психолого-педагогическое сопровождение школы
календарно-тематическое планирование по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение в МОУ СОШ № 11
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности учителя, родителей, учащихся.
Наблюдение за детьми, испытывающих трудности в обучении, поведении занимает длительное время.
I педагогическое наблюдение начинается с периода адаптации:
- Активность на уроке
- Поведение на уроке и перемене
- Утомляемость, работоспособность
- Круг общения в школе
- Самостоятельность, самоорганизация
- Развитие речи
- В беседе с учащимися и родителями выясняет межличностные отношения в семье
- Консультирует родителей о том, на что нужно обратить внимание в данный момент (индивидуально и групповые (собрания))
- 10 минутки (на которых можно узнать настроение детей, готовность к рабочему дню, состояние здоровья).
II психологическая диагностика начинается с письменного заявления родителей и просьбе учителя
- Психических процессов
- Тревожность
- Работоспособность, утомляемость
- Мотивация к обучению
- Социометрия
Логопед проверяет:
- Развитие речи (устной и письменной)
- Дефекты
- Словарный запас
Пишется характеристика на ребенка. С ней знакомят учителя, родителей.
III медицинское сопровождение заключается:
- Изучение медицинских карточек
- Ведет статистику часто болеющих учащихся
- Санитарно-гигиеническое состояние ребенка (кожные заболевания, форма 20 педикулез и т.д.)
- Направляет к узким специалистам и далее следит за выполнением оздоровительного плана (в основном педиатра).
- Выпуск санитарных бюллетеней
- Беседы о здоровом образе жизни
IV школьный консилиум на котором присутствуют:
- классный руководитель
- психолог
- логопед
- мед работник
- учителя-предметники
- администрация
Собирались консилиумы «Адаптация 1 класса»,
- Хорошавин, Ефимов (повторное обучение в 1 классе), Фильчагин, Фильчагина, Фильчагин ( обучение в классе VIII вида) были направлены на ПМПК в центр «Доверие»
«Адаптация 5 классов»
- отсутствует самостоятельный навык, родители не участвуют в жизни детей, были названы резервные дети, на которых нужно обратить внимание. Предварительный консилиум провести в августе с целью ознакомления преподавателей с характеристикой класса, каждого ребенка, их семьями.
«Рисуем» общее представление о классе и о ребенка в частности, на которого стоит, обратить внимание.
На частную часть консилиума иногда приглашаются родители для того, чтобы все школьные службы и специалисты донесли из первых уст, дают рекомендации в обучении и воспитании
V. На основании характеристик, плана консилиума службы школы начинает индивидуальную и групповую работу с учащимися и родителями.
Классные руководители и учителя – предметники создают условия для обучения, иногда только на первых парах, дополнительные занятия после урока (если ребенок замотивирован), индивидуальный подход во время урока.
Логопед после обследования зачислила на логопункт 15 чел – 1 класс, 7 чел – 2 класс, 3 чел – 3 класс. Занятия проводились 2 раза в неделю.
Задачи:
- Исправление дефектов звукопроизношения
- Формирование фонематических процессов
- Формирование навыков анализа и синтеза, звуко-слогового слова
- Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса
- Формирование лексико-грамматического строя речи
- Формирование связной речи
- Развитие психологических предпосылок к обучению
- устойчивость внимания, наблюдательности,
- способность к запоминанию. Переключению внимания
Психолог:
- Развитие психических процессов
- Работоспособности
- Тревожность
Групповые «Я учусь владеть собой» - Ц.: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе
«Я учусь учиться» - Ц.: активизировать мотивацию и интеллектуальный потенциал ребенка, в привлекательной форме показать интересные стороны познавательной деятельности и собственные возможности ребенка
Тренинговые занятия с учащимися (по классам, группа риска), учащиеся + родители, педагоги. Темы – конфликты и способы их решения, общение и взаимодействие, отношения в коллективе, обучение играм на снятие тревожности, агрессии, сплочение коллектива.
VI совет «Согласие»
Дети на каждом этапе развития нуждаются в помощи взрослого для повышения самооценки, разобраться в себе, в возникшей ситуации, способах решения. Беседы с родителями о проблемах воспитания ребенка. Рассматривались следующие вопросы:
- унижение уч-ся 6б класса одноклассниками
- пропуски без уважительной причины в 5а классе
- нарушение дисциплины на уроках ОБЖ в 8а классе
- срыв урока ОБЖ учащимися 6а класса
- оскорбление Кл. рук-ля учащимися 8а класса (Самойлов)
- конфликты между учащимися 6 а класса
- кража денег и вовлечение к распитию пива одноклассников
- бродяжничество
Так же в школе существует совет отцов (6 человек). Работают по следующим направлениям:
- Охрана прав и законных интересов обучающихся
- Внесение предложений по улучшению организации образовательного процесса
- Охрана и укрепление здоровья детей
- Подготовка и проведение досуговых мероприятий
- Участие в профилактических советах, акциях, рейдах
- Организация поддержки талантливых детей
В этом учебном году принимали участие: в рейдах, диспут «Молодежь ДО и Сейчас…», строительство снежного городка, лыжня России, в ремонте и изготовлении учебного оборудования, праздники посвященные 23 февраля, 8 марта, 9 мая(парад), проведение промежуточной аттестации 9 класс, благоустройство пришкольного участка.
VII. Рейды проводятся в вечернее время. Каждая группа получала маленькую информацию по ученику (учеба, поведение, пропуски). Родителям раздавались памятки по режиму, воспитанию и т.д.
Педагог – психолог
Татарко С.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»
В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Подготовка к школе - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста....
Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...
психолого -педагогическая деятельность в школе
Психолого- педагогическая деятельность педагога-психолога по профилактикеправонарушений в рамках воспитательной работы школыв МБОУ Бажын-Алаакской СОШна 2016-2017 уч. год....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
"Особенности психолого -педагогической деятельности в школе"
Аннотация: В данной статье раскрывается педагогическая философия педагога-психолога общеобразовательной школы. Описываются принципы, направления работы, роли, которые выполняет педагог -психолог...
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Логопедическое сопровождение в системе комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью"
В материале освещается общая характеристика нарушений речи у детей с умственной отсталостью, характеризуются уровни системного недоразвития речи. Анализируются виды локальных нарушений речи, даются ха...