Взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в дистанционном режиме
методическая разработка по психологии по теме

Архипова Юлия Вячеславовна

 

Данные методические рекомендации адресованы психологам, социальным педагогам, классным руководителям, родителям и специалистам, работающим с семьями, которые занимаются воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методические рекомендации130 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПРОКОПЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

                                                                           

Взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в дистанционном режиме

(Методические рекомендации)

                                                          Автор-составитель:

                                                                                   Архипова Юлия Вячеславовна,

                                                       педагог-психолог

                                                                                  I квалификационной категории

                                                                           МБОУ «Терентьевская СОШ»

Прокопьевский муниципальный район

2012

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Психолого-педагогические особенности сопровождения дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………………6

1.1. Слабовидящие дети. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению слабовидящего ребенка.………………………………...6

1.2. Дети с эпилепсией. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с эпилепсией ……………………………………11

1.3. Дети с сахарным диабетом. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с сахарным диабетом….......................................12

1.4. Дети с ДЦП. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей  с  ДЦП…………………………………………………………...13

Заключение…………………………………………………………………………17

Список литературы ………………………………………………………………..18

Приложение ………………………………………………………………………..19

Введение

         Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

         Одним из эффективных механизмов в социализации детей является дистанционное обучение.

          В настоящее время в России стартует пятилетняя программа «Доступная среда», которая обеспечит безбарьерный доступ в школы детей с ограниченными возможностями. Сегодня не только учителя, но и родители, в первую очередь, ставят вопросы, связанные с содержанием образования, качеством обучения и воспитания ребят в школе. Именно на решение этих задач направлена инициатива «Наша новая школа», озвученная Президентом Российской Федерации.

          Главная проблема детей с ограниченными возможностями в получении предъявляемого уровня знаний  заключается в нарушении их связи  с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования [4, с.266-267].

         Количество детей – инвалидов в нашей территории, к сожалению, растет, а так же все чаще появляются дети, которые находятся  на длительном лечении в течение учебного года, в связи с этим проблема создания условий для качественного обучения детей – инвалидов является актуальной для нашего образовательного учреждения. На территории Прокопьевского района отсутствуют социально- образовательные  учреждения, которые рассматривают образовательные  проблемы этой категории учащихся, что не позволяет самореализации детей с ограниченными  возможностями, проживающими в селе Терентьевское.

          В связи с этим и возникла идея дистанционного обучения детей -  инвалидов, потому что система дистанционного обучения позволит в полной мере изучить программный материал, а так же будет способствовать:

 - социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями через дистанционное обучение;

- развитию творческих способностей детей  с ограниченными возможностями, через кружковую деятельность в режиме онлайн;

- внедрению системы взаимодействия школы (создание видеоряда уроков по предметам образовательного цикла, привлечение к дополнительным занятиям по отдельным предметам в режиме онлайн и т.д.), семьи (через изучение образовательного процесса, проведение диагностических тестирований, онлайн бесед с педагогом – психологом и консультаций с учителями – предметниками)  и социума.

       Общаясь со сверстниками, дети развиваются и получают социальный опыт, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов детей.

        В связи с вышесказанным цель данных рекомендаций – содействие успешному взаимодействию субъектов образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

охарактеризовать сущность психолого – педагогического взаимодействия детей с разными видами заболевания;

разработать рекомендации для педагогов и родителей;

подобрать дидактический материал для работы с детьми.

       При взаимодействии с детьми с ограниченными возможностями здоровья планируются такие формы работы как:

  • динамические паузы;
  • диагностическое тестирование;
  • коррекционно – развивающие занятия в режиме онлайн;
  • создание странички психолога на школьном сайте;
  • создание «почтового ящика» на школьном сайте, где родители могут задавать вопросы и высказывать свое мнение.

        Данные методические рекомендации включают разделы, в которых рассматриваются такие вопросы как:

         - слабовидящие дети. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению слабовидящего ребенка;

         -  дети с эпилепсией. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с эпилепсией;

         -  дети с сахарным диабетом. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с сахарным диабетом;

         - дети с ДЦП. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей  с ДЦП.

Используя данные рекомендации педагоги и родители смогут организовать эффективное психолого-педагогическое сопровождение, помочь детям включиться процесс, стабилизировать состояние.

          Данные методические рекомендации адресованы психологам, социальным педагогам, классным руководителям, родителям и специалистам, работающим с семьями, которые занимаются воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел 1. Психолого-педагогическое сопровождение дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

1.1. Слабовидящие дети. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению слабовидящего ребенка

Одним из направлений в  организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. Для создания рекомендаций мной был изучен состав обучающихся и выявлены следующие группы по заболеваниям:

- слабовидящие дети;

- дети с эпилепсией;

- дети с сахарным диабетом;

- дети с ДЦП.

         Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения. Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка [6].

         Отсутствие зрительного контроля за движениями осложняет формирование координации движений. Вследствие этого движения слепых дошкольников скованны, некрасивы, неуверенны, нет точности в их выполнении.

В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, так же как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для зрячего она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.

        На занятиях детям очень хочется, чтобы их спросили, они вскакивают и выкрикивают ответ. Или, наоборот, ребенок протестует, если его спрашивают, когда он не поднимает руку. «Я ведь не поднимал руку, а вы меня спрашиваете»,— говорит он. Он перебивает других, требует к себе особого внимания и настойчиво обращается к. педагогу в то время, когда он разговаривает с другими детьми. В большинстве случаев дети не могут следить за ответом своего товарища, не умеют его продолжить.

           У слепых и слабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др., проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.

 Вялое, порой неадекватное внешнее проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие в школе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально неполноценных.

        Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что «наступают» на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

         Один из незрячих рассказывал, что ему было очень стыдно за свой поступок в школе, и он сильно переживал. Учительница этого не понимала, она кричала: «Ты еще улыбаешься?! Ты еще смеешься?! Наглец! Я бы на твоем месте сквозь землю провалилась!». Только повзрослев, он узнал из книг, что по лицу зрячие «прочитывают» эмоциональные состояния, и понял, что внешние проявления его чувств не соответствуют его внутреннему состоянию.

        Слепой и слабовидящий может с интересом слушать собеседника, подперев голову рукой. Учеников в такой позе часто можно увидеть на их любимых уроках в школах для детей с нарушением зрения. Такая поза воспринимается нормально видящими как выражение скуки и утраты интереса. Это может приводить (да и приводит) к взаимонепониманию слепых и слабовидящих со зрячими.

         «Взгляд в сторону» у слепого и слабовидящего может быть вызван глубоким нарушением зрения. Например, человек с боковым полем зрения при рассматривании собеседника вынужден направлять взгляд в сторону, так как на собеседника в таком случае будет направлена видящая часть глаза. Но такой взгляд зрячими воспринимается как выражение сомнения и подозрения.  

 Людям с глубокими нарушениями зрения доступно не только воспроизведение выразительных движений, но их понимание с помощью осязания. Об этом говорят многие факты. В. З. Денискина описывает один из них. В ее практике был случай, когда тотально слепой человек, легонько коснувшись указательным пальцем правой руки уголка ее губ, быстро и очень верно охарактеризовал ее настроение в тот момент. На вопрос: «Ты давно так понимаешь мимику?» он ответил: «До женитьбы я вообще об этом не задумывался, лицо человека меня никогда не интересовало, да и ни дома, ни в школе внимание к этому никто не привлекал. Женившись на любимой девушке, у которой, кстати, лицо оказалось очень живым и подвижным, я постепенно научился пальцами различать ее эмоции, настроения. К сожалению, нельзя дотрагиваться до лиц неблизких людей, а как хочется иногда проверить, насколько совпадает впечатление от слов с мимикой» [4, с. 83-85].

Рекомендации для педагогов по воспитанию и обучению

слабовидящего ученика

        Главная задача педагога научить слабовидящего ученика самостоятельно

находить свой материал.  Сопровождать все невербальные жесты, такие как

кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением

(показывать через веб-камеру).

Педагогу необходимо уметь:

        - употреблять выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.;

        - стараться словесно описывать действия, предметы и ситуации, сочетать для слабовидящего ученика с собственным изучением материала на ощупь;

        - применять соответствующий шрифт (курсив или жирные буквы часто усложняют чтение);                

        - уделять особое внимание материалу для чтения;

          - учитывать то, какая контрастность лучше всего подойдет слабовидящему ученику.

            Ребенок с нарушением зрения медленно работает. Поэтому ему необходимо давать больше времени на выполнение задания или сократить количество упражнений, особенно если Вы уверены, что он понял материал. Давать ему возможность заранее готовить тексты к урокам литературы, истории, географии.    

        - снизить требования к письму;

        - не делать резких замечаний, если слабовидящий ученик находится в очень близкой дистанции с монитором;

          -мотивировать слабовидящего ученика к активным движениям. Научиться двигаться и ориентироваться в пространстве очень важно для его самостоятельности.

        Дети с нарушением зрения иногда имеют различные формы тика.  Педагог должен стремиться к тому, чтобы они избавились от этого (контролировать, эмоционально поддерживать). Поддерживать правильное поведение.

        При работе с такими детьми следить за цветовой палитрой, тщательно продумывать,  в какой цветовой гамме отправлять задание (желательно использовать желтый и пастельные тона).  Печатный текст набирается через два интервала.

        В структуре профессионально значимых качеств педагога важными являются следующие:

        -  любовь к детям, заботливость, готовность выполнять материнские

обязанности (оказывать непосредственную помощь в самообслуживании и

пространственной ориентировке);

        - наблюдательность, умение поставить себя в положение ученика,

проникнуть в мир его личности, понять его психическое состояние и др.;

        - высокий уровень культуры речи (содержательность, правильность и

образность речи, простота изложения, эмоциональность);

         - организаторские способности (подготовка к каждому мероприятию,

рациональная расстановка исполнителей);

        - коммуникативные способности (уметь добиться взаимопонимания с

учащимися);

         - развитость педагогического внимания (уметь ориентироваться в

различных ситуациях, педагогическая гибкость, уметь сдерживать свои

отрицательные эмоции);

         -педагогический энтузиазм (проявлять инициативность, готовность выполнять любую работу вместе с детьми).

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению слабовидящих детей

  1. Ежедневно контролировать, либо совместно с ребенком выполнять гимнастику для глаз (Приложение).

  2. Контролировать ребенка, чтобы он не читал лежа в постели, так как это приводит к напряженному состоянию глаз.

  3. Необходимо слышать ребенка, т.е. совместное решение задач, которые     вызывают трудности у ребенка.

  4. Оказывать эмоциональную поддержку (понимать ребенка; принимать его таким, каков он есть).

  5.  Быть более терпеливым к первым неудачам ребенка.

 6. Обязательно дарить ребенку свою любовь и внимание.

 7.  Несмотря ни на что, сохранять положительное представление о своем ребенке.
8. Не ограждать ребенка от обязанностей и проблем. Решать все дела вместе с ним.
9.  Не ограничивать ребенка в общении со сверстниками.
10. Чаще прибегать к советам педагогов и психологов.

1.2. Дети с эпилепсией. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с эпилепсией

         Эпилепсия – «падучая болезнь» в переводе с греческого это слово означает «внезапно падать». Заболевание проявляет себя главным образом периодически повторяющимися большими судорожными припадками с потерей сознания или очень кратковременными (секундными) выпадениями сознания. [5; с. 941]

         Эпилепсия (первичная эпилепсия) – это хроническое заболевание головного мозга, при котором наблюдаются спонтанные вспышки беспорядочной активности клеток головного мозга.

         У детей больных эпилепсией  очень часто не удается найти никакой причины возникновения судорог, что отличает эпилепсию от эпилептического или судорожного синдрома – при котором причина судорог часто бывает известной и может быть устранена.

        Многообразие проявлений эпилепсии создает значительные затруднения в постановке правильного диагноза. Часто описания судорожного припадка данные родителями бывают очень похожи на описание эпилептических припадков, однако при детальном обследовании ребенка обнаруживаются факты, которые ставят диагноз эпилепсии под большое сомнение.

        Подросток, больной эпилепсией, страдает истощаемостью (от припадков), постоянным напряжением, наблюдается снижение  интеллекта и т. д. Характер отличается вялостью, эгоцентризмом, агрессивностью, жестокостью к слабым и др. В психике таких подростков отмечаются  изменения, выражающиеся проявлениями эгоизма, аутизма, страхами, комплексами неполноценности. Наблюдаются также изменения в речи (растянутое произношение слов и др.), медленные мыслительные связи, деградация интеллекта и др. Внимание подростка направлено только на себя, зачастую на вопросы он отвечает заученными стереотипными фразами.

Рекомендации для педагогов по воспитанию и обучению

детей с эпилепсией

1.  Дозировать нагрузку на занятиях, с целью снижения утомления ребенка.

2.  Не торопить в ответах на поставленные вопросы по обучению и воспитанию ребенка.

3.  Визуально создавать ситуации «успеха», постоянно хвалить.

4.  Чаще менять виды деятельности, чтобы не исчезла мотивация.

5.   Активизировать словарный запас детей, так как им присуща бедность речи.

6. Употреблять при общении с ребенком шаблонные фразы.

7. Часто повторять уже сказанное.

8.  Оказывать эмоциональную поддержку семье ребенка.

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с эпилепсией

1. При проведении занятий  педагога с ребенком в дистанционном режиме, обязательно находиться непосредственно рядом с ребенком.

2. Использовать элементы телесной терапии (поглаживание, прижатие к себе).

3. Тон голоса должен быть спокойным, уравновешенным, не вызывать беспокойства.

4. Терпеливо относиться к  возникновению раздражительности, вспышкам ярости, агрессивным действиям и эмоциональной лабильности.

5. Контролировать посадку ребенка перед экраном (не ближе, чем в 60 сантиметрах от экрана).

6. Необходимо, чтобы в комнате горел верхний свет - это уменьшает эффект мерцания, который может спровоцировать судороги.

7. На 15 минут каждый час ребенок должен отрываться от игры.

8. Поддерживать оптимистическое отношение ребенка к будущему.

1.3. Дети с сахарным диабетом. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей с сахарным диабетом

        Сахарный диабет - синдром хронической гипергликемии (повышенного содержания сахара в крови), развивающийся в результате воздействия генетических и экзогенных факторов, обусловленный абсолютным (при сахарном диабете 1 типа, инсулинозависимом) или относительным (при сахарном диабете 2 типа, инсулиннезависимом) дефицитом инсулина в организме и характеризующийся нарушением вследствие этого всех видов обмена, в первую очередь обмена углеводов.

        Са́харный диабе́т (лат. diabetes mellītus) — группа эндокринных заболеваний, развивающихся вследствие абсолютной или относительной (нарушение взаимодействия с клетками-мишенями) недостаточности гормона инсулина, в результате чего развивается гипергликемия — стойкое увеличение содержания глюкозы в крови [7].

Рекомендации для педагогов по воспитанию и обучению детей с сахарным диабетом

1.     Необходимо повышать работоспособность у ребенка.

2. Учитывать индивидуальные особенности ребенка (эмоциональная лабильность, повышенная утомляемость, низкая мотивация обучения).

3.   Предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного материала).

4. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность ребенка, развивать его письменную речь и формировать необходимые учебные навыки.

 5. Проявлять педагогический такт. Постоянно поощрять за малейшие успехи, своевременно и тактично оказывать помощь ребёнку, развивать в нём веры в собственные силы и возможности.

 6. Нацеливать ребенка на умение отвечать на вопросы: «Почему?», «Как?», «Можно ли было сделать это по-другому?». Задавать позитивные вопросы.

 7. Терпеливо и заинтересованно выслушивать рассказы ребенка.

Рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с сахарным диабетом

1. Необходимо увлекаться родителям процессом развития ребенка. Родители должны знать о существовании маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Родители обучаются отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает педагог.

3. Раскрыть родителями возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

4. Относиться с огромным пониманием к эмоциональной лабильности                (частая смена настроения) ребенка.

5. В случае необходимости оказывать ребенку разумную помощь. Помощь и контроль не должны обижать ребенка.

6. Детям нужно помочь наладить отношения со сверстниками, постараться сделать так, чтобы они «не выпадали» из общего круга интересов, дать шанс реализовать себя.

1.4. Дети с ДЦП. Рекомендации для педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей  с  ДЦП

        Детский церебральный паралич — синдром моторных нарушений, нахождение мышц в тонусе (постоянном напряжении).

      Детский церебральный паралич – двигательные расстройства, включающие параличи, парезы, нарушения координации, насильственные движения, формирование костных деформаций и множественных контрактур (Л. О.  Бадалян, Л. Т.  Журба, О. В. Тимонина, 1988; Э. С. Калижнюк, 1987; И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, 2001) [1, с. 24-25].

      Характерными особенностями церебрального паралича являются нарушения двигательной активности, особенно подвергается поражению мышечная сфера - происходит нарушение координации движений. В зависимости от степени и расположения участков поражения мозга, могут иметь место одна или несколько форм мышечной патологии - напряженность мышц; непроизвольные движения; нарушение походки и степени мобильности.         Так же могут встречаться следующие патологические явления – особенности в развитии ощущения и восприятия; снижение зрения, слуха и ухудшение речи; эпилепсия; задержка психического развития. Другие проблемы: трудности при приеме пищи, ослабление контроля мочеиспускания и работы кишечника, проблемы с дыханием из-за нарушения положения тела, пролежни и трудности с обучением.

         Выделяют следующие формы ДЦП:

- спастические (пирамидные) формы: повышение мышечного тонуса является определяющим симптомом этого типа. Мышцы являются напряженными, тугими (спастичными), а движения неуклюжие или невозможные.

В зависимости от того, какая часть тела поражается, спастические формы ДЦП делятся на: диплегию (обе ноги), гемиплегию (одна сторона тела) или тетраплегию (все тело). Спастические формы являются наиболее распространенными и на них приходится около 70-80% случаев.

- дискинетическая (екстрапирамидная) форма проявляется нарушением координации движений. Выделяется два основных ее подтипа: атетоидная (гиперкинетическая) форма, которая проявляется медленными или быстрыми неконтролируемыми движениями, которые могут проявляться в любой части тела, включая лицо, рот и язык. Приблизительно 10-20% случаев ДЦП относятся к этому типу. Для атактичной формы характерны нарушения равновесия и координации. Если такой больной может ходить, то походка неуверенная и шаткая. Пациенты с этой формой имеют проблемы с выполнением быстрых движений, и тех движений, которые требуют тонкого контроля, как например письмо. Такая форма составляет 5-10% случаев ДЦП.

- смешанные формы являются комбинацией разных форм ДЦП. Распространенным является объединение спастичних форм с атетодными или атактичными.

         Все дети с церебральными параличами, независимо от уровня интеллектуального развития способны существенно развивать свои возможности при соответствующем лечении, физической реабилитации и логопедической коррекции.

         У детей с ДЦП отмечаются следующие виды двигательных нарушений:

1. Нарушение мышечного тонуса. Часто наблюдается повышение мышечного тонуса: мышцы напряжены, ноги согнуты в коленных суставах, руки приведены к туловищу, согнуты в локтевых суставах, пальцы согнуты в кулаки. При низком мышечном тонусе мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ноги. Все это затрудняет развитие манипулятивной деятельности и ходьбы. При парезах страдает тонкая моторика.

3. Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора). Гиперкинезы - непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Они могут усиливаться при попытках произвести движения, а также во время волнения. Насильственные движения затрудняют или делают невозможным совершение произвольных движений. Тремор - дрожание пальцев рук и языка, которое наиболее выражено при письме.

4. Нарушения равновесия и координации движений. Проявляются в неустойчивости при стоянии, сидении, ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь, отклоняясь в сторону. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движений, прежде всего рук. Это вызывает трудности в манипулятивной деятельности и письме.

5. Нарушение ощущений движения тела или его частей (кинестезии). Нарушается регуляция движений, связанная с деятельностью проприоцептивных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и передающих в кору головного мозга информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. У детей с ДЦП бывает ослаблено чувство позы. У некоторых искажено восприятие направления движения. Это обедняет двигательный опыт ребенка, задерживает формирование тонких координированных движений.

        Недостаточное развитие статокинетических рефлексов. Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциям [6].

Рекомендации для педагогов, работающих с детьми ДЦП

1. Использовать индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с ДЦП.

2. Избегать повторения материала, с целью снижения комплексов, неуверенности в себе, внутренней тревожности.

3. Чаще предлагать задания и упражнения на внимание, восприятие и память.

4. Развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика).

5. Использовать дозирование нагрузки на занятиях, с целью предотвращения утомления.

6. Часто использовать методы похвалы и поощрения.

7. Эмоционально поддерживать семьи, дети которых с ДЦП.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ДЦП

1. Четко и медленно проговаривать инструкцию или задания, которые нацелены на ребенка.

2. Использовать элементы телесной терапии (массажные движения, поглаживания, прижатие к себе).

3.  Посещать с ребенком бассейн.

4. Постоянно хвалить ребенка даже за малейшие достижения и создавать ситуации «успеха». Стараться не критиковать.

5. Относиться с полным пониманием к ребенку и поддерживать в трудных ситуациях.

6. Ограничить свободное время проведения за компьютером до 20 минут.

Заключение

        Таким образом дистанционное обучение позволит «особым» детям  почувствовать  себя равноправными членами общества, а так же не толь раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником воспитательно-образовательного процесса. Включение в социальную среду поможет таким детям овладеть комплексом социальных ролей, норм  и правил общежития, преодолеть чувство отверженности, а так же повысится уровень образованности и адаптации детей – инвалидов [4, с. 267].

        Следует иметь в виду, что утомление и переутомление ребенка на занятиях с компьютером зачастую не сопровождаются субъективными ощущениями усталости. Вследствие этого бесконтрольные компьютерные игры могут незаметно нанести непоправимый вред здоровью детей. Одним из удобных выходов из этого положения может быть использование метода наблюдения за поведением детей за компьютером, когда отдельные симптомы поведения ребенка становятся сигналами для прекращения занятия или для проведения общей и зрительной гимнастики, для переключения на другие виды деятельности [2, с. 56-57].

        Для того, чтобы не допустить переутомления и связанных с ним нервных срывов и других нарушений, к сигналам для прекращения компьютерных занятий следует отнести такие признаки, как повышенная отвлекаемость, частая смена позы, непривычные движения рук, ног (трясение, стучание и т. п.), неприятная мимика (кривляние, тики), неудержимые всплески эмоций (крик, плач, прыжки и т. д.).

Кроме того, ориентация на внешние признаки утомления нам кажется целесообразной еще и потому, что компьютерные технологии все время обновляются, появляются новые марки компьютеров. Процесс же оценки влияния работы на ПК с помощью инструментальных медицинских и физиологических методик трудоемок и не может быть мгновенным. Он требует длительного времени. Неблагоприятные изменения в организме могут накапливаться постепенно, поэтому последствия могут быть отдаленными.      Педагоги и родители должны внимательно относиться к внешним признакам, которые проявляются у ребенка с ограниченными возможностями здоровья во время работы с компьютером и после занятий проводимых в дистанционном режиме.

Список литературы

  1. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии [Текст] : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
  2. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: книга для родителей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика – Пресс, 2007. – 80 с.
  3. Маллер, А. Р. Новое оказание помощи детям – инвалидам [Текст] : /А. Р. Маллер // Дефектология. – 2008. – №2.
  4. Проблемы социализации детей, нуждающихся в поддержке государства, и опыт их преодоления [Текст] : материалы Всероссийской научно – практической конференции, г. Кемерово, 20-21 октября 2010 года : в 2 ч. / сост. : Е. Л. Руднева, Г. А. Вержицкий, Н. Э. Касаткина и др.; ред. Коллегия : Е. Л.Руднева, Н. Э. Касаткина, О. Б. Лысых и др. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 2 ч. – 330 с.
  5. Ужегов, Г. Н. Официальная и народная медицина. [Текст]  Самая подробная энциклопедия / Ужегов Г. Н.  – М.:  Эксмо, 2012. – 976 с.
  6. http://almanah.ikprao.ru/articles/almanah-13 [Электронный ресурс]  или     Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Альманах института коррекционной педагогики. – №14. –  2010
  7. http://www.pedlib.ru/Books/2/0300/2_0300-88.shtml#book_page_inner [Электронный ресурс]   Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М. : Логос. – 1993. – 78 с.

                                                                                                                  Приложение

Дидактические материалы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (во внеурочное время)

Конспект занятия

Цель: создание условий для личностного развития детей с нарушениями зрения.

1. Релаксация (расслабление) выработка положительного настроя - 10 мин.

Сядь, пожалуйста, поудобнее.

Почувствуй опору под собой, каждую точку соприкосновения с опорой.

Почувствуй спинку стула, на которую можно облокотиться.

Поставь поудобнее ноги. Почувствуй ногами пол. Руки расположи поудобнее (почувствуй подлокотники).

Шею, голову расположи так, чтобы тебе было удобно и приятно.

Закрой, пожалуйста, глаза и постарайся расслабиться.

Расслабиться, снять напряжение, так, как будто тебе хотелось бы немножечко вздремнуть.

Начни расслабляться с мышц плеч. Постарайся почувствовать, как плечи становятся тяжелыми, теплыми и расслабленными. Плечи тяжелые и теплые.

Представь, как приятное тепло распространяется из плеч по всему телу.

Почувствуй, как тепло опускается из плеч в руки. Расслабляется верхняя часть рук. Расслабляются локти. Твои запястья расслабляются.

Расслабляются кисти рук – ладони становятся тяжелые и теплые.

Расслабляется каждый палец на руках. Руки расслаблены до самых кончиков пальцев.

А теперь обрати внимание на то. Как ты дышишь – дыхание становится свободным и ровным. Тебе хорошо и приятно дышится. Постарайся почувствовать приятное тепло в груди, тепло в области солнечного сплетения, тепло в животе. Представь, как тепло из живота опускается в ноги. Почувствуй, как расслабляется верхняя часть ног, расслабляются колени, расслабляются голени.

Стопы становятся тяжелыми и теплыми. Стопы тяжелые и теплые.

Почувствуй пятки. Пальцы ног. Все ноги расслаблены. Теперь обрати внимание на спину. Почувствуй, как расслабляется поясница, почувствуй позвоночник. Почувствуй лопатки.

Почувствуй, как расслабляется середина спины между лопатками.

Расслабляется шея, затылок. Вся голова расслаблена. Расслаблено темя. Виски. Расслабляется лоб. Лицо. Почувствуй свои щеки. Почувствуй скулы, подбородок. Нижняя челюсть становится тяжелой. Губы расслаблены, язык теплый, расслабляются нос и глаза. Веки тяжелеют, ресницы слипаются. Побудь в этом состоянии столько, сколько бы тебе хотелось. И когда будешь готов, можешь открывать глаза.

      Терапевтический эффект благоприятно действует на нервную систему,

сердце, систему кровообращения; идеальный отдых для всех систем организма.

2. Зарядка, разминка для глаз 10 мин.

 А) Сесть или лечь. Расслабиться. Скосить глаза на кончик носа (глаза открыты). Делаем полный вдох, а затем полный выдох.

Поначалу ставить указательный палец правой руки на кончик носа.

Б) Поставить указательный палец на лоб в области третьего глаза. Скосить глаза на кончик этого пальца. Сделать одно полное дыхание.

В) Указательный палец — на кончик носа. На полном вдохе отводим палец от кончика носа как можно дальше продолжая смотреть на него. На полном выдохе подводим палец к кончику носа, продолжая смотреть на него (на кончик носа).

Г) Указательный палец — на лоб в области третьего глаза. На вдохе отводим палец как можно дальше, продолжая смотреть на область третьего глаза, на выдохе подводим палец ко лбу, продолжая смотреть на область третьего глаза.

Д) Голову откинуть как можно дальше назад. Смотреть на кончик носа. Сделать полное дыхание.

Е) Голову откинуть как можно дальше. Сделать полное дыхание. Смотреть на область третьего глаза.

3.  Метафоры для развития самосознания слабовидящих детей 20 мин.

Через понимание метафоры, через расшифровку и построение метафорических образов человек развивает воображение, интуицию, мышление, учится получать эстетическое наслаждение от литературных текстов, косвенным путем приобретает представление о нормах поведения и нравственных ценностях.

Свойства метафоры усиливаются, если она облечена в форму сказки: сказочная метафора обладает «свойством преломления» в восприятии мира. Она позволяет не только увидеть измененные формы и размеры, но и разглядеть новое содержание в обычных вещах.

         Упражнение «Дикие козы и пастух»

Цель: попробовать соотнести предлагаемые в метафорической форме нормы отношений и поведения с реально существующими.

        Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали: «Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут еще другие, то новым ты отдашь предпочтенье перед нами».

Вопросы для беседы:

  1. О чем эта метафора?
  2. Чему она учит?
  3. Были ли у вас случаи, схожие с этой метафорой?

         Упражнение «Рыбак и рыбешка»

Цель: активизировать у детей представление о нормах поведения и нравственных ценностях.

       Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбешку. Рыбешка стала умолять, чтобы он пока отпустил ее - ведь она так мала, - а поймал бы потом, когда она подрастет и от нее больше будет пользы. Но рыбак сказал: «Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой».

Вопросы для беседы:

1) В чем суть данной метафоры?

2) Как бы вы поступили в данной ситуации?

         Упражнение «Звездочет»

Цель: развивать воображение, интуицию, мышление детей.

       Один звездочет имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звезды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслышав эти вопли, подошел, догадался, что случилось, и сказал ему: «Эх ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?»

Вопросы для беседы:

1) О чем эта метафора?

2) Можно ли применить эту метафору к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать того, что может всякий?

         Упражнение «Хозяйка и служанка»

Цель: учиться получать эстетическое наслаждение от литературных текстов.

         У одной рачительной вдовы были служанки, и она каждую ночь, едва запоет петух, будила их на работу. Измученные работой без передышки, решили служанки задушить домашнего петуха; в нем вся беда, думали они, потому что это он будит по ночам хозяйку. Но когда они это сделали, пришлось им еще хуже: хозяйка теперь не знала ночного времени и будила их не с петухами, а еще того раньше.

Так для многих людей собственные хитрости становятся причиной несчастий.

Вопросы для беседы:

1) Как эту метафору можно применить в реальной жизни?

2) Какие метафоры или сказки вы знаете с похожим смыслом?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

В данном материале представлены материалы из моего опыта работы в направлении формирования ЗОЖ. Дети с ОВЗ являются так называемой "группой риска" в плане асоциального поведения. Проживая рядом с людь...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Взаимодействие специалистов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения

Статья посвящена комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального коррекционно-образовательного учреждения. Рассматриваются вопросы наиболее эффективных ...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

"Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья"

quot;Организация группового взаимодействия на уроке с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Презентация для учителей технологии, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья: "Развитие творческого потенциала на уроках технологии у обучающихся с ОВЗ".

Цель данной публикации - поделиться творческими идеями обучающихся с ОВЗ на уроках технологии в 5-7 классах. Данные идеи были реализованы учащимися в виде творческих проектов....