Программа предпрофильной подготовки "Азбука профориентации"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Программа предпрофильной подготовки
«Азбука профориентации»
для обучающихся 9А класса
Гиндуллиной Айгуль Каусаровны
Пояснительная записка
Программа предпрофильной подготовки «Азбука профориентации» для 9-х классов составлена на основе авторов: Бендюкова М.А., Соломина И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы; Климова Е.А. Психология профессионального самоопределения; Пряжникова Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники; Г. Резапкиной. Программа предпрофильной подготовки для 9 класса.
Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям, неотъемлемая часть всестороннего и гармоничного развития личности. Кем стать? Этот вопрос задавал, задает и будет задавать буквально каждый ученик школы без исключения.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии.
Программа профессионального самоопределения старшеклассников ориентирована на учащихся 9 классов и предусматривает изучение научных основ выбора профессии, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и саморазвитие выбранной деятельности и профессионально важных качеств.
Перестройка самосознания связана не столько с умственным развитием подростка, сколько с появлением у него новых вопросов, новых ракурсов под которыми он себя рассматривает. Главное психологическое приобретение подросткового возраста – открытие своего внутреннего мира. Потребность в познании самого себя усиливается рядом дополнительных обстоятельств: возрастающими в школе требованиями к поведению, стремлением найти свое место в системе общественных отношений, возникновением в этот период интереса к другим людям, в частности, к представителям другого пола. Все это способствует познанию самого себя, сравнению себя с другими, оценке качеств своей личности.
Основными составляющими процесса профессионального самоопределения на этапе выбора профессии являются:
- получение знания о себе (Образ «Я»);
- о мире профессионального труда;
- соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, старшеклассник мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.
Недостаток жизненного опыта и завышенный уровень притязаний как в смысле оценки своих способностей овладеть сложной профессией, так и относительно предъявленных к ней ожиданий могут привести к разочарованиям и психическим травмам. Помочь подростку избежать ошибок в выборе профессии и, как следствие – чувства, что главное в жизни уже позади, - одна из основных задач.
Непрофессиональный, стихийный выбор профессии, сферы деятельности влечет за собой массу проблем и конфликтов.
Основной целью, данной профориентационной программы для старшеклассников, является активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:
- положительное отношение к трудовой деятельности;
- потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;
- сформированность необходимых для выбора профессий знаний и умений.
Таким образом, психологическая готовность состоит из мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, меняющих приоритеты в зависимости от возрастного этапа.
В конечном итоге учащиеся осознают, что выбор карьеры может быть верным, когда он продуман, самостоятелен и ему предшествует серьезная работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Поскольку выбор профессионального самоопределения характеризуется многомерностью, для его адекватного восприятия необходимо проделать большую работу: проанализировать ресурсы (интересы, склонности, способности и т.д.), особенности избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий.
Программа профориентационного курса для старшеклассников поможет более эффективно решать главную задачу подросткового возраста – профессионального самоопределения.
В результате проведения курса старшеклассники должны освоить: значение профессионального самоопределения; требования к составлению профессионального плана; правила выбора профессии; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических возможностях личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека.
Для лучшего усвоения материала применяются различные формы работы:
- лекции;
- беседы;
- коллективные обуждения;
- тренинговые упражнения;
- профориентационные игры.
Для диагностики интересов, склонностей, некоторых личностных особенностей и интеллектуальных способностей учащихся используются: тесты, опросники, проективные методики, наблюдение.
Цели курса:
- открыть перед юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии и определить свои жизненные планы, в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи курса:
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целепологанию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- формирование положительного отношения к себе, чувства изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях приминительно к реализации себя в будущей профессии.
Предполагаемый результат:
- формирование интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю;
- ориентации учеников в мире современных профессий;
- изучение влияния индивидуальных особенностей на профессиональное самоопределение.
Оценка достижения планируемых результатов:
- защита проектной работы «Моя будущая профессия»
Форма проведения: групповая работа
Режим работы: Длительность занятия 45 мин. Частота встреч - 2часа в неделю.
Численность группы: 13-15 чел.
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения 1гр. | Примечание | |
Раздел 1. Введение | |||||
1-2 | Понятие «профориентация». Матрица профессионального выбора | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Психологический аспект профессионального выбора «Что я знаю о себе» | |||||
1 | Эмоции. Природная основа личности. Темперамент. | 1 | 10 | ||
2 | Изучение интересов и мотивов. | 1 | |||
3 | Ценностные ориентации | 1 | |||
4 | Способности и профессиональная пригодность. | 1 | |||
5 | 1 | ||||
6 | Коммуникативная успешность. Барьеры коммуникации. | 1 | |||
7 | Самооценка. | 1 | |||
8 | Целеполагание и образ будущего. | 1 | |||
9 | Этапы профессионального самоопределения. | 1 | |||
10 | Карта самопознания. | 1 | |||
Раздел 3. Мир профессий. «Что я знаю о профессиях» | |||||
1-3 | Понятие «профессия». Классификация профессий. Признаки профессии. | 3 | 10 | ||
4 | Классификация профессий по предмету труда | 1 | |||
5-6 | Определение профессионального типа личности. | 2 | |||
7 | Интеллектуальный потенциал. | 1 | |||
8 | Профориентационная игра «Твое счастье» | 1 | |||
9 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность | 1 | |||
10 | Профориентационная игра «Эпитафия». | 1 | |||
Раздел 4. Система профессионального образования. | |||||
1 | Учреждения профессионального образования | 1 | 3 | ||
2 | Формы и сроки обучения. | 1 | |||
3 | Система профессиональных учебных заведений ХМАО-Югры. | 1 | |||
Раздел 5. Анализ современного рынка труда. | |||||
1-2 | Основные понятия и определения. Факторы, влияющие на состояние рынка труда. | 2 | 4 | ||
3 | Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. | 1 | |||
4 | Игра «Престижная профессия» | 1 | |||
Раздел 6. Технологии выбора профессии. | |||||
1 | Типичные ошибки в выборе профессии | 1 | 2 | ||
2 | Стратегии принятия решения в выборе профессии | 1 | |||
Раздел 7. Заключение. Моя профессиональная карьера | |||||
1 | Заполнение маршрутной карты профессионального самоопределения учащегося. | 2 | 3 | ||
2 | 1 | ||||
ИТОГО 34 часа |
Список использованной литературы
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Твой компас на рынке труда. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. – СПб., ООО «Издательский дом РОСТ», 2000.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005.
- Г. Резапкина, Программа предпрофильной подготовки для 9 класса, М., "Генезис", 2005 г.
- Учебник для 8-9 классов «Твоя профессиональная карьера» под ред. Чистяковой С.Н., Москва, «Просвещение», 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»
Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием 13 занятий, определяет план...
Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса
Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...
Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”
В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...
Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"
Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по
Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...
Классное дело, программа ПДД, программа «Разговоры о важном», программа «Предпрофильная подготовка для 8-9 классов»
Внеурочная деятельность курс "Классное дело"...