информация
презентация к уроку по психологии по теме
для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnaya_dezadaptatsiya_s_roditelyami_-_2_varianta.docx | 38.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьная дезадаптация: виды, причины и способы преодоления
Методические рекомендации для учителя
Возраст | Феноменология дезадаптации (как проявляется) | Возможные причины | Взаимодействие с родителями в период адаптации | Рекомендации | |
психологические | социальные | ||||
1-е классы | Физиологическое состояние:
Поведение:
Эмоциональная сфера: замкнутость,
| Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность механизмов совладания со стрессом; - страхи, повышенный уровень тревожности. Способность к регуляции поведения снижена, Несформированность «внутренней позиции школьника»; -особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка ) -изменение - социального статуса (стал школьником); саморегуляция -нарушение речевого и психического развития, несформированность коммуникативных навыков | Индивидуальные особенности организма, способы реагирования; особенности воспитания в семье; специфика мер наказаний в семье; непосещение детского сада; несформированность норм поведения; - отсутствие контакта с педагогом; -Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками | Взаимодействуя с родителями, необходимо использовать такие психотехнические приемы, как техники слушания, технику поддержки, технику Я-высказывания, применяемую в ситуации конфликта. Беседуя с родителями, описывайте ситуацию по следующим позициям: Поведение («бьет себя в ситуации неуспеха, грызет ручку…») Физиологическое состояние («часто болеет, плохо спит…») Эмоциональная сфера («замкнут, агрессивен…») Помните, что родители стараются делать все, что могут и как понимают. Это может расходиться с Вашим взглядом на ситуацию. Поэтому найдите в позиции родителей сильную сторону и стройте беседу, опираясь на нее. Результатом Вашей встречи должно быть сотрудничество. Если этого не получилось, держите нейтралитет (не равнодушие!), продолжая работать с ребенком и консультируясь со специалистами(психологи, логопеды, дефектологи). | Для родителей: «Не показывайте ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми. Обязательно поручайте ребенку дела по дому». В школе: Социализация: - Активно включать детей в подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий, внеклассных мероприятий. Проводить «разгрузочные» 5-минутки в течение урока (психогимнастику). Психологический аспект: - Подчеркивать, выделять ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен (это может быть футбол, рисование, танцы и т.д.), оказывая ребенку поддержку, помогая ему обрести веру в себя.
|
5-е классы | Физиологическое состояние:
Поведение: Дома, с родителями:
В школе:
Эмоциональное состояние:
| Смена гормонального фона, повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка -смещение приоритетов с учебной деятельности в сторону межличностного общения, как особенность подросткового возраста, Сильное развитие чувства справедливости, отстаивание которого приводит к конфликтам как в школе, так и семье. |
(как в классе, так и дома)
| Родители 5-х классов испытывают сильное чувство тревоги из-за того, что в средней школе дети должны становиться более самостоятельными. От них требуется самоорганизованность, саморегуляция, «собранность» и т.д. Новый этап в развитии как ребенка, так и семьи проходит неспокойно. Учителю необходимо сохранять нейтральную позицию и терпеливо (без раздражения как внешнего, так и внутреннего), выслушивать их опасения и пожелания, разъяснять им особенности возраста и все связанные с этим проявления. Учителю необходимо плавно перейти от опеки к более взрослому общению с детьми и проводить в классе мероприятия направленные на социализацию (походы, экскурсии, дискуссии о дружбе и справедливости и т.д.). | Родителям: Принятие чувств ребенка и его права на них, несмотря на те неудачи ,с которыми он уже столкнулся. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка постарайтесь, встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации ,вместе ищите выход из конфликтов и затруднительных ситуаций. Помогите выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью. Приучайте его к самостоятельности постепенно ,познакомтесь с одноклассниками. Недопустимы физические меры воздействия исключение мер наказания, таких как лишение удовольствий. Поощрение и предоставление самостоятельности в учебной работе. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. В школе Приоритетным направлением в этот период является создание в классе атмосферы психологической безопасности Работа по развитию навыков общения в качестве профилактики конфликтов Формирование и развитие навыков разрешения конфликтов. Проблемы подростковой толерантности. Дружба. |
10-классы | Физиологическое состояние: -быстро утомляется, -проявления хронических заболеваний, -у девочек периодические недомогания, -более яркие проявления вегето-сосудистой дистонии, -частые головные боли - психосоматические расстройства. Поведение: учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, -отстает в учебе, низкая успеваемость - систематические прогулы - регулярное невыполнение домашнего задания - споры и препирательства с педагогом - не приносит учебники, тетради на уроки - драки, правонарушения - курение,употребление алкоголя,психоактивных веществ - «сидит» в интернете допоздна Эмоциональное состояние: -резкая смена настроений; -неуверенность в общении со сверстниками; -трудности в выборе профессии, в выборе профиля; -немотивированная внешне агрессия.
| Неадекватный уровень притязаний несформированность жизненных планов, целей, перспектив и системы ценностей; -трудности в установлении контактов с окружающими людьми (несформированность навыков общения) | Адаптация в новом коллективе, - адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. -смена критериев оценки - изменение отношений в семье - стремление к приобретению определенного статуса в группе сверстников - смещение приоритетов в сторону романтических отношений, как особенность данного возрастного этапа | С родителями старших подростков стоит обсудить проблему взаимопонимания с взрослеющими детьми, тему беспокойства о безопасности детей, тему их романтических отношений. Необходимо понимать и объяснить это родителям, что наступил период перехода внутрисемейных отношений на новый этап – адаптации подростков к взрослой жизни и о помощи родителей им на этом этапе. Помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах их поступков. Необходимо помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребенка с целью дальнейшего развития его как личности. | В школе Организовать ппсихологическую и ппедагогическую пподдержку учащимися, у у которых выявлена ттревожность по оотношению к школе; Классному руководителю учесть дданные ппсихологической ддиагностики при фформировании кклассного коллектива; - Учителям-ппредметникам учесть дданные ппсихологической ддиагностики в своей рработе; - Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики. - Избегать морализаторских бесед и нотаций с детьми, это может вызвать обратную реакцию у учеников, замкнутость или агрессию. - В случае конфликтной ситуации предоставьте ребенку право выбора, признайте его чувства, избегайте унижений, сарказма и высмеивания ребенка. - |
Школьная дезадаптация: виды, причины и способы преодоления
Методические рекомендации для учителя
Возраст | Феноменология дезадаптации (как проявляется) | Возможные причины | Виды работ и методики для определения причин и характера дезадаптации (для психологов) | Рекомендации | |
психологические | социальные | ||||
1-е классы | - Физиологическое состояние:
Поведение:
Эмоциональная сфера: замкнутость,
| Низкая сопротивляемость стрессу, несформированность механизмов совладания со стрессом; - страхи, повышенный уровень тревожности. Способность к регуляции поведения снижена, Несформированность «внутренней позиции школьника»; -особенности эмоциональной сферы( низкая самооценка ) -изменение - социального статуса (стал школьником); саморегуляция -нарушение речевого и психического развития, несформированность коммуникативных навыков | индивидуальные особенности организма, способы реагирования; особенности воспитания в семье; специфика мер наказаний в семье; -непосещение детского сада; -несформированность норм поведения; - отсутствие контакта с педагогом; -Трудности в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками | Методики: (диагностика) модифицированный Т.А. Нежновой, (Личностное развитие) Д.Б. Эльконин ,А.Л. Венгер «Методика беседа о школе».Регулятивное) Методика «Кодирование» Векслер. Познавательная «общий прием решения задач» А.Р.Лурия. «Рукавички» Коммуникативные Виды работ: Проведение адаптационных занятий в самом начале года. Проведение индивидуальных или групповых и индивидуальных консультаций для родителей, педагогов по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей. Проведение диагностических обследований адаптации в школьной среде. Проведение индивидуальной или групповой развивающей работы с детьми с целью коррекции психологических проблем, которые выявлены психологическим исследованием адаптации. Примеры программ: Слободяник Н.П. «Я учусь владеть собой». Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет (развивающие игры, психотерапевтические сказки). Коробкина С.А. Цикл занятий «Я в школе», «Лестница роста» | Для родителей: «Не показывайте ребенку свою чрезмерную озабоченность его школьными успехами. Искренне интересуйтесь школьной жизнью ребенка и смещайте фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми. Обязательно поручайте ребенку дела по дому». В школе: Социализация: - Активно включать детей в подготовку и проведение школьных праздников, дежурств, экскурсий, внеклассных мероприятий. Проводить «разгрузочные» 5-минутки в течение урока (психогимнастику). Психологический аспект: - Подчеркивать, выделять ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен (это может быть футбол, рисование, танцы и т.д.), оказывая ребенку поддержку, помогая ему обрести веру в себя.
|
5-е классы | Физиологическое состояние:
Поведение: Дома, с родителями:
В школе:
Эмоциональное состояние:
| Смена гормонального фона, повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка -смещение приоритетов с учебной деятельности в сторону межличностного общения, как особенность подросткового возраста, Сильное развитие чувства справедливости, отстаивание которого приводит к конфликтам как в школе, так и семье. |
(как в классе, так и дома)
| Методики: (диагностика) Опросники: «Чувства к школе» «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя», методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью, Мотивация Лусканова, тревожность Филлипс. Виды развивающей работы: Групповые и индивидуальные формы работы с учащимися (тренинговые занятия, игры, классные часы). Проведение индивидуальных или групповых консультаций для родителей ,педагогов по проблеме адаптации, по возрастным особенностям детей. Примеры программ: Развивающие занятия Цикл « Я пятиклассник» (адаптационные классные часы для пятиклассников", Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа «Жизненные навыки» под ред. С.В.Кривцовой | Родителям: Принятие чувств ребенка и его права на них, несмотря на те неудачи ,с которыми он уже столкнулся. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка постарайтесь, встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом. Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка, сообщите об этом классному руководителю Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации ,вместе ищите выход из конфликтов и затруднительных ситуаций. Помогите выучить имена новых учителей. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью. Приучайте его к самостоятельности постепенно ,познакомтесь с одноклассниками. Недопустимы физические меры воздействия исключение мер наказания, таких как лишение удовольствий. Поощрение и предоставление самостоятельности в учебной работе. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка. В школе Приоритетным направлением в этот период является Создание в классе атмосферы психологической безопасности Работа по развитию навыков общения в качестве профилактики конфликтов Формирование и развитие навыков разрешения конфликтов. Проблемы подростковой толерантности. Дружба |
10-классы | Физиологическое состояние: -быстро утомляется, -проявления хронических заболеваний, -у девочек периодические недомогания, -более яркие проявления вегето-сосудистой дистонии, -частые головные боли - -психосоматические расстройства. Поведение: учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, -отстает в учебе, низкая успеваемость - систематические прогулы - регулярное невыполнение домашнего задания - споры и препирательства с педагогом - не приносит учебники, тетради на уроки - драки, правонарушения - курение,употребление алкоголя,психоактивных веществ - «сидит» в интернете допоздна Эмоциональное состояние: -неуверенность в общении со сверстниками; -трудности в выборе профессии, в выборе профиля; -немотивированная внешне агрессия. | Неадекватный уровень притязаний несформированность жизненных планов, целей, перспектив и системы ценностей; -трудности в установлении контактов с окружающими людьми (несформированность навыков общения) | Адаптация в новом коллективе, - адаптация к увеличившейся учебной нагрузке по определенному профилю, к новым требованиям учителей. -смена критериев оценки - изменение отношений в семье - стремление к приобретению определенного статуса в группе сверстников - смещение приоритетов в сторону романтических отношений, как особенность данного возрастного этапа | Методики: (диагностика) Тест школьной тревожности. Диагностика самочувствия активности настроения опросник САН. Состояния психологического климата в классе. Виды работ: Проведение классных часов, консультирование учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Проведение тематических диагностических исследований. Родительские собрания «Направо пойдешь, налево пойдешь» Оказание психологической помощи в определении целей, помощь в личностном развитии и самоопределении. (консультации, групповая работа) . Психологические игры, тренинги ( «Следопыт», «Остров» и т.п.), деловые игры ( «Перспектива»), привлечение к участию в социальной жизни школы и внеклассных мероприятиях). | В школе Организовать ппсихологическую и ппедагогическую пподдержку учащимися, у у которых выявлена ттревожность по оотношению к школе; Классному руководителю учесть дданные ппсихологической ддиагностики при фформировании кклассного коллектива; - Учителям-ппредметникам учесть дданные ппсихологической ддиагностики в своей рработе; - Психологу школы совместно с классными руководителями, довести до сведения родителей учащихся 10-х классов, результаты диагностики. - Избегать морализаторских бесед и нотаций с детьми, это может вызвать обратную реакцию у учеников, замкнутость или агрессию. - В случае конфликтной ситуации предоставьте ребенку право выбора, признайте его чувства, избегайте унижений, сарказма и высмеивания ребенка. |
Как эффективно использовать эту таблицу?
Описывайте проявления дезадаптации без эмоциональной окраски, просто перечисляйте действия ребенка, желательно в глаголах.
При встрече с родителями опишите симптомы и объясните предполагаемую причину, стараясь не вызвать у них тревогу или сопротивление (это может выражаться и оправдательно, и агрессивно), Ваша цель: показать родителям, что такая реакция ребенка возможна и надо с ней работать, а не ждать, пока «само пройдет».
Постарайтесь сохранять нейтральность как в отношении детей, так и родителей. Это непросто! Но это - профессионально грамотная позиция.
Сохраняйте свою самоценность! Это важно для профилактики эмоционального выгорания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Кодирование текстовой информации
Первый урок в 8 классе. Конспект и домашнее задание....
Учебно-методическое пособие для учителей информатики: Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере.
Информация. Виды и свойства информации. Представление информации в компьютере....
Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.
Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...
Викторина по теме "Информация: виды информации, действия с информацией"
Онлайн викторина для 5 класса «Миллионер», flash играhttp://vneuroka.ru/design/victorina.php?ct=6&sb=16&id=179971201184211...
Конспект урока по информатике для 5 класса на тему "Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации."
Данный конспект урока предназначен для учащихся 5 класса, спродвинутым уровнем обучения. Учащиеся уже имеют первоначальное представление о компьютере и его основных устройствах ввода и вывода информац...
Проверочная работа 10 класс «Кодирование и декодирование информации. Передача информации. Вычисление количества информации»
Работу можно использовать для проверки знаний учащихся по данной теме. Работа соотавлена по материалам ЕГЭ по информатике...
Презентация к уроку "Понятие информации. Свойства информации. Единицы измерения информации"
Тип урока: урок открытия новых знанийВид урока: комбинированный урокЦели урока:Образовательные:Сформировать представления о понятии «информация»Дать представление об основных свойствах инф...