Как построить работу с одаренными детьми.
статья по психологии по теме

Дробот Вера Андреевна

Презентация и рекомендации по работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_postroit_rabotu_s_odarennymi_detmi.docx43.23 КБ

Предварительный просмотр:

Как построить работу с одаренными детьми. Виды одаренности.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями( или имеет внутренние предпосылки для творчества) в том  или  ином виде деятельности

На сегодняшний день  большинство  психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности -  результат сложного взаимодействия наследственности( природных задатков)  и  социальной среды , опосредованного деятельностью ребенка( игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Большинство психологов рассматривают креативность (творческий потенциал) человека как один из важнейших факторов одаренности. Американский психолог П. Торренс   определил креативность как процесс, который порождается  сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации неопределенности и дефицита  информации. Этот процесс включает поиск и определение проблемы, выдвижение и проверку гипотез, поиск и обоснование решений. Главную роль при этом играет дивергентное(идущее в разных направлениях) мышление, способное приводить к  неожиданным выводам, в отличие от конвергентного, последовательного мышления, причем  креативность обязательно предполагает интеллектуальное развитие человека выше среднего уровня, поскольку лишь такой уровень может обеспечить основу для творческой продуктивности. Кроме того, в многочисленных исследованиях была продемонстрирована важная роль мотивационно- личностных особенностей и условий социального окружения одаренных детей в реализации их потенциала.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов о частоте проявления детской одаренности. Существует две  крайние точки зрения: «все дети являются одаренными»- «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальная одаренность  по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрируют незначительная часть детей.

Ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности каждый ребенок может обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические  возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющий  стихийный , самодеятельный характер. Например, ребенок, увлекается техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной  внешкольной  деятельности( в кружке, секции, студии) его занятия не имеют ни какого отношения. Другой ребенок  увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует  не только  по его школьной деятельности, но и по внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности. В качестве одной из причин отсутствия проявления того или иного вида одаренности может быть недостаток( в силу условий жизни) соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их усвоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

В некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или

Иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и могут привести  к снижению показателей успешности ребенка( несмотря на потенциально высокий уровень его способностей).

Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена  в более или менее очевидном виде. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о действительных возможностях ребенка, понимая при этом, что существуют одаренные дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

С другой стороны, одаренность не всегда можно отличить от обученности(степень социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни ребенка. Совершенно ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности сравнительно с ребенком, для которого не были созданы такие условия.

 Поскольку одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной степени она связана со спецификой детской одаренности. Одаренность конкретного ребенка - в значительной мере условная характеристика.  Самые замечательные способности ребенка не  являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности , проявляемые в детские годы, даже при самых казалось бы благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен  «при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит  использовать словосочетание  «одаренный ребенок» в плане констатации (жестокой фиксации) статуса данного ребенка. Ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он - «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет  признаки своей одаренности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение в специализированном образовательном учреждении, но потом перестал считаться одаренным. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад  в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко  развито чувство справедливости, они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Во-вторых, непрекращающаяся познавательная активность и высоко  развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут  их  к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного мышления ( в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний  весьма  продуктивным и значимым.  В-третьих, большинству одаренных присущи большая  энергия , целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо  понятия «одаренный р


Признаки одаренности.

Признаки одаренности- это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить  в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения  одаренного ребенка: инструментальный и  мотивационный. Инструментальный- характеризует способы его деятельности. Мотивационный- отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности. Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующим образом:

1.наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую , качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:

-быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

-использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

-выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство как выход  за пределы требований выполняемой деятельности.

2.сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному         ребенку самодостаточной  системой  саморегуляции.

Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3.высокая структурированность знаний, умений видеть изучаемый предмет с системе, свернутость способов действий в  соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка , с одной стороны,  практически мгновенно  схватывать  наиболее существенную деталь(факт) среди множества других предметных  сведений(впечатлений, обзоров, понятий и т. Д. ) и , с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали(факта)  к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами ,  своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его  способности  в сложном видеть простое, а в простом- сложное.

4.особый тип обучаемости может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующим образом:

1.повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности(знакам, звукам, цветам, растениям и т. Д.) либо определенным формам собственной активности(физической, художественной и т. Д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

 2.Ярко выраженный интерес к  тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая  увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.

3.Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4.Предпочтение парадоксальной, противоречивой и  неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5.Высокая критичность к результатам собственного труда,  склонность ставить сверхтрудные цели,  стремление с совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не  для вывода о ее безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка необязательно должно сопровождаться одновременно вышеперечисленными признаками.

 Виды одаренности.

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект. Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных видов одаренности в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Среди критериев видов одаренности можно выделить следующие:

1.Виды деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

2.Степеть  сформированности.

3.Форма проявления.

4.Широта проявления в различных видах деятельности.

5.Особенности возрастного развития.

По  первому критерию выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности с учетом включенности трех психических сфер и соответственно степени участия разных уровней  психической организации. К основным видам деятельности относится практическая, теоретическая( познавательная), художественно- эстетическая, коммуникативная и духовно- ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно- волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одаренности. В практической деятельности, в частности,  можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную, в познавательной- интеллектуальную одаренность различных видов. В художественно- эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно- поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность. В коммуникативной деятельности прежде всего следует выделить лидерскую аттрактивную одаренности. И, наконец, в духовно- ценностной деятельности мы отмечаем одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, суждение людям. Особую категорию одаренных детей составляют талантливые дети. Талантливый- это ребенок с такими  результатами выполнения  деятельности, которые, отвечают  требованию объективной новизны и социальной значимости.

Одаренность бывает явной и скрытой. Явная одаренность проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо(сама по себе), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ребенка  в   менее выраженной , замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не ведет будущего прекрасного лебедя. Причины скрытой одаренности во многом связаны с наличием особых психологических барьеров. Скрытые формы одаренности- сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены.

Выделяется общая( или умственная) и специальная одаренность.

Психологическим ядром общей одаренности являются умственные  способности , вокруг которых выступают эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.

Специальная одаренность обнаруживает себя  в  конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности( музыка, живопись, спорт и т д ).

Одаренность может быть ранней и поздней- это зависит от  психологического развития ребенка. Примером ранней одаренности являются дети «вундеркинды»

Проблемы одаренных детей.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие: не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Правда, и у этих детей могут возникнуть проблемы в том случае, если не учитываются  их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенциалов.

Наиболее часто встречаются проблемы общения, социальное поведение, дислексии(слабое развитие речи), эмоционального развития, и т. д.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь его проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как построить работу с одаренными детьми.

Презентация и рекомендации по работе с одаренными детьми....

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Как правильно построить работу с одаренными детьми?

В этом поможет специально созданный информационно-образовательный портал общенациональной системы поиска и поддержки одаренных детей и молодежи....

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»

Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...