МИР В РАДУГЕ ПРОФЕССИЙ
план-конспект занятия по психологии (11 класс) на тему
Занятие по профориентации для учащихся 11 класса. Цель: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие по профориентации | 168.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по профориентации с учащимися 11 класса.
Цели: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;
- информирование учащихся о многообразии мира профессий;
- активизация умственной активности;
- поддержание атмосферы творческого поиска;
- развитие навыков целеполагания и планирования.
Ход занятия.
- Разминка. Учащимся предлагается взять по очереди листочки с вопросами и ответить на них. (Приложение 1).
- Беседа о мире профессий. Мир профессий дольно многообразен. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть оказывается и такой документ) описаны 9333 профессии. Российский «Единый тарифно – квалификационный справочник» включает в себя 7000 профессий и специальностей, но многие из них настолько редкие, что мы порой и не слышим о них.
Существуют тысячи профессий.
Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит
для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их
количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!
? Скажите в процентах, как хорошо вы осведомлены о профессиях?
(работа на доске: отмечается кол-во учащихся и их % познания мира профессий).
Я раздам вам список профессий, а вы в течение 5 мин. постарайтесь выявить для себя, чем занимаются люди данных профессий. (Приложение №2)
Далее ведется опрос учащихся, по заданным профессиям.
? А как называются профессии данных людей (ваши предположения):
- специалист, изготавливающий парики, бакенбарды и т.п. (пастижер);
- создатель звуковых образов (саунд-дизайнер);
- корреспондент, работающий в экстремальных условиях (стрингер);
- дегустатор чая (титестер).
- Успешный выбор профессии.
? Какой выбор профессии следует считать успешным? Тот который позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.
Таким образом, будущая работа должна быть в радость, а
не в тягость (ХОЧУ). Вы должны обладать набором
профессионально важных для этой работы качеств:
интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ)
А так же работа должна пользоваться спросом на рынке
труда (НАДО).
УПР.: учащимся раздаются 3 части от круга и предлагается написать:
- На первом: ХОЧУ и перечислите свои требования
к будущей профессии (хочу много путешествовать,
хорошо зарабатывать и т.д.). Т.е, влечение – желание
выполнять конкретную работу, интерес к ней, направ-
ленность именно на эту деятельность.
- На втором: МОГУ и напишите, что вы,
по вашему мнению, можете. Т.е, возможности – наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности и специфике выбранной
профессии, отсутствие медицинских противопоказаний к ней.
- НАДО: то, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д). Востребованность – потребность общества в работниках именно этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.
Успешно выбранная профессия - та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен и которая востребована обществом.
Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма.
Увы, но бывает и такое, что требования рынка
труда, возможности и желания человека даже не
пересекаются, это означает то, что человек хочет
делать то, что делать не может в ситуации, когда
это никому не надо.
Требования рынка, возможности и желания
человека могут пересекаться. Этот случай не так
безнадежен, как первый, потому что найти
компромисс между тремя условиями успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
Упражнение «ГОРОД МАСТЕРОВ».
Давайте представим, что наш класс – это город.
Каждый из вас скажет, какую профессию он в нем выбрал.
(Выбранные варианты оглашаются и записываются).
? Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
? Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города?
Вывод: городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
- Целеполание.
Знание себя, мира профессий и рынка руда поможет вам поставить перед собой реалистическую цель и наметить пути её достижения.
Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое «ХОЧУ» должно приобрести точное очертание.
Цели должны быть:
- Конкретными (хочу купить домик в деревне на
берегу реки Оки, стать самым крутым бизнесменом
в нашем подъезде)
- Реалистичными (т.е, соотнесенными с собствен-
ными возможностями: физическими, интеллектуаль-
ными, финансовыми, возрастными и т.д.
- Позитивными (идти не от чего-то – «не хочу прозябать в нищете», а к чему-то – «хочу денег и славы».
- Ограниченными во времени (цель – это мечта, которая должна осуществиться точно в назначенный срок).
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами: личностными особен-ностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай.
При планировании профессиональной карьеры
необходимо выделить следующие моменты:
- Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достигнуть, каким хочу быть)
- Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией)
- Пути и средства достижения целей (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги)
- Внешние условия достижения цели: выбор места учебы, возможные препятствия и пути их преодоления;
- Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)
- Запасные варианты и пути их достижения.
- Рефлексия: что нового вы для себя унесете с занятия?
- Прощание.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Профессии неба:
- Свой первый полёт он совершил на голубом воздушном шаре, а ведь мог бы и на зелёном. Кто это?
- Первый эскиз вертолёта был сделан почти за полтысячи лет до появления самого вертолёта. Кто сделал эскиз?
Профессии охраны здоровья и медицины:
- Этого врача его пациенты называют «ухо-горло-нос». Кто это?
- Именно его европейцы считают отцом медицины.
Профессии транспорта:
- Чем вместо бензина заправляли первый автомобиль?
- Кто построил первый автомобильный завод? Его именем теперь названа марка автомобиля.
Первая профессия моя: какое образование имеют эти люди?
- Назовите специальность фотомодели, телеведущей Оксаны Федоровой?
- Назовите специальность киноактера Михаила Галустяна?
- Назовите специальность актера разговорного жанра, телеведущего Павла Воли
Кем могли бы работать в наши дни сказочные герои:
- три богатыря
- кот Матроскин из м/ф «Простоквашино»
Вопросы – шутки:
1.Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужского рода в женский?
2. «Мы на закате в поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях».
Назовите профессию человека, написавшего эти строки?
ПРИЛОЖЕНИЕ №2.
Архивариус, аудитор, геолог, менеджер, администратор, диспетчер, политолог, социолог, стенографист, технолог, фармацевт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир в радуге профессий
Внеклассное мероприятие для старших классов...
классный час "Радуга профессий"
Классный час "Радуга профессий"(9класс) Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик....
Разработка внеклассного мероприятия "Радуга профессий"
Стихи и загадки о профессиях могут пригодиться в работе с детьми начальной школы...
Радуга профессий
классный час- игра на заданную тему...
Радуга счастья и Радуга профессий
Трансформация одного мероприятия под разным уклоном....
Презентация к классному часу для 9 класса "Радуга профессий"
Классный час ориентирован на учащихся 9 класса.Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.Задачи:1....
Своя игра "Мир в радуге профессий"
Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение, так как он определяет выбор жизненного пути. Это выбор, который каждый человек делает в юношеском возрасте и он имеет значение, как дл...