статья "ВНИМАНИЕ - ПОДРОСТОК!"
статья по психологии по теме
из опыта работы педагога-психолога со школьниками и молодежью по формированию навыков ЗОЖ и сохранения репродуктивного здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_podrostok.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС
Московского района
Ларионова М.М.
ВНИМАНИЕ – ПОДРОСТОК!
Из опыта работы педагога- психолога со школьниками и молодежью
по формированию навыков ЗОЖ и сохранения репродуктивного здоровья.
Современная школа уделяет много времени подросткам. Введены новые должности в штатное расписание почти каждой школы: педагог-психолог и социальный педагог.
Но психолог занимается в основном: диагностикой, индивидуальной коррекционной работой, профилактическими программами, а социальный педагог работает с детьми находящимися в трудной жизненной ситуации и многодетными семьями.
Но у всех без исключения подростков возникают проблемы связанные с психовозрастными изменениями. Именно в этом возрасте происходят очень серьезные гормональные сдвиги, они порождают сильное чувство внутреннего напряжения. Взрослые часто недооценивают степень физиологического и психологического дискомфорта подростка, забывая, что все это они проходили сами. Поведение подростков часто встречает непонимание, неприятие и просто раздражение со стороны взрослых.
У подростка очень много страшных мыслей… Это возраст, когда снова возвращаются детские страхи, только уже в гораздо более острой и осознанной форме: понимание конечности жизни, «проклятые» вечные вопросы типа: «зачем я живу?», «что есть я?» «кому я нужен?» «почему меня не любят?», «придет ли ко мне любовь?»
Появляется растерянность перед жизнью и масса комплексов: «я некрасивая», «я слишком толстая», «я плохо одет» и современно актуальное «мы бедно живем» … Это мучительные мысли и беда, если некому рассказать и найти понимание.
Если у ребенка важнейшими являются его отношения с родителями, то для подростков важнее отношения со сверстниками, то есть с теми, кто как и он, «подвешен» между двумя периодами взрослостью и детством. Это и есть тот самый переходный возраст. Мир становится однозначен, нет полутонов. Он уже не ребенок( тогда все было проще), но и не взрослый ( там, как ему кажется , все тоже будет проще – он будет свободным ). Это весьма болезненная ситуация, период: «когда одна нога в лодке, а другая на берегу». Поиск своего «Я» через группу близких тебе по духу подростков вполне естественен. Но нередко само общение затягивает, обостряет процесс и мы наблюдаем « ноль самосознания», когда они не понимают кто они, что им от этого мира нужно и что миру нужно от них. Как следствие - естественный бунт.
Итак, во всем виноваты гормоны. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Науке известно, что причина всех подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте возникает физиологическое влечение и значимость отношений (даже если их пока нет) особенно высока. Прежде всего подросток вынужден заново оценивать – и иногда переоценивать… - свою гендерную идентичность с точки зрения своего соответствия или несоответствия принятым в его среде представлениям о маскулинности и фемининности. Особое значение приобретает при этом быстро меняющийся телесный облик.
Распространенные в переходном возрасте тревоги по этому поводу нередко принимают форму так называемого синдрома дисморфомании. Таковы тревоги по поводу избыточного веса, недостаточного роста, гинекомастии (увеличение грудных желез по женскому типу у мальчиков, часто наблюдаемое в период пубертата), гирсутизма (оволосение типа по мужскому типу у девочек), слишком короткого полового члена и так далее. Половое созревание протекает крайне неравномерно. Мальчики, которые отстают в половом развитии, испытывают по этому поводу сильное беспокойство и с завистью смотрят на более маскулинных сверстников. Бурный темп полового созревания опережает у мальчиков развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к сопереживанию. Подростковый цинизм коробит взрослых. «Грязные» разговоры, сальные анекдоты, порнографические картинки вызывают повышенный интерес, позволяя «снизить» волнующие эротические переживания, к которым они психологически и культурно еще не готовы. Но взрослому следует беспокоиться не столько о тех, кто ведет «грязные» разговоры, сколько о тех, кто их молча слушает – именно эти ребята неспособные выразить и «заземлить» волнующие их переживания, часто оказываются наиболее впечатлительными и ранимыми.
В подростковых и юношеских увлечениях очень много нарочито придуманного: влюбленность, ухаживания, обмен записочками, первое свидание, первый поцелуй в этом возрасте важны не только и не столько сами по себе, сколько как социальные символы-знаки взросления.
Как младший подросток ждет появления вторичных половых признаков, так юноша ждет, когда же он, наконец, полюбит. Если это событие запаздывает (а никаких возрастных норм здесь не существует), он нервничает, старается заменить подлинное увлечение придуманным. Кроме того, идет постоянная огладка на мнение сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще всего мнимыми «победами».
Обращаясь к родителям, хочу напомнить, что именно семья закладывает фундамент личности как нравственный, так и чувственный, определяя отношение к себе, к своему телу, к половому самосознанию. Родительские ответы даже на первые наивные вопросы ребенка, во многом предопределяют его установки во взрослом возрасте. Кстати сказать, ребенка не так легко обмануть. У Жана Кокто есть рассказ. Родители объявили маленькой девочке, что ангел принес ей братца. «Хочешь посмотреть на своего братика?» - спросил отец. «Нет, - ответила девочка. – Я хочу посмотреть на ангела». Что же говорить о современных детях?
Важная особенность подростковой и юношеской сексуальности – ее «экспериментальный» характер. Ни в каком другом возрасте не наблюдается такого большого числа случаев отклоняющегося, близкого к патологии поведения, как в 12-15 лет. От взрослых требуются большие знания и такт, чтобы отличить действительно тревожные симптомы, требующие квалифицированного медицинского или психологического вмешательства.
Итак, уважаемые взрослые, если нет уверенности в том, что вы действительно понимаете суть дела и можете помочь, нужно неукоснительно пользоваться первой заповедью Гиппократа: «Не навреди!»
Слушайте, думайте, наблюдайте; если нужно, ищите специалиста.
После моих бесед с подростками получаю записки с отзывами, впечатлениями и пожеланиями ребят. Вот одна из них, написанная семиклассницей: «Господи, как хорошо, что Вы к нам пришли! У меня было столько вопросов, а задать их некому. У меня нет ни мамы, ни папы, я живу с бабушкой. Она очень хорошая, добрая и понимающая, но я почему-то не могу с ней откровенно говорить. Сама не знаю, почему. Мне не передать того, что я чувствовала после этой лекции... Я рада, потому что получила ответы на многие свои вопросы, а главное – поняла, что со мной происходит. Спасибо большое!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Младший подросток и его особенности.
Подростковый возраст и его особенности....
Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.
Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...
Подросток в школе
Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...
Подросток в социальной среде
К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...