Сценарий большой психологической игры «Особенная страна».
план-конспект занятия по психологии по теме
Данная игра представляет собой тренинговую работу с детьми 9-10 лет по развитию навыков общения и сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Хоменко Нина Борисовна,
педагог-психолог МАОУ СОШ «Эврика-Развитие»
имени М.В.Нагибина г.Ростова-на-Дону
Сценарий большой психологической игры «Особенная страна».
Задачи игры: Создание условий для проживания некоторых жизненных ситуаций; помочь детям в осмыслении нового опыта; способствовать расширению навыков взаимодействия
Описание проблем или задач развития, на которые направлена игра.
Современные программы обучения детей в школе ориентированы на то, чтобы ситуативное любопытство ребенка переросло в устойчивое понимание, чтобы культура спора оттачивались на каждом уроке, чтобы детские вопросы и догадки, опережая учительские планы, заглядывали в завтрашний урок, чтобы дети сами ставили проблему следующего урока, побуждая учителя сообщать новую информацию. Эти программы видят в школьнике прежде всего «существо разумное» и, адресуясь к разуму, развивают эту потенциальную возможность младших школьников. Поиск знаний может происходить там, где нет готовых образцов и определений. Взрослый может лишь стимулировать и рационализировать детский поиск. Следовательно, при обучении основной формой сотрудничества становится взаимодействие ученика и учителя. И это сотрудничество может приносить плоды лишь в том случае, если ребенок готов к этому взаимодействию, если он достаточно хорошо и полно владеет своей коммуникативной сферой. Задачи психологической работы в данной игре помогут охватить следующие аспекты :
- получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе и сверстникам;
- непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе;
- помощь детям в специально смоделированных ситуациях приобретать навыки конструктивного взаимодействия;
- поиск каждым участником форм межличностного поведения;
- отработка эффективных форм поведения, выбор решения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.
Предполагаемый психологический результат. Участие в игре с группой сверстников помогает:
- увидеть собственные неадекватные поведенческие стереотипы и преодолеть их;
- приобрести навыки более искреннего, глубокого, свободного общения;
- достойно решать возникающие проблемы с помощью всех участников игры;
- использовать формы поведения, связанные с сотрудничеством;
- оказывать взаимопомощь;
- формированию ответственности и самостоятельности;
- реализовать полученный опыт в реальной жизни.
Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета.
Данная игра представляет собой скорее всего некую тренинговую работу с детьми 9-10 лет по развитию навыков общения и сотрудничества. Для того, чтобы тренинговая работа не была столь очевидна, дети погружаются в игру. Игра помогает скрыть явные намерения тренера, заинтересовывает детей , способствует более открытому взаимодействию, помогает решить свои проблемы в игре.
Содержание развивающей работы с детьми помещается в игровую оболочку. Сюжет игры прост – создание своего особенного города, живущего по правилам, придуманным самими участниками. Нижеприведенная разработка игры представляет собой «скрытое» занятие, на котором участники знакомятся и вырабатывают правила общего взаимодействия, выбирают себе новые имена. Начиная такую игру, педагог или психолог должен понимать, что все следующие занятия ему придется готовить в контексте предложенного сюжета.
Время на игру и обсуждение: 2 часа 30 минут (2 часа 40 минут)
Участники:
- возраст: 9-10 лет;
- размер группы: 12-15 человек;
- сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущего: достаточно одного ведущего.
- предусмотрено ли участие педагогов, кого и в каком качестве (участник, наблюдатель, соведущий, др.): в дальнейшем вполне возможно привлекать к участию в игре и других педагогов (в зависимости от дальнейшего развития сюжета).
Возможное продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя). Опираясь на данную игру, классный руководитель или другой педагог может вводить на занятиях или в других видах деятельности элементы игрового сюжета для выполнения какого-либо вида деятельности (особенно, если дети достаточно положительно воспринимают сюжет и заинтересованы).
Формы обсуждения игры: рефлексия и самоанализ, направленные на закрепление полученного опыта и на получение обратной связи.
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
№ этапа | Время на прове- дение | Содержание каждого этапа | Задачи, решаемые на каждом этапе | Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1 | 25-30 минут | Ведущий предлагает открыть новую страну, в которой поселятся все участники. В этой стране есть свои правила общения. Первое из них: здесь не принято никого обижать, людей принимают такими, какие они есть. Второе: если в этой стране начинается какое-нибудь дело, то в нём участвуют все без исключения. Больше никаких сведений об этой стране ведущий не знает. У этой страны даже нет названия. Поэтому участникам предлагается придумать название стране. Работа идёт по схеме:
| Ввести детей в начальную стадию игры; предоставить возможность проявить навыки групповой работы. | Доска или лист бумаги, на котором будут фиксироваться предложения детей |
5 минут | Упражнение «Карлсон сказал». Инструкция: «Мы будем выполнять различные движения, действия (поднять руки, опустить руки, присесть, повернуться и т.п.). Выполнять надо только те действия, сообщения которых предваряются словами: «Карлсон сказал». Например, «Карлсон сказал: поднимите руку». Тогда, когда будет команда: «Поднимите руку» или «Я прошу поднять руку»- то это действие совершать не надо. Сделавшие ошибку покидают круг». | Снять утомление после процесса обсуждения. | ||
2 | 10 минут | Раз уж все перенеслись в новую страну, то каждый может придумать себе имя, которым его будут называть в этой стране, и сделает табличку со своим именем. | Настрой на выработку отношений «с чистого листа», преодоление ранее сложившихся стереотипов в реальной жизни. | Бумага по формату визитки, фломастеры и прищепочки для прикрепления визиток. |
5-7 минут | Игровое упражнение «Представление имени». Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Вся группа повторяет жест и интонацию. По желанию ребенок может объяснить, почему он выбрал именно это имя. | Предоставить возможность продемонстри-ровать свою индивидуальность и непов-торимость. способствовать «единению» с коллективом. | ||
3 | 30 минут | Ведущий говорит, что в каждой стране есть своя Конституция – правила страны. Два из них дети уже обсудили и приняли. Необходимо придумать еще не менее восьми. Участники делятся на две подгруппы, и обсуждают правила. Затем на доске, разделенной на две части, или на листе ватмана записываются правила каждой группы. После обсуждения выбираются основные 8 правил, и записывается Конституция. | Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества | Доска, мел (или ватман и фломастеры) |
10 минут | Упражнение «Корабль». Ведущий сообщает, что жители всей страны приглашаются в путешествие на корабле. Участники должны подумать и сказать, какой предмет они хотят погрузить на корабль. И обязательно объяснить, зачем его надо взять с собой, и как можно его использовать. Все ответы фиксируются на доске. Все решают, действительно ли необходим этот предмет, и надо ли его брать с собой. | Предоставить возможность «презентовать » свои идеи сверстникам. | Доска, мел. | |
4 | 40 минут | Упражнение «Скульптуры». Ведущий говорит, что в стране, в которой поселились все участники, обязательно есть всевозможные памятники и скульптуры. Детям предлагается самим попробовать создать скульптуры для города. Для выполнения задания приглашаются скульпторы (5-6 человек). Скульптор получает карточку с описанием того, что он будет лепить. Скульпторы выбирают себе «материал» из участников группы. Оставшиеся участники – наблюдатели и эксперты. «Материал» не знает, какую скульптуру из него лепят, а только выполняет указания скульптора. Чем точнее будут указание, тем успешнее будет выполнено задание. После того, как скульптура готова, наблюдателям предлагается узнать, что лепил скульптор. Затем эксперты, просмотрев все скульптуры, должны выбрать наиболее удавшиеся на их взгляд работы, чтобы оставить их в парке своего города. | Создание ситуации конструктивно-го взаимодейст- вия со сверстниками. | Карточки с описанием объектов для скульптур. Описание должно содержать состояние персонажа скульптуры, например: «лев готовится к прыжку», «задумчивый жираф»и т.п. |
5 | 15-20 минут | Рефлексия проведенной игры. Участники садятся в круг. Ведущий подчеркивает то, что сегодня дети попробовали проиграть только начало игры. И, если им понравилось, то игра будет продолжаться. Детям задаются вопросы: Что вам понравилось сегодня? Что у вас получалось лучше всего? Что не получилось? Что нового узнал для себя сегодня? Выслушиваются ответы всех участников. | Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большая психологическая игра "Ледянное сердце"
Адаптированный для воспитанников социально-реабилитационного центра вариант игры М.Р.Битяновой "Ледянное сердце" .Наполнение "игровой оболочки " учитывает особенности развития детей в гру...
Сценарий большой психологической игры "Город профессий"
Сегодня многие классы в старшей школе являются профильными.В связи с этим возникает ряд вопросов.Перед администрацией школы встает вопрос о том, какие профили актуальны. А перед ребятами ка...
Сценарий большой психологической игры
Эту игру мы проводим в школе в день самоуправления (день дублера). Такие игры помогают детям раскрыться, проявить свои коммуникативные, организаторские способности....
Сценарий большой психологической игры «Форум»
Сценарий большой психологической игры.Название: «Форум»Задачи игры: создание условий для сплочения коллектива; предоставить возможность вступить во внутригрупповое взаимодействие, прожить ситуац...
Сценарии занятий, технология большой психологической игры
Большие психологические игры...
Большая психологическая игра "Путешествие по Стране эмоций"
данное мероприятие проводится с подростками, стоящими на ВШК...
Большая психологическая игра "Путешествие по Стране эмоций"
Занятие с учащимися, стоящими на ВШК...