занятие из Курса «Внутренний мир личности»
классный час по психологии (9 класс) по теме

Ирина Геннадиевна Ульянова

Занятие . «ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_._tsennosti_lichnosti.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Внутренний мир личности»

(для подростков и старшеклассников)

Цель курса: помочь старшеклассникам в подготовке к самостоятельной жизни и формировании психологической культуры.

Задачи:

  1. Дать ученику знания о самом себе и научить его получать эти знания самостоятельно.
  2. Помочь ученику стать более адаптированным.
  3. Развивать рефлексию как процесс познания и понимания учеником самого себя и выяснения того, что другие знают о нем и как понимают его личностные особенности.
  4. Способствовать нравственному самосовершенствованию ученика, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
  5. Повысить эффективность взаимодействия и качества общения подростков.

Методы: лекционное изложение материала; дискуссия; ролевые игры; анализ конкретных ситуаций; психотренинг; психодиагностические процедуры.

Занятие . «ЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Цель: показать важность ценностей; повысить эффективность взаимодействия и качества общения подростков.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сложные жизненные ситуации.

Ведущий: «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» — гласит мудрость. Есть люди, которые умеют выживать везде и быть счастливыми практически в любой ситуации. Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно. На рисунке, где изображено солнце и два облака, на одном облаке напишите свое имя и фамилию, на другом — имя, которым хотелось бы называться. В центре солнца изобразите символический автопортрет, на 3—4 лучах солнца напишите качества, которые помогают вам преодолевать сложные жизненные ситуации. Затем рисунок следует передать соседу справа. Каждый, получив чужой рисунок, пишет на одном луче название качества, на его взгляд подчеркивающее индивидуальность автора. Получив назад свой рисунок, автор знакомится с результатами и, если есть желание, комментирует его вслух.

Упражнение «Паровоз»

- Давайте немного разогреемся, подвигаемся.

- Встаньте друг за другом. Стоящий спереди будет локомотивом, глаза у него открыты. Остальные – вагончики, глаза у них закрыты. Задача – двигаться за локомотивом. Руки на плечах у впереди стоящего, глаза закрыты. Условия – глаза открывать нельзя, расцепляться нельзя.

Рефлексия: - каковы ваши ощущения? Цель упражнения?

2. Осмысление ресурсов собственной личности.

Ведущий: Знаменитое высказывание Иммануила Канта «Годы юности — самые трудные годы. Ибо это годы выбора». Часть учащихся должна подтвердить, а часть — опровергнуть это высказывание.

По итогам дискуссии ведущий делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.

3. Мини-тест «Мои ценности». Ведущий диктует, а учащиеся пишут в тетради двенадцать пунктов, затем ранжируют их по значимости для себя. Возможные ценности:

1) наличие хороших и верных друзей;

2) уверенность в себе;

3) интересная работа;

4) творчество;

5) счастливая семейная жизнь;

6) материально обеспеченная жизнь;

7) здоровье;

8) свобода как независимость в действиях и поступках;

9) любовь;

10) познание, стремление к новому;

11) активная, деятельная жизнь;

12) красота природы и искусства;

Примечание: Учащиеся по желанию могут зачитать полученный список в порядке убывания значимости ценностей или обсудить в микрогруппах.

4. Возможности личности.

Упражнение «Моя Вселенная»: В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в нем написать букву «Я». От центра (солнца) прочертить линии — лучи солнца (18—20). Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:

  • Какие способности я у себя нахожу?
  • Какие книги я люблю читать?
  • О чем я мечтаю?
  • О чем мне приятно вспоминать?
  • О чем мне неприятно вспоминать?
  • Какой у меня характер
  • Какое настроение у меня бывает чаще всего?
  • Что я умею делать лучше всех?
  • Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?
  • Чем я люблю заниматься больше всего?
  • Кем я хочу стать?
  • Люблю ли я и умею ли я трудиться?
  • Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?
  • Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
  • Понимаю ли я юмор, шутки?
  • Испытываю ли я иногда чувство стыда, раскаяния?
  • Ощущаю ли я в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?
  • Как я отношусь к себе?

Ведущий подводит учащихся к выводу, что «звездная карта» каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

5. Наши недостатки.

Ведущий: Почти у каждого имеются недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. Если недостатки представить в виде дракона, то можно сделать вывод, что у каждого есть «свой дракон», выращенный в домашних условиях. В один прекрасный день почти каждый решается убить «своего дракона». Но это дело безнадежное, так как на месте отрубленной головы незаметно вырастает другая. И мы приучаемся жить со «своим драконом», хотя со временем он все больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.

Для борьбы с «драконом» почти всем нужны помощники — друзья. Они очень важны в нашей жизни. Способность иметь друзей зависит от того, насколько мы умеем находить хорошее в окружающих нас людях.

Упражнение «Телеграмма»: Ведущий раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания он собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

6. Итог занятия. Закрепление пройденного материала. Обсуждение следующих вопросов:

  • Какое самое ценное ваше качество?
  • Что помогает вам решать проблемы?
  • Отличаются ли ценности ваших друзей от ваших ценностей?
  • Какие события в тренинге вам особенно запомнились?
  • Что нового вы для себя почерпнули?
  • С каким настроением вы прощаетесь с группой?

Ритуал прощания «Костер дружбы»

 Встаньте поближе друг к другу, опуститесь на колено. Вытягивайте вперед правую руку и кладите на руки друзей. Затем то же самое проделайте и с левыми руками. Раскачивая руки вверх - вниз дружно произносим слова: «Раз, два, три! Огонек гори!» далее показываем руками взметнувшиеся вверх огоньки пламени. «Почувствовав тепло», садимся на пяточки, одновременно кладем руки на плечи соседей и, встречаясь глазами, друг с другом, дружно благодарим: «Спасибо! До свидания!».

Возможные ценности:

1) наличие хороших и верных друзей;

2) уверенность в себе;

3) интересная работа;

4) творчество;

5) счастливая семейная жизнь;

6) материально обеспеченная жизнь;

7) здоровье;

8) свобода как независимость в действиях и поступках;

9) любовь;

10) познание, стремление к новому;

11) активная, деятельная жизнь;

12) красота природы и искусства;

Возможные ценности:

1) наличие хороших и верных друзей;

2) уверенность в себе;

3) интересная работа;

4) творчество;

5) счастливая семейная жизнь;

6) материально обеспеченная жизнь;

7) здоровье;

8) свобода как независимость в действиях и поступках;

9) любовь;

10) познание, стремление к новому;

11) активная, деятельная жизнь;

12) красота природы и искусства;

Возможные ценности:

1) наличие хороших и верных друзей;

2) уверенность в себе;

3) интересная работа;

4) творчество;

5) счастливая семейная жизнь;

6) материально обеспеченная жизнь;

7) здоровье;

8) свобода как независимость в действиях и поступках;

9) любовь;

10) познание, стремление к новому;

11) активная, деятельная жизнь;

12) красота природы и искусства;

Возможные ценности:

1) наличие хороших и верных друзей;

2) уверенность в себе;

3) интересная работа;

4) творчество;

5) счастливая семейная жизнь;

6) материально обеспеченная жизнь;

7) здоровье;

8) свобода как независимость в действиях и поступках;

9) любовь;

10) познание, стремление к новому;

11) активная, деятельная жизнь;

12) красота природы и искусства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока из курса занятий по формированию глобально-ориентированной личности

В период интеграции России в мировое сообщество в условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на всё человечество перед педаг...

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов,  ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...

Внеурочное занятия по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Данный материал поможет классным руководителям провести классный час по теме "Настроение"...

Презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К.Селевко «Самосовершенствование личности» раздел «Познай себя» 5 класс Тема «Настроение»

Эта презентация к внеурочному занятию по курсу Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности" по теме "Настроение" (5 класс)...

Внутренний мир личности, или Повесть "Обмен" Ю.Трифонова.

Осмысление значения семьи, семейных ценностей в жизни каждого из нас, умение, рассказывая, характеризовать героя, делать умозаключение....

Тренинг "Внутренние ресурсы личности"

Способность личности (подростка)  восстанавливаться при трубных ситуациях зависит от приобретенных внутренних ресурсов, под которыми понимается здесь психический личностный потенциал, характер, н...