Программа "Учитель и проблемы дисциплины"
статья на тему
Программа "Учитель и проблемы дисциплины" – не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом технологии здесь является сам учитель как активно действующий образец партнёрского отношения к людям. Успех программы зависит от педагога и его веры в себя и в успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchitel_i_problemy_discipliny..doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Учитель и проблемы дисциплины"
Программа "Учитель и проблемы дисциплины" написана С. В. Кривцовой в 1997 году. Она хорошо известна учителям и с неизменным успехом применяется ими на практике. Опираясь на сделанное с максимально возможной степенью объективности наблюдение за поведением учащегося, учитель делает вывод о мотивации ученика к "плохому" поведению (выбирая из четырёх основных мотивов – стремление к привлечению внимания, борьба за власть, месть и избегание неудачи). Точное понимание мотива помогает учителю безошибочно выбрать корректирующее поведение, которое позволяет ученику получить то, что ему необходимо, не теряя собственного достоинства. Благодаря уважительному отношению учителя ко всем, в том числе "плохо" ведущим себя ученикам, у детей повышает самоуважение. Это, в свою очередь, приводит к формированию у школьников устойчивых образцов поведения, базирующихся на собственной ответственности и свободном выборе такого варианта поведения, которое устраивает и класс, и учителя, и самого ученика. Благодаря этому повышается личностная зрелость учеников, а в классе формируется положительно подкрепляемый учителем образ правильного поведения, что создаёт рабочую атмосферу.
Структура программы
Практической части программы предшествует изложение теоретических основ подхода и трёх принципов, на которых она базируется. Учитель должен распознать тип плохого поведения по мотиву, прекратить его, не прерывая урока и не устраивая публичного разбирательства, но не только это. За каждым инцидентом обязательно должно последовать педагогическое воздействие, направленное на уменьшение подобных проступков у этого ученика в будущем. С этой целью предлагается составить план развития личности для проблемного ученика – так называемый школьный план действий, состоящий из 5 последовательных шагов, каждый из которых важен и необходим. Каждый из шагов содержит методический блок и блок для самостоятельной работы. Тем, кто хочет освоить программу и применять её в своей работе, необходимо очень серьёзно подойти к выполнению заданий для самостоятельной работы. Это поможет усвоить полученные знания, отрефлексировать свои привычные установки и образцы поведения, а также определить собственные критерии отбора тех методов, которыми педагог планирует воспользоваться в своей практике. Рекомендуется последовательное изучение тем и выполнение заданий (не более одного задания за один раз).
Программа "Учитель и проблемы дисциплины" – не панацея, которая сама собой решит все проблемы. Это скорее шанс что-то улучшить. Главным компонентом технологии здесь является сам учитель как активно действующий образец партнёрского отношения к людям. Успех программы зависит от педагога и его веры в себя и в успех.
Подробно с содержанием программы можно познакомиться на сайте http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/
Ниже представлен психологический тренинг для учителей, составленный на основе программы Кривцовой, который даёт общее представление о том, как работает эта программа.
На чем строится поведение учеников?
Три основных закона поведения:
1 закон
Ученики выбирают определенное поведение в определенных ситуациях
2 закон
Любое поведение учеников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни
3 закон
Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
- Привлечение внимания
- Власть
- Месть
- Избегание неудачи
Привлечение внимания
Ученики все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а ребятам – понимать учителя.
Власть
Некоторые ученики "плохо ведут себя, потому что для них важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: "Ты мне ничего не сделаешь" и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть
Для некоторых учеников главной целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят или всему миру.
Избегание неудачи
Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют требованиям учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, и остаются в изоляции, неприступные и "непробиваемые" никакими методическими ухищрениями педагога.
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
•Повышаем голос
•Произносим фразу типа: "Учитель здесь пока еще я!"
•Оставляем последнее слово за собой
•Начинаем кричать
•Используем такие позы и жесты, которые "давят": сжатые челюсти, сцепленные руки
•Используем сарказм
Правила конструктивного взаимодействия с властными и мстительными учениками:
1.Научитесь акцентировать внимание на поведении, а не на личности ученика.
2.Займитесь своими негативными эмоциями.
3.Не усиливайте напряжение ситуации.
4.Обсудите поступок позже.
5.Позвольте ученику "сохранить лицо".
6.Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Что делать учителю?
8 стратегий:
•Изменить методы объяснения
•Ввести дополнительные методы обучения
•Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь, и о себе
•Делать ошибки нормальным и нужным явлением
•Формировать веру в успех
•Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах
•Помогите ученикам изменить внутреннюю речь на "Ты сможешь, если будешь думать , что сможешь! Повторяй это каждый день в отношении к тем предметам, которые не получаются"
•Отмечать достижения
Практическая часть
Определите мотивы "плохого" поведения:
"Ученица сидит и рыдает на уроке"
•Если вы подошли к ней, и плач затих – это "привлечение внимания"
•Если вы подошли к ней, и плач стал громче – это "власть"
•Если все это происходит на вашем открытом уроке в присутствии комиссии – это может быть "месть"
•Если ученице нужно отвечать, а она боится или не может – это может быть "избегание неудачи"
Как выражать признательность
•"Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал"
•"Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу"
•"Саша, неужели это ты так все вымыл? Что же ты раньше так не делал"
•"Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!"
•"Когда я увидел, как ты моешь класс, Саша, я подумал: он умеет работать не только головой, но и руками!"
•"Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне"
Поведение, направленное на избегание неудач
•"Я смог бы, если бы захотел приложить достаточно усилий"
•"Если бы я не писал его ночью, то оценка была бы выше"
Любые официальные медицинские диагнозы усиливают уверенность в несостоятельности учеников
•"Я не смогу это сделать, это очень трудно"
•"Я никогда не сделаю правильно"
Сколько поддержки нужно?
•Привлечение внимания……х 1
•Власть ……х 10
•Месть ……х 100
•Избегание неудачи ……х 1000
Школьная администрация, вдохновленная результатами работы тренинговой группы, может предложить вам «поднять на флаг» эту программу и заявить о ней как об официальном эксперименте. Мы хотим предупредить вас об опасности такого шага. Способствование личностному росту учеников и учителей — а именно это составляет суть работы по Школьным планам действий — интимный и тонкий процесс. Нельзя заставить человека быть внутренне свободным и прибавить ему за это зарплату. Вы спросите, что же делать? Просто жить, оставаясь приверженцем этих идей, если они пришлись вам по сердцу. Возможно, вы будете при этом отличаться от всех ваших коллег, все равно — не тратьте время и силы на доказательства своей правоты, просто своим профессиональным опытом покажите, что отношения с детьми могут быть справедливыми и радостными, а работа в школе может давать ощущение необыкновенной полноты жизни (не поэтому ли вы все еще там работаете?).
Список информационных ресурсов:
1. http://www.vashpsixolog.ru - психологический тренинг для учителей.
2. Учитель и проблемы дисциплины: Программно-методические материалы / Сост. И.Н. Рязанова, В.Ю. Чал-Борю. – М.: АСОУ, 2007. – 44 с.
3. http://nkozlov.ru/library/psychology/psychology2/ - программа "Учитель и проблемы дисциплины"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Учитель и проблемы дисциплины"
В буклете описаны причины нарушения дисциплины на уроке, даны рекомендации для педагогов....
Презентация "Учитель и проблемы дисциплины"
Презентация к семинару "Учитель и проблемы дисциплины". Раскрыты причины поведения ребенка, ответная реакция учителя на вызов ребенка....
Проблемы дисциплины в школе
Проблема школьной дисциплины в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных и зарубежных педагогов. И в современный период она не теряет свою актуальность, а лишь обостряется...
"Актуальность проблемы дисциплины в современной школе". Выступление на ШМО классных руководителей
Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь...
Семинар для педагогов школы «Учитель и проблемы дисциплины»
Ученики, наши дети, выбирают разное поведение, чтобы чувствовать свою значимость и важность как членов разных групп: в семье и в классе, в спортивной секции… Когда нам, педагогам, воспитателям и родит...
Эта вечная проблема - дисциплина
Определение понятия - дисциплина. Четыре цели плохого поведения.Избегайте субъективных оценок. Меры экстренного воздействия. Поступайте неожиданно!...
презентация Проблемы дисциплины на уроках
Презентация может быть использована для проведения МО по решению педагогических ситуаций...