Аналитические справки по результатам изучения УУД у первоклассников 2013-2014 уч. год
материал по психологии по теме
Данный материал содержит:
1. Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) у первоклассников.
2. Аналитическая справка по результатам изучения регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
3. Аналитическая справка по результатам изучения позновательных универсальных учебных действий (логические учебные действия) у первоклассников.
4. Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
5. Рекомендации учителям начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание) у первоклассников.
Цель: определить уровень сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся первых классов в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Используемые методики
- Самоопределение
1.1 Опросник «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
1.2 Проективный рисунок «Моя семья» Р. Ф. Беляускайте
Оцениваемые УУД: отношение к себе, своей жизни, ближайшему окружению.
- Методика «Лесенка»
Оцениваемые УУД: личностные УУД, действие личностного самоопределения. Исследование особенностей самооценки.
2. Смыслообразование
2.1 Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования. Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
3. Действия нравственно-этического оценивания
3.1 Методика «Радости и огорчения»
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. Выявления характера, содержания переживаний младших школьников.
3.2 Анализ ситуации Л.С. Колмогорова
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания; действие личностного самоопределения, связанного с выбором поведения в сложной ситуации. Изучение умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.
- Самоопределение
1.1 Опросник «Что мне нравится в школе» Н.Г. Лусканова
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Результаты:
По результатам оценки у 23,07% обучающихся хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.
53,8% положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.
15,3% низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.
1.2 Проективный рисунок «Моя семья» Р. Ф. Беляускайте
Оцениваемые УУД: отношение к себе, своей жизни, ближайшему окружению.
Результаты:
По результатам интерпретации рисунков детей были выявлены следующие симптокомплексы:
- благоприятная семейная ситуация — 61,5%
- тревожность — 65,3%
- конфликтность в семье — 15,3%
- чувство неполноценности в семейной ситуации — 7,6%
Был проведён подробный анализ результатов с классным руководителем и родителями, дети которых вызывали опасение. Были выявлены причины тревожности, конфликтности в семье, чувство неполноценности ребёнка в семье. Даны рекомендации
1.3 Методика «Лесенка»
Оцениваемые УУД: личностные УУД, действие личностного самоопределения. Исследование особенностей самооценки.
Результаты:
На основании данных проведенной диагностики в целом выявлен завышенный уровень самооценки 76.9%, что характерно именно для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Именно поэтому в первом классе не используется бальная (отметочная) система. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе.
15,3% опрошенных имеют адекватную самооценку, т.е. у детей сформировано положительное отношение к себе, они умеют оценивать себя и свою деятельность.
7,6% заниженная самооценка. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ребенка. В данном, конкретном случае налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. Разрушена ситуация успеха и положительное отношение школьницы к урокам; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку первоклассников.
Рекомендации:
- поддержка и развитие приобретённых положительных личностных качеств, организация деятельности по оказанию помощи другим людям, развитие эмпатии;
- стабилизировать психоэмоциональное состояние ребёнка, организовать самостоятельную деятельность на уроке;
- консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.
. Смыслообразование
2.1 Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования. Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Результаты:
Мотив | % |
Учебный | 38,4 |
Игровой | 19,2 |
Оценочный | 26,9 |
Социальный | 11,5 |
Позиционный | 3,8 |
По полученным результатам видно, что преобладающий мотив в классе - учебный. Это свидетельствует о том, что этим детям нравится учится, нравится посещать школу.
Детям с игровым мотивом нравится играть , гулять, общаться с детьми.
Оценочный мотив говорит о том, что ребёнок ходит в школу, чтобы зарабатывать хорошие оценки, за которые хвалят родители и учитель. Преобладание социального мотива ребёнок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, - так говорят родители. При позиционном мотиве ребёнок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
Рекомендации:
- способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний;
- формирование мотивации достижения и успеха;
- консультация специалистов, включение ребёнка в активную деятельность на основе использования его интересов
3. Действия нравственно-этического оценивания
3.1 Методика незаконченных предложений «Радости и огорчения»
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания. Выявления характера, содержания переживаний младших школьников.
При анализе ответов выделялись радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.). Полученные результаты дали представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий, что позволило в дальнейшем спланировать индивидуальную работу с обучающимися.
3.2 Анализ ситуации Л.С. Колмогорова
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания; действие личностного самоопределения, связанного с выбором поведения в сложной ситуации. Изучение умения осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации.
Результаты:
Результаты показали, что 92,3% обучающихся умеют осуществлять элементарный нравственно-психологический анализ ситуации, а 7,6 % испытывают трудности.
Рекомендации:
- закрепить сформированные моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками;
- формирование основ толерантности, развитие эмпатии, расширять представления о моральных нормах;
- консультация специалистов, стимулирование чувствительности к переживанием других людей, изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных)
Вывод
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Аналитическая справка по результатам изучения регулятивных универсальных учебных действий у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности регулятивных УУД: действия целеполагания, контроля, исполнения, самооценки.
Используемые методики
- «Рисование по точкам» А. Л. Венгер
Оцениваемые УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
- «Проба на внимание» П.Я. Гальперин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование), выявление уровня внимания и самоконтроля.
- «Палочки и чёрточки» У. В. Ульенкова
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель) и контроля. Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
- Графический диктант Д.Б, Элькони
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель); умение контролировать свою деятельность.
- «Рисование по точкам» А. Л. Венгер
Оцениваемые УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность;
Результаты исследования детей умению самостоятельно контролировать свою деятельность были следующие:
26,9% - имеют высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, могут сознательно контролировать свои действия.
65,3% - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
7,6% - низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушают заданную систему требований, предложенную взрослым.
- Проба на внимание П.Я. Гальперин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия контроля (планирование), выявление уровня внимания и самоконтроля.
Интерпретация полученных результатов.
Таблицы нормативных показателей регулятивных способностей.
Уровни | Высокий | Средний | Низкий |
Найденные ошибки | 9-10 | 6-8 | 0-5 |
Результаты
7,6% обучающихся имеют высокий уровень, который характеризуется как «Высокая возрастная норма». Это дети с высокой для их возраста психо - физиологической зрелостью. У них сформированы навыки самоконтроля и планирования, высокий уровень внимания и ориентировки на заданную систему требований. Они могут сознательно контролировать свои действия.
80,7% обучающихся имеют средний уровень, который характеризуется как «Возрастная норма». К ней относятся дети с соответствующей их возрасту психофизиологической зрелостью. Для них характерны формирующиеся навыки самоконтроля и планирования, средний уровень развития внимания. Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности.
11,5% обучающихся имеют низкий уровень, который характеризуется как «Сниженная возрастная норма или группа риска». У этих детей отсутствуют навыки произвольного контроля за собственной деятельностью, слабо сформировано произвольное внимание, они с трудом понимают предложенную инструкцию, им сложно проанализировать образец. Чрезвычайно низкий уровень регуляции собственных действий приводит к постоянно нарушению заданной системы требований, предложенной взрослым.
- Палочки и чёрточки У. В. Ульенкова
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель) и контроля. Определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.
Результаты
№ уровня | Характеристика уровня | % |
1 | Ребенок принимает задание полностью, полностью во всех компонентах сохраняет его до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекается на протяжении всего занятия; работает в основном точно, если допускает отдельные ошибки на то или иное правило, то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдать работу сразу же после сигнала об окончании, а еще раз проверяет написанное; в случае необходимости вносит поправки, делает все, чтобы работа не только была выполнена правильно, но и выглядела аккуратной, красивой. | 7,6% |
2 | Ребенок принимает задание полностью, сохраняет его также полностью до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки на те или иные правила, но не замечает и не устраняет их; также не устраняет ошибки и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничиваясь лишь беглым просмотром написанного; качество оформления работы его на заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него есть. | 50% |
3 | Ребенок принимает лишь часть инструкции, но до конца не может ее сохранить в принятом объеме, в результате пишет палочки и черточки в беспорядке; в процессе работы допускает ошибки не только по невнимательности, но прежде всего по тому, что не запомнил правили выполнения задания; ошибок не замечает, не исправляет их ни по ходу работу, ни в конце занятия; после сигнала об окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к проученному результату равнодушен. | 26,9% |
4 | Ребенок принимает лишь небольшую часть инструкции, но почти сразу ее полностью теряет; пишет палочки и черточки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет; не использует и время для проверки в конце занятия; после сигнала об окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы индифферентен. | 7,6% |
5 | Ребенок совсем не принимает задания, более того, он вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать с карандашом и бумагой; пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист, как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек на листе; о саморегуляции на заключительном этапе говорить также не приходится. | 7,6% |
- Графический диктант Д.Б, Эльконин
Оцениваемые УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действия по образцу и сохранять заданную цель); умение контролировать свою деятельность.
Результаты
№ уровня | Характеристика уровня | % |
1 | Дети, полностью справившиеся с заданием и не допустившие ни одной ошибки. Они точно копируют образец и продолжают узор до конца строчки. Эти дети работают внимательно, сосредоточенно, постоянно сверяясь с образцом. | 19,2 |
2 | Дети, которые так же успешно выполняют задание, но в их работах присутствуют некоторые неточности, которые дети сами исправляют, сверяя свой результат с образцом. | 50% |
3 | Дети, не допускающие ошибок на 1-м этапе выполнения задания (срисовывание образца узора), но 2-й его этап (продолжение узора), требующий развитых навыков самоконтроля, вызывает у этих детей трудности. | 23,07% |
4 | Дети, которые изначально не могут скопировать графический узор с визуального образца. | 7.6% |
Рекомендации:
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания, необходимо ситуативное обращение ребёнка к алгоритму выполнения учебного действия;
- включить в урок упражнения на развитие объёма и концентрации внимания;
- поддержка и развитие сформированного уровня оценки.
Вывод:
Таким образом, через входной мониторинг исследования личностной сферы, была получена ориентировочная информация о способности первоклассников сознательно контролировать свои действия, ориентироваться на заданную систему требований и выявлены предпосылки формирования регулятивных УУД. У большинства обучающихся регулятивные универсальные учебные действия сформированы на высоком и среднем уровне. Учащиеся с низким уровнем развития данного вида УУД нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
Характеристика сформированности компонентов учебной деятельности
у обучающихся 1 класса
Компоненты учебной деятельности | |||||
Ф.И.О | Учебный интерес | Целеполагание | Учебные действия | Контроль | Оценка |
Белялёва П | |||||
Ботанкин Е | |||||
Волков И | |||||
Дадонов М | |||||
Зорина Е | |||||
Зорин М | |||||
Ильинский М | |||||
Кадников А | |||||
Калякин С | |||||
Каплин М | |||||
Карчев М | |||||
Карчева Я | |||||
Кисляков Н | |||||
Корыхаев Д | |||||
Лаптева А | |||||
Латухина К | |||||
Липатова Л | |||||
Лобанов А | |||||
Мамонов К | |||||
Парамонов Н | |||||
Смолин В | |||||
Стрижов Н | |||||
Тимошин А | |||||
Фролов А | |||||
Шумик К | |||||
Баранова А |
Приложение1
Аналитическая справка по результатам изучения позновательных универсальных учебных действий (логические учебные действия) у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности познавательных УУД – логические и общеучебные действия.
Объект оценивания: логические действия (классификация, сравнение и обобщение предметов, установление аналогии на предметном материале.)
Используемые методики
Тест «Найди несколько различий»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — анализ и сравнение.
Методика «Выделение существенных признаков»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — выделение существенных признаков.
Результаты:
Тест «Найди несколько различий»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — анализ и сравнение.
Уровень развития восприятия обучающихся
Уровень | Очень высокий | Высокий | Средний | Низкий | Очень низкий |
15,30% | 65.3% | 15,30% | 3,80% | 0 |
Методика «Выделение существенных признаков»
Оцениваемые УУД: логические универсальные учебные действия. Выявление уровня развития операции логического мышления — выделение существенных признаков.
Результаты:
Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
53,80% | 42,30% | 3,80% |
Рекомендации:
- коррекционная работа по выявленным нарушениям
- составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов.
- для учащихся с низким уровнем развития познавательных универсальных действий создавать ситуации в урочной и внеурочной деятельности, в которых бы развивались операции логического мышления.
Вывод:
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Результаты диагностики показали, что словесно-логическое мышление у первоклассников развито на среднем уровне. В основном первоклассники умеют выделять существенные признаки предметов и явлений, устанавливать закономерности, частично владеют логическими операциями.
Аналитическая справка по результатам изучения коммуникативных универсальных учебных действий у первоклассников.
Цель: Оценка уровня сформированности коммуникативных УУД: коммуникация как взаимодействие (интеракция), коммуникация как кооперация, коммуникация как условие итериоризации.
Используемые методики
1.Коммуникация как взаимодействие (интеракция)
«Узор под диктовку» Г.А. Цукерман
Оцениваемые УУД: умение выделить и отброзить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи.
2. Коммуникация как кооперация
«Рукавички» Г.А. Цукерман
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества.
3. Коммуникация как условие итериоризации.
«Дорога к дому» Г.В. Бурменская
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнёру, планирующая и регулирующая функция речи
Результаты:
Основные критерии | Методики | Результат | Рекомендации |
Коммуникация как кооперация | Методика «Узор под диктовку» | Высокий 23,07% Низкий 7,6% | - поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение групповых заданий на уроке, важно положительное одобрение со стороны взрослого. |
Коммуникация как интеракция | Методика «Рукавички» | Высокий 19,2% | - соблюдение простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. |
Коммуникация как интериоризация | Методика «Дорога к дому» | Высокий 26,9% | - поощрения за результат, совместное выполнение задания с друзьями по классу, изучение правил активного слушания |
Вывод:
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.
Рекомендации учителям начальных классов
Таким образом, развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер ребенка.
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в ОУ области учителю первого класса рекомендуется:
- продолжить работу по формированию и развитию у первоклассников универсальных учебных действий:
- для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
- для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
- разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-388425-1390813407.jpg)
Аналитическая справка по результатам исследования "Изучение представлений о толерантности".
Изучение представлений о толерантности воспитанников....
Аналитическая справка по результатам изучения личностных УУД 3 класс 2017-2018 учебный год
Аналитический материал стартовой и итоговой диагностики самооценки в 3 классе по методике В.Г.Щур...
Аналитическая справка по результатам изучения личностных УУД 4 класс 2017-2018 учебный год
Аналитический материал стартовой и итоговой диагностики самооценки в 4 классе по методике В.Г.Щур за 2018-2019 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1214246-1580659386.jpg)
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных программ в МБУДО «ДЕСНОГОРСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА имени М.И
Аналитическая справка о результатах мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих/предпрофессиональных прог...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-200816-1361117121.jpg)
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий обучающихся по немецкому языку. Форма 2
Аналитическая справка по результатам изучения личностных универсальных учебных действий обучающихся по немецкому языку. Форма 2...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-200816-1361117121.jpg)
Аналитическая справка по результатам изучения уровня школьной мотивации обучающихся по немецкому языку. Форма 7.
Аналитическая справка по результатам изучения уровня школьной мотивации обучающихся по немецкому языку. Форма 7....
Аналитическая – справка по результатам изучения школьной мотивации обучающихся в 5, 6,7 классах по годам обучения
Диагностика мотивации обучающихся к предмету...