Волонтерское движение, как форма профилактики социальной дезадаптации
статья по психологии на тему
Данный материа будет полезен для работы школьных психологов, замистителей директоров по воспитательной работе, руководителей волонтерских отрядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volonterskoe_dvizhenie_kak_forma_profilaktiki_sots.dezadaptatsii.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Волонтерское движение как форма профилактики социальной дезадаптации.
В последнее время все чаще говорят о проблеме социальной дезадаптации подростков. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок. Речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида. Существует статистика, говорящая о том, что в последние годы число дезадаптированных подростков резко увеличилось.
Объективно, нынешние дети не очень похожи на своих сверстников двадцатилетней давности. Они более возбудимые и менее управляемые, более интеллектуально развитые и вместе с тем более инфантильные, они умеют красиво говорить, и не умеют работать руками, они могут часами неподвижно сидеть у телевизора или компьютера, мало читают, не любят учиться и не умеют интересно проводить свободное время. Проблема саморазрушающего поведения в подростковой среде в настоящее время стоит очень остро. Такие формы профилактической работы, как лекции, беседы, стали не эффективными в работе с детьми и подростками. Свою жизнеспособность и плодотворность доказала идея пропаганды здорового образа жизни и ведения профилактической работы силами самих детей, подростков и молодежи как добровольных участников. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Именно поэтому появление новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Исходя из вышесказанного, было принято решение о создании волонтерского отряда на базе школы.
Миссия нашего волонтерского отряда – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: создание системы информационно - пропагандистской работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни.
Волонтерский отряд носит название “Поколение NEXT”. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Волонтеры, вступившие в отряд, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это формируется в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. По принципу “сверстник - сверстнику” волонтеры передают сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, обучаются сами.
В процессе деятельности волонтеры взаимодействуют с внешним миром, во-первых, получают воздействие извне, получают информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц. опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это способствует формированию социальной компетентности, и следовательно является профилактикой социальной дезадаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика социальной дезадаптации подростокв. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.
Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том...
ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.
Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома. На пример...
Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"
Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...
Профилактика социальной дезадаптации в начальной школе
"Первый раз, в первый класс"...
Классное самоуправление - как основная форма профилактики школьной дезадаптации в 5 классе
Как сплотить 29 разных ребят в коллективе?...
Профилактика социальной дезадаптации учащихся
Проблема асоциального поведения в наши дни как никогда актуальна для общества и его образовательной системы. Рост подростковой преступности бродяжничества, общей безнадзорности, ра...
Информационно-коммуникационные технологии как форма профилактики социальной дезадаптации старших подростков
ИКТ как форма профилактики социальной дезадаптации старших подростков...