Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии (9 класс) на тему
Занятие с элементами тренинга для обучающихся 9-х и 11-х классов "Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации". Данный материал аппробировался на обучающихся разных школ Наро-Фоминского района, дает полную диагностическую картину психологической готовности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологическая подготовка обучающихся к ЕГЭ и ГИА занятие с элементами тренинга | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
Занятие с элементами тренинга
ТЕМА: Психологическая подготовка к проведению единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
КАТЕГОРИЯ УЧАСТНИКОВ:
- обучающиеся 9 и 11 классов.
Составила педагог-психолог Логосова Н.И.
г. Наро-фоминск
2013 год
Оборудование:
- мультимедийная установка с проектором и колонками;
- ручки по количеству участников;
- листы бумаги А4 по количеству участников;
- бланки теста и анкет по количеству участников.
Время проведения: 70 минут.
Количество участников: 15 человек.
Ход занятия.
Показ презентации. (2 минуты)
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Перед тем как мы начнем наше занятие, я попрошу вас заполнить анкету. Эта анкета анонимна, то есть вы не указываете, кто заполнил данную анкету. В ней вы ставите «+», если вы согласны с данным утверждением, и «-» - если вы не согласны с данным утверждением. (Раздача анкеты (Приложение №1) и заполнение ее участниками) Сдайте, пожалуйста, анкеты.(5 минут)
Ну а сейчас я вам предлагаю ответить еще на одну анкету «Готовность к экзамену» (Приложение №3).
Приближается время сдачи Единого государственного экзамена или Государственной итоговой аттестации. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу.
Я прошу вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-балльной шкале от 1 – «полностью не согласен» до 10 – «полностью согласен».
Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение. По окончании выполнения задания я прошу вас сдать бланки анкет.
Выполнение задания.
Ведущий: Сейчас я вам предлагаю пройти тест (Приложение №2). Вы должны ответить на данный тест в течение трех минут. (Раздача теста) По моей команде вы приступите к выполнению. (Выполнение теста). (5 минут)
Ведущий: Ну а сейчас я вам предлагаю на вашем листке нарисовать три шкалы, внизу вы ставите 0%, а вверху 100 %. Я вам предлагаю ответить на три утверждения с помощью данных шкал. Ваш ответ заключается в проставлении количества процентов на то или иное утверждение.
Упражнение «Шкала согласия».
- Я много знаю о процедуре проведения экзамена.
- Сдать экзамены мне по силам.
- От ЕГЭ или ГИА одни проблемы и неприятности.(3 минуты)
Ведущий: Следующее упражнение называется «Отношение к экзамену».
Результат сдачи экзамена зависит от очень многих факторов. Это и погода, и настроение проверяющих, и везение.
Спросить о том, что еще может определять успех на экзамене. Если обучающиеся отвечают на вопрос «учитель», то с ними можно провести следующую интерактивную игру «Ручка». (10 минут)
Ведущий (выступает в роли учителя) дает ручку (материал) ученику и спрашивает, при каких условиях ты ее взял? Если ученик отвечает, что ведущий ее сам дал, то повторяется данная игра, только с условием, что ведущий прячет руки за спину и просит ученика попробовать дать ее ведущему. Правильный ответ заключается в том, чтобы обучающиеся поняли, что ведущий (учитель) может дать ручку (материал) только при условии согласия принимающей стороны.
В обсуждении дети должны придти к такому выводу, что сдача ЕГЭ зависит только от их знаний и умений, но никак не от учителя или родителей или случая.
Ведущий: Но очень важно понимать, что же зависит от нас самих, ведь только мы можем это изменить. Ведущий предлагает заполнить следующую таблицу (2 минуты)
От меня | От учителя | От родителей | От случая | |
На сколько процентов? | ||||
Что именно зависит? |
Дискуссия: (10 минут)
- Каковы + и – в поведении во время экзамена?
- Как сосредоточится во время экзамена?
- Как расположить к себе преподавателя (организатора ЕГЭ в аудитории)?
Показ презентации «Для выпускников». (6 минут)
Ведущий: Так как у нас осталось время, я вам предлагаю провести дискуссию (15 минут) по следующим вопросам:
- Как лучше подготовиться к экзамену?
- Как организовать рабочее место?
- Как организовать день накануне?
- Что нужно для успешной сдачи экзамена?
Показ презентации «Размышляй». (6 минут)
Ведущий: Вот и подошло наше занятие к завершению. Огромное спасибо вам за вашу работу! До свидания!
Работа с педагогами.
Педагогам предлагается заполнить анкету «Определение детей группы риска». Данное определение поможет педагогу организовать свою работу с детьми на качественном уровне.
Приложения.
Приложение №1
Анкета.
Вам предлагается ряд утверждений. Если вы согласны с данным утверждением, то поставьте +. Если вы не согласны с данным утверждением, то поставьте – .
- Я стараюсь, как можно больше заниматься дополнительно, чтобы иметь хорошие знания и высокие оценки.
- Меня больше беспокоит мысль как бы не получить двойку.
- Меня всегда беспокоит мысль как бы получить пять.
- Бывает, я отказываюсь отвечать, хотя и подготовился к заданию.
- Я бывает, чувствую, что всё забыл.
- Бывает, что лёгкие предметы я не могу ответить на пять, хотя считаюсь хорошим учеником.
- Когда я настраиваюсь отвечать, меня злит смех за спиной.
- Мне трудно выступать перед классом или большой аудиторией.
- Объявление оценок я всегда ожидаю с волнением.
- Я предпочел бы отвечать знакомому преподавателю.
- Меня тревожит уже мысль об экзамене, контрольной или необходимости ответа у доски.
- Перед занятиями или экзаменом у меня непонятно почему бывает внутренняя дрожь.
Интерпретация: если больше четырех положительных ответов, то можно говорить о высокой или средней подверженности экзаменационному стрессу. Если меньше четырех положительных ответов, то можно говорить о низкой или ниже средней подверженности к экзаменационному стрессу.
Приложение №2
УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.
- Прочитайте все пункты теста до конца.
- Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя.
- Сосчитайте до 30.
- Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
- Поставьте точки в центре квадратиков.
- Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
- Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
- Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
- Запишите время на левом поле листа.
- В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
- В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
- Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
- Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
- Обведите нарисованные квадратики.
- Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
- Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
- Снова запишите время в этой строке.
А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.
Приложение №2
УПРАЖНЕНИЕ ТРЕХМИНУТНЫЙ ТЕСТ.
- Прочитайте все пункты теста до конца.
- Напишите карандашом в левом верхнем углу свое имя.
- Сосчитайте до 30.
- Нарисуйте 4 маленьких квадратика внизу.
- Поставьте точки в центре квадратиков.
- Запишите на обратной стороне бланка имена 5 ваших друзей.
- Проделайте с левой стороны листа три дырочки ручкой.
- Если вы все уже правильно сделали, громко назовите свое имя.
- Запишите время на левом поле листа.
- В пункте 8 зачеркните все буквы «е», «а», «и».
- В пункте 7 подчеркните все нечетные слова.
- Обведите кружком все согласные буквы в пункте 6.
- Проверьте, какой пункт делает сейчас ваш сосед справа, запишите на своем бланке № этого пункта вверху.
- Обведите нарисованные квадратики.
- Напишите на обратной стороне 8 мужских имен.
- Напишите на обратной стороне 3 любых словарных слова.
- Снова запишите время в этой строке.
А теперь, когда вы все прочли, выполните только пункты № 1 и № 2 и сдайте бланк.
Приложение №3
Анкета «Готовность к сдаче экзамена»
Я хорошо представляю, как проходит экзамен | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Считаю, что результаты экзамена важны для моего будущего | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Думаю, что у экзамена есть свои преимущества | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче экзамена | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Чувствую, что сдать экзамен мне по силам | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Анкета «Готовность к сдаче экзамена»
Я хорошо представляю, как проходит экзамен | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время экзамена | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Считаю, что результаты экзамена важны для моего будущего | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Думаю, что у экзамена есть свои преимущества | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Считаю, что могу сдать экзамен на высокую оценку | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче экзамена | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Чувствую, что сдать экзамен мне по силам | Полностью согласен | 12345678910 | Абсолютно не согласен |
Анализ данных
Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими – 8 и больше.
Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.
Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.
Приложение 4
Анкета «Определение детей группы риска»
Инструкция: Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку (ученику) перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «плюс» в соответствующем столбце.
№ | Утверждение | ДА | НЕТ |
1 | Выполнение порученного дела всегда требует контроля со стороны взрослого | ||
2 | Очень переживает перед любой проверочной работой, контрольной, диктантом, экзаменом | ||
3 | Решение по какому – либо вопросу принимает с трудом, часто перекладывая его на других | ||
4 | Всегда и во всем исполнителен | ||
5 | Часто бывает несдержанным | ||
6 | Хорошо делает что – либо по образцу или по примеру, но свои способы выполнения предлагает редко | ||
7 | К успехам или неуспехам в школе относится равнодушно | ||
8 | В своих делах и действиях часто надеется на «авось» | ||
9 | Правильность и качество своей работы сам не проверяет, доверяя сделать это кому – нибудь другому | ||
10 | Часто перепроверяет себя, постоянно что-то исправляет в сделанном | ||
11 | Перед выполнением чего-либо ему требуется период «раскачки» | ||
12 | При выполнении какой – либо работы может делать ее то очень быстро, то медленно, постоянно отвлекаясь | ||
13 | Выполненную работу обычно не проверяет | ||
14 | Иногда проявляются невротические реакции: грызет ногти, кончик карандаша или ручки, теребит волосы и т.п. | ||
15 | При выполнении какой – либо работы очень быстро устает | ||
16 | Всегда и во всем претендует на самые высокие результаты | ||
17 | Часто бывает неаккуратным | ||
18 | При необходимости поменять вид работы или род деятельности делает это с трудом | ||
19 | Часто не может уложиться во временные рамки при выполнении чего-либо | ||
20 | Чаще поддерживает чужую точку зрения, свою отстаивает редко | ||
21 | Часто отвлекается при выполнении какой –либо работы | ||
22 | В работе часто бывает небрежен | ||
23 | Всегда стремится получать только отличные оценки | ||
24 | Всегда и во всем медлителен и малоподвижен | ||
25 | Обычно в начале делает что-либо быстро и активно, а затем темп выполнения становится все медленнее и медленнее | ||
26 | Старается все делать очень быстро, но часто не проверяет сделанное, пропускает ошибки | ||
27 | Всегда стремится быть и выполнять все лучше всех | ||
28 | Во время выполнения чего-либо необходимы перерывы для отдыха | ||
29 | Постоянно требует подтверждения правильности своего выполнения чего-либо | ||
30 | Равнодушен к оценке своей работы | ||
31 | Заранее свои действия планирует с трудом | ||
32 | Часто жалуется на усталость | ||
33 | Все делает медленно, но основательно |
Ключ к анкете «Определение детей группы риска»
Группа риска | Ответ «да» на вопросы: | Группы риска | Ответ «да» на вопросы: |
Инфантильные дети | 1, 8, 13, 30 | Дети с трудностями произвольности и самоорганизации | 12, 19, 21, 31 |
Тревожные дети | 2, 10, 14, 29 | Астеничные дети | 15, 25, 28, 32 |
Неуверенные дети | 3, 6, 9, 20 | Гипертимные дети | 5, 7, 17, 22, 26 |
Отличники и перфекционисты | 4, 16, 23, 27 | Застревающие дети | 11, 18, 24, 33 |
Использованная литература:
1. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения.
Государственная итоговая аттестация выпускников средних школ в форме единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме по физике проблемы и пути их решения....
Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в 2015 году по географии.
Презентации "Об изменениях в проведении единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации в 2015 году по географии" по материалам последних изменений в структуре проведения...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы датьвозможность участнику экзамена и широкой общественности составитьпредставление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и формезадани...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по математике
Демонстрационный вариант...
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного государственного экзамена
Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения в 2018 году основного государственного экзамена для учителей математики...
Рекомендации по психологическому сопровождению подготовки и проведения единого государственного экзамена
Данные рекомендации помогут родителям и педагогам грамотно и эффективно поддержать выпускников, а самим выпускникам найти способы самоорганизации и саморегуляции при подготовке к экзамену и во время п...