статья "На пути к успеху"
статья по психологии (11 класс) по теме

Шкапова Лариса Викторовна

Статья с описанием опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 11-х классов во время подготовки к сдаче ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_puti_k_uspekhu_statya.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

НА ПУТИ К УСПЕХУ.

(из опыта работы педагога-психолога ГОУ ЦПМСС Московского района Шкаповой Л.В. по психолого-педагогическому сопровождению

учащихся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ)

Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдаются у людей в этот ответственный период жизни, потому как от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса, а также специальной комплексной системы их совместной деятельности.

Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение старшеклассников, их родителей и педагогов включают в себя:

- информационную подготовку (информирование об особенностях ЕГЭ, правилах поведения на экзамене и т.д.);

- психологическую подготовку (внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентирование на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

- системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

- гибкости (индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме.

I. Формы информационной подготовки:

1. С педагогами:

- выступления на педагогических советах, педагогических консилиумах с целью предоставления рекомендаций учителям-предметникам по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ с учетом их психологических особенностей;

2. С родителями учащихся:

- выступления на родительских собраниях с целью информирования родителей о процедуре ЕГЭ, особенностях подготовки к тестовой форме сдачи экзаменов.

3. С выпускниками:

- интерактивные беседы и лекции с целью предоставления информации об особенностях ЕГЭ, выработке определенной технологии подготовки к экзамену и непосредственно о правилах поведения во время экзамена.

Содержание информационной подготовки:

В психолого-педагогической литературе можно найти многочисленные рекомендации, как помочь ребенку в период подготовки и сдачи экзаменов. Например, по организации полноценного и правильного питания, оптимального режима занятий, а также по снижению эмоционального напряжения и преодолению стресса. Данные рекомендации проверены опытом не одного поколения и остаются действенными до сих пор. Однако наибольший интерес вызывают вопросы, связанные с психологической подготовкой к ЕГЭ. Один из путей к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Единого Государственного Экзамена.

Чем же может помочь педагог-психолог? Прежде всего, очень важно предоставить достаточно информации как ученикам, так и взрослым, о том, что такое единый государственный экзамен, уделив особое внимание его позитивным сторонам.

Основная цель данной работы заключается в рассмотрении основных трудностей, с которыми могут столкнуться старшеклассники во время ЕГЭ. Условно их можно обозначить как: процессуальные, когнитивные и личностные.

1. Процессуальные трудности – трудности, связанные непосредственно с самой процедурой единого государственного экзамена:

  • Трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов. Процедура единого государственного экзамена предполагает особую форму заполнения бланков, которая является непривычной для учащихся. В отличие от традиционной формы экзамена процедура ЕГЭ разводит вопрос и ответ, что создает для детей дополнительные сложности. У них может возникнуть страх ошибиться при заполнении бланка. Возможны также трудности с кодированием-раскодированием информации (соотнесением содержания и соответствующего ему номера).
  • Трудности, связанные с ролью взрослого. В ситуации ЕГЭ присутствующие педагоги - это только наблюдатели, что может повышать тревогу у выпускников из-за отсутствия личного контакта с экзаменатором.
  • Трудности, связанные с выбором определенной стратегии поведения во время экзамена. Педагог-психолог может помочь в выработке индивидуальной стратегии деятельности для каждого старшеклассника.

Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

Именно поэтому, наряду с работой непосредственно с самими выпускниками, важно вести психологическую работу и с их родителями, направленную на решение следующих задач:

- помочь ребенку составить оптимальный перечень предметов для сдачи экзаменов с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив, т.к. ЕГЭ является одновременно выпускным и вступительным. Руководство ВУЗов советует старшеклассникам сдавать как можно большее количество предметов, что повышает шансы поступления в ВУЗ за счет выбора факультета, но в то же время повышает нагрузку на подростка и может привести к снижению реального результата на экзамене.

- помочь ребенку в распределении материала и определении ежедневной нагрузки при подготовке к экзаменам. Для сдачи ЕГЭ требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.

Таким образом, преодоление процессуальных трудностей должно ориентироваться на овладение специфическими особенностями процедуры ЕГЭ.

2. Когнитивные трудности - это трудности, связанные с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями.

Тестирование предполагает формирование особых навыков: выделение существенных сторон в каждом вопросе; оперирование фактами и положениями,  не связанными общим контекстом.

Психологические функции, обеспечивающие успешность в выполнении заданий ЕГЭ - это преимущественно хорошая переключаемость и оперативная память. В работе с выпускниками при подготовке к ЕГЭ для преодоления когнитивных трудностей психологи используют задания, развивающие именно эти психические процессы.

3. Личностные трудности, обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями.

Основное следствие личностных трудностей - это повышенный уровень тревоги учащихся на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.

Одной из важных причин повышенной тревожности выпускников является иррациональное убеждение по поводу ЕГЭ. Оно проявляется по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ сдать невозможно», педагоги - о нереалистичных требованиях и некорректно сформулированных заданиях, родители - о том, что «где-то в других регионах все куплено и дети получают более высокие баллы». Как правило, подобные высказывания сопровождаются сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом.

Важным этапом продуктивной работы по психологической подготовке к ЕГЭ является проработка «мифологии», существующей у выпускников, педагогов и родителей, психологическая помощь в осознании существующего предубеждения и его обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.  Это может быть «мозговой штурм» или дискуссия, где дети смогут поделиться своими страхами и опасениями. Психолог в этом случае выступает в роли эксперта, помогающего оценить обоснованность и правдоподобность тех фантазий, которыми выпускники делятся друг с другом.

Особенности восприятия выпускниками ЕГЭ могут быть связаны с индивидуальными особенностями их личностного развития. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени, а для аудиалов и кинестетиков усложняет задачу чисто визуальная форма заданий. Поэтому педагогу-психологу следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и заранее продумать стратегию поддержки каждого на этапе подготовки к экзамену.

2. Формы психологической подготовки к ЕГЭ. 

1. С педагогами

- анкетирование «Мое отношение к ЕГЭ» с целью выработки программы сопровождения в период подготовки к экзаменам.

- участие в педагогических консилиумах с целью предоставления рекомендаций учителям-предметникам по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ с учетом их психологических особенностей;

2. С родителями учащихся

- анкетирование «Мое отношение к ЕГЭ» с целью выработки программы сопровождения в период подготовки к экзаменам.

  • индивидуальное консультирование родителей с целью предоставления рекомендаций по выработке стратегии поведения и поддержки детей в период подготовки к ЕГЭ.

3. С выпускниками

- анкетирование «Мое отношение к ЕГЭ» с целью выработки программы сопровождения в период подготовки к экзаменам;

  • диагностическое обследование учащихся с целью выявления их индивидуальных особенностей (развития познавательных процессов, самооценки, уровня тревожности, оценки личности и эмоционально-волевых характеристик);
  • групповые психологические занятия с целью выработки необходимых навыков для успешной сдачи ЕГЭ, отработки стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучения навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышения уверенности в себе, в своих силах.
  •  индивидуальное консультирование учащихся с целью предоставления рекомендаций по выработке стратегии подготовки к экзамену и тактики во время экзамена с учетом их индивидуальных особенностей.

Содержание психологической подготовки к ЕГЭ.

Рассматривая проблему ЕГЭ, следует помнить, что экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого. В связи с этим необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля, повышающие не только эффективность подготовки к экзаменам, но позволяющие наиболее успешно вести себя во время экзамена и способствующие развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ осуществляется в три этапа (Приложение №1).

На организационном этапе программы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 11-х классов необходимо выяснить проблемы, возникающие в ходе подготовки к ЕГЭ. Проводится анкетирование на тему «Мое отношение к ЕГЭ» среди учителей, учащихся и их родителей, а также диагностическое обследование старшеклассников с целью выявления их индивидуальных особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, учебной мотивации.

 По результатам данного анкетирования и диагностического обследования проводится педагогический консилиум и родительское собрание с целью предоставления рекомендаций для выработки программы сопровождения выпускников с учетом их индивидуальных особенностей и формируется группа для участия в программе «На пути к успеху» для детей с высоким уровнем тревожности и имеющих специфические трудности. Данная работа с учащимися может проводиться по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

Развивающий этап включает в себя реализацию программы «На пути к успеху». На практических занятиях используются групповые дискуссии, «мозговой штурм», ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, которые помогают школьникам научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть страх и тревожность. Направленность программы, а также подробное описание психологических игр, диагностический материал делает ее полезной не только для психологов и педагогов, но и для взрослых, заинтересованных в психологически комфортном развитии детей.

Целью программы является оказание психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ путем решения следующих задач:

  1. формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.
  2. развитие у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля;
  3. развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;
  4. обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения,
  5.  повышение сопротивляемости стрессу;
  6. отработка навыков уверенного поведения.

На заключительном этапе проводится диагностическое обследование учащихся для оценки их индивидуального прогресса, консультирование выпускников и их родителей с целью предоставления рекомендаций для оптимизации дальнейшего процесса подготовки к ЕГЭ.

Актуализация следующих вопросов: своевременное выявление причин, провоцирующих затруднения в подготовке старшеклассников к ЕГЭ; влияние психологической готовности старшеклассника на результат ЕГЭ; обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в решении данных проблем составляет сущность психолого-педагогического сопровождения старшеклассников на этапе подготовки к ЕГЭ.

Приложение №1

Этапы, содержание и сроки реализации программы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11 классов

в период подготовки к сдаче ЕГЭ.

Содержание деятельности

Категория участников

Сроки

Организационный этап

Интерактивная лекция-беседа на тему «Как сдавать экзамены?» и анкетирование на тему «Мое отношение к ЕГЭ».

учащиеся

ноябрь

Диагностическое обследование с целью выявления их индивидуальных особенностей развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, учебной мотивации.

декабрь

Родительское собрание на тему «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ!» и анкетирование.

родители

октябрь-ноябрь

Выступление на родительском собрании с результатами анкетирования и диагностических обследований учащихся. Презентация программы «На пути к успеху».

январь

Педагогический совет на тему «Стратегии поддержки выпускников» и анкетирование на тему «Мое отношение к ЕГЭ»

педагоги

ноябрь

Выступление на педагогическом совете с результатами анкетирования и диагностических обследований учащихся. Презентация программы «На пути к успеху».

январь

Развивающий этап

Участие в программе «На пути к успеху»

учащиеся

февраль-март

Интерактивная лекция-беседа «Как помочь ребенку справиться со стрессом»

родители

Участие в педагогических консилиумах с целью предоставления рекомендаций учителям-предметникам по стратегии подготовки учащихся к ЕГЭ с учетом их психологических особенностей

педагоги

Заключительный этап

Диагностическое обследование для оценки индивидуального прогресса.

учащиеся

март

Индивидуальное консультирование.

апрель-май

Индивидуальное консультирование родителей.

родители

апрель-май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "УСПЕШНЫЙ УЧЕНИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ. ПУТИ К УСПЕХУ"

Эта  статья  написана  по материалам  выступления  на  4-х  Тамбасовских  чтениях, проводимых  в  Красносельском  районе  Санкт-Петербурга ...

Родительское собрание "Путь к успеху. Перспектива успеха"

Данная презентация поможет вам совместно с родителями составить формулу "успеха" школьника...

ПРОГРАММА «ПУТЬ К УСПЕХУ» – ЭТО ПУТЬ УСПЕХА НАШЕГО КЛАССА

Статья к международной научно-практической конференции (19-21 мая 2016 год)"Детская литература и образование в мультикультурном мире"...

Статья «Ученическое исследование – путь к успеху. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов по биологии»

Статья  рассказывает об актуальном, современном направлении учебной деятельности - ученическом исследовании. Разработка индивидуальных исследовательских маршрутов  облегчит  и активизир...

Путь к успеху как путь к себе

материал предназначен для учащихся 8 классов...

Статья «Нестандартный урок- путь к успеху детей»

Важность проблемы — развитие творческих способностей учащихся — обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них — падение интереса к учебе. У шестилетних ребятишек, которые впервы...

Статья "Уроки музыки - путь к успеху и воспитанию здорового поколения"

МУЗЫКА – ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО ПОКОЛЕНИЯ с раннего детства.Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже ...