КАНАЛЫ ВОСПРИЯТИЯ И КОГНЕТИВНЫЕ СТИЛИ
презентация урока для интерактивной доски по психологии на тему
У каждого ученика есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Педагог может помочь ученику отнестись к своим личностным качествам в процессе обучения более осознанно.
Для педагога важнейшей предпосылкой эффективного изложения и преподавания информации, а также общения со школьником является умение грамотно задействовать в ходе объяснения материала или же личной беседы ведущие каналы восприятия информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kanaly_vospriyatiya2007.pptx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У каждого ученика есть свои особенности, свои сильные и слабые стороны. Педагог может помочь ученику отнестись к своим личностным качествам в процессе обучения более осознанно. Для педагога важнейшей предпосылкой эффективного изложения и преподавания информации, а также общения со школьником является умение грамотно задействовать в ходе объяснения материала или же личной беседы ведущие каналы восприятия информации.
Каналы восприятия — это способы восприятия и переработки новой информации. Выделяют три канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. Кратко охарактеризуем людей с преобладанием одного из способов восприятия.
Визуалы : «Я вижу!» Обладают хорошей зрительной памятью, эмоционально реагируют на цвет. В учебе больше опираются на визуально запомнившиеся страницы учебника или конспекта. Наиболее эффективные методы: чтение, письмо, фильмы, работа на доске, работа с картинками и рисунками, работа с книгами, газетами, журналами, диктанты.
Аудиалы : «Я слышу!» Обладают хорошей слуховой памятью, большое значение придают словам, музыке, звукам. В учебе больше опираются на материал, который услышали. Наиболее эффективные методы: ролевые игры, аудиозаписи, видеофильмы, устные задачи, прослушивание рассказов, чтение вслух.
Кинестетики : «Я чувствую!» Ощущения для таких людей первичны, а действия вторичны. Обладают хорошей мышечной памятью. В учебе больше опираются на собственный опыт, то, что сделали сами. Наиболее эффективные методы: физические соревнования и игры, решение задач с использованием материальных предметов, проведение экспериментов, группы с переменным составом.
Анкета «Ведущий канал восприятия информации» Оцените, насколько данные утверждения справедливы для вас, проставьте цифры в соответствующие клетки таблицы: 3 балла — абсолютно точно; 2 балла — в большой степени; 1 балл — незначительно; 0 баллов — совсем не подходит.
В одежде и мебели для меня важен цвет. Долго помню то, что мне сказали. После тяжелого дня самое большое желание — принять удобное положение и расслабиться. Стараюсь записывать важные детали, чтобы не забыть. Люблю петь, когда чем-нибудь занимаюсь. Я не стану носить даже самую модную вещь, если она неудобна. 7. Люблю рассматривать картины, красивые пейзажи и т.п. 8. Мне помогает, если я рассуждаю вслух. 9. Мне приятно, когда в лицо дует теплый ветерок. 10. То, что вижу, запоминаю особенно хорошо. 11. Люблю слушать звуки природы: шум дождя, моря и т.п. 12. Люблю потягиваться, разминаться. 13. Я лучше запоминаю то, что прочитал сам, чем то, что мне рассказывают. 14. Для меня важен голос собеседника. 15. Люблю, когда мне делают массаж. 16. Для меня важен внешний вид человека. 17. Люблю, когда читают вслух. 18. Когда слышу музыку, отбиваю такт ногой или рукой. 19. Мне нравится, когда люди хорошо одеваются. 20. В шуме не могу сосредоточиться. 21. Лучше всего запоминаю, если могу при этом двигаться: ходить, двигать ногами, руками и т.д. 22. Люблю фотографировать, выбирать удачные ракурсы для съемки. 23. Я лучше запоминаю то, что мне рассказывают, чем то, что я читаю сам. 24. Не могу долго сидеть или лежать на неудобной мебели.
№№ вопросов и баллы Сумма баллов 1 4 7 10 13 16 19 22 2 5 8 11 14 17 20 23 3 6 9 12 15 18 21 24 Таблица Если максимальное количество баллов получилось в верхней строке, то вы — визуал , если в средней, то вы — аудиал , если в нижней, то вы — кинестетик
Определение модальности (репрезентативной системы) по предикатам Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных, наречий, используемых человеком в конкретных предложениях.
Визуальная модальность Предикаты: представьте, ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть (глядеть), следить, отслеживать, ослепительно и др. Предложения: Жизнь так тускла. Увиденное радует. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с вами смотрим одними глазами. Давайте посмотрим на это. Слишком неопределенно, чтобы рассмотреть.
Аудиальная модальность Предикаты: послушайте, громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко. Предложения: Это прозвучало для вас. Большие разногласия в отношениях. Я сказал себе: «Ты не можешь ничего выразить правильно».
Кинестетическая модальность Предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно и т.п. Предложения: Это вызывает неоднозначные чувства. Он – горячий. Она – холодная как рыба. Да, я чувствую, что происходит что-то не то.
Определение модальности по темпу речи и интонации Визуальная модальность: ускоренный темп, повышенная интонация. Аудиальная модальность: ровный темп, монотонная интонация. Кинестетическая модальность: замедленный темп, пониженная интонация. У каждого человека один канал восприятия является ведущим. Использование опоры на несколько каналов способствует лучшему усвоению информации.
Аудиалы и кинестетики Стратегии поддержки на этапе подготовки к ЕГЭ и ГИА: - необходимо, чтобы дети осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно они лучше всего усваивают учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. В случае затруднения можно рассказать им о том, в чем заключается суть задания. Им не требуется помощь в решении, им нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Им также стоит разрешить какую-то двигательную активность (например, выйти из класса)
Выделяют два основных когнитивных стиля — синтетический и аналитический. Синтетики Объединяют, синтезируют имеющиеся у них знания о предмете. Созидают из частей целое, с легкостью находят связи и объединяют. Детали не имеют для них значения. Аналитики Расчленяют и исследуют предмет познания по компонентам. Они разбирают целое на части и стремятся найти различия. Детали имеют большое значение. Успешно применяют правила.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ и ГИА у синтетиков: часто испытывают трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки; обычно трудно составлять планы или конспекты, некоторые составляют план уже после того, как работа написана; редко концентрируются на одной проблеме, им свойственно рассматривать ее в широком контексте (при сдаче ЕГЭ и ГИА могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами)
Что помогает учиться синтетикам? Опора на контекст и личный опыт, возможность самим создавать, придумывать схемы, опираясь на известные детали. Выделение главной мысли, составление кроссвордов, работа посредством моделей, мозговой штурм. Виды деятельности, которые позволяют им углубиться в детали, проанализировать информацию, сделать выводы, работа по правилам. Тесты множественного выбора, анализ (слова, темы и т.п.), запоминание деталей, выделение ошибок.
Стратегии поддержки детей синтетиков: очень важно развивать у синтетиков аналитические навыки, учитывая, что общий ход их деятельности — от общего к частному при изучении каждой темы важно ее обобщить, выделить основные блоки и наполнить их конкретным содержанием при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь? в начале работы синтетикам стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием, это поможет им сориентироваться синтетикам может помочь составление общего плана деятельности в самом начале работы
Анкета «Определение когнитивного стиля» Вам предлагаются пары противоположных утверждений. Ваша задача — оценить, насколько они для вас справедливы. Если вам абсолютно подходит левое утверждение, обведите цифру 1. Если абсолютно подходит правое утверждение — цифру 10. Если оба утверждения вам в какой-то степени подходят, но одно немного больше, выберите соответствующую цифру и обведите ее.
Мне очень помогает опора на личный опыт 12345 67 89 10 Мне помогает опора на теоретические знания Я предпочитаю догадываться сам, без объяснения 123456789 10 Я хочу, чтобы мне объяснили главную информацию Мне легче найти сходства между двумя вещами 123456789 10 Мне легче найти различия между двумя вещами Для меня важнее понять основную мысль 123456789 10 Для понимания смысла мне важнее знать детали Я могу догадаться о значении иностранного слова по смыслу 123456789 10 Я лучше проверю значение нового слова в словаре Я лучше понимаю, когда мне объясняют материал в общем 123456789 10 Я лучше понимаю, когда материал разбивают на части Мне помогают образы и сравнения 123456789 10 Мне лучше объяснять конкретно, напрямую Составление плана мне только мешает, я все вижу в целом 123456789 10 Составление плана очень помогает в работе Мне легче работать, опираясь на примеры 123456789 10 Мне легче работать, опираясь на правила Я лучше понимаю примеры и иллюстрации 123456789 10 Я лучше понимаю схемы и таблицы
Левый полюс анкеты (1) соответствует синтетическому стилю, а правый (10) — аналитическому. Возможны следующие варианты обработки анкеты: 1) Подсчет среднего балла. Чем ниже балл, тем более выражен синтетический стиль, чем выше — аналитический. 2) Подсчет количества ответов, больших и меньших, чем 5. Большее количество ответов, меньшее 5, соответствует синтетическому стилю, большее 5 — аналитическому.
Информирование педагогом учащихся и проведение данных анкет, рекомендованных автором учебного пособия М.Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ», поможет учащимся осознать разнообразие возможных способов оптимизации своей работы. А также сделать более продуктивным взаимодействие ученик – учитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« О некоторых способах работы с детьми, обладающими разными стилями мышления и каналами поступления информации»
The article gives recommendations what methods and ways to use in teaching pupils of various kinds of thinking, how to take into consideration their personal and behaviour peculiarities to make ...
Ведущие каналы восприятия
Ведущие каналы восприятия - доклад, Школа педагогического мастерства...
Развитие УУД у детей с различными каналами восприятия информации.
Mы воспринимаем новую информацию с помощью основных каналов восприятия - зрительного, слухового и кинестетического. Но не все они развиты у человека одинаково хорошо. Большинство детей (72%) сегодня м...
Способы повышения мотивации к изучению иностранного языка с помощью аудиальных каналов восприятия
В век информационных технологий и больших возможностей усложняются задачи, поставленные перед образованием: все труднее мотивировать учащегося, достичь эффективных результатов в обучении.Одним из эффе...
Методика активизации визуальных, тактильных и вербальных каналов восприятия у детей в школьном музее
laquo;Музей давно и прочно занял свое место в образовательном процессе, почему его часто сравнивают со школой», пишет в своей вступительной статье Б.А. Столяров [15, 4]. Подчеркнем, музей...
Презентация "Информация. Каналы восприятия информации"
Для уроков технологии в 5 классе по программе под редакцией Казакевич пригодится моя презентация "Информация. Каналы восприятия информации". Презентация может использоваться на уроках с маль...
Выступление на педагогическом совете учителя химии и биологии ЧОУ «Христианская гимназия» Ким Елены Владимировны на тему «Обучение детей с разными каналами восприятия информации химии и биологии»
Химия и биология предметы не простые, они требуют изучения большого количества учебного материала, запоминания терминов, определений, законов, правил и не каждому ученику такая работа по плечу. ...