражнении участники устанавливают физический контакт, благодаря чему усиливается чувство принадлежности к группе.

2. «Белая ворона»

Участники тренинга сидят на стульях. Ведущий предлагает всем закрыть глаза. Он обходит сидящих сзади и касается спины одного  из участников. Это – «белая  ворона». Все участники молчат. Ведущий предлагает определить, кто из группы «белая ворона». Задавать вопросы нельзя. Как правило называется 4-6 вариантов. Вопрос ведущего: «Почему вы выбрали именно этого человека?»

Обсуждение.

- Каково быть белой вороной?

-В каких случаях можно стать белой вороной?

-Легко ли в группе увидеть белую ворону?

Ведущий: Так и с ЗППП. Не всегда можно увидеть эту болезнь, но если она есть, она не пройдет сама, а оставит страшные следы в твоей жизни.

(показ видеоролика  о венерических заболеваниях)

3. Мини-лекция  «Вред самолечения» 
Самолечение и лечение у неспециалистов заболеваний, передающихся половым путем, крайне опасно. Оно может закончиться трагически для больного. 
При лечении сифилиса требуется регулярный лабораторный контроль крови больного, который может осуществляться только в специальной серологической лаборатории. Поэтому лечение больных сифилисом и дальнейшее наблюдение за качеством проведенного лечения вне кожно-венерологических учреждений невозможно. 
Некоторые заболевания, например, гонорея, трихомоноз, хламидиоз очень схожи по своим клиническим признакам. Это часто вводит заболевшего в заблуждение относительно диагноза. Желая скрыть свое заболевание, обычно по совету некомпетентных лиц, он начинает неадекватное диагнозу лечение. При этом больной не соблюдает схем и методик лечения, пользуется сниженными либо завышенными дозами антибиотиков, что приводит к развитию нечувствительности к ним микробов либо аллергии, или же принимает не действующие на возбудителя данного заболевания лекарства. Нужно знать, что через 1,5–2 недели острые клинические проявления заболевания затухают сами по себе и без лечения, и оно переходит в хроническую малосимптомную или бессимптомную форму. Больному кажется, что самолечение принесло эффект, и он продолжает обычную половую жизнь. Это приводит к распространению заболевания. А через некоторое время под влиянием алкоголя, острой и соленой пищи, простудного заболевания, половой связи происходит осложнение венерической болезни, которое требует уже длительного лечения в условиях стационара. Это надолго отрывает мольного от работы, учебы, что обращает на себя внимание окружающих. 
Примерно в половине и больше случаев наблюдается одновременное заражение двумя и более венерическими заболеваниями. В связи с этим даже добившись излечения одного заболевания, трудно рассчитывать на успех излечения второго или третьего. В таких случаях требуется проведение серии дополнительных исследований, дополнительного срока наблюдения за Гюльным. А самолечение сифилиса практически никогда не приводит к излечению больного. Недолеченное заболевание ведет к формированию через 5–10 лет после заражения поздних сифилитических поражений нервной системы и внутренних органов. 
Даже опытный врач-венеролог не имеет права поставить диагноз на основании одного лишь визуального обследования. Во всех случаях проводится комплексное лабораторное обследование больного.


Мини-лекция «Предупреждение болезней, передающихся половым путем». 
В нашей стране имеется целый комплекс мероприятий по профилактике и активному выявлению болезней, передающихся половым путем. В связи с этим медицинскими учреждениями проводится полная регистрация, учет всех больных, их своевременное оздоровление, а также обследование и лечение всех, имевших половые и бытовые контакты с венерическими больными. Широко проводится санитарно-просветительская работа среди населения. Большое значение в профилактике придается нравственно-половому воспитанию и противовенерической пропаганде среди молодежи. 
Правоохранительными органами ведется борьба с притоно-содержательством, сводничеством, проституцией. Совершенствуется законодательство в области борьбы с распространением венерических инфекций. Среди населения проводятся профилактические обследования групп риска заражения венерическими заболеваниями: лиц, ведущих аморальный, антиобщественный образ жизни. 
С целью профилактики и раннего выявления больных обследованию на сифилис и другие болезни, передающиеся половым путем, в медицинских учреждениях подлежат работники детских учреждений, общественного питания, коммунального хозяйства и др., которые периодически проходят профилактические осмотры на венерические заболевания. 
Обследование на сифилис проходят также больные, получающие лечение в поликлиниках и стационарах любого профиля. Особенно тщательно обследуются на венерические болезни беременные женщины во время наблюдения в акушерско-гинекологических учреждениях. 
Личная профилактика венерических инфекций предполагает в первую очередь исключение добрачных и внебрачных, особенно случайных, половых связей. Отказ от частой смены половых партнеров и поддержание отношений с постоянным партнером значительно снижает риск заражения.

Мини-лекция «Некоторые рекомендации заболевшим болезнями, передающимися половым путем» 
Первое, что должен сделать человек, заметивший у себя выделения из мочеполовых органов или подозрительные высыпания на коже и слизистых оболочках, увеличение лимфатических узлов в паховой или подчелюстной областях, – прекратить активную половую жизнь и немедленно обратиться к врачу, лучше всего – к специалисту по кожным и венерическим болезням. До обращения к врачу категорически не рекомендуется принимать или применять самому, как внутрь, так и местно, антибиотики или другие противомикробные или противовоспалительные средства. Самолечение редко приводит к освобождению организма от инфекции, чаще всего лишь изменяются проявления болезни, упускается время для своевременной диагностики и начала лечения. А ведь чем раньше начато правильное лечение болезни, передающейся половым путем, тем выше вероятность ее успешного излечения и предупреждения грозных и тяжелых осложнений. 
Практически во всех кожно-венерологических диспансерах России  работают кабинеты анонимного обследования и лечения венерических больных. 

(видеоролик про презерватив)

Ведущий: Вы только что просмотрели видеоролик. Как вы думаете, в чем его смысл?

Наиболее надежным из средств, уменьшающих опасность инфицирования половым путем, является применение презерватива. 

В связи с высоким уровнем заболеваемости болезнями, передающимися половым путем, рискованным является любой половой акт, при котором не используется презерватив. Даже если партнеры абсолютно уверены в том, что здоровы сами, даже если они головой ручаются друг за друга, необходимо настаивать на использовании презерватива. Даже если девушка одинока и боится отпугнуть юношу, лучше побыть одной, пока не встретит более понимающего мужчину, чем допустить ошибку, может быть, роковую. 
Юноши не должны обольщаться и считать себя неотразимыми «донжуанами». Если девушка быстро соглашается на сексуальный контакт, значит она делает это далеко не в первый раз, следовательно, риск инфицирования венерической болезнью значительно возрастает. 
Необходимо преодолеть свою нелюбовь к презервативам, «перевоспитать» своего партнера. Нужно полагаться только на свою предусмотрительность и всегда иметь с собой небольшой запас презервативов (как юноше, так и девушке), которые выполняют одновременно две важные функции – предохранение от нежелательной беременности и защиту от болезней, передающихся половым путем. Если во время полового акта презерватив разорвался, следует немедленно обработать половые органы 
дезинфицирующим раствором (0,05%-ным раствора хлоргексидина биглюконата или 0,5%-ным раствора марганцовки – 1 чайная ложка на 1 литр кипяченой воды). 
Первое, что должен сделать человек после половой связи с сомнительным партнером – принять душ, тщательно вымыть с хозяйственным (щелочным) мылом или мылом «Сейфгард» половые органы, низ живота, внутреннюю поверхность бедер, руки, лицо. Необходимо произвести мочеиспускание. Затем промыть мочеиспускательный канал не менее 2–4 раз 0,05%-ным раствором хлоргексидина биглюконата (гибитана) или 0,01%-ным раствором мирамистина (эти растворы продаются в аптеке). Оба эти вещества обладают высокой активностью против возбудителей сифилиса, гонококков и трихомонад.

4. Упражнение «Стаканчик»

Участники тренинга встают, образуют круг. Ведущий ставит в центр круга на пол – пластмассовый стаканчик. Ведущий: «У вас есть возможность «положить» в этот стаканчик свои мысли, планы на будущее, мечты, все самое ценное.  Этот стаканчик, как некое виртуальное четырехмерное пространство, сможет все это  вместить. Я сделаю то же самое, вместе с вами. У нас одна минута».

Ведущий внезапно наступает на стаканчик (проходит по нему)…

Реплика ведущего: «Примерно такие чувства, переживания (отчаяние, страх, боль, злость и т.п.) испытывают те, кто, сдав анализ крови на венерические заболевания, получают положительный результат.  Рушатся мечты, планы, вся жизнь… Но вы сейчас живы и здоровы, полны сил, ваши планы обязательно сбудутся, ваши мечты станут реальностью, мир не рухнул. Но,  может быть, когда-нибудь, где-нибудь в ситуации, когда вам что-то предложат сомнительное, вы вспомните это чувство…, и скажете спасительное «Нет». Вы согласны…?» Обсуждение.

 Рефлексия. Творческая работа «Открытая ладонь»

Воспитанникам предлагается обвести свою ладонь и на ней написать свои впечатления и выводы о занятии.

Литература:

  1. Покровский В.В. «Эпидемиология и профилактика ВИЧ-инфекции и СПИД» М.: «Медицина» 1996 г.
  2. Чайкина Н.А., Клевакин В.М. «СПИД: чума XX века» С-Пб.: 1989 г.
  3. Шевелев А.С. «СПИД – загадка века» М.: «Советская Россия» 1991 г.
  4. Методические рекомендации «Мониторинг и оценка эффективности мероприятий   по профилактике и лечению ВИЧ-инфекции». Министерство здравоохранения и  

      социального развития РФ, 2007 г.

  1. Иванова М. А. Заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем       и демографическая ситуация, Вестник последипломного образования, 2006, N 3-4.
  2. Мороз Олег «Группа риска» М.: «Просвещение» 1990 г.
  3. Школа без наркотиков.Книга для педагогов и родителей // Издание 2-е, переработанное и дополненное // Под научн. ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  4. Как уберечь детей от наркотиков. – М.: издательство «Золотой теленок», 1999.
  5. Исмуков Н. Н. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
  6. Сердюкова Н. Б. Наркотики и наркомания. Книга для врача, преподавателя, родителя. «Серия Панацея» Ростов я/Д: Феникс, 2000.
  7. Комиссаров Б. Г., Фоменко А. А. SOS: наркомания. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000.
  8. Шилова, Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое  пособие / Т. А. Шилова. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, (Библиотека психолога образования).
  9. Комиссаров Б.Г. ПОДРОСТОК И НАРКОТИКИ. Выбери жизнь! — Ростов н /Д: изд-во «Феникс», 2001.
  10. «Психологические основы профилактики наркомании в семье. - Под редакцией Березина С.В. , ЛисецкогоК.С., Самара, 2001.
  11. Березин С.В., Лисецкий К.С. «Подростковый наркотизм: семейные предпосылки». Самара, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Урок биологии в 8 классе с использованием ИКТ. Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем.

Тип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наследственными и врожденными заболеваниями. Пути прогнозирования первых и профилактика вторых; дать понятия о профи...

Технологическая карта урока биологии "Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путем"

Предмет: биологияКласс: 8Тема урока: Наследственные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путемТип урока: изучение нового материала Цель урока: раскрыть различия между наслед...

Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника".

Конспект урока "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс. Линия В.В. Пасечника"....

Презентация к уроку "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс".

Презентация к уроку "Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. 8 класс"....

Тест "Заболевания передающиеся половым путем"

Тест для итоговой проверки знаний по теме "ИППП" в 11 классе на уроках ОБЖ...