Нокаут или техническое поражение
учебно-методический материал по психологии (9 класс) по теме
Рекомендации по подготовке учащихся к устному экзамену
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nokaut_ili_tehnicheskoe_porazhenie.rar | 755.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Как и когда отвечать на дополнительные вопросы?
1. Разновидности дополнительных вопросов
Дополнительные вопросы условно делятся на уточняющие, наводящие, альтернативные, собственно дополнительные и неожиданные.
Уточняющие вопросы.
Если вы ходите вокруг да около основного вопроса, то экзаменатор может спросить о нем прямо, например: "Так когда же была основана Москва?" Тут очень сложно что-либо посоветовать, если вы точно не знаете ответ. Заметим лишь, что вместо "не знаю" лучше сказать "не помню".
Дело в том, что в числе причин, повышающих вероятность получения помощи от другого человека, очень важное значение имеет тот факт, виноват ли в создавшемся положении сам нуждающийся в помощи или нет. В вашем "не знаю" виноваты только вы сами: вы не удосужились "узнать" и поэтому на помощь экзаменатора лучше и не надейтесь. В словах "не помню" доля вашей вины уже не так велика: вы все-таки приложили усилия, но, что поделаешь, "оно не запомнилось". Вы тут почти ни при чем - это она виновата, память, над которой вы оказались невластны...
Кроме того, ответ "не знаю" плох и еще по одной причине. Экзаменатор может подумать (а чаще всего именно так и думает), что вы вообще не имеете представления о дате основания Москвы, и назови он вам VI в. до н.э. или 1778 год - вы и в том, и в другом случае с ним согласитесь. А ведь вы всего-навсего забыли последнюю цифру: то ли 1147, то ли 1148 год. Ну тогда так и скажите: "1147 или 1148". В крайнем случае назовите век. Покажите, что если у вас нет четких знаний, то вы хотя бы ориентируетесь в вопросе.
Конечно, иногда бывает так, что ваше честное и скорбное "не знаю" может принести вам дополнительные очки. Тут все зависит от того, что предпочитает ваш экзаменатор - трудолюбие и честность или ум и сообразительность.
Авторам пришлось видеть такую картину: студент, который великолепно ответил на первый и второй вопросы билета, вместо ответа на третий громко и уверенно сказал: "Не знаю". На лице преподавателя, когда он ставил в зачетке тройку, явственно читалось: "Я не виноват. Он сам..."
Наводящие вопросы
Эти вопросы - почти подсказка, или, если хотите, ваше спасение. Хватайтесь за них, как утопающий за соломинку. Помните: об уровне ваших знаний экзаменатор будет судить по тому, насколько быстро вы сообразите, что от вас хотят услышать.
Альтернативные вопросы
Их экзаменаторы обычно задают в той же ситуации, что и уточняющие вопросы. Но положение здесь не столь критичное:
1) часто один из ответов явно более предпочтителен, и есть вероятность того, что именно он является правильным;
2) даже при полном отсутствии знаний ваши шансы будут составлять не менее 50%.
Следует, однако, помнить, что и альтернативные, и уточняющие вопросы экзаменатора свидетельствуют о том, что его начинает раздражать отсутствие четкости в вашем ответе.
Собственно дополнительные вопросы
Очень часто экзаменуемые имеют хорошие знания, но забывают сказать о том или ином аспекте раскрываемого вопроса. Они об этом ЗНАЮТ, но ЗАБЫВАЮТ ВСПОМНИТЬ. В этом случае экзаменатор обычно и задает дополнительные вопросы.
Если налицо отличные знания, то ничего страшного в этом нет - абитуриенты молниеносно выдают требуемые сведения. Но все-таки желательно избегать ситуации "не помню, что именно надо вспомнить". Для этого необходимо твердо усвоить все пункты плана, опираясь на которые можно рассказать о любом явлении, законе или теории.
Что нужно знать о том или ином явлении?
внешние признаки явления;
условия его протекания;
механизм, сущность явления, его определение;
связь с другими явлениями;
когда и кем было впервые описано данное явление;
количественные характеристики явления и то, как оно используется в практической деятельности;
условия управления явлением.
Что нужно знать о законе?
какую связь между явлениями отражает этот закон;
формулировка закона;
его математическое выражение (если имеется);
какими опытами можно подтвердить закон;
когда, кем и при каких обстоятельствах данный закон был открыт;
как учитывается закон на практике;
границы применения закона.
Что нужно знать о теории?
опыты, факты, явления, послужившие основой теории;
основные понятия и положения теории;
используемый для ее описания математический аппарат;
круг явлений, которые объясняются или предсказываются данной теорией.
Неожиданные вопросы
Внимательно слушающий вас экзаменатор неожиданно задает вопрос. Что делать в этой ситуации? Ведь если вы не знаете ответ назубок, то молниеносно переключиться и что-нибудь придумать очень сложно. Самое главное в этом случае - не молчать. Можно задать экзаменатору несколько уточняющих вопросов и таким образом выиграть необходимое для обдумывания ответа время.
2. Когда отвечать на вопросы и замечания
С вопросами все более или менее понятно. Чем раньше вы начнете отвечать, тем лучше. Это понятно.
С замечаниями немного сложнее. Здесь можно предложить следующие варианты:
1) до того, как замечание высказано;
2) сразу после того, как оно сделано;
3) во время замечания, перебив экзаменатора;
4) несколько позднее;
5) никогда.
Отвечать до того, как замечание высказано, следует в случаях, когда вы чувствуете, что экзаменатор рано или поздно сделает определенное замечание. Тем самым у вас появится возможность самим выбрать наиболее подходящий момент для ответа.
Отвечать сразу после высказанного замечания - наиболее принятый метод для ответа, и его нужно использовать во всех нормальных ситуациях.
Отвечать несколько позднее после высказывания замечания необходимо в случае, если вам трудно сразу найти подходящий ответ и вам лучше отложить его на более поздний момент.
Отвечать во время высказывания замечания - вариант, как и предыдущий, не самый удачный.
Не отвечать вообще можно лишь на отдельные виды замечаний (особенно враждебные). Это же относится и к случаям, когда можно без ущерба признать правоту экзаменатора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные средства поражения
Ядерное, химическое и биолгическое оружее...
Оружие массового поражения. Ядерное оружие.
Понятие о ядерном оружии. Классификация ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва....
Урок ОБЖ в 10 классе. «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения».
«Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения». Урок ОБЖ в 10 классе по разделу учебной программы " Гражданская оборона – составная часть обороноспособ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НОКАУТА..
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЕГЭ ИЛИ КАК ИЗБЕЖАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НОКАУТА.САМОЕ НЕПРИЯТНОЕ, ЭТО КОГДА ТЕРПИШЬ НЕУДАЧУ ПРИ СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА НЕ ОТ ТОГО, ЧТО НЕ ЗНАЛ, А ОТ ТОГО, ЧТО НЕ СМОГ СПРА...
Самостоятельная работа по безопасности жизнедеятельности ПМП при поражении отравляющими веществами. При радиоактивном поражении.
Самостоятельная работапо безопасности жизнедеятельностиПМП при поражении отравляющими веществами. При радиоактивном поражении....
Открытый урок. 6 класс. «Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели в технических системах»
Разработка открытого урока по теме: «Понятие о технической системе. Рабочие органы технических систем (машин). Двигатели в технических системах» составлена по учебнику В.М Казакевич ...
Обычные средства поражение, оружие массового поражения. Их факторы поражения (кратко)
В презентации даны определения основным понятиям по теме, их краткая характеристика, а также их поражающие факторы...