Главные вкладки
Карловская Галина Алексеевна
сайт психолога
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: Гештальт терапия
Увлечения: Спорт
Регион: Санкт-Петербург
Место работы: ГБОУ ЦПМСС московского района
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/karlovskaya-galinaО себе
Занимаюсь психологией более 10 лет, люблю свою работу.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы" , "Бесы"
И.Ялом "Вглядываясь в солнце жизнь без страха смерти" , "Лжец на кушетке"
В.Астафьев "Живые и мертвые"
Моё портфолио
Возрастные особенности младших школьников.
Педагог-психолог Карловская Г.А.
В древности начало систематического обучения считалось периодом качественного изменения состояния, своеобразной точкой перехода к новому этапу. Помимо начала ученичества, такими точками являлись рождение, взросление, женитьба (замужество), смерть. Простое сопоставление событий, которые находятся в одном ряду с началом учения, подчеркивают то значение, которое предавалось последнему в культуре.
Наиболее существенные изменения происходят в сфере самосознания младших школьников. Согласно концепции Мухиной самосознание – это некое единство, психологическая структура, состоящая из различных звеньев: имя человека, его физическая сущность, потребность в социальном признании, психологическое время личности, социальное пространство личности (ее права и обязанности), половая идентификация. В младшем школьном возрасте, как правило, наиболее интенсивно развиваются три звена: потребность в признании, осознание прав и обязанностей, осознание времени. Каковы же условия и динамика их развития? Ребенок в школе попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности. Он должен соответствовать установленным в обществе для детей данного возраста нормам чтения, письма, счета. Он впервые получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с другими через систему оценок, принятую в школе. Вследствие этого неизбежно некоторые дети впервые осознают свое «невсемогущество» и возрастает зависимость от оценок взрослых, и в первую очередь от учителя. У ребенка формируется высокая самооценка, когда его школьная успешность соответствует официальным критериям, он получает похвалы учителя и родителей. Через призму «у меня получается» ребенок выстраивает свое отношение к отдельным урокам и к школе в целом. Ребенку очень важно, что хотя бы в чем-то он был лучшим, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда, он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях. Не все дети в школе попадают в ситуацию успеха, так как круг критериев, по которым оценивают ограничен. А длительный неуспех приводит к значительному снижению самооценки детей. Ребенок воспринимает свои школьные неудачи, как неумение «быть хорошим». Он может говорить: я плохо читаю, и это, значит, я – плохой. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «быть хорошим», но и уже потерять к этому стремление: я плохой, и мне это безразлично. В результате может произойти не только снижение самооценки, но и появление защитных реакций. При активном типе поведения, защита оборачивается агрессией, при пассивном – ленью, апатией, уходом в болезни или фантазии.
У детей младшего школьного возраста появляется множество обязанностей: не опаздывать, сидеть спокойно, не разговаривать, не бегать на уроках, не кричать, выполнять домашние задания. Чтобы ребенка считали хорошим, он должен выполнят эти обязанности. К сожалению, большинство обязанностей появляется в школе и часто может привести к формированию стойкого негативного отношения к школе. Поэтому важно не забывать, чтобы и дома у ребенка были обязанности. Время младшего школьника становится более структурированным и неизбежно меняется осознание времени. Ребенок, как и в дошкольном возрасте, устремлен в будущее, но оно для него довольно абстрактно и не побуждает к конкретным действиям.
Второклассник начинает учиться в совершенно ином настроении, нежели год назад. Он уде привык к новому статусу, к школьным обязанностям, у него сформировался образ ученика. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. В это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинает развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Основное внимание второклассников начинает смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней проявляются: с педагогами, родителями, ровесниками.
К началу 3-го класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика. В это же время утрачивается детская непосредственность, поэтому в этом возрасте важно актуализировать тему «я – фантазер». Другая важная особенность – качественное изменение во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми и родителями. К этому времени учитель утрачивает свой идеальный образ, дети начинают смотреть на него более реалистично. Дети научаются воспринимать и учителя, и родителей, как живых людей, со всеми недостатками и достоинствами. Формула «кого любит учитель, того люблю и я» утрачивает свою актуальность. Самооценка строится на отношениях с друзьями: Я – хороший, если у меня есть друзья.
Главная особенность 4- классников - появление глубокого интереса к своему внутреннему миру. Теперь для них важны признание окружающими их внутренней ценности и уникальности. Самое важное свойство этого возраста – особая открытость души, это последний возрастной период, когда ребенок открыт. Появляется понятие ответственности за то, что с ним происходит. Ребенок приближается к подростковому возрасту со всеми его трудностями и особенностями.