Возрастные особенности младших школьников
статья по психологии по теме

Карловская Галина Алексеевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnye_osobennosti_ml.shk_.docx14.47 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младших школьников.

Педагог-психолог Карловская Г.А.

В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому этапу. Помимо  начала ученичества, такими точками являлись рождение, взросление, женитьба (замужество), смерть. Простое сопоставление событий, которые  находятся  в одном ряду с началом учения, подчеркивают то значение,   которое предавалось последнему в культуре.

Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. Согласно концепции Мухиной самосознание – это некое единство,  психологическая структура, состоящая из   различных звеньев: имя человека, его физическая сущность, потребность в  социальном признании, психологическое время личности, социальное пространство личности (ее права  и обязанности), половая идентификация. В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Каковы же условия и динамика их развития? Ребенок в школе попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам   чтения, письма, счета. Он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе.  Вследствие  этого неизбежно некоторые дети  впервые осознают свое «невсемогущество» и возрастает зависимость от оценок взрослых, и в  первую очередь от  учителя. У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует официальным   критериям, он получает похвалы учителя и  родителей. Через призму «у меня  получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно, что хотя бы   в чем-то он был лучшим, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда, он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях.   Не все дети в школе попадают в ситуацию успеха, так как круг критериев, по которым оценивают ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению  самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи, как неумение «быть хорошим». Он может говорить: я плохо читаю, и это, значит, я –  плохой. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «быть хорошим», но и уже потерять к этому стремление: я плохой, и мне это безразлично. В результате может произойти не только снижение самооценки, но и появление защитных реакций. При активном    типе поведения,    защита оборачивается агрессией, при пассивном – ленью, апатией, уходом в болезни или фантазии.

У детей младшего школьного возраста появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не бегать на уроках,  не кричать, выполнять домашние задания. Чтобы ребенка считали хорошим, он должен выполнят эти обязанности. К сожалению, большинство  обязанностей появляется в школе и часто может привести к формированию стойкого негативного отношения к школе. Поэтому важно не забывать, чтобы и дома у ребенка были обязанности. Время младшего школьника становится более структурированным и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в  дошкольном   возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям.

Второклассник начинает учиться в   совершенно  ином настроении, нежели год назад. Он уде привык к новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ ученика. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. В   это время активно развивается воля ребенка.  Он учится сдерживать непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Основное внимание второклассников начинает смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, ровесниками.

К началу 3-го класса   у ребенка  уже сформирован отчетливый образ    хорошего   ученика. В это же время утрачивается детская непосредственность, поэтому  в этом возрасте важно актуализировать тему  «я – фантазер». Другая важная особенность – качественное изменение во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми и родителями. К этому   времени учитель утрачивает свой идеальный образ, дети начинают смотреть на него более реалистично. Дети научаются воспринимать и учителя, и родителей, как   живых людей, со всеми недостатками и достоинствами. Формула «кого любит учитель, того люблю   и я» утрачивает свою актуальность. Самооценка строится на отношениях с друзьями: Я – хороший,   если у меня есть друзья.

Главная особенность   4- классников - появление  глубокого интереса к своему внутреннему миру. Теперь для них важны признание окружающими их внутренней ценности и уникальности.  Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души, это последний возрастной период,  когда ребенок открыт. Появляется понятие ответственности за то, что с ним происходит.  Ребенок приближается к подростковому  возрасту  со всеми его трудностями и особенностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности младших школьников, при изучении бега на уроках физической культуры

Это статья о формировании навыков бега у учащихся начальных классов. Уже в начальных классах следует обращать внимание на укрепление мышц ног, несущих основную нагрузку в беге, и на постепенное ф...

Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника

Выступление педагога-психолога на родительском собрании....

Влияние психологических и возрастных особенностей младших школьников на овладение иностранным языком

Зависимость между индивидуальными особенностями ребенка  и успешностью овладения иностранным языком...

"Первый раз - в пятый класс!" О возрастных особенностях младших школьников.

Выступление классного руководителя пятого класса знакомит родителей с возрастными особенностями младших школьников....

Возрастные особенности младшего школьника

Возрастные особенности младшего школьника...

Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников»

Статья на тему «Возрастные особенности младших школьников» Младший школьный возраст принято считать критичным. С точки зрения психологии, этот возрастной период жизни ребенка можно назвать...