семинар-практикум для педагогов по работе с детьми «группы риска»
методическая разработка по психологии на тему

Дрёмина Татьяна Владимировна

Среди миллионов детей и подростков – жизнедеятельных и целеустремленных – встречаются такие дети, которых принято называть трудновоспитуемыми.  Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими.

Проблема работы педагогов с детьми относящиеся к группе риска одна из самых важных и актуальных в современной школе. В этих условиях особую важность приобретает проблема выбора адекватных методов психологической и педагогической работы с «трудными» подростками. Достижение положительных результатов оказывается возможным лишь в случае комплекс­ной работы, при взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.

Вашему вниманию я предлагаю методическую разработку семинара-практикума для педагогов по работе с детьми «группы риска» по теме: Трудности «трудного ребенка», а также пакет методик для диагностики нарушения поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для педагогов

по теме: Трудности «трудного ребенка»

Задачи:

Познакомить педагогов с системой мотивов нарушения дисциплины.

Выявить характерные личностные особенности «трудных» детей, научить объективно описывать поведение учеников.

Сформировать мотивацию на работу с «трудными» детьми.

Разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам.

Ход семинара

1. «Трудности «трудных детей».

Отклоняющее поведение, трудный ребенок, девиация эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить, объясняем такое поведение отсутствием положительных примеров, размытостью моральных норм, социально-экономическим неблагополучием. Но такие дети особо нуждаются в поддержке и помощи.

Продолжите предложение «Трудный учащийся – это…».

Мнение учащихся «Трудный учащийся – это…».

мнение учащихся

Человек, которому сейчас тяжело

Нет мотивации к изменению себя

Недооценивают учителя

Нехватка любви учителя

Нервный

Нет учебной мотивации

Проблемы с учебой

Хочет привлечь внимание

Не умеет контролировать себя

Проблемы внутри себя

Озлобленный

Тихий, необщительный

Нарушитель дисциплины

Курильщик

Агрессивный

Не ответственный

Нехватка любви родителей

Особые черты характера

Самоуверенный, бездушный

«Трудных» нет, есть трудные ситуации

Составьте перечень проблем, с которыми сталкиваются педагоги при взаимодействии  с «трудными детьми».

К типичным трудностям детей с отклонениями в поведении относятся следующие:

Вызывающее поведение.

Вседозволенность, стремление избежать требований, правил;

Отсутствие волевого контроля, способности к самообладанию, неорганизованность, импульсивность;

Лживость;

Обидчивость, агрессивность;

Тревожность;

Низкая самооценка, переживание собственной неудачливости;

Нарушение взаимопонимания с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Проблемные взаимоотношения со сверстниками;

Трудности в обучении;

Невыполнение домашних заданий

Трудности в формировании жизненных ориентиров, ценностей, идеалов;

Отсутствие позитивных жизненных целей.

2. Четыре мотива плохого поведения.

Каждый учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и срывать объяснение материала. Почему дети «плохо» себя ведут? Выделяют четыре мотива плохого поведения.

Эти четыре цели (мотива) поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс. Он говорил: «Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины, почему их не пять и не сто, — я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашел только четыре мотива их «плохого» поведения. В 90% случаев присутствует один из этих четырех мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее — пожалуйста».

Таблица «Четыре мотива плохого поведения».

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, мы должны как-то взаимодействовать с ними. Если мы научимся понимать мотивы поведения, мы сможем правильно строить общение с учеником. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения. Наше педагогическое вмешательство - это только создание некоторых условий, в которых дети могут изменить свое поведение, а могут и не изменить.

3. Алгоритм оказания помощи «трудным детям»

Для оказания психологической и педагогической помощи детям с отклоняющимся, трудным поведением необходимо следующее:

изучить социальное окружение ребенка и провести социально-психологическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями, друзьями).

корректировать те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию ребенка. Проработка трудностей и проблем: поведенческих, информационных, эмоциональных, характерологических.

создать оптимальную модель взаимодействия с ребенком.

Давайте попробуем создать такую модель взаимодействия.

Работа по группам.

Педагоги делятся на группы. Каждой группе дается проблема (наиболее распространенные при взаимодействии и обучении «трудного ребенка»).

Задача: найти методы и способы реагирования, адекватные ситуации, и пути оказания помощи «трудному ребенку».

Проблема

Что нужно делать?

Как это делать?

Вызывающее поведение. Ученик громко разговаривает на уроке. На замечания педагога отвечает: «Я не с Вами разговариваю».

Отсутствие волевого контроля, импульсивность.

Учащийся подсказывает, выкрикивает с места, комментирует все происходящее на уроке.

Ложь.  

Учащийся лжет с целью оправдания своего поступка.                                           

Агрессия со стороны учащихся (словесная, физическая).

Ребенок со злостью отрывает листья от комнатного растения.

Заниженная самооценка и тревожность.

Отвечает  неуверенно, тихо, непоследовательно, по наводящим вопросам.

Низкий уровень     способностей.

Учащийся не справляется со школьной программой.

Представление результатов работы представителями от каждой группы.

Обсуждение, обмен мнениями и впечатлениями  и подведение итогов работы в группах.

4. Принципы конструктивного взаимодействия

        Правило 1.

        Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.

        Когда вы обсуждаете с учениками их поведение, придерживайтесь объективного стиля: избегайте таких слов, как "плохо", "неправильно", "глупо", "по-хамски". Субъективные, оценочные слова только вызывают раздражение ученика, "заводят" нас самих и в итоге уводят от решения проблемы.

        Ведя разговор о проступке, ограничивайтесь обсуждением того, что случилось. Обсуждая с учеником его поведение или выбирая способ вмешаться, говорите только о том, что происходит прямо здесь в данный момент. Обращаясь к прошлому или к будущему ученика («Ведь сколько раз мы  говорили о твоем поведении и всегда одно и  тоже»)  и возникает мысль, что его поступок - что-то неизбежное и неисправимое. Какой-то тупик. В самом деле, если Ваня или Валя "всегда" так ведут себя или "всегда будут" это делать. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его.

Правило 2.

Займитесь своими негативными эмоциями.

Когда ученик демонстрирует "плохое" поведение - властное или мстительное - наши собственные эмоции очень неприятны. Это может быть гнев, возмущение, страх или беспомощность. То, что вы чувствуете, - нормально. В самом деле, ведь ученик разрушает учебный процесс, мешает работать вам и классу.

        Но! Контролируйте отрицательные эмоции. Когда учитель управляет своими отрицательными эмоциями и не выливает на головы учеников потоки "благородного гнева", он дает классу очень много: а) он просто лишает желаемой реакции властолюбца и б) что еще важнее, готовит почву для успешного взаимодействия.

        Правило 3.

 Обсудите проступок позже.

        Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас, так как вы оба будете взвинчены.

Правило 4.

Позвольте ученику "сохранить лицо".         

Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят представления. Вместе с тем, они знают, что учитель сильнее. В результате такие ученики все-таки сделают то, о чем вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это - но по-своему, а не вашим способом".

Правило 5.

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Конфронтация выбивает из колеи обоих участников конфликта, эмоции легко выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - все это черты агрессивного общения.         Наибольшая польза этого правила в том, что дети довольно быстро перенимают эту неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем себе вести себя агрессивно, эмоциям брать верх над разумом, то и они позволяют себе это.

Упражнение “Золотые правила”.

Инструкция: участники должны правильно сложить высказывания, разделенные на две части, и обсудить их. (Это 11 известных высказываний: если ребенка критикуют, он учиться осуждать; если ребенка высмеивают, он учиться быть робким; если ребенка часто одобряют, он учиться хорошо к себе относиться; если ребенка хвалят, он учится оценивать; если ребенка часто подбадривают, он учится уверенности в себе; если ребенка часто позорят, он учится чувствовать себя виноватым; если ребенок живет с чувством безопасности, он учится верить; если к ребенку часто бывают снисходительны, он учится быть терпеливым; если ребенку часто демонстрируют враждебность, он учится драться, если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным, он учится находить в этом мире любовь и т.п.)

5. Изменим свои убеждения о плохом детском поведении!

ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО: они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.

ПОЭТОМУ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЕТ – ЭТО ПЛОХОЙ РЕБЕНОК!

ИЛИ

ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ, ПОТОМУ ЧТО: они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать. ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.

ВЫВОДЫ: Любое плохое поведение ребенка – это способ найти контакт со взрослыми. Если дети уверены, что их любят, ценят, понимают, у них нет необходимости устраивать сцены и безобразничать.

6. Упражнение 10 хороших качеств.

Цель: научится не концентрировать внимание только на отрицательных чертах в поведении ребенка, видеть в нем позитивное.

Задание: назовите 10 хороших качеств самого трудного ученика.

7. Рефлексия, обратная связь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Пакет методик для диагностики нарушения поведения.

Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

Нарушение поведения

Диагностика

  1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
  2. Определение мотивации;
  3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
  5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия, референтометрия);
  6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Возможные причины

  1. Неблагополучная обстановка в семье;
  2. Дезадаптация к обучению в школе;
  3. Психофизические особенности ребенка;
  4. Конфликтные ситуации в классе;
  5. Острая психотравма;
  6. Внутриличностный конфликт;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Индивидуальный подход;
  2. Работа с семьей;
  3. Создание ситуации успеха и условий развития личности;

Рекомендации педагогам

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения – склонность к обману

Диагностика

Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

Возможные причины

  1. Защитная реакция;
  2. Стремление выделиться, утвердиться;
  3. Желание фантазировать;
  4. Способ манипулирования;
  5. Стремление адаптироваться в коллективе;  

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
  2. Наблюдение за ребенком;
  3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

Рекомендации педагогам

  1. Не уличать ребенка в обмане публично;
  2. Не обвинять ребенка;
  3. Доброжелательное отношение;
  4. Индивидуальный подход;

Рекомендации родителям

  1. Доброжелательное отношение, установление доверия;
  2. Не оставлять обман незамеченным;
  3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;
  4. Применение наказания и поощрения с подробным объяснением;  

Нарушение поведения – демонстративность

Диагностика

  1. Проективные методики;
  2. Опросник Леонгарда;
  3. Опросник Шмишека;
  4. 16 – факторный тест Кеттела;  

Возможные причины

  1. Защитный механизм против агрессии;
  2. Самоутверждение;
  3. Особенности характера;
  4. Взаимоотношения в семье;
  5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность  

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
  2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
  3. Сглаживать вспышки агрессии.

Рекомендации педагогам

 Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

Рекомендации родителям

  1. Создание товарищеских контактов с ребенком;
  2. Специальные формы поощрения;
  3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.  

Нарушение поведения – замкнутость, необщительность

Диагностика

  1. Наблюдение;
  2. Социометрия;
  3. Тест Айзенка (темерамент);
  4. Кинетический рисунок семьи;
  5. ДДЧ;
  6. 6.  Тест тревожности Филлипса.

Возможные причины

  1. Социальные условия.
  2. Особенности темперамента;
  3. Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

  1. Доверительная беседа;
  2. Создание ситуации успеха;
  3. Вовлечение в коллективную деятельность;
  4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;

Рекомендации педагогам

  1. индивидуальный подход;
  2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

Рекомендации родителям

  1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
  2. вовлечение в значимые семейные дела;
  3. больше времени уделять ребенку;  

Диагностика

  1. проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
  2. опросник Шмишека;
  3. опросник Личко;
  4. социометрические методики;

Возможные причины

  1. неблагоприятная обстановка в семье;
  2. отсутствие учебной мотивации;
  3. эмоциональная ранимость;
  4. низкая самооценка;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. посещение на дому;
  2. индивидуальные беседы и консультации;
  3. вовлечение в классные мероприятия;
  4. общественные поручения;

Рекомендации педагогам

  1. индивидуальный подход в оценивании;
  2. повышение самооценки;
  3. развивать заинтересованность к предмету;

Рекомендации родителям

  1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
  2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
  3. организация досуга ребенка;
  4. учитывать личностные особенности ребенка;
  5. создание семейных традиций;

Диагностика

  1. проективные методики ( несуществующее животное, ДДЧ);
  2. тест фрустрации Розенцвейга;
  3. тест руки Вагнера;
  4. незаконченные предложения; 
  5. тест Басса – Дарки;

Возможные причины

  1. социальные;
  2. трудности в общении;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. беседы,
  2. проведение игр социального характера;
  3. диспуты;
  4. семинары;

Рекомендации педагогам

  1. индивидуальный подход, изменение стиля общения;
  2. использование личных увлечений для привлечения ребенка к интересной, значимой деятельности;

Рекомендации родителям

Учет возрастных особенностей детей, изменение стиля общения.



Предварительный просмотр:

Анкета для подростков

        Отвечая на вопросы анкеты, выбирайте те варианты, которые совпадают с вашим личным мнением, и обводите их порядковые номера или записывайте свой ответ. Заранее благодарим за искренние ответы!

Укажите:

 Ваше имя и фамилию______________________________________________

Как бы Вы могли охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выберите один из вариантов ответа и обведите его номер

2.1. Состояние здоровья

2.1.1. Болею очень часто, из-за этого не усваиваю учебный материал

2.1.2. Болею часто, из-за этого пропускаю школьные занятия

2.1.3. Здоровье не хуже и не лучше, чем у большинства сверстников

2.1.4. Практически здоров

2.2.    Активность

2.2.1. Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую

2.2.2. В общих делах иногда участвую, но без особого желания

2.2.3. Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие

2.2.4. Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел

  1. Учёба

2.3.1. Не вижу смысла во всей этой учёбе

2.3.2. Какие-то предметы мне нравятся, какие-то нет

2.3.3. Учусь не хуже других по многим предметам

2.3.4. Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу

2.4.    Семья

2.4.1. Родители пьют, не считают нужным работать

2.4.2. Родители считают, что власть и деньги – это главное в жизни

2.4.3. Родители часто ссорятся, при этом достаётся и мне

2.4.4. Иногда возникают проблемы, и мы сообща их решаем

2.5.    В  моей семье

2.5.1. Отношения  напряжены так, что я готов(а) уйти из дома

2.5.2. Отношения не совсем меня устраивают из-за частых ссор и конфликтов

2.5.3. Отношения спокойные, но иногда я чувствую себя лишним

2.5.4. Хорошие, все неплохо друг друга понимают и поддерживают в трудную минуту

2.6.    Планы на будущее

2.6.1. Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег

2.6.2. Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться

2.6.3. Когда окончу школу,  тогда буду думать, куда поступать или пойти работать

2.6.4. Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней

  1.     Интересы
  1. Меня больше всего интересуют деньги  и красивая жизнь
  2. Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят прибыль и удовольствие
  3. Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, успех в обществе, хорошо оплачиваемая работа
  4. Меня больше интересуют такие ценности как самопознание, личностная самореализация, духовная и культурная жизнь общества  
  1.   Я  и  учителя
  1. Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство
  2. Когда меня учат,  как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук
  3. Я прислушиваюсь только к тем людям, которых  хорошо знаю и уважаю  
  4. Я внимательно выслушаю мнение взрослых  людей, даже если я с ним не согласен
  1.  Мое мнение
  1. Я всегда бываю прав, но почему-то не все  взрослые так  считают
  2. Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь
  3. Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
  4. Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их  замечания
  1. Отношение к обидчикам
  1. . Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам

2.10.2. Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком

  1.  Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи
  2.  Я могу простить обиду
  1.  Волевые качества
  1.  Я способен  стать лидером группировки
  2.  Я умею жить по «понятиям»
  3.  Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным
  4.  Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников
  1.  Какая пословица (тост) Вам больше нравится
  1. Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было
  2.  Хочешь жить, умей вертеться
  3.  Любишь кататься, моги и саночки в гору возить
  4.  Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
  1. Какое высказывание  вам больше подходит
  1.  Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким помрёт
  2.  Настоящий мужчина должен через всё пройти и всё попробовать
  3.  Курить, здоровью вредить
  4.  Алкоголь и наркотики – это путь в никуда.  

Анкета для подростка

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Отвечая на вопрос, обводите номера вариантов, которые Вам больше подходят и там, где предлагается письменный ответ, напишите его.  

  1. Сколько Вам полных лет?  ________      Ваш пол:  а) мужской      б) женский

  1. Чем  Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы время?

1)Читаю книги (назовите две любимые)____________________________________________

2)  Занимаюсь самообразованием, готовлюсь к поступлению в…

3)  Смотрю телепередачи (назовите две любимые) ____________________________________

  1. Смотрю фильмы, в основном в жанре:____________________________________________
  2. Слушаю музыку (назови две любимые группы) ____________________________________
  3. Зарабатываю деньги (каким образом) ____________________________________________

7)   Обучаюсь делу, профессии (какой) ______________________________________________

8)   Гуляю по улице, тусуюсь с друзьями

9)  Занимаюсь спортом (каким) _____________________________________________________

10) Хожу на кружок, клуб (какой) __________________________________________________

3. Как часто Вы пропускаете без уважительной причины уроки в школе?

1)  постоянно (почти, что каждый день)

2)  часто (5-7 уроков в неделю)

3)  редко (2-3 урока в неделю)

4)  практически не пропускаю

4. Как Вы считаете, почему подростки пропускают занятия в школе?

  1. Их часто выгоняют с уроков за поведение
  2. Думают, что есть дела и поважнее школьных уроков
  3. К ним плохо относятся сверстники: смеются над ними, издеваются
  4. Не видит смысла в учёбе, – всё равно эти знания не пригодятся в жизни.
  5. Учителя не ценят этих ребят, не заслуженно ставят плохие оценки
  6. Родители не следят за делами детей, - вот они и прогуливают школу
  7. Учителя часто придираются по пустякам, делают не справедливые замечания
  8. В школе не интересно, не где себя проявить
  9. Дома родители  контролируют каждый шаг, а в школе можно «выпустить пар»
  10. В школе им угрожают «плохие ребята», требуют деньги
  11. Учителя плохо смотрят за дисциплиной в классе
  12. Слишком сложная программа, чуть пропустил и уже не догонишь

5.Что лично Вам нравиться в школе?

  1. Учиться, получать знания
  2. Общаться со сверстниками, друзьями
  3. Участвовать во внеурочной деятельности (кружки, секции, творческие мероприятия)
  4. Общаться с интересными людьми (педагогами, наставниками, тренерами)
  5. Отношение учителей, администрации школы
  6. Возможность проявить свои способности
  7. Возможность получить навыки, которые пригодятся в жизни
  8. Другое (напиши) __________________________________________________________

6. Уходили ли Вы когда-нибудь из дома?

 а)  Да

 б)  Нет

7. Если да, то как часто Вы это делали?

1) очень часто (более 5 раз)

2) часто (от 3 до 5 раз)

3) редко (1 – 2 раза)

  1. Как Вы считаете, почему подростки уходят (убегают) из дома?

 (отметьте один или несколько пунктов)

  1. Не хватает знаний, опыта для того, чтобы разрешить сложную ситуацию
  2. Хотят быть независимыми, ищут приключений на улице
  3. Не находят поддержки и понимания у родственников
  4. Из-за серьёзной психологической травмы (смерть родственника, развод родителей)
  5. Хотят хоть немного заработать для себя и семьи
  6. Родители не заботятся о детях, не обращают на них внимания
  7. Из-за постоянных конфликтов в семье
  8. Потому что их родители когда-то сами росли и воспитывались на улице
  9. Получают много запретов и нареканий от родителей
  10.  Дома их бьют, унижают
  11.  Их «подталкивают» на это другие ребята
  12.  Боятся, что их накажут за совершённый проступок или не хотят огорчать родителей

  1. Как Вы считаете, какие группы людей часто нарушаются права школьника:
  1. учителя
  2. администрация образовательных учреждений
  3. сверстники, одноклассники
  4. родители
  5. медицинские работники
  6. работники сервисных служб (в магазинах, в автобусах)
  7. работники милиции
  8. «общаг», криминальные структуры
  9. свой вариант ответа _____________________________________________

  1.  Кто на Ваш взгляд мог бы эффективно, выступая в качестве посредника,  заниматься разрешением конфликтов в школе:
  1. школьный психолог или социальный педагог
  2. директор школы
  3. зам директора по воспитательной работе
  4. команда «школьных миротворцев» из числа подготовленных педагогов и старшеклассников, имеющих влияние и авторитет
  5. школьный инспектор
  6. подростки сами разберутся
  7. конфликтолог, приглашённый со стороны специалист
  8. ваш вариант __________________________________________________________

11. Как ты считаешь, что нужно сделать, чтобы жизнь подростков стала лучше?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта личности школьника группы риска

1. Общие сведения о школьнике:

Ф.И.О _____________________________________________________________                   Дата рождения_________          Класс ________     Тип класса______________

2. Сведения о родителях:

Мать:     Ф.И.О ______________________________________________________   Возраст_________      Образование ______________________________________   Место работы и должность_____________________________________________

Отец:     Ф.И.О _______________________________________________________   Возраст_________   Образование________________________________________

Место работы и должность_____________________________________________

Другие члены семьи, проживающие с ребёнком ____________________________________________________________________

Другие сведения о членах семьи (судимости, заболевания, случаи лишения родительских прав и т.п.)

  1. Дополнительные сведения о ребёнке

3.1.   Ребёнок посещает следующие кружки, секции, клубы ____________________________________________________________________

3.2.   Состоит на внутришкольном учёте (когда поставлен?) _________________

3.3.   Состоит на учёте в КДН (с какого времени) __________________________

  1. Имеет условную судимость (указать статью и срок); __________________
  2. Является воспитанником детского дома №_____
  3. Был воспитанником спецшколы

3.7. Как часто он пропускает уроки без уважительной причины?

3.7.1.. постоянно

3.7.2.  часто  (4-7 уроков в неделю)

  1.  редко (до 3 уроков в неделю)
  2.  не пропускает

3.8. Как часто он убегал из дома?

3.8.1. очень часто (более 5 раз)

3.8.2. часто (от 3 до 5)

3.8.3. редко (1-2 раза)

3.8.4. никогда

3.9. Как можно охарактеризовать его положение в классе? Как:

3.9.1 положительного лидера

3.9.2. полноценного члена классного коллектива

3.9.3. отрицательного лидера

3.9.4. человека, которого не принимает большинство учеников его класса

3.9.5.человека, которого активно отвергают, травят, преследуют  сверстники

  1. Дополнительные сведения о семье ребёнка

4.1. Уровень дохода семьи на одного человека:

4.1.1. значительно ниже прожиточного уровня

4.1.2. несколько выше прожиточного уровня

4.1.3. соответствуют прожиточному уровню

4.1.4. несколько ниже прожиточного уровня

4.1.5. значительно ниже прожиточного уровня

4. 2.  Семейная ситуация (нужные пункты подчеркнуть):

4.2.1.  Семья в состоянии развода

4.2.2.  Неполная семья (одна мать или один отец)

4.2.3.  Отчуждённость родителей из-за занятости

4.2.4.  Недостаточное психолого-педагогическое образование родителей

4.2.5. Жестокое и холодное отношение родителей с детьми

4.2.6. Оба родителя алкоголики, полная семья

4.2.7. Один родитель алкоголик, полная семья

4.2.8. Родитель-алкоголик в неполной семье

4.2.9. Семья с опекунами

а) престарелые;      б) употребляют алкоголь;       в) педагогически неграмотны

4.2.10.  Родители лишены родительских прав, но дети проживают вместе с ними

  1. Родители относительно хорошо выполняют свои функции

  1.   Условия проживания:
  1. благоустроенная квартира
  2. одна или две комнаты в общежитии
  3. коммунальная квартира в кирпичном доме
  4. коммунальная квартира в деревянном доме
  5. семья проживает в частном доме.
  6. Другой вариант_______________________________

  1. Опираясь на ответы школьника по анкете укажите:

5.1. Причины пропуска занятий_________________________________________

5.2. Причины побегов из дома (если убегал)_______________________________

5.3. Группы людей нарушающие его права________________________________

5.4. Что ему нравится в школе___________________________________________

5.4. Кому подросток может доверять_____________________________________

5.5. Какие способы улучшения ситуации он видит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методы (анкетирование и тестирование) используемые социальным педагогом в работе с детьми «группы риска» и учащимися школы

Анкеты и тесты используемые социальным педагогом в работе с учащимися школы и  при выявлении детей "группы риска"...

Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"

В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации  исходя из многолетнего опы...

ГОТОВИМ К ЕГЭ. Стратегии работы с детьми групп риска (для педагогов и педагогов-психологов)

ГОТОВИМ К ЕГЭСтратегии работы с детьми групп риска(для педагогов и педагогов-психологов)...

План работы педагога – психолога по профилактике правонарушений и работе с детьми “группы риска” 2017-2018 уч.год.

Планработы педагога – психолога   по профилактикеправонарушений и работе с детьми “группы риска”2017-2018 уч.год....

Методические рекомендации педагогам по организации работы с детьми группы риска.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинс...

Семинар -практикум работа с детьми группы риска

Семинар -практикум работа с детьми группы риска...