Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
статья
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом от учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Эсто-Алтайская СОШ
имени Д.Н.Кугультинова»
Таунова А.П.
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Наблюдаются тенденции совершенствования образовательных технологий, характеризующихся переходом от учения как функции запоминания, к учению как процессу умственного развития.
Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация.
Современный учебный процесс, протекающий в условиях информатизации и массовой коммуникации всех сфер общественной жизни, требует существенного расширения арсенала средств обучения, связанных, в частности, с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми сегодня понимаются и элементарные информационные объекты (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, текстовые документы, анимации, интерактивные модели, задания в тестовой форме и т.д.), и комбинации таких объектов (например, в привязке к определённой теме, конкретному учебнику, предметной области и т.д.), и инновационные конструктивные среды, поддерживающие творческую индивидуальную и коллективную учебно-познавательную деятельность обучающихся, и мультимедийные интерактивные электронные учебники – основные учебные издания, содержащие системное изложение материала учебных предметов, соответствующие государственному стандарту, воспроизводимые на различных современных электронных устройствах. Первостепенной здесь становиться задача выбора учителем оптимальной методики.
Разрабатывая методику, целесообразно исходить из идеи органичного введения новых технологических средств в традиционный урок. Для достижения цели урока надо думать не только об эмоциональной окраске и зрелищности, а органично сочетать вербальные методы обучения с методами поисковой и творческой деятельности.
Но информационные технологии наибольший эффект дают лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями. Следовательно, актуальным становится вопрос о целесообразном сочетании информационных и педагогических технологий и их совместном применении.
В то же время необходимо учитывать специфику истории и обществознания, отнесенных в современной классификации к предметам с ведущим компонентом ценностной ориентации. В их преподавании практически невозможно применение современных технологий в чистом виде. Приходится их преломлять, видоизменять, искать наиболее приемлемые. Современное обучение сегодня трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:
— использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей;
— использование ИКТ позволяет достигать устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;
- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;
— ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.
На 5 год моей работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:
– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;
– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников ;
– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал;
- сопровождение рассказа учителя (проблема наглядности)
- мультимедийные обучающие диски - необходимая информация, способствующая наилучшему запоминанию материала;
- ИКТ как средство контроля знаний учащихся, ЦОР, в том числе интерактивные тесты, созданные в программе Hot Potatoes.
Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией.
Презентация как форма преподавания, безусловно, позволяет сделать процесс обучения более наглядным и привлекательным.
Мультимедийные обучающие диски – это чаще всего электронные приложения к учебникам, конкретизирующие его содержание и имеющие возможности контроля знаний по отдельным темам. Также в их арсенал входят галереи, словарь с различными терминами, интерактивные тесты и др.
Но особое внимание в последнее время уделяется использованию открытых электронных образовательных ресурсов. Под ними прежде всего понимаются созданные в самых разнообразных форматах электронные средства обучения по самым разнообразным предметам и темам. Не исключением и являются история и обществознание.
В своей работе я широко использую ЭОР. Помимо, мультимедийных презентаций и обучающих дисков, я использую и открытые образовательные ресурсы сети Интернет. В частности, очень полезными являются ресурсы двух сайтов: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ и Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/.
Эти ресурсы являются крупнейшими и предоставляют возможность открытого доступа к самым разнообразным ЦОРам по истории и обществознанию. У каждого из этих сайтов есть свои особенности. В частности, http://school-collection.edu.ru/ предоставляет ресурсы в самых разных форматах: от текстовых файлов до интерактивных тестов. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер.
Помимо вышеперечисленных средств обучения следует заметить, что у каждого педагога есть возможность создавать и собственные электронные образовательные ресурсы. И речь в данном случае идут не только о презентациях, которые широко вошли в образовательный процесс. Речь идет о более сложных ЭОР, которые педагог может создать с помощью специального программного обеспечения. Примером такого является программа HOT Potatoes. Она позволяет создавать средства контроля качества знаний учащихся, а именно интерактивные тесты самых разных видов (от обычного тестового задания до заданий, связанных с выбором соответствий). Использование данной формы работы значительно расширит педагогический арсенал учителя, сделает процесс обучения более творческим.
Стоит отметить, что ЦОРы является универсальным средством обучения, так как их использование возможно и эффективно на любом этапе урока – от объяснения нового материала до контроля знаний учащихся.
Более того, ЦОРы можно рассматривать, как и средство самообразования как учителей, так и учеников. Предоставляя широкие возможности восприятия новой информации, ИКТ и ЦОР являются ключевым фактором построения не только информационно-образовательного пространства школы, но и всей системы управления качеством знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья о применении цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
применение Интернет- ресурсов на уроках английского языка...
Технология развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности
В данной работе содержится историческая справка о создании технологии, определение термина «критическое мышление», условия формирования критического мышления учащихся, развитие критическог...
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"
Моя статья предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....
«ИКТ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ»
Доклад и презентация по теме «ИКТ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ: ТЕХНОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ»....
Использование на уроках и во внеурочной деятельности различных методов обучения и воспитания.
Статья об использовании различных методов обучения и воспитания на уроках и во внеурочной деятельности по предмету "математика"...
Статья на тему «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
Важнейшим направлением реализации концепции модернизации образования являются информатизация и компьютеризация....
Статья «ИКТ и цифровые образовательные ресурсы по общественным дисциплинам: технологии и проблемы использования на уроках и во внеурочной деятельности»
В условиях становления новой системы образования, особую актуальность приобретают вопросы освоения и применения современных образовательных технологий....