Аналитические справки по результатам изучения УУД у первоклассников 2013-2014 уч. год
материал по психологии по теме
Данный материал содержит:
1. Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) у первоклассников.
2. Аналитическая справка по результатам изучения регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
3. Аналитическая справка по результатам изучения позновательных универсальных учебных действий (логические учебные действия) у первоклассников.
4. Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
5. Рекомендации учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovye_analiticheskie_spravki.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) у первоклассников.
Цель: определить уровень сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся первых классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Используемые методики
- Самоопределение
1.1 Опросник «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
1.2 Проективный рисунок «Моя семья» Р. Ф. Беляускайте
Оцениваемые УУД: отношение к себе, своей жизни, ближайшему окружению.
- Методика «Лесенка»
Оцениваемые УУД: личностные УУД, действие личностного самоопределения. Исследование особенностей самооценки.
2. Смыслообразование
2.1 Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования. Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Действия нравственно-этического оценивания
3.1 Методика «Радости и огорчения»
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. Выявления характера, содержания переживаний младших школьников.
3.2 Анализ ситуации Л.С. Колмогорова
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания; действие личностного самоопределения, связанного с выбором поведения в сложной ситуации. Изучение умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.
- Самоопределение
1.1 Опросник «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Результаты:
По результатам оценки у 23,07% обучающихся хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.
53,8% положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.
15,3% низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.
1.2 Проективный рисунок «Моя семья» Р. Ф. Беляускайте
Оцениваемые УУД: отношение к себе, своей жизни, ближайшему окружению.
Результаты:
По результатам интерпретации рисунков детей были выявлены следующие симптокомплексы:
- благоприятная семейная ситуация — 61,5%
- тревожность — 65,3%
- конфликтность в семье — 15,3%
- чувство неполноценности в семейной ситуации — 7,6%
Был проведён подробный анализ результатов с классным руководителем и родителями, дети которых вызывали опасение. Были выявлены причины тревожности, конфликтности в семье, чувство неполноценности ребёнка в семье. Даны рекомендации
1.3 Методика «Лесенка»
Оцениваемые УУД: личностные УУД, действие личностного самоопределения. Исследование особенностей самооценки.
Результаты:
На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен завышенный уровень самооценки 76.9%, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.
15,3% опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.
7,6% заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В данном, конкретном случае налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. Разрушена ситуация успеха и положительное отношение школьницы к урокам; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку первоклассников.
Рекомендации:
- поддержка и развитие приобретённых положительных личностных качеств, организация деятельности по оказанию помощи другим людям, развитие эмпатии;
- стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка, организовать самостоятельную деятельность на уроке;
- консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
. Смыслообразование
2.1 Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования. Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Результаты:
Мотив | % |
Учебный | 38,4 |
Игровой | 19,2 |
Оценочный | 26,9 |
Социальный | 11,5 |
Позиционный | 3,8 |
По полученным результатам видно, что преобладающий мотив в классе - учебный. Это свидетельствует о том, что этим детям нравится учится, нравится посещать школу.
Детям с игровым мотивом нравится играть , гулять, общаться с детьми.
Оценочный мотив говорит о том, что ребёнок ходит в школу, чтобы зарабатывать хорошие оценки, за которые хвалят родители и учитель. Преобладание социального мотива ребёнок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители. При позиционном мотиве ребёнок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Рекомендации:
- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний;
- формирование мотивации достижения и успеха;
- консультация специалистов, включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов
3. Действия нравственно-этического оценивания
3.1 Методика незаконченных предложений «Радости и огорчения»
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. Выявления характера, содержания переживаний младших школьников.
При анализе ответов выделялись радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дали представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий, что позволило в дальнейшем спланировать индивидуальную работу с обучающимися.
3.2 Анализ ситуации Л.С. Колмогорова
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания; действие личностного самоопределения, связанного с выбором поведения в сложной ситуации. Изучение умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.
Результаты:
Результаты показали, что 92,3% обучающихся умеют осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации, а 7,6 % испытывают трудности.
Рекомендации:
- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками;
- формирование основ толерантности, развитие эмпатии, расширять представления о моральных нормах;
- консультация специалистов, стимулирование чувствительности к переживанием других людей, изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных)
Вывод
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Аналитическая справка по результатам изучения регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности регулятивных УУД: действия целеполагания, контроля, исполнения, самооценки.
Используемые методики
- «Рисование по точкам» А. Л. Венгер
Оцениваемые УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
- «Проба на внимание» П.Я. Гальперин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование), выявление уровня внимания и самоконтроля.
- «Палочки и чёрточки» У. В. Ульенкова
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель) и контроля. Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
- Графический диктант Д.Б, Элькони
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель); умение контролировать свою деятельность.
- «Рисование по точкам» А. Л. Венгер
Оцениваемые УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность;
Результаты исследования детей умению самостоятельно контролировать свою деятельность были следующие:
26,9% - имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, могут сознательно контролировать свои действия.
65,3% - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
7,6% - низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.
- Проба на внимание П.Я. Гальперин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование), выявление уровня внимания и самоконтроля.
Интерпретация полученных результатов.
Таблицы нормативных показателей регулятивных способностей.
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Найденные ошибки | 9-10 | 6-8 | 0-5 |
Результаты
7,6% обучающихся имеют высокий уровень, который характеризуется как «Высокая возрастная норма». Это дети с высокой для их возраста психо - физиологической зрелостью. У них сформированы навыки самоконтроля и планирования, высокий уровень внимания и ориентировки на заданную систему требований. Они могут сознательно контролировать свои действия.
80,7% обучающихся имеют средний уровень, который характеризуется как «Возрастная норма». К ней относятся дети с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки самоконтроля и планирования, средний уровень развития внимания. Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
11,5% обучающихся имеют низкий уровень, который характеризуется как «Сниженная возрастная норма или группа риска». У этих детей отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью, слабо сформировано произвольное внимание, они с трудом понимают предложенную инструкцию, им сложно проанализировать образец. Чрезвычайно низкий уровень регуляции собственных действий приводит к постоянно нарушению заданной системы требований, предложенной взрослым.
- Палочки и чёрточки У. В. Ульенкова
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель) и контроля. Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Результаты
№ уровня | Характеристика уровня | % |
1 | Ребенок принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекается на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если допускает отдельные ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. | 7,6% |
2 | Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; также не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество оформления работы его на заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. | 50% |
3 | Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца не может ее сохранить в принятом объеме, в результате пишет палочки и черточки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но прежде всего по тому, что не запомнил правили выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их ни по ходу работу, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к проученному результату равнодушен. | 26,9% |
4 | Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы индифферентен. | 7,6% |
5 | Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе; о саморегуляции на заключительном этапе говорить также не приходится. | 7,6% |
- Графический диктант Д.Б, Эльконин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель); умение контролировать свою деятельность.
Результаты
№ уровня | Характеристика уровня | % |
1 | Дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строчки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. | 19,2 |
2 | Дети, которые так же успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом. | 50% |
3 | Дети, не допускающие ошибок на 1-м этапе выполнения задания (срисовывание образца узора), но 2-й его этап (продолжение узора), требующий развитых навыков самоконтроля, вызывает у этих детей трудности. | 23,07% |
4 | Дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца. | 7.6% |
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, необходимо ситуативное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия;
- включить в урок упражнения на развитие объёма и концентрации внимания;
- поддержка и развитие сформированного уровня оценки.
Вывод:
Таким образом, через входной мониторинг исследования личностной сферы, была получена ориентировочная информация о способности первоклассников сознательно контролировать свои действия, ориентироваться на заданную систему требований и выявлены предпосылки формирования регулятивных УУД. У большинства обучающихся регулятивные универсальные учебные действия сформированы на высоком и среднем уровне. Учащиеся с низким уровнем развития данного вида УУД нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности
у обучающихся 1 класса
Компоненты учебной деятельности | |||||
Ф.И.О | Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка |
Белялёва П | |||||
Ботанкин Е | |||||
Волков И | |||||
Дадонов М | |||||
Зорина Е | |||||
Зорин М | |||||
Ильинский М | |||||
Кадников А | |||||
Калякин С | |||||
Каплин М | |||||
Карчев М | |||||
Карчева Я | |||||
Кисляков Н | |||||
Корыхаев Д | |||||
Лаптева А | |||||
Латухина К | |||||
Липатова Л | |||||
Лобанов А | |||||
Мамонов К | |||||
Парамонов Н | |||||
Смолин В | |||||
Стрижов Н | |||||
Тимошин А | |||||
Фролов А | |||||
Шумик К | |||||
Баранова А |
Приложение1
Аналитическая справка по результатам изучения позновательных универсальных учебных действий (логические учебные действия) у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности познавательных УУД – логические и общеучебные действия.
Объект оценивания: логические действия (классификация, сравнение и обобщение предметов, установление аналогии на предметном материале.)
Используемые методики
Тест «Найди несколько различий»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — анализ и сравнение.
Методика «Выделение существенных признаков»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — выделение существенных признаков.
Результаты:
Тест «Найди несколько различий»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — анализ и сравнение.
Уровень развития восприятия обучающихся
Уровень | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
15,30% | 65.3% | 15,30% | 3,80% | 0 |
Методика «Выделение существенных признаков»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — выделение существенных признаков.
Результаты:
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
53,80% | 42,30% | 3,80% |
Рекомендации:
- коррекционная работа по выявленным нарушениям
- составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.
- для учащихся с низким уровнем развития познавательных универсальных действий создавать ситуации в урочной и внеурочной деятельности, в которых бы развивались операции логического мышления.
Вывод:
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Результаты диагностики показали, что словесно-логическое мышление у первоклассников развито на среднем уровне. В основном первоклассники умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, частично владеют логическими операциями.
Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД: коммуникация как взаимодействие (интеракция), коммуникация как кооперация, коммуникация как условие итериоризации.
Используемые методики
1.Коммуникация как взаимодействие (интеракция)
«Узор под диктовку» Г.А. Цукерман
Оцениваемые УУД: умение выделить и отброзить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи.
2. Коммуникация как кооперация
«Рукавички» Г.А. Цукерман
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Коммуникация как условие итериоризации.
«Дорога к дому» Г.В. Бурменская
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи
Результаты:
Основные критерии | Методики | Результат | Рекомендации |
Коммуникация как кооперация | Методика «Узор под диктовку» | Высокий 23,07% Низкий 7,6% | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого. |
Коммуникация как интеракция | Методика «Рукавички» | Высокий 19,2% | - соблюдение простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
Коммуникация как интериоризация | Методика «Дорога к дому» | Высокий 26,9% | - поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания |
Вывод:
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.
Рекомендации учителям начальных классов
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ области учителю первого класса рекомендуется:
- продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных учебных действий:
- для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
- для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам исследования "Изучение представлений о толерантности".
Изучение представлений о толерантности воспитанников....
Аналитическая справка по результатам изучения личностных УУД 3 класс 2017-2018 учебный год
Аналитический материал стартовой и итоговой диагностики самооценки в 3 классе по методике В.Г.Щур...
Аналитическая справка по результатам изучения личностных УУД 4 класс 2017-2018 учебный год
Аналитический материал стартовой и итоговой диагностики самооценки в 4 классе по методике В.Г.Щур за 2018-2019 учебный год...
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий обучающихся по немецкому языку. Форма 2
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий обучающихся по немецкому языку. Форма 2...
Аналитическая справка по результатам изучения уровня школьной мотивации обучающихся по немецкому языку. Форма 7.
Аналитическая справка по результатам изучения уровня школьной мотивации обучающихся по немецкому языку. Форма 7....
Аналитическая – справка по результатам изучения школьной мотивации обучающихся в 5, 6,7 классах по годам обучения
Диагностика мотивации обучающихся к предмету...