Фрагмент тренингового занятия "Жизнь - это..."
план-конспект занятия по психологии на тему

Вайс Марина Григорьевна

Фрагмент занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_treningovogo_zanyatiya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Вайс Марина Григорьевна – Славгородский район Алтайский край

Фрагмент тренингового занятия

Тема:  Жизнь – это

Цель:  Помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизненную позицию.

Класс: 10

Оборудование: Афоризмы, мысли великих людей

План занятия:

  1. Оргмомент (1´)

Расположение в кругу

  1. Знакомство (2´)

Игра «Имя – характер». Участник называет свое имя и качество характера на первую букву имени.

  1. Основная часть (15´)

- Все мы разные, как разные наши имена, характеры, поступки. И все мы ведем разный образ жизни. А что же такое жизнь? В чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.

- Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

- Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

- Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.

- Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

- Жизнь. В этом слове немало значений.

- Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

- Жизнь птицы, живущей три весны.

- Жизнь человека. И жизнь страны.

                                                                         А. Лиханов

- Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?

- Как бы вы сами определили, что такое жизнь?

Ответы детей.

- Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна», «Жизнь – долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему?

Ответы детей.

Так думаете вы, а вот что говорили о жизни известные мудрецы:

От безбожья до Бога – мгновенье одно

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.

                                                               О. Хаям

- Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек – «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

- И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте.

Игра «Вырвись из круга». Инструкция: За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача – выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

- Как вы поняли, эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.

- Мы вышли в жизнь. В чем смысл ее?

Ответы детей.

- Для людей характерны две жизненные позиции: «Жизнь для других» и жизнь для себя». Известный кандидат медицинских наук М. Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу людям. Мы любим ближнего только в том случае, если любим самих себя.

- Но смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед.

- Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Выберите вашу жизненную позицию.

Учащиеся кладут на одну из чаш весов свой шарик.

- Людям свойственно совершать поступки. Именно они определяют жизненную позицию человека. Давайте попробуем защитить и обвинить один из наших поступков.

Игра «Суд». Инструкция: Выбирается обвиняемый, он садится в центре стола, далее следует рассказ о его поступке. Ситуация: Одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из нас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужна группа крови, которая только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается давать. Все остальные учащиеся разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая – защитники. Защитникам нужно найти что-то положительное в этом поступке, а обвинителям – доказать вину обвиняемого. После того, как обвиняемый послушает обе стороны, он должен выразить свое отношение к ситуации. Начинают обвинители, продолжают защитники…

- А сейчас еще раз посмотрите на весы жизни». Может быть, кто-то из вас переменил свое мнение о двух жизненных позициях? У вас есть возможность еще раз определиться.

  1. Рефлексия (3´)

- Какие выводы вы для себя сделали из нашего сегодняшнего разговора?

Энергизатор «Дождь»

  1. Итог занятия (1´)

В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть. Вовремя спать.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Умей сказать нет"

Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....

Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"

Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...

Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"

Занятие в тренинговом режиме -  необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить  работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...

Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.

цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Тренинговое занятие "Общение"

Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...

Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)

Тема урока: Выделение фрагмента рисунка.  Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...