Профессиональное выгорание педагогов (проблемы и решения)
материал (психология) по теме

Курышева Наталья Вячеславовна

Профессиональное  выгорание  педагогов - огромная  проблема  современности.  Я  надеюсь  мой  доклад  поможет  разобраться  в  этой  проблеме  и  принять  верные  меры  в  преодолении  этой  проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное  "выгорание"  у педагогов        

В настоящее время широко распространен термин «профессиональное   выгорание». Современные исследователи (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова,    и др.)   профессиональное  выгорание рассматривают как специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми: педагогов, врачей, психологов   и др. Представители данных профессий подвержены постепенному эмоциональному утомлению и опустошению - синдрому эмоционального выгорания. Возникает этот синдром как следствие профессиональных стрессов. Что  же  включает  в  себя   понятие   проф.    выгорание   «Профессиональное  выгорание  -  это   не  благоприятная  реакция   человека  на  стресс,  полученный  на   работе,  включающая  в  себя  психофизиологические  и  поведенческие компоненты   «выгорание»  может   характеризоваться   эмоциональным,   физическим   и когнитивным   истощением   и  проявляться   следующими   симптомами:   ухудшением   чувства юмора,  учащением  жалоб  на  здоровье,  изменением  продуктивности  работы,   снижением самооценки  и др.      Профессии  педагога  и  психолога  специальности,   обладатели  которых  в большей степени, чем другие, подвержены  риску  профессионального  «выгорания»,  поскольку используют в работе с людьми ресурсы  своей  психики.     Работа педагога сопряжена с огромной физической  и эмоциональной нагрузкой, спротиворечивыми мыслями и чувствами  сомнениями и отчаянием,   что приводит к истощению  эмоциональных   ресурсов и как следствие возникновение стрессовых состояний.    Педагоги часто не испытывают удовлетворение от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом и как следствие низкая степень социальной адаптации: повышенная тревожность,неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость и т. д.    Педагоги вынуждены  беспрестанно повышать свой профессионализм, чтобы быть в курсе инновационных технологий и соответствовать  предъявляемым требованиям что, в свою очередь, ведет к физическим и  интеллектуальным перегрузкам.   По мере   того,   как усугубляются последствия рабочих стрессов, и  истощаются моральные и физические силы педагога , ухудшается его здоровье.  Так  же   большее вниманиеполучил  термин «психологическое выгорание», под которым понимают ответную реакцию на продолжительный стресс. Это механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Психологическое выгорание включает в себя три основные составляющие: эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, усталости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Происходит потеря интереса к работе, человек не может отдаваться работе с таким же воодушевлением,как раньше.   Деперсонализация связана с возникновением негативного отношения к людям, с которыми работает специалист . Контакты с ними становятся формальными, обезличенными. Сдерживаемое раздражение со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.  Редукция профессиональных достижений говорит о возникновении у человека чувства некомпетентности в своей сфере, об осознаниине успешности.      Психическое выгорание характеризуется рядом признаков   это изменения в поведении (специалист утрачивает творческие подходы к решению проблемы, часто смотрит на часы, опаздывает на работу, уединяется и избегает коллег), в чувствах (плохое настроение, отстраненность, «уход в себя», повышенная раздражительность чувство вины),в мышлении (неспособность концентрировать внимание, сомнения в правильности принятия решений, безразличие к результатам),нарушенное здоровье (плохой сон, головные боли, усталость).   Выгорание – динамический процесс, возникающий поэтапно, в соответствии с механизмом развития стресса. Ученые выделяют три стадии его развития:

•  нервное (тревожное) напряжение (легкая форма), которое создают психоэмоциональная атмосфера, повышенная ответственность, проблемный контингент;

•  резистенция, т.е. сопротивление (затяжная форма), когда человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

•  истощение (хроническая форма) т.е. снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова).

Так, у человека, подверженного выгоранию первой степени, признаки процесса умеренны, недолги и случайны. Он может испытывать недовольство собой, занимаемой должностью, конкретными обязанностями.     На второй стадии выгорания симптомы более регулярны, носят затяжной характер и труднее поддаютсякоррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Первый признак перехода синдрома во вторую фазу развития - потеря способности улавливать разницу между принципиальноразличающимисяявлениями: экономичноепроявление эмоций (легкая улыбка, мягкий, спокойный тон речи, отсутствие категоричности, грубости) и неадекватное  эмоциональное реагирование (эмоциональная черствость, равнодушие, холодность).  Признаки и симптомы третьей стадии выгорания носят хронический характер. Попытки заботиться о себе, как правило, не приносят результата, сомнению подвергается ценность работы, выбор профессии. Наблюдается хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания, личностные изменения. Возможно развитие тревожности, депрессии, зависимости от психоактивных веществ.   На психологическом уровне профессиональное выгорание педагогапроявляется   в эмоциональной и личностной отстраненности, приходит ощущение, что уже нет возможности взаимодействовать с детьми. Постепенно симптом усиливается – все реже проявляются положительные эмоции и все чаще отрицательные: грубость, раздражительность, обиды. Даже мысль о профессиональной деятельности вызывает плохое настроение, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца.   Если обнаружены признаки стресса или  выгорания, рекомендуется составить личный план самонаблюдения. Важно, чтобы план этот свидетельствовал о желании «возродиться», выступал в качестве той энергии, которая способна обновить человека, вывести его из состояния «потухшего горения».

Речь идет:

• о постановке новых целей и задач для личностного роста;

• о приобретении новых профессиональных знаний и навыков эффективного педагогического общения;

• о развитии лидерских умений;

• об оптимизации режима и отдыха;

• о переоценке себя и своихдостижений;

• о регулярном воссоздании позитивного восприятия жизни и эмоционального настроя;

• о преобразовании «стрессового» стиля жизни в «не стрессовый», накоплении ресурсов счастья.

 Можно привести множество физиологических механизмов разрядки, которые оказывают восстанавливающее действие на человека. Проявляются они внешне в виде плача, смеха,в желании ударить, выговоритьсяи др. И не надо их сдерживать. Возбуждение снижается физической разрядкой, желанием выговориться.И в итоге человекможет осознать свои ошибки и принять правильное решение.   Можно дать себе и усиленную физическую нагрузку (бег на месте, 20-30 приседаний, прыжки со скакалкой) или переключиться на интересную деятельность, любимоезанятие. Аесли найдется место, не помешает вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает.При сильном эмоциональном возбуждении человек оценивает ситуацию   неадекватно.   Поэтому в острой эмоциогениой ситуации не следуетпринимать никаких решений. Необходимо успокоиться, а потом все обдумать.  Для укрепления уверенности в себе ижизнерадостного мировосприятия как важнейших ресурсов «антистресса» полезно овладеть принципами и техниками  позитивного мышления. Мысли, убеждения, внутренний диалог оказывают созидающее влияние на сценарий жизни человека. И проявляются они не только в поведении, переживаниях, но также в установке и готовности преодолевать жизненные стрессы.

Почему же «выгорают» педагоги? Традиционно факторы, способствующие развитию этого синдрома, группируются в две группы.

Первая группа включает в себя социально-психологические условия, а также особенности профессиональной деятельности. Ими являются:

• хроническинапряженная психоэмоциональная деятельность;

• дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация труда, расплывчатая информация, наличие шума, помехи);

• повышенная ответственность за выполняемые функции;

• неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности,

Во второй группе факторов ведущая роль отводится личностным проявлениям педагога, Речь идет:

• о склонности к эмоциональной ригидности: эмоциональное выгорание быстрее возникает у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан;

• об интенсивном восприятии и переживании обстоятельств,профессиональной деятельности.  Явление это возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются, и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.

• о слабой мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

• Профессионал в сфере общения не считает необходимым или не заинтересован  проявлять соучастие и сопереживание в работе с детьми.

• Основной причиной развития выгорания исследователи считают личностный фактор (Л.М. Митина, О.А. Прохоров, А.А. Реан). Склонность к выгоранию связана с такими личностными чертами, как высокая степень тревожности, низкая эмоциональнаяустойчивость, робость, подозрительность, импульсивность. Противоположные полюса этих черт, а также сердечность, доброта, гибкость поведения, независимость играют защитную роль при эмоциональном стрессе. Профессиональная помощь при  выгорании,   различные виды психотерапии и применение лекарственных препаратов, и социально-психологическая помощь    по выработкенеобходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Что же делать? Какая возможна профилактика?

Психологи приводят следующие советы, которые помогут   педагогам справиться с состоянием эмоционального опустошения, вернуться к эффективному взаимодействию с окружающими.

 1. Составить список реальных и абстрактных причин, побуждающих вас работать. Определить мотивацию, ценность и значение работы.

2. Перечислить то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. Вспомнить, когда вы занимались этим в последний раз.

 3. Регулярно встречаться с друзьями и сотрудниками – это ваша «группа поддержки».

 4. Начать заботиться о физическом здоровье: делать зарядку, правильно питаться, бороться с вредными привычками.

 5. Делать каждый день что-либо легкомысленное: кататься на скейте, прыгать через скакалку, пускать мыльные пузыри и др.

 6. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать  релаксации .

Определения степени выраженности синдрома выгорания.