Психологическая игра "Экзамен".
методическая разработка по психологии (9 класс) по теме
Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Эта игра поможет помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskaya_igra_ekzamen.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Большая игра для подростков и старшеклассников
Игра «Экзамен»
Эта игра предназначена для учащихся девятых классов и является частью работы по психологической подготовке девятиклассников к сдаче экзаменов. Как известно, сдача экзаменов (особенно в первый раз) вызывает у старшеклассников страх, напряжение, тревогу. Эта игра поможет помочь школьникам снять напряжение, благодаря проигрыванию предстоящей экзаменационной ситуации.
Соответственно, в ходе игры разрешаются следующие задачи:
- Изменение отношения к стрессовой ситуации экзамена через его «проживание»; снижение напряжённости, тревожности перед новой ситуацией;
- Обозначение проблем, с которыми предстоит встречаться на экзамене, и обсуждение путей их преодоления;
- Знакомство девятиклассников с представителями экзаменационной комиссии;
- Развитие навыков группового взаимодействия.
Ведущий. Сегодня мы собрались для того, чтобы испытать себя в ситуации экзамена. Для каждого из нас независимо от опыта экзамен является определённым испытанием. Я хочу ещё раз произнести слово экзамен. Вслушайтесь в него. Какие у вас рождаются ассоциации? Назовите их.
Ведущий. Итак, мы видим, что есть много общего в нашем восприятии экзамена. Однако есть и различия. Кто-то из участников воспринимает ситуацию как тревожную, чреватую негативными последствиями. А кто-то, напротив, чувствует себя энергичным, бодрым и уверенным в своих силах. И сейчас нам с вами на практике предстоит узнать, что же такое экзамен. А затем ещё раз, исходя из сегодняшнего опыта, обсудить, что пережил каждый из вас. Традиционно каждый сдаёт экзамен в индивидуальном порядке. Вам повезло. Этот экзамен проводится в групповой форме. Сейчас участникам нужно разбиться на команды.
Ведущий организует жеребьёвку. Количество человек в команде не должно превышать 7 – 8 человек.
Ведущий. Я прошу всех сесть в круг таким образом, чтобы участники одной команды находились рядом. Прежде чем мы перейдём непосредственно к экзамену, я хочу узнать ваше мнение. От чего зависит успех на экзамене?
Проводится свободное обсуждение. Участники говорят о знании предмета, везении, находчивости, доброжелательности экзаменационной комиссии, взаимовыручке и т.д.
Ведущий подводит итог.
Ведущий. Мы сейчас услышали, что успех на экзамене определяется очень многими факторами. Через некоторое время нам предстоит это проверить. Прежде, чем вы начнёте сдавать экзамен, я хочу ознакомить вас с правилами.
Ведущий вывешивает плакат с текстом правил
- Первое правило относится к процедуре проведения игры. Представители каждой команды подходят к столу, за которым восседает «Многоуважаемая экзаменационная комиссия», и тянут билет. Затем идёт коллективное обсуждение в командах. Услышав сигнал об окончании времени, к столу экзаменатора выходит представитель команды. Он и отвечает на вопросы билета. В случае необходимости команда может дополнить ответ.
- Система оценок – традиционная пяти бальная.
- Время подготовки к ответу строго ограничено, на неё даётся 7 минут, на ответ три минуты. Отчёт времени осуществляется с помощью песочных часов. Сигналом к началу и завершению этих периодов служит звонок колокольчиков. За нарушение правил, экзаменационная комиссия имеет право снижать отметку.
Так же существуют требования к построению ответа:
- В ответе должны быть раскрыты все понятия, включённые в вопрос.
- Ответ должен быть логичным.
Ведущий. Есть ли у вас вопросы по тем правилам, с которыми вы только что познакомились?
А теперь позвольте вам представить экзаменационную комиссию. В состав комиссии входят завучи и педагоги. Важно, что бы в этой роли на игре выступали люди, которым в последующем действительно предстоит принимать у этих ребят экзамены.
Ведущий. Я прошу команды сесть отдельно друг от друга.
Пока команды пересаживаются на отведённые им места, ведущий раскладывает на столе билеты.
Участники направляют своих представителей за «счастливым билетом». Все билеты имеют №13.
Экзаменационные билеты.
Билет №13
Расскажите об особенностях жанра «Современный женский роман»: сюжет, литературные приёмы, главные герои и т. д.
Билет №13
Расскажите об особенностях выращивания цыплят бройлерных пород в условиях вечной мерзлоты.
Билет №13
Докажите теорему №124 о построении равнобедренного круга.
Билет №13
Перечислите основные способы добывания философского камня в горах Казахстана.
Билет №13
Расскажите об особенностях внешней политики князя Джуффина Доброго (на примере торговли со странами дальнего юга).
Билет №13
Расскажите об особенностях экспериментальной проверки качества парфюмерной продукции «franzuski sport»
Билет №13
Расскажите об обычаях, культуре, особенностях жизни дикого племени Мумба Юмба, живущего в лесах центральной Африки.
Билет №13
Найдите место в биологической классификации животному, существу, известному в народе как Змей Горыныч.
Билет №13
Расскажите о подготовке проведении и правил черенкования плодово–ягодных кустов в условиях крайнего Севера.
Ведущий переворачивает песочные часы.
Ведущий. Внимание! Время пошло! Напоминаю, что сигналом прекращения обсуждения является звук колокольчика.
По окончании обсуждения звенит колокольчик.
После этого представители команд выходят к экзаменационной комиссии. Для того чтобы у команд не было возможности продолжить обсуждение после звонка ведущего представители всех команд выходят к столу одновременно и по очереди отвечают на вопросы билета.
Ведущий отслеживает время.
Ведущий. Я попрошу представителя многоуважаемой комиссии рассказать, какие результаты получили участники.
Комиссия рассказывает о том, какие оценки получили команды, аргументируя своё решение. Юмористические комментарии с акцентами на реальных достижениях позволяют участникам сбросить напряжение и легче перенести ситуацию провала. Каждой команде нужно ответить на 3 экзаменационных билета и получить по 3 отметки. Экзаменационная комиссия подсчитывает общий бал, набранный каждой командой, и объявляет победителя.
Ведущий. Я попрошу всех сесть в общий круг. Экзамен завершён. Мы видим каких результатов добилась каждая команда. Давайте обсудим, что помогало и что мешало при подготовке и ответе на вопросы билетов? Из чего складывался результат? Что понравилось? Что не понравилось? Что для вас значил №13? Какие чувства возникли во время игры? Что было самым важным? Главный итог этой игры заключён не в победе какой-то одной команды. Вы все достойно проявили себя. И не зависимо от результата, есть главные победители сегодняшней встречи. Это – девятиклассники. Как известно, больше всего страшит неизвестность. После нашей игры девятиклассники смогут более уверенно пройти весенние экзаменационные испытания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая безопасность или психологический комфорт в образовательном учреждении
Статья для педагогов...
«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»
Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....
Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"
В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...
«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»
Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...
Учёт, психологических особенностей учащихся с замедленным психологическим развитием в процессе обучения
из опыта работы в классах КРО VII вида...
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Статья "ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ". Автор:СОКОЛОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА -РУКОВОДИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО –ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ МБОУ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
Положение о социально-психологической службе МБОУ «ОСОШ №4»...