Особенности формирования социальных способностей личности в современном обществе
статья по психологии по теме
Оценивая уровень развития современного общества, нельзя не заметить значительные изменения социальной сферы.
Термин и понятие «социальный», т.е. «общественный» стремительно занимает лидирующую позицию в межличностных взаимоотношениях.
По определению А.Г. Рузской взаимоотношения – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergeeva_a.d.-4.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности формирования социальных способностей личности в современном обществе
Оценивая уровень развития современного общества, нельзя не заметить значительные изменения социальной сферы.
Термин и понятие «социальный», т.е. «общественный» стремительно занимает лидирующую позицию в межличностных взаимоотношениях.
По определению А.Г. Рузской взаимоотношения – субъективно переживаемые связи и отношения между людьми. Это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей, а затем оказывают влияние на эффективность совместного труда и характер протекания и интенсивность процесса общения. Взаимоотношения характеризуются избирательностью и нередко ярко эмоционально окрашены: человек предпочитает одних людей, равнодушен к другим, не принимает третьих. При этом феномен избирательности обусловлен потребностной сферой человека [5].
Для построения продуктивных взаимоотношений, дающих положительные результаты, всем участникам необходимо прикладывать значительные личностные усилия. Особое значение здесь приобретает социальная направленность личности, ее социальные ориентиры. Все это формируется с помощью социальных способностей.
Социальные способности – приобретаемые свойства личности, отвечающие требованиям социально-значимой деятельности, изменяющиеся под влиянием социального воспитания, соответствующие социальным нормам.
К социальным способностям мы относим саму речь человека, его умение общаться с другими, умение правильно себя представить и, конечно, его лидерские качества и умение налаживать эффективное взаимодействие со всеми участниками коммуникативного процесса.
При высоком развитии социальных способностей мы имеем высокоорганизованную личность, имеющую приоритетом в своем развитии социальные нормы и взгляды, которые дают ей возможность самой формировать результативность процесса социализации.
Социальные нормы – общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. Всякая система социальных норм предполагает наличие:
1) определенных общественно значимых стимулов деятельности (выступающих в качестве целей, идеалов, ценностей;
2) образцов или правил «нормального» для данной группы поведения;
3) санкций за уклонение от социальных норм.
Указанные моменты составляют основы социального контроля в любом сообществе. Процесс социализации индивида необходимо включает в себя, с одной стороны, рациональное осознание этих норм, а с другой стороны, интернализацию нормативных стандартов, т.е. превращение внешне заданных требований во «внутреннюю» норму, потребность, привычку [5].
Личность в современном обществе направлена на самоопределение, на поиски своего места в жизни и обществе.
В психологическом плане самоопределившаяся личность – это «субъект, осознавший, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение, таким образом, это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [3].
Только успешно социализированная личность дает результативное самоопределение, только такая личность проявляет социальные способности с лучших сторон и на высоком уровне. Социализация – ведущий компонент формирования социальных способностей личности, особенно в современном обществе.
Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации [5].
В социально-психологическом смысле особое значение при формировании социальных способностей личности в рамках современного общества приобретает процесс коммуникации.
А.П. Назаретян определяет коммуникацию как смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фатическая (связанная с установлением контактов) функции, первая из которых является генетически и структурно исходной [5].
Рамки нашего общества, конечно, не жесткие, но очень требовательные. Современная личность должна многое уметь и многое знать, чтобы стать полноценным членом современного общества. Если личности удается осознать всю значимость себя в частности для общества в целом, то и ее формирование своей активностью и результативностью не будет отставать от самоопределения.
Литература:
- Ильин. Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер,2011. – 701 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2012. – 800с.
- Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С.65.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
- Социальная психология. Словарь / Под ред. М.Ю.Кондратьева//Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах/Ред.-сост. Л.А.Карпенко. Под общ.ред. А.В.Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важность нравственного воспитания личности в современном обществе
Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...
Важность нравственного воспитания личности в современном обществе
Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, поли...
Социальные способности личности в условиях информатизации общества
В настоящее время в процессе развития и становления современного общества все больше проблем наблюдается в социальной жизнедеятельности государства. Возникают активные изменения в социальной сфере, ко...
Развитие творческих способностей учащихся как условие формирования социально адаптируемой личности
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в школьной среде является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие...
Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...
Методическая тема: Иностранный язык как средство формирования социально - адаптивной личности в современном образовательном пространстве.
Cтатья по методической теме...
Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"
Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...