Проблемы дисциплины на уроке.
консультация по психологии на тему
Все учителя, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую – осознанно или нет – проповедует конкретный педагог. О характеристиках нарушенного поведения и о мерах экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, нарушающим дисциплину и пойдёт здесь речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_distsipliny_na_uroke.docx | 32.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы дисциплины.
Все учителя, в первом классе и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую – осознанно или нет – проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.
Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» (далее называется наказание, связанных с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанно выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик».
Учителя предъявляют к ученикам определенные требования и ожидают, что поведение учеников будет им соответствовать. То, что в школе к ребенку будут предъявляться особые требования, внушают ему и родители, и детский сад. Но есть и другая сторона — чего от учителей ожидает ребенок? Итак, взаимодействие учителей и учеников в стенах класса и школы — это всегда «улица со встречным движением»: учителя относятся к ученикам, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к учителям, ожидая от них... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного, «плохого» поведения, неприятной выходки, серьезного проступка.
Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:
- Распознать истинный мотив проступка.
- В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.
- Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ученика в будущем.
Сталкиваясь с «плохим» поведением своих воспитанников учитель, наверное, спрашивает себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти и другие вопросы, для начала полезно познакомиться с тремя основными законами, которым подчинено поведение учеников, кем бы они ни были.
Три основных закона поведения.
1-й закон. Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2-й закон. Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3-й закон. Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
- привлечение внимания;
- власть;
- месть;
- избегание неудачи.
Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, педагоги должны как-то взаимодействовать с ними. Если они научатся идентифицировать цель нарушения поведения, то смогут конструктивно строить общение с учеником, заменить непродуктивный способ общения с ним на эффективный. И так не один раз, а всё время. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы.
Педагогическое вмешательство – это только создание неких условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять его. Какое решение примет ученик, зависит от того, учитывает ли взаимодействующий с ним педагог скрытые цели его «плохого поведения». У каждого ребёнка за проступком стоит уникальная комбинация причин и целей.
Остановимся более подробно на понимании мотива «плохого» поведения
Привлечение внимания — некоторые ученики выбирают «плохое» поведение, чтобы получить особое внимание учителя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам — понимать учителя.
Власть — некоторые ученики «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Своим поведением они фактически говорят: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть — для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут как учителю, так и кому-то из ребят или всему миру.
Избегание неудачи — некоторые ученики так боятся повторить свое поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они мечтают, чтобы все оставили их в покое, и оказываются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими методическими ухищрениями педагога.
Учителю необходимо знать истинный мотив «плохого» поведения ученика, чтобы правильно строить свое собственное поведение, понимать реакции ученика на то или иное педагогическое воздействие.
Характеристики поведения, направленного на привлечение внимания.
Активная форма | Ученики делают то, что отвлекает внимание учителя и класса. |
Пассивная форма | Ученики демонстрируют поведение «в-час-по-чайной-ложке», т.е. все требуемые учителем действия выполняют очень и очень медленно. |
Реакция учителя | Чувства: раздражение и возмущение. Действия: словесные замечания, выговоры, угрозы. |
Ответы ученика на реакцию учителя | Прекращают выходку, но только на короткое время. |
Природа поведения, направленного на привлечение внимания | 1.Родители и учителя больше времени уделяют детям, которые ведут себя плохо, а не хорошо. 2.Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме. 3.Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя «пустым местом». |
Сильные стороны подобного поведения | Ученики нуждаются во взаимоотношениях с учителем |
Принципы профилактики демонстративного поведения | 1.Больше внимания уделять хорошему поведению. 2.Учить учеников просить внимания, когда они в этом очень нуждаются. |
Меры экстренного педагогического воздействия при взаимодействии с учеником, привлекающем внимание.
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение. Зрительный контакт. Становитесь рядом. Упоминайте имя ученика. Посылайте «секретный сигнал». Делайте письменные замечания. Используйте «Я-высказывание». |
Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения. Доведите до абсурда демонстративную выходку. «Разрешенная квота». |
Неожиданное поведение | Выключите свет. Используйте музыкальный инструмент. Говорите тихим голосом. Измените манеру речи. Говорите со стеной (или с портретом). Временно прекратите вести урок. |
Отвлечение внимания ученика | Задавайте прямые вопросы. Попросите об одолжении. Измените деятельность. |
Поощрение хорошего поведения | Благодарите учеников. |
Пересаживание учеников | Просите ученика сесть на другое место. «Стул размышлений». |
Характеристики властолюбивого поведения.
Активная форма | Вспышки негодования, словесное негодование: ученики идут на конфронтацию и нагнетают напряженность. |
Пассивная форма | Тихое непослушание: ученики обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать своё. Разные формы оправданий. |
Реакция учителя | Чувства: гнев, негодование, может быть, страх. Действия: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Стиль ответа: конфронтация («Вы мне ничего не сделаете»). Действия: выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. |
Природа властолюбивого поведения | 1.Социальные установки изменились: от отношений господства – подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. 2.Мода на «сильную личность» учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. |
Сильные стороны вчластолюбивого поведения | Ученики демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам. |
Принципы профилактики властолюбивого поведения | 1.Уход от конфронтации и снижение напряжённости. 2.Передача ученику части своей организаторской власти. |
Характеристики мстительного поведения.
Активная форма | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ученик вредит всеми силами учителю. |
Пассивная форма | Игнорируются всякие дружелюбные попытки контакта. |
Реакция учителя | Чувства: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Действия: немедленно ответить силой как равному, (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Выходка продолжается, пока сам ученик не решит прекратить её. |
Природа мстительного поведения | 1.Отражение роста насилия в обществе. 2.Распространенный через средства массовой информации стиль «силового» решения конфликтов. |
Сильные стороны мстительного поведения | Ученики демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя от боли. |
Принципы профилактики мстительного поведения | 1.Строить отношения со всеми учениками по принципу заботы о них. 2.Учить учеников выражать душевную боль и страдания приемлемыми способами. |
Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого – власть или месть. Стратегии Техники | |
стратегии | техники |
Ищите изящный уход | Признайте силу ученика. Уберите зрителей. Перенесите обсуждение вопроса. Назначьте специальное время для обсуждения вопроса. Озадачивайте ученика. |
Используйте удаление | Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс. Удаление в специальное помещение. Изоляция в кабинете школьной администрации. Удаление с применением силы. |
Устанавливайте санкции | Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем. Лишение права пользования предметами. Лишение права доступа в различные помещения школы. Встреча с администрацией школы. Информирование родителей. Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков. |
Как ученики реагируют на санкции.
Многие ученики с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Это поза «А мне наплевать», демонстрирующая, что вам не удалось задеть их. Свои «послания» они адресуют и вам, и сверстникам, пытаясь тем самым убедить вас в бесполезности продолжения санкции.
Не надо обманываться этой маской безразличия. На самом деле правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на ученика, хочет он того или нет.
Характеристики поведения, направленного на избегание неудачи.
Активная форма | Вспышки негодования: ученик теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма | Откладывание на потом. Недоведение до конца. Временная нетрудоспособность. Официальные диагнозы. |
Реакция учителя | Чувство профессиональной беспомощности. Действия: оправдаться и объяснить поведение ученика (с помощью специалиста). |
Ответы ученика на реакцию учителя | Зависимое поведение. Ученик продолжает ничего не делать. |
Природа поведения | 1.Отношение по типу «красного карандаша». 2.Необоснованные ожидания родителей и учителей. 3.Вера ученика, что ему подходит только перфекционизм. 4.Упор на соревнование в классе. |
Сильные стороны поведения | Ученики хотят успеха: все делать только отлично, лучше всех. Для большинства учеников сильных сторон нет. |
Принципы профилактики
| 1.Помочь ученику сменить установку «Я не могу» на «Я могу». 2.Помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми. |
Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учениками, избегающими неудачи. Стратегии Техники | |
стратегии | техники |
Изменение методов объяснения | Использование осязаемого материала. Введение дополнительных методов обучения. |
Коррекция требований | Обучение в один момент времени чему-то одному. |
Обучение умению позитивно рассказывать о себе и о своей деятельности | Плакаты с «заклинаниями-девизами». Высказывание двух «плюсов» на каждый «минус» ученика. Декларация «Я могу». |
Формирование отношения к ошибкам, как к нормальным и нужным явлениям | Рассказы о типичных ошибках. Демонстрация уважительного отношения к ошибкам, Минимизирование последствий от сделанных ошибок. |
Формирование веры в успех | Подчеркивание любых улучшений. Выражение благодарности за любой вклад в общую деятельность. Умение видеть сильные стороны своих учеников и говорить им об этом. Демонстрация веры в своих учеников. Признание трудности ваших заданий. |
Концентрация внимания учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. | Воспоминания о прошлых успехах. |
Помощь в «материализации» своего развития | Наклейки «Я могу». Альбомы достижений. Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем. Аплодисменты. Вручение наград и медалей. Выставки достижений. Самоодобрение. |
Источник: Кривцова С.В. «Учитель и проблемы дисциплины».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Учитель и проблемы дисциплины"
В буклете описаны причины нарушения дисциплины на уроке, даны рекомендации для педагогов....
презентация Проблемы дисциплины на уроках
Презентация может быть использована для проведения МО по решению педагогических ситуаций...
Проблемы дисциплины на уроках. Практикум по решению педагогических ситуаций
Одним из "камней преткновения" на уроках молодых и неопытных учителей является вопрос дисциплины. Конфликтная ситуация на уроках очень часто возникает в результате неопытности педагога, как следствие ...
«ИКТ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ»
Доклад и презентация по теме «ИКТ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ»....
Статья на тему «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация....
Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса ...
Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий....