Фрагмент тренингового занятия "Жизнь - это..."
план-конспект занятия по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Вайс Марина Григорьевна – Славгородский район Алтайский край
Фрагмент тренингового занятия
Тема: Жизнь – это
Цель: Помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном, многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания, помочь сформировать активную жизненную позицию.
Класс: 10
Оборудование: Афоризмы, мысли великих людей
План занятия:
- Оргмомент (1´)
Расположение в кругу
- Знакомство (2´)
Игра «Имя – характер». Участник называет свое имя и качество характера на первую букву имени.
- Основная часть (15´)
- Все мы разные, как разные наши имена, характеры, поступки. И все мы ведем разный образ жизни. А что же такое жизнь? В чем смысл ее? Мы и собрались, чтобы поразмышлять над этой нелегкой темой.
- Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.
- Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.
- Жизнь – это свет, а свет кого-то слепит.
- Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.
- Жизнь. В этом слове немало значений.
- Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.
- Жизнь птицы, живущей три весны.
- Жизнь человека. И жизнь страны.
А. Лиханов
- Разве мы можем жить без цветов, без пения птиц? А разве мы можем жить без Отечества, без Родины, без отчего крова?
- Как бы вы сами определили, что такое жизнь?
Ответы детей.
- Есть два суждения: «Жизнь быстротечна, мимолетна», «Жизнь – долгие, долгие годы». Какое из них наиболее достоверно? Почему?
Ответы детей.
Так думаете вы, а вот что говорили о жизни известные мудрецы:
От безбожья до Бога – мгновенье одно
От нуля до итога – мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – мгновенье одно.
О. Хаям
- Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек – «это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.
- И сейчас вам предстоит небольшое испытание. Но, предупреждаю сразу, оно не из легких. Кто к этому готов, кто хочет его пройти, встаньте.
Игра «Вырвись из круга». Инструкция: За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача – выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.
- Как вы поняли, эта игра – прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвется из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.
- Мы вышли в жизнь. В чем смысл ее?
Ответы детей.
- Для людей характерны две жизненные позиции: «Жизнь для других» и жизнь для себя». Известный кандидат медицинских наук М. Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу людям. Мы любим ближнего только в том случае, если любим самих себя.
- Но смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других». Может быть великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало. Среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед.
- Перед вами «весы жизни», назовем их так условно. Выберите вашу жизненную позицию.
Учащиеся кладут на одну из чаш весов свой шарик.
- Людям свойственно совершать поступки. Именно они определяют жизненную позицию человека. Давайте попробуем защитить и обвинить один из наших поступков.
Игра «Суд». Инструкция: Выбирается обвиняемый, он садится в центре стола, далее следует рассказ о его поступке. Ситуация: Одноклассница попала в автомобильную катастрофу, ей срочно нужна кровь. Каждый из нас без промедления откликнулся на эту просьбу, но нужна группа крови, которая только у обвиняемого, а он ее категорически отказывается давать. Все остальные учащиеся разбиваются на две группы. Первая группа – обвинители, вторая – защитники. Защитникам нужно найти что-то положительное в этом поступке, а обвинителям – доказать вину обвиняемого. После того, как обвиняемый послушает обе стороны, он должен выразить свое отношение к ситуации. Начинают обвинители, продолжают защитники…
- А сейчас еще раз посмотрите на весы жизни». Может быть, кто-то из вас переменил свое мнение о двух жизненных позициях? У вас есть возможность еще раз определиться.
- Рефлексия (3´)
- Какие выводы вы для себя сделали из нашего сегодняшнего разговора?
Энергизатор «Дождь»
- Итог занятия (1´)
В жизни по-разному можно жить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть. Вовремя спать.
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие "Умей сказать нет"
Данное занятие поможет подросткам научиться правильно отказывать от табачных изделий, спиртных напитков и наркотиков, а так же научиться саморегуляции настроения....
Презентация к тренинговому занятию "Умей сказать нет"
Данная презентация подготовлена к тренинговому занятию "Умей сказать нет"...
Занятие в тренинговом режиме "Быть уверенным - это здорово!"
Занятие в тренинговом режиме - необычный урок. Это выражается уже в том, что учащиеся сидят не за партами, а в круге. И проходить работа будет необычно и интересно: в виде игр, ...
Тренинговые занятия на преодоление тревожности у старших подростков.подростков.
цель работы является преодоление тревожности подростков в наше время....
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
Тренинговое занятие "Общение"
Овладение навыками вербального и невербального общения помогают сделать общение друг с другом более приятным и глубоким, не просто избежать конфликтных ситуаций, но и открыть в людях другие гран...
Разработка урока на тему: "Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка." (5 класс)
Тема урока: Выделение фрагмента рисунка. Работа с фрагментами рисунка.Тип урока: Изучение нового материала.Вид: Урок – практикумЦели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим ...