Программа психологического сопровождения ФГОС в начальной школе на 2011 – 2016 гг.
рабочая программа по психологии по теме
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgosprogr.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологического сопровождения
ФГОС в начальной школе
на 2011 – 2016 гг.
Пояснительная записка.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока :
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Представим названные блоки УУД более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
- Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
- Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
- Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).
Цель программы – создание социально-психологических условий для развития личности учащихся начальной школы и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- Разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы;
Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.
Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение
Формы работы: психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.
Контингент: все участники образовательного процесса в начальной школе
Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС
Участие в разработке и реализации системы оценки УДД
| Создание развивающей среды
| Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми
|
Основные направления деятельности школьной психологической службы
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.
Этапы реализации программы.
I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.
2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.
3. Проведение индивидуальных консультаций с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
4. Включение психолога в методическую работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.
4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:
- Проведение индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с ЦДиК по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.
- Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.
- Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.
- Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
- Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.
Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы. Данный этап предполагает следующее:
- Проведение промежуточной групповой диагностики во 2 четверти 3 класса (изучение личностных, коммуникативных, познавательных УДД).
- Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.
- Психолого-педагогическая работа:
- Развивающая – развивающие групповые занятия.
- Просветительская работа с педагогами и родителями.
- Индивидуальная консультативная работа со всеми участникам образовательного процесса
IV этап - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе
- Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.
- Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.
- Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.
- Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся
- Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной работы в начальной школе.
Ожидаемые результаты:
- Наличие системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку эффективных механизмов совместной деятельности участников учебно-воспитательного процесса школы
- Наличие системы оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся
- Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД
- Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия
- Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.
Содержание работы по основным направлениям.
Организационно - методическое направление.
Данное направление включает следующие виды деятельности:
- Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.
- Обсуждение возможных путей реализации ФГОС в конкретном образовательном учреждении (МБОУ СОШ № 36).
- Участие в ШМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.
- Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.
- Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.
- Совместный анализ процесса и результатов формирования УУД у школьников.
Профилактическое направление
Диагностическое направление
Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС на первой ступени обучения
(диагностическая работа)
УУД | Инструментарий | Сроки | Отчетная документация |
1-й класс | Стартовая диагностика (1 этап) | ||
Личностные УУД Самооценка Мотивация учения | Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) «Что мне нравится в школе?» - проективный рисунок (Н.Г.Лусканова) | октябрь - ноябрь | Протоколы испытаний: самооценка, саморегуляция и мотивация (персонифицированные данные) - хранятся у психолога. Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю. Результаты испытаний: мотивация учения и саморегуляция (персонифицированные данные), самооценка (неперсонифицированные данные)- передаются в папку учителя. |
Регулятивные УУД Саморегуляция | Методика «Палочки и черточки» (У.В. Ульенкова) | ||
Коммуникативные УУД | Метод наблюдения | ||
1-й класс | Диагностика по плану адаптации (2 этап) | ||
Личностные УУД Самооценка («группа риска») Мотивация учения («группа риска») | Методика «Лесенка» (В.Г.Щур) «Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова) | март – апрель | Протоколы испытаний: самооценка, мотивация и эмоциональное состояние – (персонифицированные данные) хранятся у психолога. Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю. Результаты испытаний: мотивация учения, саморегуляция (персонифицированные данные); состояние и самооценка (неперсонифицированные) - передаются в папку учителя. |
Регулятивные Саморегуляция («группа риска») Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся (всех) | «Палочки и черточки» (У.В.Ульенкова) Восьмицветный тест М.Люшера (модификация Вольнефера) | ||
Коммуникативные УУД | Метод наблюдения | ||
2-й класс | Проводится коррекционно-развивающая работа с детьми с признаками школьной дезадаптации (по результатам диагностики в 1-ом классе) | ||
3 - 4-й классы | 3-й класс - Промежуточная диагностика 4-й класс - Итоговая диагностика | ||
Личностные УУД Самооценка Мотивация учения Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся | Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан) «Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова) Восьмицветный тест М. Люшера (модификация Вольнефера) | 3-й класс - 2-я четверть; 4-й класс - 4-я четверть | Протоколы испытаний: самооценка, мотивация, эмоциональное состояние, познавательные УУД, социометрия (персонифицированные данные) - хранятся у психолога. Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю. Результаты испытаний: мотивация учения, познавательные УУД (персонифицированные данные); самооценка, эмоциональное состояние, результаты социометрии (неперсонифицированные) передаются в папку учителя. |
Познавательные УУД Развитие словесно-логического мышления | Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене) | ||
Коммуникативные УУД | Метод наблюдения Социометрия |
Коррекционно – развивающее направление
Цель развивающей деятельности –формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
- Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.
- Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.
- Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).
- Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
- психолого-педагогические игры;
- развивающие упражнения;
- диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);
- рисуночные методы.
Принципы проведения занятий:
- Безопасность.
Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.
- Возрастное соответствие.
Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности первоклассников.
- Деятельностный принцип.
Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.
- Дифференцированный подход.
Учет индивидуальных особенностей учащихся.
- Рефлексия.
Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.
- Конфиденциальность.
Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.
Примерная тематика коррекционно-развивающих курсов для обучающихся начального звена
Название курса | Класс | Форма организации | Цель курса | |
1. | «Путешествие в страну Понимания» | 1 класс | Развивающие адаптационные занятия с классом | Помощь детям в адаптации к школе |
2. | «Уверенный ребенок» | 1-2 классы | Индивидуально-ориентированные занятия | Коррекция психологических проблем |
3 | «Учимся общаться» | 1-2 классы | Подгрупповые занятия | Развитие социально-психологических навыков |
4 | «Дружба начинается с меня», «Вся правда о лжи», « Дорога в пятый класс» | 2-4 классы | Развивающие занятия с классом | Развитие социально-психологических навыков |
Консультативное направление
Консультации | Контингент | Сроки | |
1. | Индивидуальные консультации по проблемам адаптации
| Родители, учителя | Сентябрь, октябрь |
2. | Групповые консультации для ШМО начальной школы «Проблемы внедрения ФГОС и пути их решения» | Педагоги | В теч. года |
3. | Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся . Оформление индивидуальных карт развития учащихся | Педагоги | В теч. года |
4. | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам) | Родители | В теч. года |
5. | Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы | Педагоги | Апрель, май |
6. | Индивидуальные консультации учащихся (по запросу) | Учащиеся | В теч. года |
Список литературы
- Глазунов Д.А.Психология Развивающие занятия 1 класс, М 2008
- Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
- Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
- Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
- Захарова А.В. Психологичя формирования самооценки. Минск, 1993.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
- Особенности личностного и профессиального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях Под ред Л.М.Митиной М.2010
- Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,Под ред В.В.Рубцова,М.2010
- Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Туризм в начальной школе"
Программа юный турист –путешественник имеет туристско-краеведческую направленность является адаптированной при ее разработке была использована типовая программа Юный турист –путешественник. В от...
Праздничная программа "Прощание с начальной школой"
Праздничная программа «Прощание с начальной школой»Выпускной в 4 классе Объявление, чёрным по белому,Мимо него не пройти.Школа чудесная, школа начальнаяВас приглашает прийти.Дальше сл...
Сценарий игровой программы для учеников начальной школы и методические рекомендации к нему.
Этот сценарий был написан мной, как педагогом дополнительного образования и руководителем театральной студии в начальной школе, для юных артистов – моих воспитанников. По сути – это новогодний п...
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы" на 2015-2016 учебный год
В рабочей программе представлено тематическое планирование, перспективное планирование на учебный год, планирование по работе с родителями....
Программа психологической подготовки к школе-28 часов
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет)Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: т...
Программа психологической супервизии в школе
Супервизия - психотерапевтическая практика помогающих профессий. Качественное внедрение супервизии в школе может стать залогом комфортного эмоционального состояния педагогов, повышения производительно...