программа
рабочая программа по психологии (7 класс) по теме
Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительних органов. В связи с этим школьные психологи и социальные педагоги понимают необходимость смещения акцентов работы в борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
При оценке состояния изученности проблемы детей группы риска в психологии и педагогике можно отметить две основные тенденции. Прежде всего, в научной литературе даются ссылки на неразработанность, неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «ребенок группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные понятия, социальные поступки, психолого-соматические особенности и характерологические свойства детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovmestnoy_raboty_psikhologa_s_sotsialnym_pedagogom.doc | 325 КБ |
vasilenko_v.a._prezentatsiya.pptx | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
муниципального района «Яковлевский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Томаровская СОШ №1»
УТВЕРЖДЕНА
на муниципальном
координационно-методическом
Совете
Протокол «__» от «___» _______ 2013 г.
Авторская программа
комплексного взаимодействия
с подростками «Группы риска»
(психолого – педагогическая преемственность
в работе педагога – психолога
и социального педагога)
«Я И МИР ВОКРУГ МЕНЯ»
Срок реализации – 1 год
Возраст учащихся – 13-15 лет
Василенко Виктория Александровна
педагог – психолог
МБОУ «Томаровская СОШ №1»
Шипилова Ольга Павловна
социальный педагог
МБОУ «Томаровская СОШ №1»
Строитель
2013
Пояснительная записка
Проблема отклонений в поведении подростков в настоящее время приобрела угрожающие размеры. Ее актуальность настолько велика, что она перестала быть предметом профессиональной деятельности только специалистов правоохранительних органов. В связи с этим школьные психологи и социальные педагоги понимают необходимость смещения акцентов работы в борьбы со следствиями нарушенной социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиаций. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.
При оценке состояния изученности проблемы детей группы риска в психологии и педагогике можно отметить две основные тенденции. Прежде всего, в научной литературе даются ссылки на неразработанность, неопределенность, многозначность и неясность самого понятия «ребенок группы риска» как в нашей стране, так и за рубежом. Указывается, что под данный термин зачастую подводятся достаточно разнородные понятия, социальные поступки, психолого-соматические особенности и характерологические свойства детей.
Изучая данную проблему, ученые подчеркивают субъективность использования этого термина и существенные различия в его интерпретации. С другой стороны, между психологами и практиками существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить общие контуры так называемой группы детского риска и выделить несколько типов детских проблем, заставляющих понять главное, а именно то, что ребенок находится в зоне риска но независящим от него обстоятельствам и не может самостоятельно выйти из этих проблем без профессиональной помощи, внимательной поддержки и сопровождения взрослых.
Для подростков "группы риска" характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Выполнение некоторых рекомендаций поможет преодолеть названные проблемы.
К категории учащихся "группы риска" относятся дети с нарушениями в аффективной сфере; педагогически запущенные дети; дети с задержкой психического развития; с проблемами в развитии; с психопатоподобным поведением, одаренные дети, больные дети (дети со слабым здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды), дети из проблемных и неблагополучных семей. и т. д. В литературе по дефектологии и психологии к данной категории иногда относят и леворуких детей, а также детей с эмоциональными нарушениями.
Потенциальная «группа риска»
Учащиеся «группы риска»
Заявленная нами проблема – работа с детьми "группы риска"– особенно актуальна для возраста от 10 до 14–15 лет. Особое внимание к душевному здоровью подростков, а также своевременное выявление и профилактика различных отклонений необходима по трем причинам.
Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно. Остановимся на категориях "трудных" подростков, вызывающих наибольшее беспокойство родителей и педагогов. (рис. 1)
Анализ программ по социально-психологическому сопровождению разных авторов показал, что они не в полной мере учитывают психологические особенности, проблему социализации, потенциальные возможности детей «группы риска» среднего школьного возраста в воспитания и развития данной категории детей.
Отсутствие разработанных программ совместной деятельности педагога-психолога и социального педагога по сопровождению детей группы риска подвигло авторов к разработке авторской образовательной программы «Я и мир вокруг меня». Она была разработана в 2013 году на основе работ
Данная образовательная программа «Я и мир вокруг меня» является авторской, так как внесены новые разделы, часы, отведенные на теоретические и практические занятия. Содержание данной образовательной программы, составлено исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения, а так же собственного опыта и наработок авторов.
По цели обучения авторская образовательная программа «Я и мир вокруг меня» социально-педагогической направленности, так как направлена на воспитание всесторонне развитой личности, с морально-нравственным устоями. Жизненные планы, ценностные ориентации детей среднего школьного возраста отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать.
Сегодня особое значение приобретает индивидуализация образовательного процесса, максимальное раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка. Авторская образовательная программа «Я и мир вокруг меня», учитывая возрастные особенности детей-подростков, направлена на профессиональную ориентацию и способствует саморазвитию, самопознанию и самоопределению.
Актуальность образовательной программы
Организация обучения и воспитания детей "группы риска" должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. В этом процессе важно взаимодействие психолога и социального педагога. Актуальность авторской образовательной программы состоит в том, что при взаимодействии социального педагога и педагога-психолога в проведении цикла интегрированных занятий по программе «Я и мир вокруг меня» способствует профилактике правонарушений, профилактике дезадаптации, формированию здорового образа жизни, формированию нравственных качеств.
Особенностью программы является то, что на предварительном этапе работы социальный педагог должен изучать совместно с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.
Социальному педагогу важно знать информацию о материальных и жилищных условиях учащихся, систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь учащимся «группы риска» адаптироваться к социуму. Данная информация помогает построить занятия в нужном направлении, найти правильные пути выхода из неблагоприятных ситуаций при проведении занятий. Важный компонент деятельности социального педагога в данной программе – своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, просвещение учащихся, разъясняя им их права и обязанности.
Основным направлением деятельности психолога в данной образовательной программе является: оптимизация общения подростка со сверстниками и взрослыми; формирование у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умений ставить цели и владеть собой. В своей работе психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся, проективные методы (например, рисунок "Семья", незаконченные предложения). Различные диагностические приемы, такие как "Портрет моей семьи", "Несуществующее животное" и другие, помогают школьному психологу выявить, прежде всего, причины дезадаптивного поведения ребенка, характер внутренних проблем, особенности защитных механизмов.
Новизна программы заключается в:
- взаимодействии педагога-психолога и социального педагога, который не только предоставляет данные на детей группы риска и проводит профилактическую работу с ними, но и совместно с педагогом-психологом проводит интегрированные занятия, направленную на создание условий для личностного роста и укрепления психического здоровья детей 13-15 лет, участвует в создании развивающей, психологически комфортной среды;
- построении занятий по единой схеме работы с детьми по усвоению приемов саморегуляции и формированию необходимых жизненных навыков. Эта схема предполагает определенную последовательность:
1. Формирование понятия и потребности в овладении навыком.
2. Расширение представления о понятии и отработка умений.
Данная программа была составлена на основании анализа программ педагогов и психологов Дереклеевой Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире», Яковлева О.С. «Развитие самосознания старшеклассников», Николаевой Н.М. «Грани моего я», Прутченко А.С. «Социально – психологический тренинг в школе».
Цель и задачи
Цель: формирование и развитие личностных ресурсов, эффективных стратегий поведения и здорового жизненного стиля для социально - психологической адаптации учащихся «группы риска» через систему занятий.
Задачи программы:
- обучить учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
- повысить у участников уверенность в себе;
- обучить умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера, умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям;
- обучить учащихся способам внутреннего самоконтроля и сдерживания.
- способствовать снятию негативных импульсов;
- формировать позитивную моральную позицию;
- актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет включения полученных знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения с требованиями профессии.
Целевые ориентиры:
- Образовательный (формирование развитой концепции самосознания у учащихся)
- Психологический (создание атмосферы, коррекция, работа с чувствами)
- Социальный (помощь в адаптации и овладении навыками)
Возрастные, психолого-педагогические особенности учащихся
Авторская образовательная программа «Я и мир вокруг меня» рассчитана для детей среднего школьного возраста (13-15 лет). Это возраст перехода от детства к юности. Исследования нейрофизиологов доказали, что при обучении и воспитании через слово у ребенка формируется избирательное, аффективное отношение к окружающим людям, предметам, видам деятельности.
Характерная черта восприятия детей среднего школьного возраста – специфическая избирательность, поэтому содержание образовательной программы подобрано с учётом интересов и познавательных возможностей воспитанников.
В этом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Правильно организованное воспитание формирует нравственный опыт, который влияет на развитие личности.
У мальчиков 13-15 лет отмечено превосходство над девочками по уровню развития большинства параметров интеллекта.
Безусловно, учесть все особенности детей при организации их учебной деятельности трудно. Но ориентироваться педагогу-психологу и социальному педагогу и учитывать, что в учебной группе присутствуют дети с самыми разными, часто противоположными физиологическими, психическими и психологическими характеристиками необходимо.
Таким образом, гармоничное взаимодействие педагога и ребёнка является условием психологического, нравственного развития учащихся, профилактике асоциального поведения для «группы риска». Способствует развитию учебной мотивации, познавательной активности.
Специфика авторского подхода к организации
образовательного процесса
Организация образовательного процесса происходит в учебном кабинете педагога-психолога на базе МБОУ «Томаровская СОШ №1 Яковлевского района Белгородской области».
Авторская образовательная программа «Я и мир вокруг меня» рассчитана на один год реализации.
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Годовая нагрузка 35 часов.
В зависимости от особенностей конкретной группы детей (количество учащихся составляет 7-12 человек) количество занятий по определенным темам можно сокращать либо менять их последовательность. Проведение занятий предусматривает, что они могут проходить интегрировано с социальным педагогом и психологом, но и по отдельности, поэтому заранее планируется и оговаривается (при совместном проведении распределяются роли).
Считаем целесообразным, начинать работу с формирования навыков общения, так как стрессоустойчивость подразумевает умение ребенка вступать в равноправные партнерские отношения с людьми разного возраста. На занятиях учащиеся получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Несмотря на существование конкретного плана каждого занятия, в намеченный замысел могут вноситься изменения в ходе занятия или накануне в связи с поступившим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).
По форме занятия являются тренингом, где через специальные игры и упражнения формируются навыки и участники получают определенную информацию. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии, которое проводится совместно с социальным педагогом и психологом) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях, где учитываются все пожелания участников.
Используемые на занятиях диагностические процедуры служат для учащихся инструментом самопознания. Интерпретировать и комментировать полученные данные можно в целом для всей группы участников или индивидуально для каждого в письменном виде.
Направления работы в процессе реализации программы:
- Диагностика
Диагностика проводится 2 раза, в начале учебного года и по окончанию программы изучения. - Консультирование
Консультации проходят в течение всего учебного года для всех участников образовательной программы: ученики, педагоги, их родители. - Основная часть программы работы с учащимися группы риска: тренинговые занятия, индивидуальные занятия.
- Просвещение
Данное направление имеет своей целью информирование учащихся, педагогов и родителей о целом ряде вопросов, касающихся дезадаптивного поведения и путей его профилактики и коррекции.
Методы работы
- Групповая работа
- Тренинг поведения
- Личностный тренинг
- Дискуссии
- Мозговые штурмы
- Беседы
- Индивидуальные консультации
- Ролевые игры
- Психогимнастика
Программа состоит из четырех частей и реализуется по четвертям. В первой четверти проводятся занятия, направленные на диагностику, то есть изучение индивидуальных особенностей учащегося. Вторая часть посвящена повышению самооценки, личностному росту подростков. Встречи в третьей четверти включают в себя темы по профилактике приема ПАВ и отработка модели конструктивного общения. И последняя часть направлена на ознакомление с миром профессий и первичную профориентацию подростка.
Нетрадиционная форма проведения занятий, разнообразное содержание, отсутствие напряженности, дружелюбная атмосфера — все это создает положительный эмоциональный фон и вызывает желание посещать занятия. На занятиях учащиеся имеют возможность снять напряжение, получить эмоциональную разрядку. Ведущий следит за отношениями участников, старается предупреждать конфликты.
В конце занятия учащиеся получают задания на дом, позволяющие проанализировать собственные поступки и отработать полученные навыки. Планируя занятия, важно учитывать не только возрастные закономерности, но и проблемы и поведение конкретных детей.
Оценка результатов программы предусматривает:
- положительная динамика образовательного и воспитательного процесса;
- отсутствие межличностных конфликтов и конфликтных ситуаций, либо реализованы конструктивные выходы из них;
- повышение уровня самооценки и уверенности в себе;
- умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям;
- наличие развитого внутреннего самоконтроля и сдерживания;
- отсутствие негативных проявлений у учащихся;
- сформированность позитивной моральной позиции;
- определение своих профессиональных склонностей и предпочтений.
Учебно-тематический план
(35 часов, 1 учебный год)
Занятие № | Тема занятия | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 четверть | ||||
Мы - команда | 1 | 1 | ||
Диагностика Опросник Р. Кеттела, проективная методика «Семья» | 1 | 1 | ||
Диагностика «Патохарактерологический» опросник А.Е. Личко. | 1 | 1 | ||
Тест Шмишека. | 1 | 1 | ||
Диагностика. Проективный тест М. Люшера Диагностика тревожности Филлипса | 1 | 1 | ||
2 четверть | ||||
Самопознание личности Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница. | 1 | 1 | ||
Я в мире людей. Люди, которые рядом. | 1 | 1 | ||
Я познаю себя. Я познаю других. Я сам (а) изменяюсь. | 1 | 1 | ||
Саморазвитие личности. Мои жизненные интересы и пути их реализации. | 1 | 1 | ||
Как научиться жить в оптимальном режиме? | 1 | 1 | ||
Можно ли научиться управлять собой? | 1 | 1 | ||
Направленность человеческой личности. | 1 | 1 | ||
Самооценка и ее роль в самовоспитании. | 1 | 1 | ||
3 четверть | ||||
Твори добро и помогай каждому | 1 | 1 | ||
Положительный образ «Я» | 1 | 1 | ||
Попробуй преодолеть свои недостатки | 1 | 1 | ||
Как тебя воспринимают другие | 1 | 1 | ||
Профилактика ПАВ Принятие решения и влияние среды. | 1 | 1 | ||
Принятие решения. | 1 | 1 | ||
Что влияет на мой выбор? | 1 | 1 | ||
Моя уверенность в себе. Как сказать «нет» | 1 | |||
Я и мое здоровье | 1 | 1 | ||
1. | Сделай себя сам Личность ли «Я» | 1 | 1 | |
2. | Кризис идентичности | 1 | 1 | |
3. | Как найти место в мире взрослых | 1 | 1 | |
4. | Сделай себя сам | 1 | 1 | |
5. | Твои потенциалы | 1 | 1 | |
4 четверть | ||||
Профориентация Самооценка и уровень притязаний. | 1 | 1 | ||
Темперамент и профессия. | 1 | 1 | ||
Профессия и здоровье. | 1 | 1 | ||
Интересы и склонности в выборе профессии. | 1 | 1 | ||
Формула профессии | 1 | 1 | ||
Создай свое дело. | 1 | 1 | ||
Диагностика. Проективный тест М. Люшера Диагностика тревожности Филлипса | 1 | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 | 1 | ||
Итого | 8 | 27 | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие 1. Тема: Мы - команда! (1 четверть)
Теория. Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активное стиля общения.
Практика: Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы. Выполнение упражнений
- Упражнение-разминка «Карандаши».
- Упражнение «Представление с перекидыванием предмета».
- Обсуждение и принятие правил поведения.
- Упражнение «Узелок».
- Игра «Дракон ловит свой хвост».
- Заключительное упражнение «Благодарность».
Формы занятий: беседа, тренинг
Оборудование: листы на каждого, мяч, 2 веревки (длина 2 м.), карандаши на каждого по одному.
Форма подведения итогов. Рефлексия упражнение «Благодарность».
Самопознание личности (2 четверть)
- Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница.
Теория: знакомство с понятиями «самопознание», «самооценка».
Практика: развивать культуру общения с собеседниками, желание высказать свое мнение и прислушаться к мнению других.
Задание 1. Игра «Алфавит».
Задание 2. Игра « Аукцион».
Задание 3. Игра «Лестница».
Формы занятий: беседа, дискуссия, мозговой штурм, тренинг
Оборудование: распечатанные на каждого участника «Советы Чаплина», листы и ручки на каждого, образец алфавита.
Форма подведения итогов. Мозговой штурм, рефлексия.
2. Я в мире людей. Люди, которые рядом.
Практика. Развитие самооценки, дать возможность учащимся определить жизненные позиции, развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других людей.
Разыгрывание сценок.
Игра Трехглавый змей.
Составление самохарактеристик.
Творческое задание.
(Ребята получают задание проанализировать притчу пятьдесят лет вежливости и дать характеристику героев притчи.)
Учащимся предлагается составить проект выживания на необитаемом острове. Предметы, вещи и люди, которых мне будет там недоставать.
Формы занятий: беседа, ролевая игра, мозговой штурм, тренинг
Оборудование: листы и ручки на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы по притче.
3. Я познаю себя, я познаю других, я сам(а) изменяюсь
Теория: познакомить учащихся с положительными и отрицательными чертами своего характера.
Практика: продолжать работу по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. Развитие воображения и ассоциативных умений учащихся.
Разминка «Скалолаз»
Игра «Волшебный магазин»
Формы занятий: беседа, ролевая игра, мозговой штурм, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: листы и ручки на каждого, подготовленные листы с качествами личности, большая коробка, листы с распечатанными фразами на каждого.
Форма подведения итогов. Беседа.
- Мои жизненные интересы и пути их реализации
Практика: помочь выстроить учащимся их жизненные перспективы.
Игра «Острова», анкетирование.
Формы занятий: беседа, анкетирование, мозговой штурм, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: листы и ручки на каждого, листы ватмана (2 шт.), распечатка биографии физика Роберта Вуда, мел, доска.
Форма подведения итогов. Беседа.
- Как научиться жить в оптимальном режиме?
Практика: помочь учащимся выстроить оптимальный режим жизни.
Работают в группах и делают мини-проекты по заданной теме. Для подготовки проекта ребята используют выражения, написанные на доске.
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, дискуссия, тренинг.
Оборудование: листы и ручки на каждого, листы ватмана (2 шт.), мел, доска.
Форма подведения итогов. Защита проекта.
7. Направленность человеческой личности.
Теория: знакомство с направленностями личности.
Практика: определение видов направленности личности учащихся (мозговой штурм) (интересы, потребности, идеалы, ценности, взаимоотношения и т. д.)
Формы занятий: мозговой штурм, дискуссия, тренинг.
Оборудование: листы и ручки на каждого, мел, доска.
Форма подведения итогов. беседа
8. Самооценка и ее роль в самовоспитании.
Теория: познакомить учащихся с понятием самооценка.
Практика: Творческая мастерская. Ребята зачитывают получившиеся произведения или разыгрывают их. Педагог предлагает учащимся представить себе высокую гору. Ребятам предлагается спрятать в пещере свою самооценку. Им предлагается ответить, в каком месте горы они ее спрятали: на вершине, у подножия или в середине? Они должны объяснить выбор места. Работа в парах. «Что мне в тебе нравится?».
Учащиеся должны проработать в парах тему «Что мне в тебе нравится?» Они составляют список из 10 черт, которые им симпатичны друг в друге и обмениваются ими.
Блок творчества. Коллаж из достоинств.
Формы занятий: мозговой штурм, дискуссия, тренинг.
Оборудование: листы, тетради и ручки на каждого, мел, доска, вырезанные из журналов иллюстрации по теме, ножницы, клей, фломастеры. Форма подведения итогов. Беседа по коллажу.
9.Твори добро и помогай каждому
Практика: формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям; познание себя.
Упражнение «Правила группы»
Упражнение «Доброта»
Упражнение «Я тебя прощаю»
Упражнение «Почтенный стул»
Упражнение «Сила дыхания»
Упражнение «Пословицы»
Упражнение «Ситуации»
Притча Долина и песок.
Формы занятий: мозговой штурм, беседа, ролевые игры, этюды, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: листы, тетради и ручки на каждого, мел, доска.
Форма подведения итогов. Беседа по притче.
10.Положительный образ «Я»
Практика: формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.
Упражнение «Ожидание»
Игра-разминка "Эмоции и ситуации»
Упражнение «Репортер»
Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»
Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»
Упражнение «Я - уверенный человек»
Упражнение «Закончите фразу»
Упражнение «Цветок пожеланий»
Формы занятий: мозговой штурм, беседа, ролевые игры, этюды, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: листы, тетради и ручки на каждого, мел, доска.
Форма подведения итогов. Выводы по упражнению «Цветок пожеланий».
11.Попробуй преодолеть свои недостатки
Практика: создание положительного психологического климата, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Упражнение «Общаемся»
Упражнение «Мокрая собака»
Упражнение «Мои достижения»
Упражнение «Барьеры»
Упражнение «Преодоление неудачи»
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Эмоциональная цепочка»
Формы занятий: мозговой штурм, беседа, ролевые игры, этюды, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: листы, тетради и ручки на каждого, мел, доска.
Форма подведения итогов. Положительное эмоциональное состояние.
12. Как тебя воспринимают другие
Практика: формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.
Упражнение «Мой друг сказал мне, что я ...»
Упражнение «Правила работы в группе»
Упражнение «Ожидание»
Упражнение «Животное»
Упражнение «Белое и черное»
Упражнение «Супермаркет»
Упражнение «Другое мнение»
Упражнение «Незаконченное предложение»
Упражнение «Результат»
Формы занятий: мозговой штурм, беседа, ролевые игры, этюды, психогимнастика, тренинг.
Оборудование: по 2 листа бумаги А4., список личностных качеств, тетради и ручки на каждого, мел, доска.
Форма подведения итогов. Выводы по упражнению «Результат»
Профилактика ПАВ
1.Принятие решения и влияние среды (Дискуссия)
Теория: знакомство с понятиями манипуляция, самооценка, групповое давление, конформизм.
Практика: обсуждение ситуаций, сформировать у учащихся необходимость и пользу воздержания от курения, как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.
Формы занятий: лекция (презентация по теме), мозговой штурм, дискуссия..
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы из беседы.
- Принятие решения
Практика: научить учащихся видеть положительные черты характера и устанавливать связь между курением и недостатками в своем характере. Развитие готовности к принятию и отстаиванию принципов здорового образа жизни и отказа от курения. Продолжать работу по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки.
- Упражнение «Цветок».
- Разминка «Скалолаз».
- Упражнение «Что мне нравится в себе самом».
- Информационный материал.
- Упражнение «Интервью».
- Информ-дайджест «Методика для тех, кто хочет принять решение “Не курить!”».
- Упражнение. «Полет в космос».
- Конкурс.
- Упражнение. «Передаем тепло».
Формы занятий: мозговой штурм, беседа, тренинг, психогимнастика.
Оборудование: ватман, карандаши цветные, листы и тетради на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы по конкурсу.
- Что влияет на мой выбор?
Теория: Познакомить учащихся с воздействиями, которые они испытывают с разных сторон. Понять, что и кто влияет на наши решения в жизни.
Практика:
- Ролевая игра «Влияние сверстников»
- Игра «Создание рекламы»
Формы занятий: лекция (презентация по теме), беседа, мозговой штурм, игра, создание проекта..
Оборудование: компьютер, проектор, ватман, карандаши цветные, фломастеры, листы и тетради на каждого.
Форма подведения итогов. Защита проекта «Создание рекламы».
- Моя уверенность в себе. Как сказать «Нет»
Теория: познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.
Практика:
- Упражнение «Очередь»
- Упражнение «Я умею отказать»
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, этюды.
Оборудование: листы, ручки и тетради на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы по беседе.
5. Я и мое здоровье
Теория: определение ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей.
Практика
Упражнение «Правила работы в группе»
Упражнение «Ожидание»
Легенда о напыщенном мандарине
Мозговой штурм «Что такое здоровье?
Упражнение Что формирует здоровье?
Упражнение «Меняйся»
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Упражнение «Улыбка по кругу»
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, тренинг.
Оборудование: разноцветных стикеры в виде яблок (по 3 цвета на каждого), стикеры одного цвета на каждого, ватман с рисунком яблони,
Форма подведения итогов. Беседа по теме занятия.
Сделай себя сам
- Личность ли «Я»
Теория: познакомить с понятиями характер, темперамент, социальный опыт, интеллект, индивидуальность.
Практика: дать возможность подросткам увидеть себя своими глазами, оценить свои возможности.
Работа на бланках.
Работа в «аквариуме».
Сюжетно-ролевая игра «Комиссионный магазин».
Релаксационное упражнение «Автобус».
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, тренинг.
Оборудование: бланковый материал, ручка на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы по сюжетно-ролевой игре «Комиссионный магазин».
2. Кризис идентичности
Практика: дать представление о присущей всем потребности в принадлежности к какой-либо группе.
История «Гадкого утенка».
Работа в «аквариуме».
Упражнение «Знаете, мне очень нравится... и очень не нравится, когда ...»
Упражнение «Заросли».
Игра-дискуссия.
Тренинг отказа.
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, тренинг.
Оборудование: бланковый материал, ручка на каждого.
Форма подведения итогов. Выводы по дискуссии.
3.Как найти место в мире взрослых
Практика: дать возможность осмысления адекватного способа взросления через саморегуляцию своего поведения.
- Рассказывание сказки о мальчике-с-пальчик?
- Работа в «аквариуме».
- Тренинг групповой сплоченности «Выбрось пальцы». Участникам тренинга предлагается одновременно выбросить одинаковое количество пальцев.
- Сюжетно-ролевая игра «У нас проблема».
- Релаксация: участникам тренинга предлагается молча, с закрытыми глазами построиться по росту.
- Работа с «Автопортретом в семейном интерьере».
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, ролевая игра, тренинг.
Оборудование: бланковый материал, ручка на каждого.
Форма подведения итогов. Защита проекта «Автопортретом в семейном интерьере».
4.Сделай себя сам
Теория: познакомить учащихся со способами повышения самооценки путем самоидентификации.
Практика:
- Притча о скорпионе (страх).
- Работа в «аквариуме».
- Игра «Карниз». Вся группа выстраивается у узкой полосы. Каждый член группы должен пройти по карнизу, используя поддержку всех членов группы.
- Игра «Ловушка». (Элементы психодрамы.)
- Игра «Былинка на ветру».
- Упражнение на выражение позитивной оценки другого. - Я хочу тебе сказать... (сказать соседу о тех качествах, которые очень понравились).
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, психодрама, тренинг.
Оборудование: бланковый материал, ручка на каждого.
Форма подведения итогов. Беседа по теме занятия.
5.Твои потенциалы
Теория: дать представление о психологии здоровья; усилить мотивацию на самосовершенствование и самоидентификацию.
Практика: Работа в «аквариуме».
- Визуализация.
- Игра «Эстафета».
- Разминка «Зеркало».
- Игра «Встреча через 10 лет».
- Разбившись на пары, взяв один карандаш на двоих и соединив свои две руки, рисуют символ здорового образа жизни.
- Упражнение «Я желаю тебе...». Высказываются пожелания дальнейшего общения со всеми.
- Упражнение «Овация».
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, психодрама, тренинг.
Оборудование: бланк, ручка, цветные фломастеры.
Форма подведения итогов. Выводы по упражнению «Авации».
Профориентация
- Самооценка и уровень притязаний.
Теория: познакомить учащихся с понятием самооценка, научить понимать себя и других людей. Формула самооценки. Факты из истории. Понятие успех.
Практика:
Упражнение «Кто Я?»
Упражнение «Какой Я?»
Формы занятий: лекция (презентация к занятию), беседа, мозговой штурм, игровые упражнения.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого.
Форма подведения итогов. Беседа по теме занятия.
Занятие 2. Темперамент и профессия
Теория: познакомить учащихся с типами темперамента их особенностями. Факты из истории. Темперамент и профессиональная деятельность.
Практика:
Тест (модификация Личностного опросника Г. Айзенка). Интерпретация.
Формы занятий: лекция (презентация к занятию), беседа, тест.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого.
Форма подведения итогов. Обсуждение полученных результатов по диагностике.
Занятие 3. Профессия и здоровье
Теория: познакомить учащихся со связью профессии и здоровья. Понятие профессиональные заболевания. Профессия и требования к здоровью. Условия труда человека.
Практика: Методика «Мое здоровье»
Формы занятий: лекция (презентация к занятию), беседа, тест.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого.
Форма подведения итогов. Беседа по результатам методики «Мое здоровье».
Занятие 4. Интересы и склонности в выборе профессии.
Теория: познакомить учащихся с интересами и склонностями и как они помогают в правильном выборе будущей профессии. Факты из истории. Понятие интерес. Видя интересов. Понятие склонности. Способности человека и связь их с темпераментом.
Практика: Методика «Профиль»
Формы занятий: лекция (презентация к занятию), беседа, тест.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого
Форма подведения итогов. Обсуждение полученных результатов по диагностике.
Занятие 5. Формула профессии
Теория: познакомить учащихся с предметами труда и попытаться определить какой тип предмета труда наиболее подходит учащемуся. Классификация профессий. Предмет труда
Практика:
- Игра «Аукцион»
- Модификация методики Н.С. Пряжникова
Формы занятий: лекция (презентация к занятию), беседа, тест.
Оборудование: компьютер, проектор, тетради и ручки на каждого
Форма подведения итогов. Обсуждение полученных результатов по диагностике.
6.Создай свое дело.
(деловая игра с элементами тренинга для старших подростков)
Теория: знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
Практика:
- Игра «Круг»
- Игра «Профессия на букву»
- Игра «Создай свой бизнес»
- Защита проектов
- Игровое упражнение «Кто есть кто»
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, проект, тренинг.
Оборудование: листы А4 на каждого, 3 ватмана, ручка, цветные фломастеры.
Форма подведения итогов. Защита проектов.
- Диагностика
- Диагностика. Проективный тест М. Люшера
- Диагностика тревожности Филлипса
8.Итоговое занятие
Практика: Подведение итогов работы за год.
1. Разминка (по выбору участников).
2. Упражнение «Чемодан».
3. Упражнение «Чепуха».
4. Групповая дискуссия «Шляпы».
Формы занятий: беседа, мозговой штурм, игровые упражнения, тренинг.
Оборудование: листы А4 на каждого, ручка, шляпа, цветные фломастеры.
Форма подведения итогов. Рефлексия по изученному курсу.
- Образовательно-методический комплект
Диагностический комплекс (Приложение на диске)
- Опросник Р. Кеттела, проективная методика «Семья»
- Диагностика «Патохарактерологический» опросник А.Е. Личко.
- Тест Шмишека.
- Диагностика. Проективный тест М. Люшера
- Диагностика тревожности Филлипса
Занятие 1. Тема: Мы - команда! (1 четверть)
Упражнения, способствующие самодиагностике и самораскрытию членов группы.
- Упражнение-разминка «Карандаши».
- Упражнение «Представление с перекидыванием предмета».
- Обсуждение и принятие правил поведения.
- Упражнение «Узелок».
- Игра «Дракон ловит свой хвост».
- Заключительное упражнение. «Благодарность».
- Кто Я? Какой Я? Моя жизненная лестница.
Упражнения, способствующие развивать культуру общения с собеседниками, желание высказать свое мнение и прислушаться к мнению других.
Задание 1. Игра «Алфавит»..
Задание 2. Игра « Аукцион».
Задание 3. Игра «Лестница».
2. Я в мире людей. Люди, которые рядом.
Развитие самооценки, дать возможность учащимся определить жизненные позиции, развивать культуру общения с собеседниками, желание высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других людей.
Разыгрывание сценок.
Игра Трехглавый змей.
3. Я познаю себя, я познаю других, я сам(а) изменяюсь
Упражнения, способствующие групповому сплочению, формирование доверительной обстановки. Развитие воображения и ассоциативных умений учащихся.
Разминка «Скалолаз»
Игра «Волшебный магазин»
.
Оборудование: листы и ручки на каждого, мел, доска.
9.Твори добро и помогай каждому
Формирование у учащихся чувства собственного достоинства и уважения к людям; познание себя.
Упражнение «Правила группы»
Упражнение «Доброта»
Упражнение «Я тебя прощаю»
Упражнение «Почтенный стул»
Упражнение «Сила дыхания»
Упражнение «Пословицы»
Упражнение «Ситуации»
Притча Долина и песок.
10.Положительный образ «Я»
Формирование умения находить позитивное в себе и в других, способность говорить о своем положительном отношении к себе.
Упражнение «Ожидание»
Игра-разминка "Эмоции и ситуации»
Упражнение «Репортер»
Упражнение «Бомбардировка положительными качествами»
Упражнение «Ты будешь мной, а я-тобой»
Упражнение «Я - уверенный человек»
Упражнение «Закончите фразу»
Упражнение «Цветок пожеланий»
11.Попробуй преодолеть свои недостатки
Создание положительного психологического климата, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Упражнение «Не хочу хвастаться, но я ...»
Упражнение «Общаемся»
Упражнение «Мокрая собака»
Упражнение «Мои достижения»
Упражнение «Барьеры»
Упражнение «Преодоление неудачи»
Упражнение «Комплименты»
Упражнение «Эмоциональная цепочка»
12. Как тебя воспринимают другие
Формирование и развитие установку на самопознание и саморазвитие, развитие личностно-значимых качеств.
Упражнение «Мой друг сказал мне, что я ...»
Упражнение «Правила работы в группе»
Упражнение «Ожидание»
Упражнение «Животное»
Упражнение «Белое и черное»
Упражнение «Супермаркет»
Упражнение «Другое мнение»
Упражнение «Незаконченное предложение»
Упражнение «Результат»
Профилактика ПАВ
- Принятие решения
Развитие готовности к принятию и отстаиванию принципов здорового образа жизни и отказа от курения. Продолжать работу по групповому сплочению, формирование доверительной обстановки.
- Упражнение «Цветок».
- Разминка «Скалолаз».
- Упражнение «Что мне нравится в себе самом».
- Информационный материал.
- Упражнение «Интервью».
- Информ-дайджест «Методика для тех, кто хочет принять решение “Не курить!”».
- Упражнение. «Полет в космос».
- Конкурс.
- Упражнение. «Передаем тепло».
- Что влияет на мой выбор?
Познакомить учащихся с воздействиями, которые они испытывают с разных сторон. Понять, что и кто влияет на наши решения в жизни.
- Ролевая игра «Влияние сверстников»
- Игра «Создание рекламы»
- Моя уверенность в себе. Как сказать «Нет»
Познакомить с навыками уверенного поведения через умение отказывать.
- Упражнение «Очередь»
- Упражнение «Я умею отказать»
5. Я и мое здоровье
Определение ценности здоровья как основы для успешной реализации жизненных ценностей.
Упражнение «Правила работы в группе»
Упражнение «Ожидание»
Легенда о напыщенном мандарине
Мозговой штурм «Что такое здоровье?
Упражнение Что формирует здоровье?
Упражнение «Меняйся»
Упражнение «Пути здорового образа жизни»
Упражнение «Улыбка по кругу»
Сделай себя сам
- Личность ли «Я»
Развитие способности увидеть свои возможности.
Сюжетно-ролевая игра «Комиссионный магазин».
Релаксационное упражнение «Автобус».
2. Кризис идентичности
Развитие групповой сплоченности.
Упражнение «Знаете, мне очень нравится... и очень не нравиится, когда ...»
Упражнение «Заросли».
Игра-дискуссия.
Тренинг отказа.
3.Как найти место в мире взрослых
Дать возможность осмысления адекватного способа взросления через саморегуляцию своего поведения.
- Тренинг групповой сплоченности «Выбрось пальцы». Участникам тренинга предлагается одновременно выбросить одинаковое количество пальцев.
- Сюжетно-ролевая игра «У нас проблема».
- Релаксация: участникам тренинга предлагается молча, с закрытыми глазами построиться по росту.
- Работа с «Автопортретом в семейном интерьере».
4.Сделай себя сам
Познакомить учащихся со способами повышения самооценки путем самоидентификации.
Игра «Карниз». Вся группа выстраивается у узкой полосы. Каждый член группы должен пройти по карнизу, используя поддержку всех членов группы.
Игра «Ловушка». (Элементы психодрамы.)
Игра «Былинка на ветру».
Упражнение на выражение позитивной оценки другого. - Я хочу тебе сказать... (сказать соседу о тех качествах, которые очень понравились).
5.Твои потенциалы
Дать представление о психологии здоровья; усилить мотивацию на самосовершенствование и самоидентификацию.
- Игра «Эстафета».
- Разминка «Зеркало».
- Игра «Встреча через 10 лет».
- Разбившись на пары, взяв один карандаш на двоих и соединив свои две руки, рисуют символ здорового образа жизни.
- Упражнение «Я желаю тебе...». Высказываются пожелания дальнейшего общения со всеми.
- Упражнение «Овация».
Профориентация
- Самооценка и уровень притязаний.
Познакомить учащихся с понятием самооценка, научить понимать себя и других людей. Формула самооценки. Факты из истории. Понятие успех.
Упражнение «Кто Я?»
Упражнение «Какой Я?»
Занятие 2. Темперамент и профессия
Познакомить учащихся с типами темперамента их особенностями. Факты из истории. Темперамент и профессиональная деятельность.
Тест (модификация Личностного опросника Г. Айзенка). Интерпретация.
Занятие 3. Профессия и здоровье
Познакомить учащихся со связью профессии и здоровья. Понятие профессиональные заболевания. Профессия и требования к здоровью. Условия труда человека.
Методика «Мое здоровье»
Занятие 4. Интересы и склонности в выборе профессии.
Познакомить учащихся с интересами и склонностями и как они помогают в правильном выборе будущей профессии. Факты из истории. Понятие интерес. Видя интересов. Понятие склонности. Способности человека и связь их с темпераментом.
Методика «Профиль»
Занятие 5. Формула профессии
Познакомить учащихся с предметами труда и попытаться определить какой тип предмета труда наиболее подходит учащемуся. Классификация профессий. Предмет труда
- Игра «Аукцион»
- Модификация методики Н.С. Пряжникова
6.Создай свое дело.
Знакомство с новыми профессиями на рынке труда.
- Игра «Круг»
- Игра «Профессия на букву»
- Игра «Создай свой бизнес»
- Защита проектов
- Игровое упражнение «Кто есть кто»
8.Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год.
1. Разминка (по выбору участников).
2. Упражнение «Чемодан».
3. Упражнение «Чепуха».
4. Групповая дискуссия «Шляпы».
- Список использованной литературы
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005.
- Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2004.
- Литвинцева Н.М. Психологические тесты. М.: ИНТЕР - Синтез,1994.
- Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Наркотики, выход из наркотического круга. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Николаева Н.М. Грани моего я.// Школьный психолог. М., 2006. - №15. С. 7-9
- Прутченко А.С. Социально – психологический тренинг в школе. М., 2003.
- Психогимнастические упражнения для школьников: разминка, энергизаторы, активаторы /авт. – сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
- Психологическая карта учащегося группы риска: диагностика и сопровождение / авт.-сост. И.В.Чумаков. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Развитие самосознания старшеклассников: разработка интегрированных уроков / авт. – сост. О.С. Яковлева. – Волгоград: Учитель, 2009
- Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: «Генезис», 2005
- Рожнева Н. Я учусь владеть собой. //Школьный психолог. М., 2006 - № 13 . С.20-27.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М.: «Вако», 2005
- Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса. М.: «5 за знания», 2006.
- Сизанова А.Н. Хриптович В.А. Модульный курс профилактика курения. Школа без табака. М.: «ВАКО», 2004.
- Соколов Ю.А. Как отказаться от курения. – СПб., 1997
- Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми/авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2013
- Твоя профессиональная карьера/ Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной – М.: 2005.
- Фоломеева Е. Город невезучих. // Школьный психолог. М., 2006 - № 15 . С.10-14.
- Шевченко М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». – Спб.: Речь, 2007
- Интернет публикации
- Бурцева Э.Е. Психологические приемы работы с детьми группы риска
[Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: nsportal.ru/shkola/psikhologiya/lib... – Дата доступа : 15.09.2013.
- Грачева С.В. Дети "группы риска" [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : festival.1september.ru/articles/624... – Дата доступа : 12.04.2013.
- Дроздов С.Ю. Работа с учащимися "группы риска"[Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : menobr.ru/materials/370/5461/ – Дата доступа : 05.08.2013.
- Иванникова Н.А. Методика социальной работы с детьми из семей «группы риска» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа :
kolp-tnschool.edu.tomsk.ru/index.ph... – Дата доступа : 10.09.2013.
- Программа воспитательной работы "Дети группы риска" [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа : udocs.exdat.com/docs/index-488333.... – Дата доступа : 16.09.2013.
- Титова С.В. Дети группы риска в школе. [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа : vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-sc... – Дата доступа : 02.09.2013.
- Шаталова О.А. Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для классных руководителей [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа : estival.1september.ru/articles/620... – Дата доступа : 16.09.2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Школьные психологи и социальные педагоги понимают необходимость смещения акцентов работы на раннюю профилактику девиаций
Цель: социально-психологическая адаптация учащихся «группы риска» к жизни в социуме через систему занятий, способствующих формированию и развитию личностных ресурсов, эффективных стратегий поведения.
Задачи программы : обучить учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций; повысить у участников уверенность в себе; обучить умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера; обучить учащихся способам внутреннего самоконтроля способствовать снятию негативных импульсов; сформировать моральную позицию; актуализировать процесс профессионального самоопределения.
Реализация авторской программы
Методы работы Тренинг поведения Личностный тренинг Дискуссии Мозговые штурмы Беседы Индивидуальные консультации Ролевые игры Психогимнастика
Направления работы Диагностика Диагностика проводится 2 раза, в начале работы и после ее завершения. Консультирование Консультации проходят в течение всего учебного года для всех участников образовательного процесса: ученики, педагоги, их родители. Основная часть программы работы с учащимися группы риска: тренинговые занятия, занятия-дискуссии Просвещение Данное направление имеет своей целью информирование учащихся, педагогов и родителей о целом ряде вопросов, касающихся дезадаптивного поведения и путей его профилактики и коррекции
Структура программы Диагностика Самопознание личности Саморазвитие личности Профилактика ПАВ Сделай себя сам Профориентация Диагностика
Оценка результатов программы положительную динамику образовательного и воспитательного процесса; отсутствие межличностных конфликтов; повышение уровня самооценки и уверенности в себе; умение адаптироваться к изменяющимся социальным условиям; наличие развитого внутреннего самоконтроля; отсутствие негативных проявлений у учащихся; сформированность позитивной моральной позиции; определение своих профессиональных склонностей и предпочтений.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...