Диагностика памяти подростков
тест по психологии по теме

Диагностика памяти подростков учащихся МБОУ "Княжегорская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_pamyati_podrostkov.doc228 КБ
Microsoft Office document icon diagnostika_pamyati_podrostkov.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика памяти подростков

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом  возрасте  память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.

Актуальность комплексной психодиагностической работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изучаются особенности всех уровней  интегральной  индивидуальности: индивидного, личностного, социально-психологического. Во-вторых, изучение совокупности разноуровневых особенностей позволяют составить системный психологический портрет  личности и получить достоверный психологический диагноз. В-третьих, проведение многоуровневой диагностики индивидуально-психологических свойств личности снижает вероятность проявления феномена социальной нежелательности, искажающего результаты исследования. [ психодиагностика коллекция…2005г]

С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную характеристику личности.  Диагностика  же  помогает получить более четкие данные  о личностных особенностях, например, памяти.

Я провела диагностику по исследования памяти  учащихся  5-7 классов. Мной подобраны  несколько методик, позволяющих определить уровень  разных видов памяти.  Я  разработала программу по развитию памяти, она  поможет детям в развитии памяти, что позволит им лучше усваивать школьный материал в потоке большой информации и повысить свой уровень знаний.

 

 1.Методика «оценка оперативной зрительной  память»

 

         Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке.   Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов»

Диагностическая цель: Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция (детский вариант)

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их—и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Инструкция (взрослый вариант):

а)        «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке»;

б)        «Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Протокол эксперимента

Таблица 9

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

мед

Огонь

1

2

3

4

5

Спустя

 час

Обработка и анализ результатов. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

Рис. 6. Динамика заучивания по методике «Заучивание 10 слов»

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9—10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее Количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

... Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя, после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

 

3.Методика «Память на числа»

Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимулъный материал

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 

3.Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.                                                        Приложение №1

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

          Обработка результатов.

1.1. Обработка данных по методике « Оперативная память»

7 класс:

1. Егорова Александра -  6 ед.

2. Шевелев Юрий –  1 ед.

3. Калмыков Максим –  1 ед.

4. Ратников Владимир – 4 ед.

5. Ворожун Екатерина -1 ед.

6. Мартемьянова Екатерина –3 ед.

7. Орлова Татьяна –  4 ед.

8. Постовалова Ольга –  2 ед.

      9. Ковалев Сергей - 5 ед.

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  8 ед.

    11. Соколов Рома – 3  ед.

     12. Шайхутдинова Катя – 6 ед.

     13. Быстрова Оля – 3  ед.

     14. Оболенский Миша –  3   ед.

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5  ед.

    16. Сейдометов Сервер –   1 ед.

    17. Мазурин Саша – 1  ед.

     18. Остапенкова Оля –   6 ед.

     19. Комисарова Олеся – 2 ед.

7 класс:

1. Егорова Александра -   8 баллов

2. Шевелев Юрий –   0 баллов

3. Калмыков Максим –   0 баллов

4. Ратников Владимир –  4 балла

5. Ворожун Екатерина – 0 баллов

6. Мартемьянова Екатерина – 2 балла

7. Орлова Татьяна –   4 балла

8. Постовалова Ольга –   2 балла

      9. Ковалев Сергей -  8 баллов

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  10 баллов

    11. Соколов Рома –  2 балла

     12. Шайхутдинова Катя –  8 баллов

     13. Быстрова Оля –  2 балла

     14. Оболенский Миша –   2 балла

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела –  4 балла

    16. Сейдометов Сервер –    0 баллов

    17. Мазурин Саша –  0 баллов

     18. Остапенкова Оля –    8 баллов

     19. Комисарова Олеся –  2 балла

 2.  Обработка данных по методике ««Заучивание 10 слов»

1.Мазурин Саша -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 2 слова.

2. Комисарова Олеся- 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

3. Сейдометов Сервер – 5 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

                4. Астапенкова Оля -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

5. Егорова Анна -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 9 слов.

6. Шайхутдинова Анжела – 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

7. Хомич Миша – 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 10 слов.

 

8.        Соколов Рома-6 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

 

                                        9. Быстрова Оля - 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

 

10.Шайхутдинова Катя -6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

                                11. Оболенский Миша – 6класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

                12. Шевелев Юра - 7 класс

 

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                        13. Калмыков Максим – 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3слова.

                                14. Ратников Владимир-7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  8 слов.

15. Ворожун Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

16. Мартемьянова Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                                        17. Ковалев Сергей -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   4 слова

18. Орлова Татьяна -7класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   6 слов.

                                        19.Постовалова Оля -7 класс.

Данные после 50минут:

Всего произведено –   3 слова.

Обработка данных по методике «Память на числа»

                                7 класс:

1. Егорова Александра - 4числа

2. Шевелев Юрий – 3 числа

3. Калмыков Максим – 2 числа

4. Ратников Владимир – 4 числа

5. Ворожун Екатерина -2 числа

6. Мартемьянова Екатерина – 3числа

7. Орлова Татьяна – 3числа

8. Постовалова Ольга – 3 числа

      9. Ковалев Сергей -3 числа

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 5 чисел

    11. Соколов Рома – 3 числа

     12. Шайхутдинова Катя – 4 числа

     13. Быстрова Оля – 3 числа

     14. Оболенский Миша –  3 числа

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5 чисел

    16. Сейдометов Сервер –  2 числа

    17. Мазурин Саша – 1 число

     18. Остапенкова Оля –  4чисела

     19. Комисарова Олеся – 2 числа

Данные методики представлены в виде диаграммы:

Обработка данных по методике «Память на  образы»

7 класс:

1. Егорова Александра – 5 рисунов

2. Шевелев Юрий – 3  рисунка

3. Калмыков Максим – 2  рисунка

4. Ратников Владимир –  5 рисунков

5. Ворожун Екатерина -2  рисунка

6. Мартемьянова Екатерина –  4 рисунка

7. Орлова Татьяна –  4 рисунка

8. Постовалова Ольга –  3 рисунка

      9. Ковалев Сергей -4 рисунка

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 6 рисунков

    11. Соколов Рома – 4 рисунка

     12. Шайхутдинова Катя – 5 рисунков

     13. Быстрова Оля – 4 рисунка

     14. Оболенский Миша –  3 рисунка

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 6 рисунков

    16. Сейдометов Сервер –  2 рисунка

    17. Мазурин Саша – 2 рисунка

     18. Остапенкова Оля –  6 рисунков

     19. Комисарова Олеся – 3 рисунка

Вывод: Обработка данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями,  о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал,  опираясь на зрительные образы, у других преобладает слуховое восприятие и акустические образы,  им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Конкретнее же, что касается исследования в данной группе  по оперативной зрительной памяти, то можно сказать, что   у Хомич М.- хорошая развитая по объему кратковременная память,  Остапенковой О., Шайхутдиновой А., Егоровой А., Ковалева С.- среднеразвитая по объёму кратковременная память. У остальных ребят память – низкий и очень  уровень кратковременной памяти.

По методике «Заучивание 10 чисел» показания следующие: хорошей памятью обладают – Хомич М., Ратников В, Остапенкова О., Шайхутдинова А.,  Егорова А., Орлова Т.; менее развитая  память – у Шевелева Ю., Мартемьяновой Е., Ковалева С., Оболенского М., Комисаровой А., Быстровой О., Ковалева С.; плохая память – у Мазурина А.,  Ворожун Е., Постоваловой О., Соколова Р., Сейдометова С.

По методике «Память на числа» о кратковременной зрительной памяти следующие результаты: хорошо развита кратковременная зрительная память  у Хомич М. и Шайхутдиновой А.. у Егоровой А., Шайхутдиновой К., Остапенковой О., Ратникова В.-  память развита чуть хуже, а у других детей память развита недостаточно.

По  образной памяти следующие показатели:

Хороша развита образная память у Хомич М., Шайхутдиновой А., Остапенковой О., Егоровой А., Мартемьяновой К., Ратникова В., Шайхутдиновой К.. У других учащихся  образная память  развита недостаточно хорошо.

Данные диагностики показывают, что у детей, у которых память развита хорошо и результаты по учебе выше, чем у тех учащихся, у которых память развита хуже или совсем не развита.

Рекомендации:

Для того,  чтобы    было легче учиться детям, необходимо всем учащимся работать над своей памятью. Для этого я предлагаю всем учащимся пройти курс по развитию памяти.  

0

2

4

6

8

10

12

1

2

3

4

5

количество слов

количество слов при

повторении



Предварительный просмотр:

Диагностика памяти подростков

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием. Способность к запоминанию (заучиванию) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. С 13 до 15—16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом  возрасте  память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому, при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованный, логический характер, обязательно включается мышление. Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого - становится более доступным запоминание абстрактного материала. Память работает опосредованно, опираясь на усвоенные знаковые системы, прежде всего — речь.

Актуальность комплексной психодиагностической работы обусловлена несколькими причинами. Во-первых, изучаются особенности всех уровней  интегральной  индивидуальности: индивидного, личностного, социально-психологического. Во-вторых, изучение совокупности разноуровневых особенностей позволяют составить системный психологический портрет  личности и получить достоверный психологический диагноз. В-третьих, проведение многоуровневой диагностики индивидуально-психологических свойств личности снижает вероятность проявления феномена социальной нежелательности, искажающего результаты исследования. [ психодиагностика коллекция…2005г]

С помощью экспериментального исследования можно получить лишь частичную характеристику личности.  Диагностика  же  помогает получить более четкие данные  о личностных особенностях, например, памяти.

Я провела диагностику по исследования памяти  учащихся  5-7 классов. Мной подобраны  несколько методик, позволяющих определить уровень  разных видов памяти.  Я  разработала программу по развитию памяти, она  поможет детям в развитии памяти, что позволит им лучше усваивать школьный материал в потоке большой информации и повысить свой уровень знаний.

 

 1.Методика «оценка оперативной зрительной  память»

 

         Этот вид памяти характеризуется тем, насколько долго учащийся может хранить и использовать в процессе решения задачи ту информацию, которая необходима для поиска правильного решения. Время удержания информации в оперативной памяти служит её основным показателем. В качестве дополнительной характеристики оперативной памяти можно использовать количество ошибок, допускаемых учащимся во время решения задачи (имеются в виду такие ошибки, которые связаны с не сохраненной в памяти нужной для решения задачи информации).

Оперативную зрительную память и её показатели можно определить при помощи процедуры. Школьнику последовательно по 15 секунд каждая, предлагаются карточки-задания, представленные в виде шести по-разному зрительных треугольников. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо неё предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника, среди которых находятся и 6 тех треугольников, которые испытуемый только что видел, на отдельной карточке.   Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все 6 треугольников.

Показателем развитости зрительной оперативной памяти является частное отделение времени решения задачи в минуту на число ошибок, допускаемых в процессе решения, плюс единица.

Ошибками считается неправильно указанные в матрице треугольниками или те из них, которые ребёнок не смог по какой либо причине найти.

Практически для получения показателя поступают следующим образом. По всем четырём карточкам определяется количество правильно найденных на матрице треугольников и их общая сумма делится на 4. Это есть число правильно указанных треугольников. Данное число вычитается из 6-ти. Полученный результат есть среднее количество ошибок. Далее определяется среднее время работы, путём деления общего времени работы ребёнка над всеми 4 карточками на 4.

Момент окончания времени работы испытуемого над подсчётом треугольников в общей матрице определяется при помощи вопроса: «Ты уже всё нашёл, что увидел?» После утвердительного ответа можно прекратить поиск треугольников в матрице. Деление среднего времени работы над поиском на матрице 6-и треугольников и количество допущенных ошибок позволяет получить искомый показатель.

Оценка результатов.

10 баллов - получает испытуемый, имеющий объём кратковременной памяти равный 8-и и более единицам.

Аналогическое количество баллов-10 -получают дети от 6 до 9 лет, если объём их памяти составляет 7-8 единиц.

8 баллов - оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам.

Такое же количество баллов получает ребёнок в возрасте от 12 и старше лет, имеющие объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла - получает испытуемый имеющий объём кратковременной памяти, составляющий 4-5 единиц.

2 балла - ставится в том случае если объём кратковременной памяти составляет 1-3 единицы.

0 баллов - объём кратковременной памяти равняется 0-1 единиц.

Выводы по уровням развития.

10 баллов - хорошая развитая по объему кратковременная память.

8 баллов - среднеразвитая по объёму кратковременная память.

4 балла - не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.

2 балла - низкий уровень кратковременной памяти.

0 баллов - очень низкий объём кратковременной памяти.

2. Методика «Заучивание 10 слов»

Диагностическая цель: Одна из наиболее часто применяющихся методик, предложена А. Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал. Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при использовании остальных методик, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор пользуется каким-либо одним рядом слов.

Однако необходимо использовать несколько наборов, чтобы дети не могли их друг от друга услышать. В данном эксперименте очень важна большая точность произнесения и неизменность инструкции.

Инструкция (детский вариант)

Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию (второй этап).

Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их—и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), — все вместе, в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Инструкция (взрослый вариант):

а)        «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я кончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке»;

б)        «Сейчас я снова прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже называли, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

В случае, если испытуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 минут, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

Протокол эксперимента

Таблица 9

Количество повторений

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

мед

Огонь

1

2

3

4

5

Спустя

 час

Обработка и анализ результатов. По протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов.

Рис. 6. Динамика заучивания по методике «Заучивание 10 слов»

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания. Установлено, что у здоровых детей школьного возраста «кривая запоминания» носит примерно такой характер: 5, 7, 9 или 6, 8, 9 или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов; при последующих повторениях (всего не меньше пяти раз) количество воспроизводимых слов 9—10. Приведенный протокол говорит о том, что умственно отсталые дети воспроизводят сравнительно меньшее количество слов. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что испытуемый воспроизвел одно лишнее слово — огонь, в дальнейшем при повторении он «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям отдельных психологов, встречаются при исследовании больных детей, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности.

«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания, и на выраженную утомляемость. Так, например, иногда ребенок ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а при последующих пробах припоминает все меньшее и меньшее Количество слов. В жизни такой ученик обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе такой забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Кривая в таких случаях не обязательно резко падает вниз, иногда она принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

В отдельных, сравнительно редких случаях дети воспроизводят от раза к разу одинаковое количество одних и тех же слов, т. е. кривая имеет форму «плато». Такая стабилизация свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. Кривая типа низко расположенного «плато» наблюдается при слабоумии с апатией (при паралитических синдромах).

... Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя, после повторения, в большей мере свидетельствует о памяти в узком смысле слова.

Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

 

3.Методика «Память на числа»

Диагностическая цель: Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

Процедура тестирования. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 секунд таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и после того, как таблица убрана, записать на бланке.

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с числами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все те числа, которые вы запомнили».

Стимулъный материал

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

Обработка и анализ результатов. Оценка кратковременной зрительной памяти производилась по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. Методика удобна для группового тестирования, так как процедура не занимает много времени.

 

3.Методика «Память на образы»

Диагностическая цель. Методика предназначена для изучения образной памяти. Методика применяется при профотборе.

Процедура тестирования. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке.                                                        Приложение №1

Инструкция: «Вам будет предъявлена таблица с образами (привести пример). Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд уберут таблицу, и вы должны нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили».

Обработка и анализ результатов. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма — 6 правильных ответов и больше. Методика используется в группе и индивидуально.

          Обработка результатов.

1.1. Обработка данных по методике « Оперативная память»

7 класс:

1. Егорова Александра -  6 ед.

2. Шевелев Юрий –  1 ед.

3. Калмыков Максим –  1 ед.

4. Ратников Владимир – 4 ед.

5. Ворожун Екатерина -1 ед.

6. Мартемьянова Екатерина –3 ед.

7. Орлова Татьяна –  4 ед.

8. Постовалова Ольга –  2 ед.

      9. Ковалев Сергей - 5 ед.

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  8 ед.

    11. Соколов Рома – 3  ед.

     12. Шайхутдинова Катя – 6 ед.

     13. Быстрова Оля – 3  ед.

     14. Оболенский Миша –  3   ед.

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5  ед.

    16. Сейдометов Сервер –   1 ед.

    17. Мазурин Саша – 1  ед.

     18. Остапенкова Оля –   6 ед.

     19. Комисарова Олеся – 2 ед.

7 класс:

1. Егорова Александра -   8 баллов

2. Шевелев Юрий –   0 баллов

3. Калмыков Максим –   0 баллов

4. Ратников Владимир –  4 балла

5. Ворожун Екатерина – 0 баллов

6. Мартемьянова Екатерина – 2 балла

7. Орлова Татьяна –   4 балла

8. Постовалова Ольга –   2 балла

      9. Ковалев Сергей -  8 баллов

                6 класс:

    10. Хомич Миша –  10 баллов

    11. Соколов Рома –  2 балла

     12. Шайхутдинова Катя –  8 баллов

     13. Быстрова Оля –  2 балла

     14. Оболенский Миша –   2 балла

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела –  4 балла

    16. Сейдометов Сервер –    0 баллов

    17. Мазурин Саша –  0 баллов

     18. Остапенкова Оля –    8 баллов

     19. Комисарова Олеся –  2 балла

 2.  Обработка данных по методике ««Заучивание 10 слов»

1.Мазурин Саша -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 2 слова.

2. Комисарова Олеся- 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

3. Сейдометов Сервер – 5 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено – 3 слова.

                4. Астапенкова Оля -5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

5. Егорова Анна -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 9 слов.

6. Шайхутдинова Анжела – 5 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 8 слов.

7. Хомич Миша – 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 10 слов.

 

8.        Соколов Рома-6 класс

                Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

 

                                        9. Быстрова Оля - 6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

 

10.Шайхутдинова Катя -6 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 7 слов.

                                11. Оболенский Миша – 6класс

Данные после 50минут:

Всего произведено – 5 слов.

                12. Шевелев Юра - 7 класс

 

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                        13. Калмыков Максим – 7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3слова.

                                14. Ратников Владимир-7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  8 слов.

15. Ворожун Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  3 слова.

16. Мартемьянова Екатерина -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –  5 слов.

                                        17. Ковалев Сергей -7 класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   4 слова

18. Орлова Татьяна -7класс

Данные после 50минут:

Всего произведено –   6 слов.

                                        19.Постовалова Оля -7 класс.

Данные после 50минут:

Всего произведено –   3 слова.

Обработка данных по методике «Память на числа»

                                7 класс:

1. Егорова Александра - 4числа

2. Шевелев Юрий – 3 числа

3. Калмыков Максим – 2 числа

4. Ратников Владимир – 4 числа

5. Ворожун Екатерина -2 числа

6. Мартемьянова Екатерина – 3числа

7. Орлова Татьяна – 3числа

8. Постовалова Ольга – 3 числа

      9. Ковалев Сергей -3 числа

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 5 чисел

    11. Соколов Рома – 3 числа

     12. Шайхутдинова Катя – 4 числа

     13. Быстрова Оля – 3 числа

     14. Оболенский Миша –  3 числа

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 5 чисел

    16. Сейдометов Сервер –  2 числа

    17. Мазурин Саша – 1 число

     18. Остапенкова Оля –  4чисела

     19. Комисарова Олеся – 2 числа

Данные методики представлены в виде диаграммы:

Обработка данных по методике «Память на  образы»

7 класс:

1. Егорова Александра – 5 рисунов

2. Шевелев Юрий – 3  рисунка

3. Калмыков Максим – 2  рисунка

4. Ратников Владимир –  5 рисунков

5. Ворожун Екатерина -2  рисунка

6. Мартемьянова Екатерина –  4 рисунка

7. Орлова Татьяна –  4 рисунка

8. Постовалова Ольга –  3 рисунка

      9. Ковалев Сергей -4 рисунка

                6 класс:

    10. Хомич Миша – 6 рисунков

    11. Соколов Рома – 4 рисунка

     12. Шайхутдинова Катя – 5 рисунков

     13. Быстрова Оля – 4 рисунка

     14. Оболенский Миша –  3 рисунка

                                        5 класс:

    15. Шайхутдинова Анжела – 6 рисунков

    16. Сейдометов Сервер –  2 рисунка

    17. Мазурин Саша – 2 рисунка

     18. Остапенкова Оля –  6 рисунков

     19. Комисарова Олеся – 3 рисунка

Вывод: Обработка данных показывает, что память школьников принципиально отличается, эти отличия и являются теми самыми индивидуальными особенностями,  о которых было сказано выше. Данное исследование зрительной и слуховой оперативной памяти испытуемых показывает, что одним людям лучше запоминать материал,  опираясь на зрительные образы, у других преобладает слуховое восприятие и акустические образы,  им лучше один раз услышать, чем несколько раз увидеть.

Конкретнее же, что касается исследования в данной группе  по оперативной зрительной памяти, то можно сказать, что   у Хомич М.- хорошая развитая по объему кратковременная память,  Остапенковой О., Шайхутдиновой А., Егоровой А., Ковалева С.- среднеразвитая по объёму кратковременная память. У остальных ребят память – низкий и очень  уровень кратковременной памяти.

По методике «Заучивание 10 чисел» показания следующие: хорошей памятью обладают – Хомич М., Ратников В, Остапенкова О., Шайхутдинова А.,  Егорова А., Орлова Т.; менее развитая  память – у Шевелева Ю., Мартемьяновой Е., Ковалева С., Оболенского М., Комисаровой А., Быстровой О., Ковалева С.; плохая память – у Мазурина А.,  Ворожун Е., Постоваловой О., Соколова Р., Сейдометова С.

По методике «Память на числа» о кратковременной зрительной памяти следующие результаты: хорошо развита кратковременная зрительная память  у Хомич М. и Шайхутдиновой А.. у Егоровой А., Шайхутдиновой К., Остапенковой О., Ратникова В.-  память развита чуть хуже, а у других детей память развита недостаточно.

По  образной памяти следующие показатели:

Хороша развита образная память у Хомич М., Шайхутдиновой А., Остапенковой О., Егоровой А., Мартемьяновой К., Ратникова В., Шайхутдиновой К.. У других учащихся  образная память  развита недостаточно хорошо.

Данные диагностики показывают, что у детей, у которых память развита хорошо и результаты по учебе выше, чем у тех учащихся, у которых память развита хуже или совсем не развита.

Рекомендации:

Для того,  чтобы    было легче учиться детям, необходимо всем учащимся работать над своей памятью. Для этого я предлагаю всем учащимся пройти курс по развитию памяти.  

0

2

4

6

8

10

12

1

2

3

4

5

количество слов

количество слов при

повторении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДРОСТКОВ»

«Психологические тесты и анкеты для классных руководителей и родителей»...

Память.Диагностика и развитие памяти.

В презентации раскрыты вопросы формирования и развития памяти, а также  диагностика различных видов памяти....

Проблемы диагностики и коррекции детей и подростков группы риска по возникновению девиантного поведения.

В статье рассматриваются проблемы педагогической диагностики детей и подростков, относящихся к группе риска по развитию девиантного поведения. Многолетний опыт консультативно-диагностической работы уч...

Задания для диагностики и развития памяти.

Задания для диагностики и развития памяти....

Диагностика памяти

В работе представлены методические рекомендации диагностики памяти обучающихся  младших и средних классов....

Диагностика личности подростка

В помощь классному руководителю....

Диагностика развития памяти подростков

Для определения уровня развития памяти предлагаются два задания ,направленные на: - диагностику природной памяти; -диагностику культурной памяти. В данной методике описаны два этапа диагностики-...