МИР В РАДУГЕ ПРОФЕССИЙ
план-конспект занятия по психологии (11 класс) на тему

Шевлякова Людмила Ивановна

Занятие по профориентации для учащихся 11 класса. Цель: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие по профориентации168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по профориентации с учащимися 11 класса.

Цели: формирование теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий;

  • информирование учащихся о многообразии мира профессий;
  • активизация умственной активности;
  • поддержание атмосферы творческого поиска;
  • развитие навыков целеполагания и планирования.

Ход занятия.

  1. Разминка. Учащимся предлагается взять по очереди листочки с вопросами и ответить на них. (Приложение 1). 
  2. Беседа о мире профессий. Мир профессий дольно многообразен. А сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть оказывается и такой документ) описаны 9333 профессии. Российский «Единый тарифно – квалификационный справочник» включает в себя 7000 профессий и специальностей, но многие из них настолько редкие, что мы порой и не слышим о них.

Существуют тысячи профессий.

        Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит

для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их

количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего! 

? Скажите в процентах, как хорошо вы осведомлены о профессиях?

(работа на доске: отмечается кол-во учащихся и их % познания мира профессий).

Я раздам вам список профессий, а вы в течение 5 мин. постарайтесь  выявить для себя, чем занимаются люди данных профессий. (Приложение №2)

Далее ведется опрос учащихся, по заданным профессиям.

? А как называются профессии данных людей (ваши предположения): 

  • специалист, изготавливающий парики, бакенбарды и т.п. (пастижер);
  •  создатель звуковых образов (саунд-дизайнер);
  • корреспондент, работающий в экстремальных условиях (стрингер);
  • дегустатор чая (титестер).

  1. Успешный выбор профессии.

? Какой выбор профессии следует считать успешным? Тот который позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне.

Таким образом, будущая работа должна быть в радость, а

не в тягость (ХОЧУ). Вы должны обладать набором

профессионально важных для этой работы качеств:

интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ)

А так же работа должна пользоваться спросом на рынке

труда (НАДО). 

УПР.: учащимся раздаются 3 части от круга и предлагается написать:

  • На первом: ХОЧУ и перечислите свои требования

к будущей профессии (хочу много путешествовать,

хорошо зарабатывать и т.д.). Т.е, влечение – желание        

 выполнять конкретную работу, интерес к ней, направ-

ленность именно на эту деятельность.

  • На втором: МОГУ и напишите, что вы,

по вашему мнению, можете. Т.е, возможности – наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности и  специфике выбранной

профессии, отсутствие медицинских противопоказаний к ней. 

  • НАДО: то, что, на ваш взгляд, в настоящее время надо другим (товары, услуги, идеи и т.д). Востребованность – потребность общества в работниках именно этого профиля. Определяется спросом на рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату. 

Успешно выбранная профессия - та, которая  соответствует возможностям человека, которой  он увлечен и которая востребована обществом.

Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. 

Увы, но бывает и такое, что требования рынка

 труда, возможности и желания человека даже не

пересекаются, это означает то, что человек хочет

делать то, что делать не может в ситуации, когда

это никому не надо.

Требования рынка, возможности и желания

человека могут пересекаться. Этот случай не так

 безнадежен, как первый, потому что найти

компромисс между тремя условиями успешности реально. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда. 

Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека – самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

Упражнение «ГОРОД МАСТЕРОВ».

Давайте представим, что наш класс – это город.

Каждый из вас скажет, какую профессию он в нем выбрал.

 (Выбранные варианты оглашаются и записываются).

? Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?

? Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения города? 

  Вывод: городу нужны разные профессии и специалисты разных                                      уровней из всех сфер общественного производства. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.

  1. Целеполание. 

Знание себя, мира профессий и рынка руда поможет вам поставить перед собой реалистическую цель и наметить пути её достижения.

Выбор профессии, как и любое дело, начинается с постановки цели: капризное и расплывчатое «ХОЧУ» должно приобрести точное очертание.

Цели должны быть:

  • Конкретными (хочу купить домик в деревне на

берегу реки Оки, стать самым крутым бизнесменом

в нашем подъезде)

  • Реалистичными (т.е, соотнесенными с собствен-

ными возможностями: физическими, интеллектуаль-

ными, финансовыми, возрастными и т.д.

  • Позитивными (идти не от чего-то – «не хочу прозябать в нищете», а к чему-то – «хочу денег и славы».
  • Ограниченными во времени (цель – это мечта, которая должна осуществиться точно в назначенный срок).

     Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами:  личностными   особен-ностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними: деньги, связи, случай.

При планировании профессиональной карьеры

 необходимо выделить следующие моменты:

  • Главная цель (кем хочу стать, чего хочу достигнуть, каким хочу быть)
  • Цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией)
  • Пути и средства достижения целей (для кого-то – знания и умения, для кого-то – связи и деньги)
  • Внешние условия достижения цели: выбор места учебы, возможные препятствия и пути их преодоления;
  • Внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье)
  • Запасные варианты и пути их достижения. 

 

  1. Рефлексия: что нового вы для себя унесете с занятия?

  1. Прощание.

       

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Профессии неба:

  1. Свой первый полёт он совершил на голубом воздушном шаре, а ведь мог бы и на зелёном. Кто это?
  2. Первый эскиз вертолёта был сделан почти за полтысячи лет до появления самого вертолёта. Кто сделал эскиз?

Профессии охраны здоровья и медицины:

  1. Этого врача его пациенты называют «ухо-горло-нос». Кто это?
  2. Именно его европейцы считают отцом медицины.

Профессии транспорта:

  1. Чем вместо бензина заправляли первый автомобиль?
  2. Кто построил первый автомобильный завод? Его именем теперь названа марка автомобиля.

Первая профессия моя: какое образование имеют эти люди?

  1. Назовите специальность фотомодели, телеведущей Оксаны Федоровой?
  2. Назовите специальность киноактера Михаила Галустяна?
  3. Назовите специальность актера разговорного жанра, телеведущего Павла Воли

Кем могли бы работать в наши дни сказочные герои:

  1. три богатыря
  2. кот Матроскин из м/ф «Простоквашино»

Вопросы – шутки:

1.Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужского рода     в  женский?

2. «Мы на закате в поля возвращались,

      Ядреным потом стылый воздух пах.

      У каждого обветренно качалась

      По-за плечом рубашка на граблях».

Назовите профессию человека, написавшего эти строки?

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Архивариус, аудитор, геолог, менеджер, администратор, диспетчер, политолог, социолог, стенографист, технолог, фармацевт. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир в радуге профессий

Внеклассное мероприятие для старших классов...

классный час "Радуга профессий"

Классный час "Радуга профессий"(9класс) Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик....

Разработка внеклассного мероприятия "Радуга профессий"

Стихи и загадки о профессиях могут пригодиться в работе с детьми начальной школы...

Радуга профессий

классный час- игра на заданную тему...

Радуга счастья и Радуга профессий

Трансформация одного мероприятия под разным уклоном....

Презентация к классному часу для 9 класса "Радуга профессий"

Классный час ориентирован на учащихся 9 класса.Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.Задачи:1....

Своя игра "Мир в радуге профессий"

Выбор профессии в жизни каждого человека имеет огромное значение, так как он определяет выбор жизненного пути. Это выбор, который каждый человек делает в юношеском возрасте и он имеет значение, как дл...