Психолого-валеологическая разработка "Шишки, желуди, орехи...."
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме
Цель работы: дать валеологическую оценку образа жизни, выявить факторы, влияющие на здоровье и рассмотреть способы предупреждения и снятия стресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterskaya_myasnikovoi_i_sokolovoi-valeologiya-sait.doc | 230 КБ |
Предварительный просмотр:
5-я Межрегиональная экологическая экспедиция школьников России
(Новгородская область, 1 – 15 июля 2006 г.)
Мастерская Н.А.Мясниковой и М.А.Соколовой
«Шишки, желуди, орехи…»
(психолого-валеологическая программа)
Мясникова Наталья Александровна - учитель биологии СОШ № 3 г. Муром Владимирской области
Соколова Мария Александровна - психолог основной общеобразовательной школы пос. Муромский, г. Муром Владимирской области.
Цель работы: дать валеологическую оценку образа жизни, выявить факторы, влияющие на здоровье и рассмотреть способы предупреждения и снятия стресса.
Оборудование: ручки, карандаши, рабочая тетрадь (Приложение 5).
Ход занятия:
Часть 1. Психологические игры на создание работоспособности
и сплочение рабочей группы
Варианты игр:
«Черные шнурки». Ведущий предлагает поменяться местами по какому-либо признаку, при этом сам стремиться занять освободившееся место. «Поменяйтесь местами те, у кого черные шнурки…» и т.п.
«Здравствуйте». Каждый по очереди выходит в центр круга, и здоровается со всеми любыми способами, не повторяя уже использованные варианты. Все остальные повторяют предложенное приветствие.
«Мадам Шамкина». Играющие стоят в кругу. Ведущий сообщает: « Где-то среди нас прячется мадам Шамкина. Нам надо узнать, где она. У нее есть один отличительный признак - плохие зубки. Поэтому мы все спрячем свои зубки и будем друг друга спрашивать: «Ты не видел мадам Шамкину?» (Говорящий при этом похож на беззубую старушку). Тот, кто покажет свои зубки – и есть мадам Сямкина…»
Можно использовать другие игры психологического содержания
Часть 2. Здоровье, стресс, факторы здорового образа жизни (эвристическая беседа, тестирование, обсуждение результатов)
- Дискуссия на тему здоровья. Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные тезисы дискуссии:
Здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).
Физическое здоровье – это состояние, при котором нет структурных и функциональных нарушений в организме и хорошо выражены адаптивные реакции на различные социальные и геофизические факторы среды обитания.
Психическое здоровье – это отрицание и преодоление болезни, стремление жить таким образом, чтобы не заболеть.
Социальное здоровье – это социальная активность человека, его деятельность согласно потребностям семьи и общества.
- Работа в микрогруппах по выявлению факторов здорового и нездорового образа жизни и их последствий. Результаты обсуждения записываются в рабочую тетрадь
Факторы образа жизни (список неполный) | |
Здоровый образ жизни | Нездоровый образ жизни |
Полноценный отдых | Неполноценный отдых |
Активная жизненная позиция | Социальная пассивность |
Удовлетворенность работой, физический, духовный комфорт | Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление |
Рациональное питание | Нерациональное питание |
Высокая медицинская активность | Низкая медицинская активность |
Экономическая и материальная независимость | Вредные привычки |
Регулярная физическая и двигательная активность | Гиподинамия |
Активное общение с природой | Отсутствие общения с природой |
- Формирование понятия «болезнь». Определение записывается в рабочую тетрадь.
Болезнь – неспособность организма реализовать свои биологические и социальные функции.
- Проведение теста «Как вы беспокоитесь о своем здоровье?» (Приложение 1). Обсуждение результатов.
- Формирование понятия «стресс». Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные положения обсуждения:
Стресс – это состояние нервно-психического напряжения.
Виды стресса: 1) физиологический; 2) психический (информационный или эмоциональный).
- Работа в группах «Моделирование стрессовой ситуации». На примере модельных ситуаций рассматриваются фазы прохождения стресса.
Дискуссия: Влияние стресса на организм. Понятие толерантности. Состояние тревоги как основное свойство личности, обуславливающее вероятность возникновения стресса.
- Проведение теста на выявление тревожности (Приложения 2 и 3).
- Проведение теста «Левый – правый: тип характера», через который выявляется воздействие факторов стресса в зависимости от типа характера (Приложение 4).
- Смена вида деятельности. Игры-активаторы на создание работоспособности (смотри часть 1).
Часть3. Способы предупреждения дистресса и его последствий
- Дискуссия на тему дистресса. Результаты записываются в рабочую тетрадь. Основные тезисы дискуссии:
Питание:
Продукты, усиливающие стресс: рафинированные продукты; сладости, десерты; готовые концентраты; сладкие безалкогольные напитки.
Продукты, снижающие стресс: сырые овощи, фрукты, зелень, ягоды; орехи, сухофрукты; мед; свежевыжатые соки.
Физическая нагрузка:
Нагрузка, снижающая стресс: бег, плавание, аэробика, лыжи, гребля, йога.
Нагрузка, усиливающая стрессовое состояние: спортивные игры с более сильным противником; чрезмерная нагрузка.
Другие способы предупреждения и снятие стресса: 1) аутотренинг, медитация; 2) водные процедуры; 3) дыхательная гимнастика (дыхание по системе йоги и система дыхания Стрельниковой); 4) ведение дневника; 5) смехотерапия; 6) общение с природой.
- Отработка практических навыков снятия стресса:
- Обучение участников занятия элементам дыхательной гимнастики по Стрельниковой;
- Крик – как способ снятия стресса;
- Водные процедуры;
- Основы аутотренинга и медитации.
- Разминка. «Советы наоборот». Закрепление материала занятия через антитезисы (разрабатываются участниками занятия):
- Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем! Будьте недоверчивы! При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не сможете, то загоните ярость поглубже в себя.
- Все, что не имеет отношения к делу - чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей!
- Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости, как книга, кино, спорт. Это занятие для бездельников!
- У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу.
- Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и требуйте всегда по максимуму. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором: ведь жизнь – ужасно неприятная штука!
- Формулирование антистрессовой программы поведения:
- Вставайте раньше, чем обычно - и вы избежите раздражения с раннего утра. Так вы обеспечите спокойствие и организованность дня.
- Не полагайтесь на свою память – заведите ежедневник. Так вы избежите постоянно беспокоящего чувства, как будто вы что-то должны сделать, но не помните что именно.
- Делайте сегодня то, что отложили на завтра. Планируйте наперед!
- Если вас что-то раздражает – уберите источник раздражения!
- Ослабьте ваши стандарты, будьте более гибкими. Иногда совершенство не достижимо, или оно не всегда стоит затраченных усилий.
- Считайте ваши удачи! Воспоминания о них могут уменьшить ваше раздражение в случае, когда опять что-нибудь произойдет не так, как хотелось бы.
- Избегайте общения с хронически озабоченными людьми.
- Во время работы найдите время размять тело и подвигаться.
- Высыпайтесь. Если необходимо, то используйте будильник для напоминания о том, что пора идти спать.
- Создайте из хаоса порядок, чтобы не искать в панике нужную вещь.
- Улучшите свой внешний вид и хорошее настроение вам будет обеспечено!
- Не вешайте на себя ярлыков типа: «я некрасив…», « я слишком полный..», « я очень глупый…» и т.п
- Делайте выходные дни как можно более разнообразными!
- Научитесь прощать и забывать! Будьте добрее! Примите тот факт, что люди и мир вокруг вас несовершенны!
Приложение 1
Тест « Как вы беспокоитесь о своем здоровье?»
На предлагаемые вопросы ответьте «Да» или «Нет»:
- регулярно ли вы проходите медицинские обследования?
- покупаете ли и читаете книги по медицине?
- вам нравиться смотреть по телевизору передачи о здоровье?
- регулярно ли вы покупаете и употребляете витамины?
- стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
- используете ли вы травы и другие средства народной медицины?
- часто говорите о своем здоровье или болезни?
- если у вас болит голова, беспокоитесь, что это может быть опухолью мозга?
- кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
- имеете привычку ложиться в постель, если вы расстроены или обеспокоены?
- начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряженно работаете?
- вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
- пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдываетесь тем, что плохо себя чувствуете?
- приходилось ли вам притворяться, что у вас что-нибудь болит, чтобы не ходить в школу, когда были ребенком?
- ваша мама сильно волновалась, когда вы болели в детстве?
- вы сразу ложитесь в постель, когда простужаетесь?
- боитесь ли заразиться инфекционными заболеваниями?
- часто ли посещаете врача?
- много ли лекарств держите дома?
- есть ли в вашей семье наследственные заболевания?
- сильно ли беспокоитесь о своем здоровье?
- вы ежедневно проверяете свой вес?
- часто ли у вас кружится голова?
- у вас бывает ускоренное сердцебиение?
- регулярно рассматриваете свой язык?
Обработка результатов теста:
Подсчитайте очки: каждый положительный ответ приносит 1 очко, каждый отрицательный – 0.
14-35 очков. Вы ипохондрик и своим чрезмерным беспокойством о здоровье можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4-13 очков. У вас достаточно разумное отношение к здоровью. Но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может легко перерасти в ненормальное состояние ипохондрии.
3 очка и меньше. У вас вполне разумное отношение к своему здоровью.
Приложение 2
Опросник ситуативной тревожности
Инструкция: зачеркните цифру справа в зависимости о того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ
№ | Утверждения | вовсе нет | пожалуй так | верно | соверш. верно |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 3
Опросник личностной тревожности
Инструкция: зачеркните цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ ОБЫЧНО.
№ | Утверждения | вовсе нет | пожалуй так | верно | соверш. верно |
1 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Я обычно быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я долго принимаю решения, и из-за этого нередко проигрываю | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я принимаю слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Всякие пустяки отвлекают меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Обработка результатов теста:
Ключ к обработке результатов теста
Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||
Номер суждения | Ответы | Номер суждения | Ответы |
1 | 4 3 2 1 | 1 | 4 3 2 1 |
2 | 4 3 2 1 | 2 | 1 2 3 4 |
3 | 1 2 3 4 | 3 | 4 3 2 1 |
4 | 1 2 3 4 | 4 | 1 2 3 4 |
5 | 4 3 2 1 | 5 | 1 2 3 4 |
6 | 1 2 3 4 | 6 | 4 3 2 1 |
7 | 1 2 3 4 | 7 | 4 3 2 1 |
8 | 4 3 2 1 | 8 | 1 2 3 4 |
9 | 1 2 3 4 | 9 | 1 2 3 4 |
10 | 4 3 2 1 | 10 | 4 3 2 1 |
11 | 4 3 2 1 | 11 | 1 2 3 4 |
12 | 1 2 3 4 | 12 | 1 2 3 4 |
13 | 1 2 3 4 | 13 | 1 2 3 4 |
14 | 1 2 3 4 | 14 | 1 2 3 4 |
15 | 4 3 2 1 | 15 | 1 2 3 4 |
16 | 4 3 2 1 | 16 | 4 3 2 1 |
17 | 1 2 3 4 | 17 | 1 2 3 4 |
18 | 1 2 3 4 | 18 | 1 2 3 4 |
19 | 4 3 2 1 | 19 | 4 3 2 1 |
20 | 4 3 2 1 | 20 | 1 2 3 4 |
Сумма СТ= | Сумма ЛТ= |
Обработка результатов: подсчитать сумму баллов по всем ответам. При интерпретации показателей можно применять следующие ориентировочные оценки тревожности:
До 30 баллов – низкая тревожность;
31-44 балла - умеренная;
45 и более - высокая тревожность.
Приложение 4
Тест «Левый-правый: тип характера»
Ответ на условия тестов – «правый» или «левый» - обозначьте соответствующими буквами «П» и «Л».
Ведущая рука.
Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый – вы человек эмоциональный, правый – аналитический склад ума.
Ведущий глаз.
Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый – о твердом, настойчивом, более агрессивном.
Поза Наполеона.
Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая рука, вы склонны к кокетству, правая – к простоте и простодушию.
Аплодисменты.
Если удобнее хлопать правой рукой, можно говорить о решительном характере, левой – вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.
Результаты теста:
Если отдельно взятый тест помогает определить какую-то из черт вашего характера, то их сочетание позволяет выделить его тип.
ПППП - для такого человека характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение (стереотип). Он не любит конфликтовать и ссориться.
ПППЛ – для такого сочетания тестов – левый на фоне правых или наоборот – соответствующая черта характера (в данном случае нерешительность)
ППЛП – кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. При общении с такими людьми необходим юмор и решительность. Очень контактный тип характера. Наиболее часто встречается у женщин.
ПЛПП – характер, сочетающий в себе аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у деловых женщин. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях некоторая холодность и некоторая терпимость.
ППЛЛ – редкий тип характера. Близок к третьему, но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердостью характера (правый ведущий глаз).
ПЛПЛ - слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого типа характера беззащитны, подвержены различным влияниям. Встречается, как правило, у женщин.
ЛППП - встречается очень часто. Основная черта – эмоциональность, сочетается с недостаточной настойчивостью в главных жизненных вопросах (брак, образование и т.д.). Поддается чужому влиянию, и это позволяет приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходятся с людьми.
ЛППЛ. Мягкость большая, чем у предыдущего типа характера, наивность. Требует особого, внимательного отношения к себе – тип маленькой королевы.
ЛЛПП – дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов. Склонность к самоанализу.
ЛЛЛП – эмоциональный, решительный и энергичный человек. Но часто наспех принятые решения приносят серьезные осложнения. Очень важен дополнительный тормозной механизм. мужчины с таким характером менее эмоциональны.
ЛЛЛЛ – тип характера антиконсервативный, способность на старые вещи взглянуть по-новому. Наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.
ЛПЛП – самый сильный тип характера. Таких людей трудно в чем-либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в тоже время энергичны, упорно добиваются поставленных целей
ЛПЛЛ – похож на предыдущий. Но люди неустойчивые, переубедить их порой оказывается невозможно. Они склонны к «самокопанию», с трудом находят себе новых друзей.
ПЛЛП – мягкий характер, «умело» конфликтуют, любят путешествовать. Легко находят друзей, часто меняют свои увлечения.
ПЛЛЛ – непостоянство и независимость, желание сделать все самому присуще этим людям. Способность анализировать помогает им успешно решать сложные задачи. Обычно мягкие, приятные на первый взгляд, они часто чересчур становятся требовательными и даже жестокими.
Приложение 5. Рабочая тетрадь
(отдельным файлом)
Список используемой литературы:
Белл Р. «Йога: простые упражнения». М.: Махаон, 2000
Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для ВУЗов, 2-е изд-е.-М.: Флинта: Наука, 2002
Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный практикум.- М.: Флинта: Наука, 2002
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. « Гроссмейстер общения», 3-е издание. М.: Смысл, 2000
Митина Л.М., Асмаковец Е.С. « Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М.:МПСИ: Флинта, 2001.
Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. « Психологические методы изучения личности». М.: МПСИ: Флинта, 1998
Психогимнастика в тренинге./Под ред. Н.Ю. Хрящевой,- Спб.: « Речь», Институт Тренинга, 2000
Шоу Б. «Спортивная йога».- М.: Изд-во Эксмо, 2003
Юнас Я.. Дюрик П. Детская Энциклопедия здоровья.-Изд-во «Освета»,1986
Энциклопедический справочник медицины и здоровья.- М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004
Энциклопедия для детей « Человек».- М.: Аванта, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-валеологическая мастерская "Ощущение чуда"
формирование экологических знаний через систему психологического тренинга....
Проект "Выращивание саженцев дуба из желудя в школьном питомнике""
ПРОЕКТ«Выращивание саженцев дуба из желудя в школьном питомнике»...
История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб".
ФГОС. История жанра басни. Эзоп "Ворон и Лисица", "Жук и Муравей". Ж.Лафонтен "Желудь и Тыква". Г.Лессинг "Свинья и Дуб"...
Тема открытого урока: «Орех, как продукт и слово «орех», как грамматическая категория».
Тема проекта кулинарной мастерской и русского языка: «Любимые орешки». ...
Внеурочное занятие "Изготовление объемных фигурок из природного материала: шишек, желудей, каштанов"
Урок ручного труда в классе коррекции. Изготовление объемных фигурок из шишек, желудей, каштанов с помощью пластилина....
Сценарий выступления агитбригады школьного лесничества Желудь
Сценарий выступления агитбригады школьного лесничества "Желудь" МОУ "Колосковская СОШ" Валуйского района Белгородской области. (Звучит торжественная музыка (1)Выходят вс...
ЭКОЛОГИЧЕСКИ-ПРОДУКЦИОННЫЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ОТ ЖЕЛУДЯ К ДУБУ»
Проект «От желудя к дубу» разработан для учащихся 8-9 классов коррекционной школы VI вида с легкой умственной отсталостью. Нацелен на экологическое воспитание учащихся, их социализацию, ра...