"Клуб для подростков "ДИАЛОГ"
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

Диц Марина Владимировна

Взаимодействуя со сверстниками, подросток получает возможность расширить представление о себе, сравнивая себя с другими и осознавая своё сходство и отличие — уникальность и неповторимость. В группе сверстников удовлетворяется потребность в самоутверждении, осваиваются групповые нормы и ценности, поэтому общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания формирующейся личности подростка. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Очень важно оказать подросткам своевременную помощь в развитии навыков общения и группового взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_dialog.doc131.5 КБ
Файл soderzhanie_zanyatiy.rar176.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Факультет повышения квалификации

Кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования

ВЫЕЗДНОЙ КЛУБ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

«ДИАЛОГ»

(программа)

 

Исполнитель:

Диц Марина Владимировна,

педагог-психолог МБОУ ЦД и К

Консультант:

Киселёвск, 2014

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………3

Тематический план программы………………………………………….…..6

Содержание занятий……………….…………………………………………7

Список литературы………………………………………..…………………12

Приложение

Пояснительная записка

Подростковый возраст — это период, когда потребность в общении со сверстниками становится ведущей, благодаря той роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка. Взаимодействуя со сверстниками, подросток получает возможность расширить представление о себе, сравнивая себя с другими и осознавая своё сходство и отличие — уникальность и неповторимость. В группе сверстников удовлетворяется потребность в самоутверждении, осваиваются групповые нормы и ценности, поэтому общение со сверстниками необходимо для развития коммуникативных навыков и самосознания формирующейся личности подростка. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Очень важно оказать подросткам своевременную помощь в развитии навыков общения и группового взаимодействия.

Представляется целесообразным организовать такие формы работы с подростками и старшими школьниками, в рамках которых они могли бы не только делиться друг с другом соображениями, но и получать дополнительную информацию о человеке и его жизни, приобретать новый, более эффективный способ общения с собой и другими людьми. Именно такого рода работу и предлагает программа выездного  клуба для подростков «Диалог».

Выездной клуб «Диалог» организован на базе ЦД и К в 2012 – 2013 учебном году (ноябрь – март). Целевой аудиторией являются обучающиеся – подростки школ микрорайона (школы №3, №28 и лицей №1). Занятия проходят как на базе «Центра диагностики и консультирования», так и непосредственно в общеобразовательных учреждениях (по согласованию).  Программа предполагает свободное посещение занятий на интересующие подростков темы. Среди участников выездного клуба выделилась группа подростков, которая посещала каждое занятие. «Изюминкой» клуба являлся «Почтовый ящик», где ребята могли оставлять записки (анонимные) с предложениями, интересующими их вопросами, которые затем рассматривались на занятиях.

В конце учебного года (март 2013г.) клуб «Диалог» успешно окончил свою работу. Заключительное занятие было посвящено получению обратной связи от подростков. Анализируя полученные данные, отмечено следующее:

- ребят огорчил факт завершения занятий;

- участники пришли к выводу, что смогут использовать полученный опыт в своей дальнейшей жизни;

- отмечена необходимость и важность полученных новых знаний на занятиях клуба в отношении самого себя.

В 2013 – 2014 учебном году выездной клуб «Диалог» продолжает свою работу (10 встреч). Состав участников сменился.

      Цель программы: развитие группового взаимодействия, атмосферы доверия и взаимоуважения.

     Направленность: социально-психологическая (оказание помощи в преодолении трудностей подросткового возраста).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Научить контролировать свои негативные эмоциональные проявления посредством повышения стрессоустойчивости.

2.Привить навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

3.Способствовать формированию первичных навыков самоконтроля, рефлексии, адекватному восприятию оценки окружающих людей.

     Объем занятий: курс рассчитан на 10 занятий (по 2 занятия в месяц). Время работы с группой – 1,2ч.

     Целевая группа: учащиеся 7-8-х классов (возраст 13-14 лет).

     Форма занятий: групповая.

     Состав группы подвижный, подростки имеют право присоединиться к первоначальному  составу.

     Численность группы: 12 - 15 человек.

     Структура занятия:

  1.  приветствие;
  2.  теоретическая (информационная) часть;
  3.  практическая групповая работа;
  4.  обратная связь;
  5.  рефлексия.

     Методы работы:

- личностно-ориентированный тренинг с элементами ролевых игр;

- групповая дискуссия;

- мозговой штурм.

     Ожидаемые результаты:

  • развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки;
  • формирование адекватной самооценки, позитивных жизненных целей;
  • развитие творческого потенциала подростков;
  • повышение стрессоустойчивости подростка.

     Данная программа рекомендуется для работы педагогам-психологам общеобразовательных учреждений.

Тематический план программы:

№ п/п

Тема мероприятия

Количество часов

1.

Занятие 1. Знакомство.

1

2.

Занятие 2. Кто я такой.

1

3.

Занятие 3. Мои эмоции.

1

4.

Занятие 4. Мир вокруг меня.

1

5.

Занятие 5. Я и моё здоровье.

1

6.

Занятие 6. Я в конфликтных ситуациях.

1

7.

Занятие 7. Слышать и слушать.

1

8.

Занятие 8. Мои творческие способности.

1

9.

Занятие 9. Мои представления о будущей профессии.

1

10.

Занятие 10. Заключительное.

1

Итого

10ч

Содержание занятий

Занятие 1. Знакомство.

Цель: установление эмоционального контакта педагога–психолога с детьми; сплочение группы.

Ход занятия:

  1. Знакомство с правилами работы в группе.
  2.  Представление. Изготовление визиток.

3. Упражнение  «Имя – ассоциация».

4. Упражнение  «Атомы и молекулы».

5. Упражнение  «Имя + что обо мне никто не знает».

6. Упражнение   «Строй».

7. Упражнение  «Рисунок по кругу».

8. Мозговой штурм «Что нас объединяет» .

9. Рефлексия.        

Занятие 2. Кто я такой.

Цель: повышение внутригруппового доверия.

Ход занятия.

1. Приветствие. Упражнение  “Орехи”.

2. Мини-лекция «Что такое самооценка».

3. Упражнение  «Уникальность каждого».

4. Упражнение   “Разборка имени”.

5. Разминка «Найди пару».

6. Общий рисунок «Мир идеальных взаимоотношений в нашей группе».

7. Тест «Капитан-рулевой-пассажир».

8. Рефлексия.

Занятие 3. Мои эмоции.

Цель: развитие навыков свободного выражения эмоций социально приемлемыми способами.

Ход занятия.

  1.  Приветствие. Разминка «Передай предмет».
  2.  Мини – лекция «Что такое эмоции и чувства».
  3.  Упражнение  “Эмоции в мимике”.
  4.  Упражнение  «Передай чувство мимикой».
  5.  Упражнение  «Изобрази эмоцию».
  6.  Упражнение  «Фигуры эмоций».
  7.  Прощание. Упражнение «Подарок».
  8.  Рефлексия. Анкета обратной связи.

       

Занятие 4. Мир вокруг меня.

Цель: развитие навыков адекватно воспринимать других людей.

Ход занятия.

  1.  Приветствие. Разминка «Как хорошо, что ты пришёл, потому что…».
  2.  Упражнение  «Печатная машинка».
  3.  Упражнение  «Считалочка».
  4.  Мозговой штурм  «Объявление».
  5.  Упражнение  «Картина на спине».
  6.  Мини-лекция «Стереотипы в поведении».
  7.  Упражнение  «Я и мой мир».
  8.  Ролевая игра «Воздушный шар».
  9.  Выводы по занятию.

Занятие 5. Я и моё здоровье.

Цель: обучение методам выхода из стрессовой ситуации, формирование навыков уверенного поведения в момент стресса.

Ход занятия.

  1.  Приветствие. Разминка «Комплимент».
  2.  Мини-лекция «Здоровье и его признаки».
  3.  Ролевая игра «Молодец».
  4.  Упражнение  «Травинка».
  5.  Упражнение  «Опустить занавес».
  6.  Прощание. «Рукопожатие».  
  7.  Рефлексия.

Занятие 6. Я в конфликтных ситуациях.

Цель:  развивать навыки конструктивного поведении в конфликтных ситуациях, учить адекватно реагировать на замечания.

Ход занятия.

  1.  Вводное упражнение «Слепая геометрия».
  2.  Мини-лекция: «Конфликт и стили поведения в конфликтных ситуациях».
  3.  Обыгрывание ситуации «Встреча на узком мостике».
  4.  Упражнение  «Фото в середине».
  5.  Ролевая игра «Необитаемый остров».
  6.  Рефлексия.

Занятие 7. Слышать и слушать.

Цель: обучить методам активного слушания.

Ход занятия.

  1.  Приветствие. Разминка «Цвет – предмет».
  2.  Ролевая игра «Толстое стекло».
  3.  Мини-лекция «Виды слушания. Рекомендации».
  4.  Упражнение в парах «Дискуссия».
  5.  Обыгрывание ситуации.  Упражнение  «Японский диалог».
  6.  Диалоговое упражнение  «Контакты».
  7.  Упражнение  «Стон Королевы».
  8.  Рефлексия.

Занятие 8. Мои творческие способности.

Цель: развитие творческого потенциала подростков.

Ход занятия.

  1.  Приветствие. Разминка «Хлопки по кругу».
  2.  Мини – лекция «Что такое креативность».

3. Упражнение  «Точки».

4. Индивидуальное упражнение  «Коллаж».

5. Упражнение  «Новое назначение»  -10 мин.

6. Совместная деятельность «Творческие силы».

7. Рефлексия.

Занятие 9. Мои представления о будущей профессии.

Цель: формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания.

Ход занятия.

  1.  Разминка «Японские бабочки».

2. Упражнение в парах «Самая-самая».

3. Индивидуальное упражнение  «Ресурсы».

4. Проективная методика «Нарисуем свой характер».

5. Мини-лекция «Мой будущий выбор».

6. Профориентационная игра "Презентация профессии".

7. Рефлексия.

Занятие 10. Заключительное.

Цель: подведение итогов групповой работы, закрепление позитивного настроя группы.

Ход занятия.

  1.  Приветствие «Аргентинский дождь».
  2.  Коллективное упражнение  «Строим город».
  3.  Индивидуальное упражнение  «Чему я научился?».
  4.  Упражнение “Золотой стул”.
  5.  Упражнение  «Пожелание».
  6.  Рефлексия.
  7.  Анкета обратной связи.

Список литературы

1. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст]:  учеб/ А.Г.Грецов. - СПб.: Речь, 2009. – 130 с.

2. Даминова, П.С. Разработка системы психологического сопровождения участников образовательного процесса [Текст]: / П.С. Даминова, Г.М. Лютова, Н.А. Поверинова. – Новоуральск, 2000. – 44 с.

3. Понаморенко, Л.П. Психология для старшеклассников [Текст]:  пособие / Л.П.Понаморенко, Р.В. Белоусова. -  М., 2008. – 140 с.

4. Резапкина, Г. Профессия и карьера: сценарий тренинга профессионального самоопределения для учащихся 8–9-х классов [Текст]:  / Школьный психолог, 2009. №2. – С. 36 – 57.

5. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими [Текст]:  / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. – 38 с.

6. Фопель, К. На пороге взрослой жизни . Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами [Текст]:  учеб, пособие/ К.Фопель. – М.: Генезис, 2008. – 131с.

Приложение 1

Тест «Капитан-рулевой-пассажир».

1.  Я всегда чувствую ответственность за всё, что происходит в моей жизни.

2.  В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили отношение ко мне.

3.  Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами неудач.

4.  Иногда мне кажется, что я родился под счастливой звездой.

5.  Я считаю, что неудачники сами виноваты в своих неудачах.

6.  Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, каков я есть.

7.  Если я простужаюсь, предпочитаю, лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врача.

8.  Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые меня так раздражают в каком – либо человеке, виноваты другие люди.

9.  Считаю, что любую проблему можно решить, и не понимаю тех, кто не справляется со своими трудностями.

10.  Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня

11.  Если возникает конфликт, то я, размышляя, кто виноват, начинаю анализ с себя.

12.  Если черная кошка перебежит мне дорогу, я перехожу на другую сторону.

13. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным, уверенным и самостоятельным.

14.  Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.

15.  Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.

Обработка результатов:

На 1,3, 5,7,9,11,13: да-10баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 0 баллов.

На 2,4,6,8,10,12,14,15: да - 0 баллов, не знаю – 5 баллов, нет – 10 баллов.

От 100 до 150 баллов. Вы лидер, капитан собственной жизни. Вы чувствуете ответственность за всё, что с вами происходит, много берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг серьёзных жизненных проблем. Вы всегда видите перед собой цель и думаете над тем, как её достичь. Умеете подключить к решению важных для вас задач других людей. Что вы чувствуете в сложные периоды жизни, и что происходит в вашей душе – для окружающих всегда загадка.

От 50 до 99 баллов. Вы охотно становитесь рулевым, но можете при необходимости передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы всегда мыслите реалистично. Гибкость, рассудительность и четкость – в вашей натуре. Вы способны брать ответственность на себя в сложных ситуациях, когда нужно это сделать. Вы умеете жить в согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с собой.

49 баллов и меньше. Вы – пассажир на корабле этой жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря, что так сложились обстоятельства, судьба. В своих  трудностях обвиняете кого угодно, только не себя, потому что не желаете нести ни какой ответственности ни за что. Настоящая независимость кажется вам недостижимой. Тем не менее, вы умеете мирно сосуществовать с другими людьми.

Приложение 2

Анкета обратной связи

  1. Что больше всего понравилось в занятиях?
  2.  О чём дополнительно хотели бы узнать?
  3. Что, на ваш взгляд, было лишним?
  4. Какая форма работы запомнилась?
  5. Что нового узнали?

        

Приложение 3

                                              Методика «Нарисуем свой характер»

Инструкция. Заполни каждый из предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению. Не думай долго над заданием. Дай волю своей фантазии.



Рис. 4. Стимульный материал к методике «Нарисуем свой характер»

Обработка и интерпретация результатов.

  1.  Рисунок в первом квадрате показывает, как ты относишься к себе. Если ты нарисовал что-то смешное или улыбающуюся рожицу, то это свидетельствует о хорошем отношении к себе и чувстве юмора. Если нарисовал солнце, ты часто хочешь быть главным, лидером. Цветок означает, что ты много внимания уделяешь своей внешности. Глаз — ты гордый человек, стремишься управлять собой и другими людьми.
    2. Рисунок во втором квадрате. Если ты нарисовал что-то только в маленьком квадрате, это означает, что ты домосед, любишь домашний уют. Если рисунок — в большом квадрате, то тебя интересует окружающий мир. Если рисунок — и в большом, и в маленьком квадратах, то твои интересы гармонично распределяются между домом и окружающим миром.
  2. Третий квадрат. Стрела, летящая в мишень, означает, что ты способен упорно работать для достижения своей цели. Если ты нарисовал несколько стрел или линий, то ты не знаешь, какой цели хочешь достичь. Если ты нарисовал что-то, что не похоже на стрелы и мишень, в таком случае ты ищущий, мятежный человек.
    4. Четвертый квадрат. Если в этом квадрате нарисовано множество фигурок или рисунков, то это означает, что ты любишь общаться и, скорее всего у тебя много друзей. Если ты провел всего одну линию, то, скорее всего ты скрытный, замкнутый, сдержанный человек. Если ты изобразил кирпич, то ты склонен капризничать, во всем сомневаться. А может быть, ты нытик?
    5. Пятый квадрат. Если ты нарисовал что-то, похожее на здание, фонарный столб, шею животного (т. е. твой рисунок изображает что-то одно, и его линии замкнуты), то у тебя спокойный, дружелюбный характер. Если ты оставил незаполненным пространство между двумя вертикальными линиями, а рисунок сместил вправо или влево, то ты застенчив, скромен. Если у тебя получилось дерево, то это означает, что ты больше всего ценишь дом, семью. Если на дереве ты изобразил плоды, то это означает, что очень любишь маленьких детей.
    6. Шестой квадрат. Если главное в твоем рисунке — заданный элемент, то ты обладаешь редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если же ты нарисовал что-то совсем другое, например, угловатый геометрический узор, то больше всего ты ценишь самостоятельность и независимость.
    7. Седьмой квадрат. Рисунок над расположенной посредине волнистой линией говорит о том, что ты уверен в себе, чувствуешь себя уверенно, а если под волнистой линией, то ты не веришь в свои силы. Изобразив тонущий предмет, ты показываешь, что тебя тревожит твое будущее. Рисунок в виде цепочки, орнамента свидетельствует о том, что ты способен упорно трудиться, ответствен, но слишком болезненно относишься к ошибкам.
    8. Восьмой квадрат. То, что ты изобразил в пустом квадрате, означает круг твоих интересов. Если ты оставил квадрат пустым, то тебе, наверное, скучно жить. Попробуй заинтересоваться, увлечься чем-нибудь, найди себе какое-нибудь увлекательное занятие.
    9. Девятый квадрат. Если ты дополнил нарисованный черный квадрат другими квадратами или другими геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то ты дисциплинирован, организован, хорошо работаешь вместе с другими. Если у тебя получилась картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на правильное геометрическое построение, то это свидетельствует о том, что ты не склонен признавать авторитеты, упрям и настойчив.


10. Десятый квадрат. Если ты просто замкнул круги, то ты постоянно нуждаешься в защите и поддержке, предпочитаешь ничего не решать самостоятельно. Если ты не замкнул круги, ты независимый человек, имеющий цель в жизни. Рисунок в виде человеческого уха говорит о скрытном характере. Если рисунок навел тебя на мысль о ручке чашки, то тебе нравится заботиться о маленьких детях, о доме.
11. Одиннадцатый квадрат. Если ты воспринимаешь рисунок как элемент какой-либо настольной игры, то это означает напористость характера, любовь к соревнованию. Если рисунок чем-то напоминает дом, это свидетельствует о хозяйственности.
12. Двенадцатый квадрат. Если ты использовал точки как составную часть картинки (муравьи, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы, и т. д.), это свидетельствует о том, что у тебя хорошее воображение, богатая фантазия. Если ты затушевал точки и соединил их в круг, это указывает на логическое мышление и практический склад ума.



Предварительный просмотр:

Занятие 1. Знакомство.

Вводная часть. Правила работы группы – 15 мин.

Объяснение понятия групповой работы, ее целей и задач.

Изготовление визиток.

Выяснение общего настроя и самочувствия участников тренинга.

Обсуждение ритуала приветствия и прощания в группе.

Выработка правил группы.

Упражнение  «Имя – ассоциация» – 10 мин.

По кругу каждый называет свое имя и все имена, уже названные перед ним. Можно к имени добавить что-нибудь о себе, например: мое увлечение, хобби.

Упражнение  «Атомы и молекулы» - 10 мин.

Инструкция. «Вы — одинокие атомы. Начинаете хаотическое движение, при этом возможны легкие столкновения друг с другом - будьте осторожны. По моей команде вы соединитесь в молекулы, число атомов в которых я назову».

Через некоторое время после начала ведущий называет цифру, например «пять». Задание повторяется 4-5 раз.

Упражнение  «Имя + что обо мне никто не знает» - 10 мин.

Инструкция: сейчас тот, у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает. Далее перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я Маргарита Николаевна, никто не знает что я…..»

2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…».

Упражнение   «Строй»  - 10мин.

Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.

Упражнение  «Рисунок по кругу» - 10 мин.

Психологический смысл упражнения: снятие психофизического напряжения, сплочение группы.

Инструкция: возьмите по листу белой бумаги и выберете самый приятный для себя цвет карандаша. Как только услышите сигнал (хлопок в ладоши), начинайте рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем дальше по кругу до тех пор, пока лист не вернется назад к хозяину.

Может, кто-то из вас хочет дополнить свой рисунок, а может быть, изменить что-то в нем или нарисовать новый?

Анализ:

1.  Понравилось ли вам то, что получилось?

2.   Поделитесь своими чувствами, настроением.

3.  Трудно ли было поддержать тему рисунка другого человека?

Мозговой штурм «Что нас объединяет» - 15 мин.

Упражнение «Что нас объединяет».

Сначала все участники группы разбиваются на пары, и в парах составляют список того, что их объединяет (общие увлечения, привычки, черты характера и т.д.). Потом группа разбивается на малые группы (6-10 человек) и составляется общий для всех участников малой группы список того, что их объединяет. После этого можно составить подобный список для всех участников группы.

Рефлексия.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

Положение о открытиии родительского клуба. Статьи о работе нашего клуба.

Наш клуб открылся 1 сентября 2012 года называется он "Семейный очаг"...

Клуб "ПК". ПОЛОЖЕНИЕ о деятельности районного педагогического сообщества. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КЛУБ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУХНЯ».

Цели, задачи, основные направления деятельности добровольного педагогического сообщества. Функции и статус клуба "Педагогическая кухня", его руководство и контроль....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...

План работы семейного клуба «Клуб любящих родителей» 2017- 2018 г.

План работы семейного   клуба «Клуб любящих родителей» 2017-2018 г....

Реализация образовательных интересов и социальной активности детей в клубе любителей английского языка "Тандем". Положение о клубе "Тандем"

Наша программа предполагает возможность использования самых различных методов, способствующих развитию теоретического мышления, творческих и коммуникативных способностей и интересов, формированию сист...