Программа "Психология публичного выступления"
план-конспект занятия по психологии на тему
Программа предназначена для школьного научного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Психология публичного выступления»
Фаркова Елена Николаевна, замдиректора по УВР, МОУ СОШ с. Засопка Читинского района Забайкальского края
Пояснительная записка
В последние годы в средней школе активизировалась исследовательская работа учащихся под руководством педагогов. Создаются различные научные общества, где ребята, взявшись за интересную проблему, изучают нужную литературу, выдвигают собственные гипотезы и затем исследуют их. Эта сложная работа интересна многим современным школьникам. Но вот проведены тесты, изучены анкеты одноклассников, всё обобщено, сделаны соответствующие выводы и работа готова. Завтра предстоит её защитить перед научным обществом. Но как защитить? Либо прочитать от корки до корки, либо рассказать так, что у слушателей тоже загорятся глаза…. Проблема психологической помощи ребятам из школьного НОУ актуальна. Очень важно помочь молодому исследователю при защите своей работы выйти за рамки привычной ситуации Я + КЛАСС, расширить её. Программа предлагается для всех ребят из НОУ, которые объединяются в группы по 9-12 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Для отслеживания результативности тренинговой работы рекомендуется провести до начала занятий Анкету участника тренинга и в заключение провести повторное анкетирование.
Цель: Способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи:
- Формировать навыки работы над изложением текста.
- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.
- Способствовать умению работы над собственной речью.
Ожидаемый результат:
Участники тренинга в результате работы в группах должны научиться выступать перед публикой, не испытывая затруднений, используя в своей речи полученные навыки и уметь «считывать» информацию с других выступающих.
Занятие 1 Психология публичного выступления.
Секреты изложения текста.
Цель: Способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи:
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать навыки рефлексии.
- Формировать навыки работы с текстом.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - «Карусель», - «Шанхайская походка», - «Путаница» | Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Основные секреты изложения текста: - Структура текста (слайд 2) - Невербальные средства в речи (слайд 3) - Проксемика и речь (слайд 4) | Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 14 мин. |
4 | 1.Работа над публичным выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. | Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 5 мин. | |
7 | Ритуал прощания. | 1 мин. |
Занятие 2 Психология публичного выступления.
Неречевые компоненты публичного выступления.
Цель: Способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи:
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать умение контролировать эмоции во время выступления.
- Формировать умение использовать неречевые компоненты для успешного выступления.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - «Встаньте те, у кого…» (Подвижная игра на умение быстро ориентироваться в ситуации), - «Дрожащее желе» (Телесноориентированная игра на развитие групповой сплочённости), - «Ритмические хлопки» (Игра на развитие умения присоединения), - «Восковая свеча» (Игра на развитие группового доверия) | Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Неречевые компоненты публичного выступления (слайд 5): 1. Контроль эмоций А) Программа на успех, Б) Способы снятия напряжения перед и во время выступления. Обсуждение. Советы. 2. Ситуация на карточках по началу выступления. Неконструктивные стратегии начала. Обсуждение. 3. И ещё советы (слайд 6): - ничего кричащего в одежде - Вы – сама уверенность. - к уверенности через позу при выступлении - нет бессознательным движениям - контакт глаз | Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 3 мин. 3 мин. 8 мин. |
4 | 1.Работа над публичным выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. | Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 4 мин. | |
7 | Ритуал прощания «Колокол». | 1 мин. |
Занятие 3 Психология публичного выступления.
Язык выступающего.
Цель: Способствовать формированию навыков публичного выступления.
Задачи:
- Способствовать развитию групповой сплоченности.
- Развивать навыки рефлексии.
- Формировать навыки работы над речью выступления.
№ п/п | Этап занятия | Цель | Время |
1 | Приветствие. Знакомство | Создание позитивного настроения в группе | 2 мин. |
2 | Разминка. Упражнения: - «Музыкальные колени», - «Альпинисты», - «Стена доверия» | Снятие мышечных зажимов, создание условий для свободного общения. | 8 мин. |
3 | Тема. Язык выступающего (слайд 7): - Умеренный текст, - Словарный состав речи, - Нет словам – паразитам, -Краткость и чёткость речи, - Использование прямых слов – обращений. | Знакомство с основными принципами работы над текстом. | 14 мин. |
4 | 1.Работа над публичным выступлением участников на заданную тему. 2. Выступление. 3. Обсуждение. 4. Советы. | Тренинг публичного выступления в режиме занятия. | 15мин. |
5 | Резюме. | 1 мин. | |
6 | Рефлексия. | 5 мин. | |
7 | Ритуал прощания. | 1 мин. |
Анкета участника
Оцените, пожалуйста, себя по 10-бальной шкале.
До начала занятий | После занятий | |
Свободно чувствую себя перед любой публикой. | ||
Свободно владею своим телом, когда выступаю. | ||
Свободно владею своей речью, когда выступаю. | ||
Умею заинтересовать слушателя. |
Литература:
К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. Часть 1-4 М; 2008г.
Введенская А.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов н/Д., 1995.
Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично М.: «Проспект», 1989. – 419с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное выступление перед общественностью
Очень малая часть того, чем я увлечённо занимаюсь!...
Публичное выступление "Курение и его последствия"
Курение является одной из вредных привычек среди молодежи. Сейчас курят все- и взрослые, и дети младшего и подросткового школьного возраста. К последствиям курения относятся безразлично, видимо не до ...
Презентация "Виды публичных выступлений"
Публичная речь– это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения;речь, адресованная определенной аудитории;ораторская речь.Публичная речь произносится с целью информиро...
публичное выступление 2012
Материал для выступления на конкурс "Лучшие учителя"...
Презентация "Публичное выступление"
Данная презетация является демонстрационным материалом к лекции по ораторскому искусству. Презентация содержит рекомендации по подготовке к публичному выступлению для учащихся 9 кл....
Презентация "Публичное выступление"
Данная презетация является демонстрационным материалом к лекции по ораторскому искусству. Презентация содержит рекомендации по подготовке к публичному выступлению для учащихся 9 кл....
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...